АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 5 кл. 31,08,2018 год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Галкина Елена Васильевна

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 5 кл. 31,08,2018 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа п. Нивенское»

Рассмотрено

на методическом совете

протокол №_______

от  «___» ___________201__ г.

Принято

на педагогическом совете

протокол №_______.

«___» ___________ 201___ г.

             Утверждаю        

  директор  ___________/ Г.Г.Граховская

    «___» _________ 201___ г.

 

Адаптированная рабочая программа

по изобразительному искусству

для учащихся с ЗПР, обучающихся в общеобразовательных 5 «а, б» классах

 на 2017-21 учебный год

(35 часов)

Составлена на основании ФГОС второго поколения, ООП ООО МБОУ «СОШ п. Нивенское», АООП ООО МБОУ «СОШ п. Нивенское»,

Авторской  программы ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5 класс: учебник часть 1/  С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2015 ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5 класс: учебник часть 2 /  С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2015

                                                                                                                                                                               

Составитель:

учитель  

  первой  категории

Галкина   Е.В.                                                                                                                                                                

Пояснительная записка

Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом, и с учётом  индивидуальных психофизических особенностей и возможностей обучающихся интегрированно в  общеобразовательном классе.

    Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения для учащихся с задержкой психического развития в программе даются дифференцированно. Программа учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.

  Программа определяет базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся и составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ЗПР

Концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора художественного материала нацелены на единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального образа как средства познания коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. 

Материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. На уроках школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают народное и классическое искусство разных стран и эпох. Изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому усиливаются межпредметные связи с уроками истории.

1.Планируемые результаты освоения курса.

   Ученики научатся знать и понимать:

В результате изучения изобразительного искусства к концу учебного года должен знать/понимать

 - отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;

- искусств и памятники родного края;

- взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;

- ведущие художественные музеи России и других стран;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашь

 уметь

  • Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты  света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.
  • Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;
  • Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
  • Создать художественный образ в композициях;
  • Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;
  • Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)
  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
  • использовать графические материалы в работе над портретом;
  • использовать образные возможности освещения в портрете;
  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
  • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
  • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
  • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
  • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

        Сроки реализации программы.

5 класс 35 ч. – 1 час в неделю. В т. ч.- 17 часов из части, формируемой участниками образовательного процесса, отведено  внутри предметный модуль «Загадочная живопись»

 В учебно-тематическом плане и в классном журнале названия тем отмечены словом «модуль».

Содержание учебного предмета ИЗО в 5 классе

Рисование с натуры (8 часов)                                                      

Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности (4 часа).

Основные теоретические сведения

Наброски с натуры фигуры человека Портрет как жанр изобразительного искусства. Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы.

Одежда древнерусского воина и его снаряжение.

Наброски с натуры модели домика.  Основные конструктивные особенности строения дома. Закономерности линейной перспективы: линия горизонта, точка зрения, точка схода. Фронтальная и угловая перспектива.

Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур Знакомство с произведениями мастеров 
живописи. Архитектура. Изображение архитектурных сооружений в картинах мастеров живописи. Архитектурный ансамбль Московского Кремля. Узорочье.

Транспорт Современные виды транспорта. Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин.

Особенности натюрморта

Основные теоретические сведения

Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, овощей и фруктов Объемное изображение формы предмета. Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи.

Рисование на темы, по памяти и представлению (11 часов)

Язык изобразительного искусства и художественный образ

Основные теоретические сведения

Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления Виды изобразительного искусства. Возможности художественных материалов. Законы композиции. Задачи урока ИЗО в учебном году. Правила безопасности труда.

Полный цветовой круг Основы цветоведения. Цвет и цветовой контраст. Теплые и холодные цвета. Смешение красок. Хроматические и ахроматические цвета.

Живописные и графические упражнения Техника работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом. Техника нанесения мазков. Основы рисунка (линия, точка, пятно). Техника работы карандашом.

Осенний лист, бабочка и фрукты Симметрия как принцип организации живой материи. Симметричная композиция в произведениях живописи.

Создание иллюстраций к литературным произведениям

Основные теоретические сведения

Буквица История книгопечатания и роль художника в создании книги. Искусство каллиграфии. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов.

Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конек-Горбунок» Иллюстрация как один из видов графики. Произведения художников-иллюстраторов. Закономерности композиции. Основы цветоведения.

Особенности анималистического и мультипликационного жанров

Основные теоретические сведения

Рыжий кот. Рисование  домашних животных. Анималистический жанр. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас

Мультипликационные герои. Мультипликация.

Декоративно-прикладное искусство.  Истоки и современное развитие народных промыслов (10 часов)

Основные теоретические сведения

Хохлома. Золотые узоры. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи.

Рисуем отгадки к народным загадкам. Устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге.

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачество, Скопин, Опошня и др.Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета.

Веселый Дед Мороз.

Беседы об изобразительном искусстве (4часа)

Изобразительное искусство. Его виды и жанры.

Жанры изобразительного искусства. Пейзаж.

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт.

Портрет. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры.

Тематическое планирование

№п.п

Наименование разделов и тем

            Кол-во часов

1

Рисование с натуры

7 (4 ч. модуль)

Урок-экскурсия в осенний парк.

«Осенний букет»

Живописные украшения, монотипия Модуль

«Веселые кляксы Модуль

 Золотая осень

Натюрморт «Дары осени» Модуль

Натюрморт «Дары осени» Модуль

2

Рисование на темы, по памяти и представлению

11(6 ч. модуль)

«Золотые узоры хохломы». Модуль

Рисуем фрукты и овощи.

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

«Рыжий кот». Модуль

«Друг» Модуль

«Веселый Дед Мороз».

Новый год

 Платки.

