Конспект по изобразительному искусству. 1 класс. Краски осени.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Низамова Валерия Радиковна

1 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraski_oseni.docx144.64 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 1

Образовательная система: Школа России

Тема: «Краски осени»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: знакомство с цветом как главным средством изображения, приемами смешивания цветов;

Деятельностная: формировать первоначальные умения смешивать краски (гуашь), выполнять тематическое живописное изображение.

Задачи:

Дидактические:

  1. Познакомится с приемами смешивания красок для получения оттенков.
  2. Внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
  3. Соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
  4. Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом;
  5. Организовывать своё рабочее место для практической работы, сохранять порядок в окружающем пространстве и проявляют бережное отношение к используемым материалам.

Развивающие:

  1. Проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
  2. Анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
  3. Демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
  4. Анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
  5. Соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
  6. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Воспитательные:

  1. Приобретать позитивный опыт участия в творческой деятельности;
  2. Проявлять навыки восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Демонстрирует приемы смешивания красок для получения оттенков;
  2. Внимательно относиться и выполняет учебные задачи, поставленные учителем;
  3. Соблюдает последовательность учебных действий при выполнении задания;
  4. Ведёт творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом;
  5. Организовывает своё рабочее место для практической работы, сохраняет порядок в окружающем пространстве и проявляет бережное отношение к используемым материалам.

Личностные:

  1. Приобретает позитивный опыт участия в творческой деятельности;
  2. Проявляет навыки восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  1. Проявляет исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
  2. Анализирует и оценивает с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека.

Коммуникативные:

  1. Демонстрирует и объясняет результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
  2. Анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.

Регулятивные:

  1. Внимательно относится и выполняет учебные задачи, поставленные учителем;
  2. Соблюдает последовательность учебных действий при выполнении задания;
  3. Умеет организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняет порядок в окружающем пространстве и проявляют бережное отношение к используемым материалам;
  4. Соотносит свои действия с планируемыми результатами, осуществляет контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Оборудование: учебник, раздаточный материал

План урока:

1.Этап мотивации – 3 мин

1.1. Приветствие

1.2. Этический заряд

1.3. Проверка готовности к уроку

2. Этап актуализации и пробного учебного действия – 3 мин

2.1. Актуализация знаний

3. Этап выявления места и причины затруднения – 4 мин

3.1. Сказка о волшебном и сказочном мире красок

4. Этап построения проекта выхода из затруднения – 5 мин

4.1. Формулирование темы урока

4.2 Формулирование цели урока

5. Этап реализация построенного проекта – 5 мин

5.1. Беседа по теме урока

5.2 Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»

5.3 Демонстрация приёмов изображения (педагогический рисунок)

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 20 мин

6.1 Правила культуры труда

Физминутка

6.2. Самостоятельная работа учащихся

7. Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин

7.1. Представление работ

7.2. Подведение итогов

7.3. Рефлексия

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Валерия Радиковна, и сегодняшний урок изобразительного искусства у вас проведу я.

-Присаживайтесь.

1.2. Проверка готовности к уроку

 - Прежде, чем начать занятие, проверим, все ли у вас готово к уроку.

- у Вас на столах должны лежать: 3 кисточки, простой карандаш, ластик, баночка с водой, лист для смешивания, и альбом.

 - Сядьте правильно, как настоящий школьник: ноги вместе, спина прямая, руки перед собой.

- Я уверена, у вас всё получится. 

1.3. Этический заряд

                                              Пришли ребята в светлый класс.

И вы поздравьте нас сейчас:

Учились мы читать, писать,

Учиться будем рисовать.

Проверяют готовность к уроку

Слушают учителя

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Р1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

  1. Актуализация знаний

- Ребята, давайте вспомним что вы делали на прошлом уроке?

- А кто помнит, что такое волшебство?

- Почему мы часто называем краски волшебными?

- Сегодня я предлагаю вам продолжить создавать волшебство с помощью красок.

- Вам на прошлом уроке, рассказывали историю о волшебной стране.

-Кто помнит, о чем она была?

- Сегодня мы продолжим встречу с волшебным и сказочным миром красок, миром цвета.

- Почему волшебный и сказочный? А в этом вы убедитесь сами, когда послушаете сказку…

Вспоминают что делали на прошлом уроке и отвечают на вопросы

Фронтальная

Л1, К1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

3.1. Сказка о волшебном и сказочном мире красок

- "Давным-давно, в одной волшебной стране жили по соседству три сказочные принцессы. Они жили совсем рядом. Из окон башен своих дворцов они могли видеть друг друга, но в гости они не ходили и не дружили, потому что каждая из них была красавица из красавиц. И ни одна не могла согласиться с тем, что другие две принцессы равны с ней по красоте.

