Технологическая карта урока ИЗО по теме: "Красота человека. Портрет русской красавицы с учетом этнокультурных особенностей региона", УМК "Школа России", 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: расширение представления об красоте человека, совершенствование изобразительных способностей учащихся в процессе выполнения портрета русской красавицы в национальном костюме.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дата: 27.09.2024 Школа: Многопрофильный лицей № 148 г. Челябинска Класс: 4с Урок: 4 Время: 16:45 – 17:25 Кабинет: 205 | Студент: Насырева Светлана Александровна Группа: 41 Учитель: Макаренко Марина Александровна Методист: Буторина Валентина Владимировна |
Тема урока «Красота человека. Портрет русской красавицы с учетом этнокультурных особенностей региона»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: расширение представления об красоте человека, совершенствование изобразительных способностей учащихся в процессе выполнения портрета русской красавицы в национальном костюме.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: «Школа Неменского», учебник: Изобразительное искусство: 4 класс. Учебник: Л. А. Неменская, презентация, раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. Деятельности методы и приемы, формы контроля | Содержание урока | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
I. Этап самоопределения к деятельности 15 сек. | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов |
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. -Меня зовут – Светлана Александровна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства. - Великий педагог Лев Семенович Выготский говорил: «Творчество - это не просто картина или песня, это то, что исходит из самого сердца». Так давайте же творить, чтобы обогатить наш внутренний мир. -Поверьте, чтобы у вас на партах были бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка или салфетка. Давайте начнем. | Показывают готовность к уроку. | УУРД:уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. | Учебная презентация: слайд №1 | |||
II. Актуализация знаний и мотивация 1-2мин. | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов |
- Ученики, обратите внимание на экран, над какой темой мы продолжаем работать в этой четверти? - Что вы уже изучили? - Действительно, знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. На Родине человек себя чувствует спокойно, умиротворенно, каждый уголок ему родной. Наверняка, сейчас, каждого из вас окутывают приятные воспоминая о любимых местах. Испытывая множество различных положительных чувств к свой Родине и малой Родине, человек обращается к искусству. Люди творят с помощью красок и кистей, выражают свою душу и благодарность нашим предкам за дар жизни. - Что для вас означают слова Родина и малая Родина? - Родина всегда начинается с семьи. Наша Родина – это страна Россия, с её прекрасной природой, людьми. Важность каждого человека в процветании страны нельзя переоценить. Малая Родина – это город, поселок или деревня, где человек родился и вырос, наш регион. Малая Родина связывает целые поколения с наследием, нашей духовной красотой. Каждый из нас, будучи уникальной личностью, вносит свой вклад в общее благо, формируя культуру, традиции и ценности. В каком регионе мы проживаем? - Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. А Родина Россия, У нас у всех одна. - Множество деятелей искусства запечатлели лики людей нашего региона, отражающие нашу – русскую красоту в портретах. - Ребята, а какие картины мы можем назвать портретом? | Высказывают предположения и доказывают свою точку. - Истоки родного искусства. - Мы изучили как изображать пейзаж родной земли и русскую деревню, а также узнали их ценность для культуры человека. - Место, где мы родились, наш город, страна. Дети отвечают. - Портрет – это жанр изобразительного искусства, показывающий индивидуальные черты конкретного человека. - Челябинская область, г. Челябинск. Дети отвечают. | УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. | Учебная презентация: слайд №2, 3, 4, 5 | |||
III. Постановка учебной задачи 1 мин. | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Парная Выполнение задание | - Самые красивые люди для человека там, где он родился и вырос. В Челябинской области люди наполнены бесконечно живой и многогранной душой, наполненной простотой и искренностью. - Ученики, как вы думаете, какая тема урока. - Вы правы, тема урока: «Портрет русской красавицы с учетом культурных особенностей Челябинской области» - Любая деятельность без цели бессмысленна, поэтому прошу вас поставить себе цель на сегодняшнее занятие. Ключевыми словами у нас выступают сегодня: «Узнать…и выполнить…». | - «Портрет русской красавицы с учетом культурных особенностей Челябинской области». - Узнаём особенности русской красоты и выполним портрет русской красавицы в национальном костюме. | УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения; | Учебная презентация: слайд №6, 7, 8 | |||