« Зимний вечер в моём городе ». Модуль

 « Очень современная бабушка Яга…» Модуль

 Наброски с натуры фигуры человека. Модуль

3

Декоративно-прикладное искусство.  Истоки и современное развитие народных промыслов

9 (5 ч. модуль)

Русские богатыри.

Старинный терем (набросок) Модуль

Старинный терем  (живопись)Модуль

Иллюстрация к сказке

Натюрморт из 2-3 геометрических тел. Модуль

Натюрморт из 2-3 геометрических тел. Модуль

Натюрморт из фруктов, овощей. Модуль

Наброски модели домика с натуры.

Буквица.

4

Беседы об изобразительном искусстве (4часа)

4 (2 ч. модуль)

Портрет женщины

Портрет детский.

Тренировочные упражнения Модуль

Тренировочные упражнения Модуль

Резерв

3

Итого                                 35

35 (17 ч. модуль)

 

Тематическое планирование 5 класс

№п.п

Тема  урока

часы

Тип урока, формы и виды работ

Формы и методы контроля

сроки

примечание

1

Урок-экскурсия в осенний парк.

Модуль

1

Наблюдение за видимым миром, беседа о перспективе.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

2

Входная контрольная работа

1

Тематическое рисование; анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО; инструктаж о правилах работы с инструментами

Беседа, Практическая работа

3

«Осенний букет»

1

Рисунки волшебных цветов Декоративное рисование, отработка живописной техники, «мазок», условность декоративного изображения.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

4

Живописные украшения, монотипия «Веселые кляксы

Модуль

1

Живописная  техника, цветоведение, простейшие виды печати .

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

5

 «Золотая осень в нашем школьном дворе».

1

Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти.

Изучение строения дерева. Живопись.

Жанр пейзажа.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

6

7

Натюрморт « Дары осени»

Модуль

2

Рисование с натуры и по памяти, работа с палитрой, освоение основ цветоведения, смешанные и основные цвета. Работа с трафаретом.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

8

«Золотые узоры хохломы».

1

Декоративная роспись разделочной доски. Хохлома. Украшение и стилизация. Работа с трафаретом.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

9

Рисуем фрукты и овощи.

1

Рисование по памяти. Иллюстрация к книге, организация листа в книге (композиция).

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

10

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

1

Декоративное рисование. Гжель, Жостово, Скопин, Опошня, Городец. Ковроткачество. Контрастные цвета.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

11

12

«Рыжий кот».

Модуль

«Друг» Модуль

1

1

Анималистка. Рисование с натуры, по памяти, с иллюстрации (копирование). Анатомия животного, цвет, пластика, образ жизни.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

13

Полугодовая контрольная работа

1

. Тематическое рисование; анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО; инструктаж о правилах работы с инструментами

Контрольная работа

14

15

«Веселый Дед Мороз».

2

Аппликация из цветной бумаги и других материалов. Новый год в жизни человека, в искусстве.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

16

17

 Платки.

2

Декоративное рисование. Владение способом «Набивки» по шаблону, трафарету, знакомство со способами размножения изображений.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

18

19

« Зимний вечер в моём городе ». Модуль

2

Печатная (тиражная) графика, знакомство с творчеством художников-графиков.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

//

20

 « Очень современная бабушка Яга…» Модуль

1

Тематическое рисование. Знакомство с искусством мультипликации, работой художников иллюстраторов

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

21

 Наброски с натуры фигуры человека. Модуль

1

Рисование с натуры, по памяти, по таблице. Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное. Модель. Акварель, карандаш.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

22

Русские богатыри.

1

Тематическое рисование+аппликация. В.Васнецов, П.Корин, Е.Вучетич, В.Суриков и др. Патриотизма в истории в изобразительном искусстве. Исторический жанр, иллюстрация.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

23

24

Старинный терем Модуль

2

Рисование с натуры (игрушки), по памяти, по таблицам современной техники .

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

25,

Иллюстрация к сказке

1

Иллюстрации к книге. От эскиза к завершению. Цвет в иллюстрации. Художники-сказочники: Васнецов, Билибин, Рачев, Врубель, и др. Книжная графика. Оформление книги.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

26

27

Натюрморт из 2-3 геометрических тел. Модуль

2

Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Материальность в рисунке. Конструкция. Жанр натюрморта.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

28

29

Натюрморт из фруктов, овощей. Модуль

2

Рисование с натуры. Карандаш. Линейное построение. Предметы и анализ их формы. Перспектива.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

30

Наброски модели домика с натуры.

1

Рисунок по представлению из геометрических форм (карандаш). Развитие аналитических способностей, воображения. Сквозной рисунок, штриховка по форме, конструирование.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

31

Буквица.

1

Искусство художника книги. История книгопечатания. Работа с текстом, шрифтом.

Вспомогательная сетка, ее использование.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

32

33

34

Портрет женщины

Портрет детский

Тренировочные упражнения

1

1

1

Рисунок. Живопись,  рисование 4-х лиц по одной схеме. Общее и индивидуальное, мимика, возраст, пол. Детский портрет в живописи. Дружеский шарж.

Беседа, практическая работа

Рисунки учителя,

детские работы

35

Итоговая контрольная работа

1

Тематическое рисование; анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО; инструктаж о правилах работы с инструментами

Контрольная работа

итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана для......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовате...

Адаптированная Рабочая программа по Изобразительному искусству для 5 класса на 2018-2019 уч. год

Рабочая программа для 5 класса по Изобразительному искусству соответствует адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического разви...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс 2017-2018 учебный год

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс 2017-2018 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству

Адаптированная рабочая  программа по курсу «Изобразительное искусство» для учащихся  4 класса с задержкой психического развития. УМК " Гармония"...