- Они и вправду были красавицами. Одна из них была ЖЕЛТАЯ, как солнышко весеннее, одуванчик золотой! И солнце в ее королевстве было самое желтое! И лимоны, и одуванчики, да вот только и листья, и трава, и даже вода в пруду были тоже желтого цвета. А у другой - были самые красные яблоки в саду, самые прекрасные красные розы, правда, красными были и небо, и море, и даже красные кошки гуляли по красным крышам. Так тревожно, когда вокруг тебя все красного цвета. Эту принцессу звали…КРАСНАЯ. Но зато у третьей принцессы было самое синее небо и самая синяя, пресиняя вода в реке, синие васильки, одуванчики, розы, и даже огурцы на грядках за дворцом были тоже синие-пресиние. Эту принцессу звали… СИНЯЯ. Представляете, как холодно становится от этого синего цвета! Но вот однажды, пошел настоящий дождь! Не дождь, а просто ливень с сильными порывами ветра и страшным громом! 

Принцессы приказали крепко закрыть ставни на окнах. Они очень испугались этого дождя и чувствовали, что что-то должно произойти необычное. И действительно, этот дождь был не простой, а волшебный. Он смешал краски всех трех королевств и когда дождь окончился, они выглянули в окно и ахнули! (Повесить на доску изображение радуги и цветущей поляны).

Они увидели - какой замечательный разноцветный мир окружает их! Маленькие принцессы воскликнули: "Как прекрасен мир земной, разноцветный шар земной!"          

  - Небо было синее во всех трех королевствах, и разноцветная радуга объединила все три дворца. Принцессы не могли усидеть дома и побежали на луг. Луг пылал многообразием красок - зеленая трава, оранжевые бархотки, лиловые колокольчики. Девочки бегали по лугу и радовались сказочному разноцветью всего мира!                 

- Ребята, о каких красках рассказывалось в истории?

-Что сделал дождь?

- Для чего дождь смешал все 3 краски?

- Да, ребята, он смешал их для того, чтобы показать, как же красиво в мире, когда все разноцветное и яркое.

- Назовите краски лета (желтый, Зеленый, голубой)

- Что произошло с красками осенью? В какие краски оделась природа? (оранжевый. Желтый, красный)

Слушают сказку и отвечают на вопросы

Фронтальная

Л1, К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

4.1. Формулирование темы урока.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Я обобщила ваши ответы и тема нашего сегодняшнего урока «Краски осени»

4.2 Формулирование цели урока

- А какая цель нашего сегодняшнего урока?

- Мы знаем три основных краски. Каким способом мы можем получить осенние краски?

- Цель нашего сегодняшнего урока: «Научится смешивать краски из основных цветов».

Формулируют тему урока

Формулируют цель урока

Фронтальная

Фронтальная

П1, К1

ПР1, ПР2, Л1, Р3

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

  1. Беседа по теме урока

- Посмотрите на изображение. Перед вами репродукция картины Исаака Левитана «Золотая осень» 

- Какие краски вы видите?

Это одно из лучших его полотен. Посмотрите, какие тёплые краски использовал художник! Это середина осени. Все деревья одеты в золотой наряд, только ели и сосны стоят зелёные. Солнце яркое, но оно уже не греет. Вода в речке тёмная, холодная.

5.2 Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»

- Ребята, послушайте стихотворение и потом мы с вами обсудим.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

- Какие цвета автор описывает в стихотворении?

- Верно. А что говорится про лес?

- Молодцы

5.3 Демонстрация приёмов изображения (педагогический рисунок)

- Сейчас я вам расскажу и покажу что вы будете делать сегодня на уроке. Послушайте и посмотрите внимательно.

- Ребята, нам с вами, сегодня понадобятся краски 3 цветов.

-Поднимите руку, кто знает краски 3 основных цветов.

- … назови.

- А какие 2 краски нужно смешать, чтобы получить зеленый цвет? (Синий+ желтый)

А коричневый?   (красный+ зеленый, синий +желтый+ красный)

- Я вам сейчас покажу, как можно смешивать краски на листе бумаги.

- Представьте, что у вас лист бумаги это палитра. Положите лист перед собой возьмите и макните 1 кисточку в желтый цвет, а 2 в синий. А теперь промакните на бумаге эти цвета. Сделайте 2 пятна и в середине немного помешайте цвета.

- Какой цвет у вас получился? (зеленый)

- Верно. Давайте теперь попробуем сделать оранжевый. Для начала промойте кисти в баночке с водой.

- Возьмите и обмакните одну кисть в красную краску. А 2 в желтую и сделайте точно так же, как мы сделали с 2мя предыдущими красками.

- Итак, ребята, а теперь я вам для образца покажу как я с помощью 3 цветов и смешивания нарисую осеннее дерево.

- Смотрите внимательно.

-Я беру 1 кисть и обмакиваю ее сначала в красный цвет. И делаю капельки в разных местах, но так что бы они не сильно соприкасались и оставалось место для других цветов.

- Дальше я беру 2 кисть и обмакиваю ее в желтый цвет и делаю эти же капельки оставляя промежутки.

- Обратите внимание что, когда я наношу желтую краску на красную она превращается в коричневый цвет.

