Главные вкладки
Города в пустыне
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Дети знакомятся с культурой разных народов. В этой теме дети узнают, что такое мечеть, из каких частей она состоит, к какой религии принадлежит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дата: 05.04.24 Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г. Челябинска» Класс: 4Г Урок: 3 Время: 9:50-10:30 Кабинет: 203 | Студент: Останина Полина Андреевна Группа: 31 Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна Методист: Буторина Валентина Владимировна |
Тема урока «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии»
Тип урока: урок «открытие» нового знания.
Цель урока: ознакомление обучающихся с религиозными строениями городов в пустыне.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: «Школа Неменского», учебник: Изобразительное искусство: 4 класс. Неменская Л. А., презентация.
Этап урока Методы и приемы | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. Деятельности методы и приемы, формы контроля | Содержание урока | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
I. Этап самоопределения к деятельности 15 сек. | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Фронтальная: беседа Демонстрация слайдов | Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Полина Андреевна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства. | Приветствуют учителя. | УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве. | Презентация, слайд №1 | |||
II. Актуализация знаний и мотивация 1-2мин. | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа | Фронтальная: Беседа Демонстрация слайдов | Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний. - Ребята, над какой темой мы работаем на протяжении всей четверти? - Почему архитектура разных народов так отличается друг от друга? От чего это зависит? - Верно, что вы изучали на прошлом уроке? - О каких необычных жилищах вы узнали? - Как оформлено жилище кочевников внутри? | - «Каждый народ – художник» - От особенностей места жительства, от традиций предков. - Народы гор и степей. - Об юрте. - Пол и стены устилают теплые и красочные ковры. Красного цвета в ней больше всего, потому что олицетворяет радость и тепло. | УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. | Презентация, слайд №2 | |||
III. Постановка учебной задачи 1 мин. | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная: беседа Демонстрация слайдов | Учитель в занимательной форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач. - Сегодня мы продолжим наше путешествие по городам разных народов. - Чтобы определить, в какой город мы отправимся, отгадайте загадку. - На север ли, восток, На запад или юг. Идешь, и все – песок, Один песок вокруг. Там не видать зверей. И не цветут цветы, Лишь ящериц и змей Увидеть можешь ты. - Верно, сегодня мы отправимся в города в пустыне. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? -Какую цель мы моде поставить на этот урок: Познакомимся… Изобразим… | - Пустыня. - «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии.» - Познакомимся с образом города в пустыне, его архитектурными особенностями, изобразим город в пустыне. | УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения. | Презентация, слайд №3, №4, №5, №6 | |||
IV. Открытие нового знания 10-12мин. | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная: беседа, рассказ Демонстрация слайдов | Учитель организует проблемную беседу по открытию нового знания. - Как вы думаете, почему же пустыня так называется? - Из-за чего в пустыне так пусто? - Посмотрите на карту, назовите места, в которых располагается пустыня. - Отлично, теперь мы знаем, где находятся пустыне на нашей планете. Посмотрите на экран, что возвышается на улицах среднеазиатского города? - С какими зданиями русских городов схожи своими куполами эти самые высокие постройки на фотографиях? - Купола среднеазиатского города украшают верхушки восточных храмов, которые называются мечетями. Прочитайте определение на экране. - К какой религии относится храм Мечеть? - Посмотрите на самые известные мечети по всему миру. Мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, Объединённые Арабские Эмираты. Голубая мечеть - первая мечеть Стамбула, Турция. Мечеть Туркменбаши Рухы - главная мечеть Туркменистана. Соборная мечеть в Санкт-Петербурге, Мечеть Кул-Шариф в Казани - В какой цвет чаще всего бывают окрашены купола? - Верно, ведь цвет неба – голубой, также они украшены росписями, изразцами, орнаментами. - Как вы думаете, что было основным строительным материалом, при условии, что в пустыне много песка? - Верно, можно выстроить большое здание из глины или даже целый город, но оставить его таким, каким он получился при высыхании, то есть серым и невзрачным, было бы некрасиво. Поэтому все здания восточных городов богато украшали. - Посмотрите на разные здания среднеазиатских городов. Какие архитектурные детали в них являются общими? - Такие постройки называются портально-купольными, потому что центральная часть напоминает гигантскую букву П. Широкие стены как бы поддерживают торжественный портал, расположены они симметрично. Портал – вход. По обе стороны портала стоят высокие, стройные башни-минареты. - Также около мечети возносятся башни – минареты. С них служители храма призывают к молитве. - Минареты украшены резьбой по камню, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром. Количество