IV. Открытие нового знания 10-12мин. | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов |
- Ребята, кто из вас знает сколько народов проживает на территории нашего региона? - В нашем регионе проживает около 130 народностей! Это русские, башкиры, татары, казахи, украинцы, российские немцы, нагайбаки, таджики, мордва. - Обратите внимание, пожалуйста, на экран. Рассмотрите русские костюмы. Какие отличия вы заметили? Как вы думаете, почему наш русский народный костюм имеет столько разных вариантов? - Народы Урала всегда находились в постоянном и тесном общении друг с другом, и разница в вере, языке, традициях и эстетических представлениях совсем не мешала тесному взаимодействию и взаимовлиянию народов друг на друга. - Русский народный женский костюм традиционно состоял из каких основных элементов? Сарафан - основная длинная верхняя часть платья без рукавов. Мог быть различной длины и формы. Душегрея - короткая (до талии) распашная верхняя одежда с рукавами. Носилась поверх сарафана. Понёва - вид женской юбки, обычно долгая и широкая, с узорным тканым или вышитым орнаментом. Рубаха - нижняя длинная женская рубашка с длинными рукавами. - Чем могла быть украшена рубаха? Головные уборы: Кокошник - традиционный праздничный женский головной убор полукруглой формы, украшенный жемчугом, вышивкой, лентами. Повойник - женский платок, покрывавший волосы и завязывавшийся под подбородком. Сорока - убор, состоявший из двух частей: налобной повязки и покрывала на затылок. - Рассмотрим традиционный женский костюм Челябинской области, который имел свои особенности. Сарафаны часто украшались вышивкой геометрических узоров, лент, аппликациями. Душегрея могла быть отделана мехом, бархатом, шёлком. Женщины надевали запон (фартук), потому что многие занимались промысловым видом деятельности. Кокошники местных женщин имели высокую округлую тульку. Украшались жемчугом, бисером, лентами. Повойники и сороки также широко использовались в качестве головных уборов. В целом, костюм отличался яркими, насыщенными цветами и богатым декоративным оформлением. - Как вы думаете, девушки низших сословий могли себе позволить такое? А истинная Красота И Гармонична и Чиста, В ней нет ни фальши, ни прикрас, Лишь глубина бездонных глаз, Лишь гладь невинного чела, И Тишина! И Тишина! Она как лепесток свежа, И вдохновенна как Весна, Умом она непостижима, Лишь только Сердцем ощутима. Сияет русская Краса Во все века! Во все века! И сотни тысяч женских лиц В Единый лик Любви сплелись. - В русской портретной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико, особенно это касается работ, где изображена наша русская женская красота. - Ребята, как вы считаете, почему именно женщин, так часто воспевают деятели искусств? - Конечно, красота русских девушек известна во всем мире. Художники воспевали ее во все времена. - Посмотрите на доске репродукции картин русских художников К. Маковского «Девушка в русском костюме» и И. Глазунов «В каргопольском костюме». Обратите внимание насколько разной может быть красота человека. Какое настроение вам навевают эти портреты? (Весёлое, тоскливое, грустное, радостное…) - Давайте попробуем описать этих милых барышень, что они любят, чем занимаются, какой у них характер. - Обратите внимание на образцы. Какие средства выразительности использованы для передачи настроения и образа героинь? (Свет(светотень), цвет (цветовой контраст), композиционный центр и др.) - Чтобы выполнить работу, что нам необходимо сделать? - Верно, надо наметить овал головы, потом составить цвет лица. - Какие цвета мы будем использовать? - Правильно, что мы будем делать дальше? - Нарисуем лицо и шею, наметим головной убор (сразу красками); - Пока сохнет лицо, закрасить фон картины, одежду. Черты лица можно рисовать только по высохшей краске. Затем портрет необходимо украсить бусами, вышивкой и другими элементами. Украшения надо рисовать точками и мазками. - Также для изображения прекрасной девицы нам очень важны знания о композиции. Ребята, что такое композиция? - Сегодня на уроке вам предстоит создать свой неповторимый образ русской красоты. Вы будете изображать портрет русской красавицы в национальном костюме. - Помните, что красота не снаружи, она внутри каждого из нас. | Ответы обучающихся. - Разные головные уборы, крой платьев, узоры, цвета и т.д. - Потому что люди живут на разной территории, с разным климатом, обычаями и имеют разную национальность. Ответы обучающихся. Ответы обучающихся. - Могла быть украшена вышивкой, кружевами, аппликациями Ответы обучающихся. Ответы обучающихся. Ответы обучающихся. Ответы обучающихся. - Много белого, немного желтый, красный, коричневый. - Композиция – взаимное расположение элементов живописного полотна, которое должно вызывать у зрителя ощущение единства, целостности и гармонии. | УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания. УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; УУПД: анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. | Учебная презентация: слайд №9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 Образцы | |||
