Конспект по изобразительной деятельности "Градиентная заливка, зимний лес".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Юлия Анатольевна Ушакова

Работа в технике "Акварель", воздушная перспектива, ритм линий, набрызг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gradient_konspekt.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительной деятельности в начальной школе (2 класс), продолжительность занятия 45 мин.

Тема урока: «Зимний лес» (градиент).

Тема урока в системе занятий: Размывка по - сырому, ритм линий и пятен.

Тип урока: Урок - эксперимент с элементами релаксации, урок – открытие.

Цель урока: Познакомить с градиентной размывкой, ритмом линий и точек.

Задачи урока.

Образовательные:

1) Продолжать знакомство о соотношении воды и пигмента в живописи, как одном из видов воздушной перспективы;

2) Развивать навыки композиционного построения рисунка;

3) Проследить в работе ритм линий и набрызга.

Развивающие:

1) Развивать мыслительные способности, образное мышление, память;

2) Содействовать развитию творческих способностей, эстетическому мироощущению.

Воспитательные:

1) Вызвать интерес к наблюдению за явлением природы, к живописи;

2) Вырабатывать внимательность и культуру труда.

Планируемые результаты.

Предметные: 

- Осваивать и развивать умения вести эстетическое наблюдение явлений природы, а также потребность в таком наблюдении;

- Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды (например, туман) на основе изменения тонального звучания цвета;

- Получить компетенции по работе с акварелью – изображать окружающую пространственную среду одним цветом, используя разную консистенцию в палитре на бумаге «по-сырому».  

Надпредметные:

 - Формировать пространственные представления;

- Выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении;

- Использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояниях природы, классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; 

- Соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

Личностные:

 - Духовно-нравственное воспитание: задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы;

- Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к природе;

- Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа.

Методы и приемы обучения.

1) Словесные: объяснения, беседа, анализ, последовательность ведения работы, повторение изученного материала;

2) Психологические: позитивный настрой на выполнение работы, музыкальная релаксация, рефлексия.

3) Наглядные: показ короткометражного фильма со звуками природы - Туманные образы, образцы работ.

4) Практические: последовательность выполнения этапов работы.

Оборудование.

Для учителя: методические разработки по теме, градиентные заливки – «чай, кофе, молоко, сливки, масло», проектор, экран, запись фильма, образец работы, лист бумаги для акварели плотность 200 г/м2 формат А3 с графитным наброском деревьев в лесу - для показа способа заливки, непроливайка с водой, палитра с фиолетовым пигментом, кисти круглая и плоская, сухая клеевая кисть (коза № 5) салфетки, малярный скотч, клеенка.

Для учеников: закрепленная малярной лентой на клеенке на столе перед каждым учеником лист бумаги для акварели формат А4 плотность 200 г/м2, простой карандаш, ластик, кисти круглая и плоская, сухая клеевая кисть (коза № 5), непроливайка с водой, палитра, акварель, салфетки, форма.

План урока:

1) Организационный момент (1 мин.) – приветствие, отметка отсутствующих.

2) Теоретический этап:

- Введение в тему занятия (3 мин.);

- Беседа о видении детьми леса в туманном пространстве (1 мин.);

- Анализ композиции образца работы (3 мин.);

- Объяснение нового материала – тональное решение пейзажа (2 мин.).

3) Практический этап (30 мин.):

- Постановка практического задания учащимся – продолжать знакомить с одной из основных техник рисования акварелью « по-сырому», эта техника заключается в нанесении влажной краски на смоченную бумагу (стадия смачивания - сырая);

-Этапы выполнения – градиентная размывка,  ритмичное нанесение стволов деревьев в воздушной перспективе, техника набрызга (сухая кисть).

4) Заключительный этап: подведение итогов занятия, просмотр рисунков (5 мин.).

Ход урока:

- Учитель: « Наше занятие я хочу начать с хорошего настроения, давайте улыбнемся друг другу. Как хорошо, что мы вместе, у нас тепло и уютно. А вот погода на улице не жалует нас временами, то идет дождь, то снег, то туман. Но ведь известно, что «у природы нет плохой погоды, каждая погода благодать…». Вот и сегодня я хочу обратить ваше внимание на особое состояние погоды в природе – это туман. Сейчас мы отправимся в путешествие по туманному лесу. Посмотрите, как завораживает это явление! Присмотритесь, какие краски природа рисует в фильме (громкие или тихие, есть ли контрасты, как выглядит фон вокруг предметов?)». Включаю фильм.

- Ученики смотрят фильм.

 – Беседуем об увиденных  туманных картинах, отвечаем на ранее поставленные вопросы.

- Представление образца туманного леса в фиолетовой заливке, дети фантазируют, какими оттенками можно еще представить туман в работе.

