Адаптированная образовательная (рабочая) программа по Изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Баньщикова Маргарита Сергеевна

Адаптированная образовательная (рабочая) программа курса «Изобразительное искусство» для обучающегося с задержкой психического развития (7.2.) - 3 класс

Личностные результаты оцениваются по следующим направлениям:

- осознание себя как гражданина России,

- освоение социальной роли ученика, 

- сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации,

- сформированность социально одобряемого (этичного) поведения,

- сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств,

- сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему,

- овладение основами художественной деятельности, необходимой в разных жизненных сферах,

- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации.

Метапредметные результаты включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Содержание курса: 

Виды художественной деятельности

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Опыт художественно­творческой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_po_izo_3_klassa_dlya_zpr7.2.docx50.75 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

и принято

на педагогическом совете

протокол №

от ____________2024 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

от __________2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Приказ №

от ___________2024 г.

Адаптированная образовательная

 (рабочая) программа

________________________

обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся

с задержкой психического развития

по предмету «Изобразительное искусство»

3 класс

на 2024–2025 учебный год

  Программу составила:

        учитель высшей категории

        Баньщикова Маргарита Сергеевна

2024 г 


Адаптированная образовательная (рабочая) программа курса «Изобразительное искусство» составлена на основе:

1. Конституции Российской Федерации.

2. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

3. Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».

4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577).

5. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО).

6. СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

8. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2020 года № 249 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345".

9. Конституция Республики Башкортостан.

10. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан».

11. Постановление Правительства РБ от 09.12.2013 № 585 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях".

12. Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР).

13. Локальные акты школы.

14. Учебного плана индивидуального обучения на дому учащегося.

15. Годового учебного календарного графика на текущий учебный год.

16. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» обучающимися с задержкой психического развития на уровне основного общего образования

Личностные результаты оцениваются по следующим направлениям:

Осознание себя как гражданина России проявляется в:

  • освоении нравственно-эстетического и социально-исторического опыта народов, проживающих на территории России, отражённого в изобразительной культуре;
  • знании различных изобразительных промыслах народов России

- проявлении чувства гордости за культуру и искусство Красноярского края, своего народа, России;

  • стремлении создавать окружающую действительность, ориентируясь на значимые эстетические ценности России,
  • стремлении пополнить свои знания о различных картинах, художниках России, мира

Освоение социальной роли ученика проявляется в:

  • умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (рациональная организация рабочего пространства);
  • проявлении ответственного поведения (соблюдение требований, выполнение обещаний);
  • соблюдении школьных правил (соблюдение правил безопасной деятельности);
  • соответствии поведения дисциплинарным требованиям;
  • социально одобряемых действиях в отношении к предметам окружающей действительности;

Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:

  • умении устанавливать коммуникацию с партнером, учителем для реализации собственной потребности;
  • описывать порядок получения результата своей изобразительной деятельности, говорить об испытываемых эмоциях,
  • умении вербализовать свои впечатления от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов художественной деятельности мастера;
  • умении согласованно выполнять необходимые действия в паре и в малой группе, не разрушая общего замысла;
  • умении контролировать импульсивные желания, вербальную агрессию;
  • способности вежливо отказываться от нежелательных предложений;

Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:

  • умении действовать, согласно принятым группой правилам, при выполнении коллективной работы.
  • Использовании социально-одобряемых форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
  • умении анализировать свои переживания и поступки, ориентируясь в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей, находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:

  • стремлении украшать предметы окружающей действительности,
  • интересе к произведениям скульптуры, живописи, красоте природы и предметного мира,

- Проявлении эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

- использовании средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и цвета при выполнении работ на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

  • умении самостоятельно замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в людях.

Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в:

  • умении рассматривать и анализировать природные объекты, как универсальный источник художественных идей для мастера; деятельности человека как создателя эстетической среды обитания;
  • осознании важности эстетической красоты окружающего мира;
  • демонстрировании целостной картины мира, художественной и духовной культуры, как продукта творческой изобразительной деятельности человека, осмысления содержания предметного мира и его единства с миром природы;

- знании функций профессий художественной направленности;

Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:

  • осознании своих возможностей при выполнении индивидуальной и коллективной работы (выбор приемов реализации задуманного),
  • умении получить одобряемый результат своей изобразительной деятельности

Овладение основами художественной деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:

  • рационально организовывать рабочее место
  • рационально использовать инструменты и материалы для изобразительной деятельности в соответствии с их свойствами.
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • осуществлять точные манипуляции с различными предметами, использовать глазомер, работать с различными источниками информации;
  • изображать (преобразовать объекты из чувственной формы в изображения, воссоздавать изображения по памяти, мысленно трансформировать изображения и пр.), выполнять построение форм с учётом основ геометрии, работать с геометрическими фигурами, телами;
  • переживать чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранять и приумножать её богатства, отражая их в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
  • стремиться к добру, самосовершенствованию и самореализации, соблюдать принципы здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
  • сострадать и проявлять милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
  •  понимать ценность художественного творчества как естественного условия человеческой жизни, испытывать потребности творческой самореализации,

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

- в рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;

 - в интересе к информационной и коммуникативной деятельности,

- в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт;

- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной задачи.