- И я беру 3 кисть и обмакиваю ее в синий цвет и делаю капельки, где есть места и на желтом цвете. И у нас тоже получается новый цвет.

- Кто мне подскажет, какой это цвет?

- Ребята, в ходе вашей самостоятельной работы, если у кого то не получится смешать краски прямо на рисунке, вы можете это сделать с помощью вашей палитры на листе бумаги.

- Обратите внимание, на то, что я использую 3 кисти для того, чтобы сразу краски не смешались в 1 единую, иначе это будет не очень красиво. И еще, хорошо промывайте кисти после обмакивания краски.

- Ребята, чего не хватает нашему дереву?  (ствола)

- Верно ребята, для этого я возьму черную краску и нарисую внизу ствол дерева и небольшие веточки.

- И вот такое осеннее дерево у меня получилось.

Рассматривают картину И.Левитана и описывают ее.

Слушают стихотворение И. Бунина «Листопад», беседуют о содержании

Смотрят внимательно как учитель демонстрирует смешивание цветов. Пытаются сделать сами.

Наблюдают как учитель рисует осеннее дерево смешивая цвета

Фронтальная

Фронтальная

ПР1, ПР3, П2, К1

Л1

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях

  1. Правила культуры труда

Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством.

Сейчас мы этим и займёмся.

-Давайте вспомним правила работы с красками?

- Для того, чтобы не запачкать парту красками, нужно постелить на неё клеёнку;

- Чтобы краски не пачкались при работе, нужно кисточку промывать в баночке с водой. Баночку ставим с той стороны, где рабочая рука.

- Кисть не нужно опускать полностью в краску, достаточно обмакнуть полхвостика.

- Ребята, а теперь давайте перед началом нашей творческой деятельности сделаем пальчиковую гимнастику.

Физкультминутка

      Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Постучали. (Стучим кончиками пальцев по парте)

Повертели. (Круговые вращения кистью)

И работать захотели. (Потираем руками)      

  1. Самостоятельная работа учащихся

- Сейчас вы становитесь художниками и перед вами стоит задача – создать осеннее дерево. Для этого вы проявите смелость, фантазию, своё творчество и вы будите экспериментировать с красками, создавать разные смеси оттенков.

Целевые обходы учителя:

1) Контроль организации рабочего места.

2) Контроль изобразительной грамотности выполнения приемов работы.

3) Контроль, за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда.

4) Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения. 

 Рассказывают правила работы с красками

Самостоятельно рисуют осеннее дерево  

Фронтальная

Индивидуальная

Р2, К1

ПР3, П3

ПР3, П3, К2

7. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

7.1. Представление работ

-Давайте представим свои работы у доски.

-Я попрошу выйти первый ряд со своими рисунками.

-Я попрошу выйти второй ряд. Представьте свои работы.

-Я попрошу выйти третий ряд и показать, как они справились с заданием.

7.2. Подведение итогов.

- Ребята, какая была тема нашего урока?

- Что мы делали на уроке?

 - Какие основные краски вы знаете?

-Почему краски называют волшебными?

- Какой прием мы использовали, чтобы получить нужные цвета?

- Какие краски нужно смешать, чтобы получить зеленый цвет? (оранжевый, коричневый…)

-  Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли с вами цели?

7.3. Рефлексия

-Оцените свою работу

Большой палец вверх- урок понравился, и я справился с заданием «на отлично»

Палец в сторону -настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.

Палец вниз -задание показалось мне трудным. Мне нужно ещё потренироваться.

- Ребята, мне очень нравятся ваши работы. Но урок подошёл к концу.

- Уберите пожалуйста свои рабочие места.

- Спасибо вам за работу.

Показывают свои работы

Отвечают на вопросы

Оценивают себя на уроке 

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Л1, К1

Р1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе "Волшебные краски. Три основных цвета"

Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме "Волшебные краски. Три основных цвета" построен как урок-путешествие. В ходе путешествия первоклассники знакомятся с тремя основными цветами....

Конспект урока изобразительного искусства "Букет из осенних листьев"

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема: Букет из осенних листьев.Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей, формирование умения рисовать листья от пятна.Планируемые результаты...

Конспект урока Изобразительное искусство по теме: "Осенний пейзаж", (УМК "Школа России" ,2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей учащихся в процессе рисования осеннего пейзажа; расширение знания о пейзаже.Планируемые результатыПредметные: знать: особенности пейзажа, см...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о цветовом круге, ознакомление с основными и составными цветами, формирование умения применять цвета цвет...

План-конспект урока по миру природы и изобразительному искусству "Волшебные краски"

Знакомство детей с миром творчества, развить навыки рисования в разных техниках. Задачи:продолжить знакомство детей с красками, цветами, освоение новой техники рисования – пальцами;развить ...

Конспект урока изобразительного искусства. 1 класс. Тема: Полуобъёмная аппликация из полосок. «Краски осени». .

Конспект урока изобразительного искусства. 1 класс. Тема: Полуобъёмная аппликация из полосок. «Краски осени»....