- Анализ образца  на основе изученного материала – Учитель: « Как вы думаете, как я получила такое воздушное пространство, туман (фон)?». Выслушиваю мнения детей. «Что использовала в работе для этого?». Ответы детей (краску и воду). «Какие предметы составляют композицию рисунка?» Ответы детей (деревья). «С помощью чего (каких элементов) они нарисованы?» Ответы детей (линий). «Как деревья изображены в пространстве (далекие и близкие)?» Ответы детей (Близкие – темные, контрастные, яркие, большие, толстые стволы, расположены близко к краю листы, низко; дальние – неразличимые, туманные, расплывчатые, светлые, мелкие, тонкие стволы, расположены высоко на листе). « Действительно, использую громкие (звонкие) тона фиолетового цвета для близких деревьев,  для дальних – это тихие (глухие) тона». Как близко расположены линии деревьев  друг к другу?» (Не близко, далеко).

- Новый материал: «Ребята, в живописи этот прием называется ритмом, когда линии распложены далеко друг от друга, говорят, это медленный ритм линий (стволов деревьев) в композиции (рисунке). Про фон сегодня будем говорить - заливка и называть «градиент», градиентная заливка, давайте хором повторим это необычное название. Оно означает постепенный переход. Видите, один тон более светлый перетекает незаметно в другой более темный тон и так далее, нет четких линий, границы между переходами цвета размыты водой, здесь передается расплывчатое состояние природы туман. Сравните с прошлой работой «Горы». Здесь четкие, не размытые переходы цвета (тоже градиентная гора). Чтобы нам для работы «Туманный лес» получить плавные переходы, необходимо намочить лист водой с помощью плоской кисти сверху вниз горизонтально , а затем в палитре развести с водой фиолетовый пигмент (цвет): темный, средний по тону и светлый» (консистенции «чай, кофе, молоко»). Подготовка.

- Практические этапы выполнения рисунка: « Лист акварельной бумаги толстый для работы по - сырому, чтобы не просачивалась вода, зафиксирован малярным скотчем, чтобы предотвратить появление изгибов или скручивания бумаги. Ребята, как расположен лист для работы?» (Вертикально).

- Работа с пейзажем: мы будем стремиться к минимализму, но результат будет захватывающим. Желаю вам хорошего настроения, творческого открытия! Звучит фоновая музыка (релакс). Простым карандашом сделаем набросок стволов деревьев разных длин и размеров, используем слабый нажим.

- Набросок: на картине 3 группы деревьев на дальнем, среднем и переднем планах. Обратите внимание, самые дальние деревья короче остальных. Так лес выглядит гуще. Что касается краски, то мы уже знаем, что использование менее густой краски помогает передать ощущение расстояния.

- Фон: будем использовать градиентную размывку – от самого светлого наверху к самому темному в низу, это поможет изобразить туман вдалеке. Начните рисовать плоской кистью, сначала светлым тоном («чай»), затем средним («кофе»), к низу темным тоном краски («молоко») из палитры.

- Дальние деревья: наберите на круглую кисть средний тон («кофе») и нарисуйте стволы наверху листа, используя слабый нажим на кисть, кончик кисти).

- Деревья в центре: будут темной консистенции («молоко»), нажим на кисть будет средней, линии стволов толще. Оставьте высыхать.

- Деревья на переднем плане: в палитре разведем четвертый тон самый темный («сливки») и нарисуем деревья внизу листа, стволы будут еще толще.

- Для изображения падающего снега используем  технику набрызг белой акварелью (гуашью) с помощью сухой жесткой кисти для клея. Показать прием нанесения. Ритм точек будет беспорядочный или хаотичный.

- Конец занятия: «Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке живописи?» Ответы детей. «Что понравилось или не понравилось?» Принять эмоции детей. Дать советы на будущее. Пройти, познакомиться с работами одноклассников. Найти ошибки, проговорить их с учителем и ребятами.

-

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: обучение грамоте - изобразительное искусство (тема: Зимняя сказка)

Интегрированный урок: обучение грамоте - изо (тема: Зимняя сказка)Цели:1)Закрепить умение характеризовать звуки, составлять слова, умение писать  имена собственные с большой буквы.2) Познакомить ...

Конспект урока изобразительного искусства по теме: "Каждая птица своим пером красится. Зимние птицы""

Цели деятельности учителя: обобщить и дополнить знания детей о зимующих птицах краяПланируемые результаты.Предметные: рассмотреть иллюстрации птиц зимующих в нашей местности; проанализировать последов...

Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Зимняя прогулка. Сюжетная композиция пейзаж с фигурой человека в движении". 2 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: ознакомление с пропорциями человека; формирование умений изображать окружающую действительность; закрепление понятий: композиция, пропорция; воспитание интереса к...

Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Зимняя прогулка. Сюжетная композиция пейзаж с фигурой человека в движении". 2 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: ознакомление с пропорциями человека; формирование умений изображать окружающую действительность; закрепление понятий: композиция, пропорция; воспитание интереса к изобр...

Конспект урока изобразительного искусства :«Зимние забавы» (УМК "Школа России" ,4 класс)

Конспект урока изоискусстваТема: «Зимние забавы»Цели деятельности учителя: Создание условия для любования и восхищения детей причудами зимней природы, для их эмоционально-эстетического отз...

Конспект урока по изобразительной деятельности Тема: "Зимний лес"

Конспект урока по изобразительной деятельности Тема: "Зимний лес" подойдёт для коррекционной школы и будет помощником учителю для проведения урока с учащимися 3 класса II варианта обучения....