Метапредметные результаты

включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в умении:

  • оперировать известными понятиями.
  • самостоятельно сравнивать, группировать предметы, объекты
  • самостоятельно отличать новое от уже известного;
  • самостоятельно обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.
  •  самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
  • создавать изображения на основе изобразительных знаний и умений;
  • использовать знаково-символические обозначения,
  • ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы для создания изображения;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, ориентироваться в известных понятиях.
  • сравнивать, группировать, классифицировать предметы, объекты, действия;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
  • анализировать объекты изобразительной деятельности с выделением их существенных признаков;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • передавать, искать, преобразовывать, сохранять информацию, использовать компьютер для поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в умении:

  • самостоятельно определять цель выполнения заданий;
  • выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;
  • самостоятельно ориентироваться в задании;
  • самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при выполнении заданий;
  • контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
  • определять изобразительные приёмы и способы выполнения отдельных этапов изобразительной деятельности из числа, освоенных, работая по составленному плану, осуществлять контроль точности выполнения техники изображения;
  • исправлять допущенные ошибки, самостоятельно соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия.
  • оценивать результат своих действий

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в умении:

  • вести диалог по обозначенной теме;
  • договариваться о своей роли в коллективных работах, работе в парах и группах;
  • приходить в обсуждении к общему решению;
  • учитывать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • использовать допустимые адекватные речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные результаты

По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений:

        добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);

        добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.

        узнавать известные центры народных художественных ремесел России;

        узнавать ведущие художественные музеи России.

        выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

        соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

        расписывать готовые изделия согласно эскизу;

        применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;

        узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

        сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства).

Примеры контрольно-оценочных мероприятий:

Формы контроля:

- Индивидуальный и фронтальный опрос

- Работа в паре, в группе

- Проектная деятельность

- Презентация своей работы

 - Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

- Контрольное тестирование

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • активность участия.
  • умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  • Развернутость ответов, образность, аргументированность.
  • самостоятельность.
  • оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.
  • Аккуратность всей работы.

Текущий контроль:

Дескрипторы и критерии их оценки:

А) оценка качества работы на уроке.

Проводится по следующим параметрам (условная балльная оценка):

Адекватность действий:

5 – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе целенаправлен, решает поставленные задачи адекватным способом.

4 – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе может уходить от задания, решать поставленную задачу недостаточно адекватными способами, но подобные проявления удалось скорректировать.

3 – затрудняется выполнить задание, но это удается скорректировать. Поведение в парной и подгрупповой работе не способствует выполнению задания.

2 – задание не выполняет, коррекция не удается. Поведение в парной и подгрупповой работе препятствует выполнению задания партнерами по взаимодействию.

Правильность действий:

5 – выполняет задание правильно или нужна небольшая (стимулирующая, организующая) помощь

4 - выполняет задание правильно, но нужна небольшая обучающая помощь

3 – выполняет задание правильно, но нужна существенная обучающая помощь

2 – задание не выполняет, помощь не принимает.

Вербальное оформление ответов:

5 – оформление ответа грамматически и стилистически правильное или с минимальными недочетами.

4 – недочеты в построении фразы или словоупотреблении, не затрудняющие понимание.

3 – Неточное словоупотребление, смысл фраз улавливается с трудом или шаблонный ответ, копирование ответа предшественника.

2 – ответ представляет собой отдельные, иногда не связанные по смыслу, слова.

Качество выполнения работы.

5 – работа выполнена аккуратно, точно, внесены творческие эстетические преобразования, соответствующие общему замыслу

4 – работа выполнена аккуратно с небольшими неточностями, без творческих эстетических преобразований.

3 – работа выполнена неаккуратно с большими недочетами

2 – работа не выполнена

Итоговая оценка может быть установлена с учетом балльных показателей:

 18-20 баллов – «отлично».

13-17 баллов – «хорошо».

10-12 баллов - «удовлетворительно».

8-9 баллов – «неудовлетворительно».

Оценка может выставляться на основе качественной характеристики:

Оценка «5» 

- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

-правильно излагает изученный материал и умеет применять полученные знания на практике;

- тщательно спланированы действия и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы художественной техники, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное;

- работа выполнена с учетом установленных требований;

- полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «4» 

- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении наиболее характерное.

- допущены незначительные недостатки в планировании и организации рабочего места;

- в основном правильно выполняются приемы художественной техники;

- работа выполнялась самостоятельно;

- норма времени выполнена или недовыполнена на 10-15 %;

- работа выполнена с незначительными отклонениями;

- полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «3» 

- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

- допускает неточность в изложении изученного материала.

- имеют место недостатки в планировании и организации рабочего места;

- отдельные приемы художественной техники выполнялись неправильно (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требуют корректировку со стороны учителя;

- самостоятельность в работе была низкой;

- норма времени недовыполнена на 15-20 %;

- работа выполнена с нарушением отдельных требований;

- не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Текущий контроль должен быть постоянным, а не эпизодическим.

