Конспект урока изобразительного искусства
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Тема: Праздники народа ханты

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izo_prazdniki_naroda_hanty_4_klass.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства

Тема: Праздники народа ханты

Цель: формирование у учащихся целостных представлений о праздниках народа ханты для установления положительного отношения к родной культуре.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у обучающихся  представления о главных народных праздниках ханты, их значении в жизни наших предков,  дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора.

Развивающие: развивать творческую фантазию, активность, умение работать в  коллективе.

Воспитывающие: воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашего края, посредством изобразительного искусства;

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

– обучение определению средств выразительности настроения и чувств в искусстве;

– обучение умению передавать настроение и чувства через рисунок и цвет в своей работе;

– обучение отображать сущность праздничных событий в произведении искусства.

Личностные результаты:

– формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

– воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Метапредметные результаты:

– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность.

Оборудование для учителя: электронная презентация на тему «Праздник народа Ханты».

Оборудование для обучающихся: альбом, краски, кисти, карандаши, ластик, вода.

Оформление доски: внимаю обучающихся представляется электронная презентация на тему «Праздник народа ханты».

Ход урока

Этапы урока /структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

УУД

Орг. Момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

– Ребята! Проверьте, всё ли у вас лежит на парте, что нам нужно к уроку.

Проверяет готовность учеников к уроку.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Введение в тему урока и постановка учебной проблемы

– Ребята, давайте посмотрим на карту, как выдумаете, что это за карта?

– Кто коренные жители нашего округа? 

– У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

– Молодцы! Сегодня мы с вами вспомним праздники народов Севера.

- Какую цель поставим перед собой?

Отвечают на вопросы

– Карта нашего округа.

– Ханты, манси. 

-Праздники народов Севера

-Узнать что-то новое, как отмечают праздники, какие традиции

Регулятивные УУД:

Работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

Коммуникативные УУД:

Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

Слушать и понимать других.

Договариваться о правилах общения

Личностные УУД:

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.

Изучение нового знания

Физкультминутка

Ведет диалог с классом. Посвящает в теоретическую основу темы урока.

– Какое животное у северных жителей считается священным?

– Как называется праздник, посвященный этому животному?

– А кто из вас знает, в какое время года его празднуют?

– После, какого события ханты устраивают праздник?  

– Где устраивают праздник?

– Что охотники делают со шкурой и головой медведя?

– Какое угощение ставят перед медведем?

– Что делают гости прежде, чем занять свое место?

Правильно, а затем начинается целое представление, сначала кукольное, а затем и театрализованное. Охотники надевают маски из бересты и разыгрывают истории. Вот так весело проходит этот праздник, его празднуют несколько дней, а в последний день съедают мясо.

– Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце. Вот как об этом написал известный северный поэт.

Красное солнце наше, 
Нет тебя в мире краше!
Даруй нам свет и тепло,
Красное солнце наше
Весна, весна – Ворнэ
Приди весна с радостью,
С доброй радостью, с великой милостью.

– По мнению северных народов, какая птица пробуждает природу после долгой зимы?

– Да, северные люди считают, что эта птица своим криком пробуждает природу и приносит саму жизнь. Ее считают покровительницей женщин и детей. Кто знает, как называется этот праздник?  

Молодцы ребята. В этот день женщины на священном месте в стойбище – арашкан (место костра), готовили пищу на костре и молились духам. Женщины кланялись дереву и просили о благополучии семьи и здоровье детей. Как вы думаете, чем еще занимались женщины и дети на этом празднике?

– Какой еще праздник народов Севера вы знаете?

– Правильно, этот праздник отмечают недавно – это профессиональный трудовой праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Как вы думаете для чего?

– Какие?

–  Какие еще соревнования проводятся на этом празднике?

– Да ребята, нарты ставят боком друг к другу в ряд, надо перепрыгнуть через большее число нарт. Еще одно забавное состязание – это перетягивание палки, когда

 садятся на пол, уперевшись друг в друга ступнями ног и перетягивают палку.

– Вот так весело и задорно отмечают праздники, коренные жители Севера.

Включение видеоролика

Отвечают на вопросы.

– Медведь.

– Медвежий праздник.

– Зимой. 

После охоты на медведя. 

– В доме (чуме) того охотника, который убил медведя. 

Шкуру вместе с головой укладывают на почетном месте в юрте. И украшают разноцветными лентами, бисером, сережками, а глаза монетами. 

Рыбу, мясо, конфеты, печенье. 

Подходят к медведю и кланяются ему.

– Ворона.

– Вороний день.

– Пели и плясали.

– День оленевода.

– Они устраивают соревнования.

– Самое главное соревнование - это гонки на оленьих упряжках. 

– Прыжки через нарты.

Выполнение упражнений

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и формацию, полученную на уроке;

Личностные УУД: Формирование духовных и эстетических потребностей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Здоровьесберегающее

Практическая деятельность обучающихся

-Теперь вы должны изобразить на альбомной листе любой из понравивщихся вам праздников.

-Также обратите внимание  на слайд где представлены детские работы. Будьте внимательны при выборе цветовой гаммы , смотрите на работы детей и какие цвета преобладают в какое время года.

Наблюдает за выполнением работы, дает советы.

Критерии оценивания:

1.Аккуратность;

2.Законченность рисунка;  

3.Оригинальность композиционного замысла;

4.Детальность изображения;

5.Цветовое решение.

Обучающие иллюстрирует любой из праздников народа ханты.

Регулятивные УУД:

Работать по предложенному плану; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. Соотношение своих действий с планируемыми результатами.

Личностные УУД:

овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; отработка навыков самостоятельной работы.

Итог урока

Оценивает работы.

Выставка работ обучающихся.

Регулятивные УУД:

Соотношение своих действий с планируемыми результатами.

Личностные УУД:

Самооценка.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: формулирование собственных мыслей высказывание и обоснование собственной точки зрения.

Рефлексия

–Какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Какую цель ставили перед собой?

– Какое настроение вызывает у вас праздник?

-Поднимите руки, кто считает, что сегодня хорошо поработал.

Спасибо за работу! До свидания!

 Отвечают на вопросы. Оцениваю свою деятельность и работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с  произведениями  народного декоративн...

Конспект урока изобразительного искусства Тема урока: Строим вещи.

Конспект урока  изобразительного искусстваТема урока: Строим вещи....

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе на тему "Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусства"

Тема: Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусстваТип урока: открытие новых знанийЦель урока: создать условия для изготовления эск...

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...