V.Первичное закрепление во внешней речи 1мин. | Усвоение нового способа действий | Фронтальная | 1. Организует первичное закрепление материала. - Теперь пришло время вам выполнить свою творческую работу. Ваша задача выполнить портрет русской красавицы. - желаю вам творческого вдохновения, полёта фантазии и необузданного интереса к своей работе. | УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композици. | |||||
Динамическая пауза (1 минута) - видеофрагмент | |||||||||
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой 20-25 мин. | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия | Фронтальная Индивидуальная Выполнение задания | - Я уверена, что ваши портреты будут прекрасны ликом и душой, как вы сами. - На протяжении вашей работы для вдохновения будет звучать русская народная мелодия. - А теперь, мои юные художники, за работу. | УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных задпни. | Аудиофрагмент | ||||
VII. Включение в систему знаний 1мин. | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | - Ребята, давайте вспомним, в чём заключается красота человека? - Замечательно, с помощью чего можно передать настроение образа героя? | - В его душевных качествах, поступках. - Цвета, света, мазка, композиции. | УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. | Учебная презентация: слайд №16, 17 | |||
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) 3-5 мин. | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | - Заканчиваем выполнение работы. Поднимите руку те, кто готов. Давайте покажем друг другу проявление своей красоты. Для этого первый ряд выйдет к доске, а второй и третий ряд оценит работы ребят по критериям: цветовое решение, композиция, оригинальность. - Ребята, чья работа больше всего соответствует всем критериям? Почему? - Теперь выходит второй ряд, после – третий. - Замечательно, давайте вспомним какая тема и цель была сегодня у нашего урока? - Благодарю вас, за ваши ответы. - Ученики, спасибо за работу на уроке. Теперь прошу вас провести рабочее место в порядок. | - Красота человека; узнать особенности русской красоты человека и выполнить портрет русской красавицы в национальном костюме . | УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем. | Учебная презентация: слайд №18, 19, 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока изобразительного искусства: "Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока изобразительного искусства :«Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель ур...
Технологическая карта урока окружающего мира "Лес и человек" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с ролью леса в жизни человека, с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине людей, с охранной деятельност...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Картина – портрет друга», 3 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: формирование навыков изобразительной деятельности в выполнении картины-портрета человека в графике.Задачи урокаДидактические:учить изобр...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Человек и его украшение" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: открытие нового знания Цель урока: создание условий для формирования представлений о связи характера человека, украшения и его назначения. Задачи урока...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Картина – портрет(к/р) (изображение портрета сказочного героя)» (УМК «Перспектива» 3 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета сказочного героя живописными материалам...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Дружба - главное богатство. Портрет друга" (4 класс)
Цель урока: Формирование представлений о картине – портрете; обучение приёмам рисования фломастерами.Задачи урока:Планируемые результаты:Дидактические:1. Формировать умение создавать портрет сво...
Технологическая карта урока труда «Техника на службе человека. На воздухе на земле и в воде Аппликация «Машина»» УМК "Школа России" 1 класс
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о приеме работы с бумагой в технике «аппликация», при изготовлении аппликации «Машина»....