Рубежный контроль (по завершению раздела). Успешность выполнения заданий на обобщающих уроках, ориентировка в представляемых проектах.

Оценка «отлично» ставится при основном соответствии перечисленным выше требованиям текущего контроля.

Оценка «хорошо» ставится при наличии различных недочетов по выделенным параметрам.

Оценка «удовлетворительно» ставится при соответствии минимальным требованиям по всем выделенным разделам.

Оценка «неудовлетворительно» означает отсутствие необходимых навыков.

2. Содержание курса

Тема

Кол-во часов

1

Виды художественной деятельности

8

2

Азбука искусства. Как говорит искусство?

7

3

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

8

4

Опыт художественно творческой деятельности

11


3. Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

проведения

Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан, разделы. ЭКОР

ЭОР

Виды художественной деятельности (8 ч)

1

Воплощение замысла в искусстве. Приемы работы кистью (мазок, прикладывание, линия)

https://nsportal.ru/

2

Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина. Дымковская, каргапольская, филимоновская игрушки

3

Твои игрушки. Украшение. Эскизы росписи. Сочетание цветов

4

Посуда у тебя дома. Жостово. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги. ЭКОР: национальная посуда башкир

5

Ткани и рисунок. Роль цвета в интерьере. Приемы выполнения повторяющегося рисунка с помощью трафарета

6

Цвет и ритм узора. Русский платок. Принципы росписи платков (симметричная, асимметричная), виды орнаментов

7

Иллюстрация твоей книжки. Иллюстрирование обложки книги русских народных сказок

8

Открытки. Разметка и вырезание заготовки для открытки, украшение лицевой стороны орнаментным рисунком

Азбука искусства. Как говорит искусство? (7 ч)

9

Труд художника для твоего дома. Создание рисунка эскиза витража

https://infourok.ru/ 

10

Памятники архитектуры. Путешествие по родному городу. ЭКОР: столица республики Башкортостан

11

Парки, скверы, бульвары и их планировки. Изображение на листе бумаги парка, сквера

12

Ажурные ограды. Профессия «кузнец». Изготовление ажурных ворот по принципу снежинки на окне: складывание, нанесение рисунка, вырезание, развертывание и приклеивание в альбом

13

Волшебные фонари. Уличные фонари разных времен. Изображение фонаря при помощи туши и палочки

14

Витрины. Изготовление плоского эскиза витрины, украшенной к новогодним праздникам, способом аппликации

15

Праздничные украшения. Создание объемной елочной игрушки из различных материалов. ЭКОР: украшения башкирских женщин

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (8 ч)

16

Удивительный транспорт. Изображение фантастической машины, используя восковые мелки.

https://multiurok.ru/ 

17

Труд художника на улицах твоего города. Рисование акварелью, объемной аппликации

18

Художник в цирке. Изображение с использованием гуаши клоуна по представленному картинному плану

19

Образ театрального героя. Изображение эскиза театральной куклы

20

Изготовление головы для пальчиковой куклы из пластилина по эскизу. Роспись изготовленной головы. ЭКОР: театр кукол в Уфе

21

Театральные маски. Изображение эскиза театральной маски

22

Художник в театре. Изображение эскиза театрального занавеса

23

Афиша и плакат. Изображение эскиза плаката-афиши к спектаклю.

Опыт художественно­творческой деятельности (11 ч)

24

Праздник смеха. Изготовление украшений интерьера помещения

https://uchitelya.com/ 

25

Праздник смеха. Изготовление атрибутов одежды. ЭКОР: праздники башкир

26

Музей в жизни города. Видеоэкскурсия.

27

Картина – особый мир. Картины художников мирового значения. Рисование картины в любом жанре

28

Картина – пейзаж. Изображение весеннего пейзажа на основе правополушарного рисования

29

Картина – пейзаж.

30

Картина – портрет. Творчество художников-портретистов. Изображение автопортрета. ЭКОР: художники Башкортостана

31

Изображение автопортрета

32

Картина-натюрморт. Изображение натюрморта

33

Картина в жанре «натюрморт»

34

Музеи народного декоративно-прикладного искусства. Урок – видеоэкскурсия. ЭКОР: музей Нестерова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству адаптированная для детей с ОВЗ

Пояснительная запискаРабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов ·        Федерального государственного образовательного стандарта на...

Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии для учащихся 1 класса

Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии разработана для учащихся 1 класса коррекционного (8 вида) надомного обучения. Содержит пояснительную записку, календарно- тематическ...

Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии для учащихся 3 класса

Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии  составлена для учащихся 3 класса с задержкой психического развития. Содержит пояснительную записку, календарно- тематическое п...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана для......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовате...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 5 кл. 31,08,2018 год

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 5 кл. 31,08,2018 год...

Адаптированная Рабочая программа по Изобразительному искусству для 5 класса на 2018-2019 уч. год

Рабочая программа для 5 класса по Изобразительному искусству соответствует адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического разви...