минаретов - это своеобразный показатель статуса сооружения. Чем больше минаретов, тем он выше, тем богаче были мусульмане, на чьи деньги строилась данная мечеть. - Какую форму имеют здания? - Посмотрите, чем украшены стены мечети? Верно, орнамент может быть растительным, можно изобразить листья, цветы, лепестки, а может быть геометрическим, можно изобразить ромбы, треугольники, звезды. | Внимательно слушают учителя. - Потому что территория пустыни – это почти пустая поверхность. - Из-за того, что там мало воды, но очень жарко, многие растения не могут вынести таких условий. - В Африке, Австралии, Евразии, на юге Южной Америке и в Северной Америке. - Купола. - С храмами. - Мечеть – восточный храм, где совершают молитву. - К исламу. - В голубой. - Глина. - Купол и вход. - Прямоугольную, квадратную, полукруглую. - Орнаментом. | УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания. УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. УУПД: анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах. УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. | Презентация, слайд №7, №8, №9, №10, №11, №12, №13 | |||
V.Первичное закрепление во внешней речи 1мин. | Усвоение нового способа действий | Фронтальная: беседа | Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его. - Сейчас вам предстоит нарисовать образ среднеазиатского города, мы с вами изобразим мечеть, вспомните её особенности. - Как вы думаете, какое положение будет у листа? Горизонтальное или вертикальное? - С чего начинаем работу? - Какого цвета он будет? - Где должна находиться мечеть? - Что мы рисуем сначала, какую часть Мечети? - Какой орнамент украшает здания? - Правильно, а сейчас я предлагаю вам размять свои глазки. Ваша задача, не двигая головой, следить глазами за моей рукой. | Внимательно слушают задание. - Могущественный купол, торжественный портал, минареты. - Горизонтальное. - С фона. - Желтого, потому что это пустыня. - Посередине листа. Здание не должно касаться края листа. - Сначала рисуем центральное здание, портал, а затем симметрично выполняем минареты. - Ветка с листьями, растительный мотив, ромбы, звезды. | УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиции. | ||||
Динамическая пауза | |||||||||
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой 20-25 мин. | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия | Индивидуальная: самостоятельно рисуют | Индивидуальная работа под музыкальное сопровождение. - На экране вы можете увидеть этапы изображения города в пустыне. 1. Изображение фона. 2. Изображение главного здания. 3. Изображение портала и минаретов. 4. Украшение стен и куполов. - Оценивать ваши работы мы будем по критериям. Проявление творчества, законченность работы, аккуратность выполнения работы. - Я уверена, что ваши рисунки будут прекрасны и интересны. На протяжении вашей работы я включу тихую и спокойную музыку. Можете приступать к работе. | Приступают к работе. | УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий. УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта. | Презентация, слайд №14 | |||
VII. Включение в систему знаний 1мин. | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная: беседа Демонстрация слайдов | Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов. - Ребята, я считаю до трёх, и мы перестаём работать. - Вы хорошо поработали, теперь давайте вспомним, о чем сегодня мы говорили. - Что мы изображали? - Как вы запомнили, что такое минареты? - На что похоже торжественный портал? | Заканчивают работать. Отвечают на вопросы. - О городах в пустыне. - Мечеть – храм для молитв. - Это башни, с которых служители храма призывают к молитве. - На букву «П». | УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. | Презентация, слайд №15 | |||
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) 3-5 мин. | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная: беседа Демонстрация слайдов | Учитель организует выставку всех работ учащихся. - Давайте покажем наши работы друг другу. Для этого первый ряд выйдет к доске, а второй и третий ряд оценит работы ребят по критериям: проявление творчества, законченность работы, аккуратность выполнения работы. - Итак, чья работа больше всего соответствует всем критериям? Почему? - Теперь выходит второй ряд, после третий. - Замечательно, давайте вспомним какая тема была сегодня на уроке? - А какую цель мы ставили перед собой? - Покажите класс, если вы достигли цели урока, ладошку – вы не до конца поняли тему, палец вниз – вы не справились с заданием и не поняли тему. - Отлично, а сейчас нам нужно аккуратно убрать свое рабочее место. Ребята, спасибо за работу, мне было приятно сегодня с вами работать! | Рассматривают и анализируют работы друг друга. Убирают рабочее место. Оценивают работы по критериям. - «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии.» - Цель: Познакомимся с образом города в пустыне, его архитектурными особенностями, изобразим город в пустыне. | УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем. | Презентация, слайд №16, №17, №18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Современные машины в изобразительном искусстве"
Данный урок предназначен для 4 класса....

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"
Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".
Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.
Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...