Конспект урока изобразительного искусства для 3 класса " Красавица Матрешка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
конспект расчитан на урок длительностью 45 минут. расписана структура урока поминутно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasavitsa_matreshka.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 14»
Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе
По теме: «Красавица матрешка»
Учитель: Рысаева Елена Викторовна
Тема: «Красавица матрешка» (1 урок)
УМК: Кузин В.С.
Класс:3
Продолжительность урока: 45 минут.
Вид урока: рисование на тему.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Познакомить детей с произведениями народных художественных промыслов: с матрёшками из Загорска, Семёнова, Полхов-Майдана. Познакомить учащихся с историей русской матрёшки и особенностями матрёшки из разных областей России;
Задачи:
Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
Научить расписывать игрушки по образцам изделий из разных областей России;
Закреплять навыки аккуратного рисования
Воспитывать любовь и уважение к близким, душевную доброту;
Развивать графические умения, связанные с приёмами декоративной трактовки цветочного мотива.
Тип: Комбинированный.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесно-индуктивный, практический; индивидуальная, фронтальная
Образовательные технологии: Игровые, здоровьесберегающие, информационно – коммуникационные технологии
Основные понятия и термины: символ, сувенир, матрёшка (рубаха, платок, сарафан).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные умения: углублять познания в области народного творчества; научатся выполнять рисунок матрёшки с соблюдением пропорций.
Предметные умения: углублять познания в области народного творчества; научатся выполнять рисунок матрёшки с соблюдением пропорций.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, понимать значения красоты и многообразия окружающего мира, находить решение творческих проблем; регулятивные – научатся выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и коррективы; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы, комментировать последовательность действий.
Личностные: оценивать свою работу, развивать потребность в творчестве.
Оборудование для учителя: проектор, презентация, методическое пособие: «Последовательность рисования матрешки», шаблоны
Оборудование для учащихся: альбом, простой карандаш, резинка, шаблоны
Структура урока
IОрганизационный этап (1 минута)
#1055;риветствие.
2. Проверка готовности обучающихся к уроку.
3. Выявление отсутствующих.
Сообщение темы урока, цели.
Постановка задач. (1 минута)
II Изучение нового материала. (5 минут)
Физ. минутка. (1 минута)
III Объяснение последовательности выполнения рисунка с рассказом учителя.(3 минуты)
VI Закрепление полученных знаний и навыков (творческая работа). (25 минут)
V Анализ деятельности детей на уроке. (9 минут)
1. Оценивание работ.
2. Подведение итогов
Домашнее задание.
Ход урока
I Организационный момент.
#1055;риветствие.
2. Проверка готовности обучающихся к уроку.
3. Выявление отсутствующих.
Сообщение темы урока, цели.
-Сели дети по порядку
Отгадайте вы загадку.
Чудо русское вот есть
Очень трудно глаз отвесть.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть:
Разрумянилась немножко
Наша русская…матрёшка (слайд 1)
- Долго дети не гадайте
Урока тему угадайте.
Все мы здесь хотим узнать –
Что мы будем рисовать? (ответы детей)
- Молодцы! Вы угадали
А матрёшку вы видали?
Где? Когда? Скажи скорей
Что вы знаете о ней? (ответы детей)
II Изучение нового материала(беседа) (слайд 2)
Русская матрёшка – один из самых известных и любимых сувениров в нашей стране и за рубежом. Нашу Матрёшку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
- Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы слышите слово «матрёшка»?
-Как вы понимаете слово «сувенир»?
Матрёшка – удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром. В детстве мы играли этой удивительной куколкой, и никогда не задумывались о её происхождении.
А знаете, ли вы, ребята, что матрёшка имеет удивительную историю?
- Матрёшка – известный во всём мире талисман России, символ русского духовного изобилия, а также великолепное изделие декоративно-прикладного искусства. (слайд 3)
- Город Загорск считается родиной русской расписной матрёшки – точёной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы. Но на самом деле, рассказывают, что в конце 19 века, в 1890 году, Александра Мамонтова, жена известного русского промышленника и мецената Саввы Мамонтова – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукурумы, которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок.… Всего таких куколок насчитывалось пять. (слайд 4)
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе крестьянской девочки. (слайд 5)
Над созданием игрушки работали художник Сергей Малютин и токарь Василий Звёздочкин. Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрёшка сразу же понравилась взрослым и детям. Нравилось её доброе и ясное лицо. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь, воскликнул: «До чего же похожа на нашу Матрёну!» с тех пор и зовут эту игрушку МАТРЁШКОЙ.
Кто из вас знает, как получила матрёшка — это имя и что оно обозначает? (слайд 6)
Давным-давно имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. В его основе лежит слово «МАТЬ». Поэтому в народе имя Матрёна ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь много детей. (слайд 7)
Много видов у матрёшки
Ведь она из разных мест.
Есть Загорская, Тверская,
И Семёновская есть,
Полховская, вятская – Вот какая разница!
- Давайте их сейчас сравним.
-Наряд её определим.
-Ведь чтоб её нарисовать,
-Отличия необходимо знать. (слайд 8)
Вот «Загорская» матрёшка
В сарафане и платке.
А в руках держит КОСЫНКУ
Может и держать цветы.
Что ещё заметил ты?
(слайд 9)
В это же время производство матрёшек началось и в Семёновском уезде Нижегородской губернии.
Семёновские матрёшки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища.
Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Края платка украшены цепью небольших бутонов. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. (слайд 10)
Вслед за ними появились матрёшки в Полхов-Майдане. Эти матрёшки очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой, с покатыми плечиками.
Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку. Рядом с малиновым ложится тёмно-зелёный цвет, а синий – с жёлтым цветом. Все элементы объединяет чёрный контур.
Физ.минутка
III Объяснение последовательности выполнения рисунка с рассказом учителя.
1. Выбор формата листа с объяснением. (вертикальный)
2. Демонстрация правильного использования шаблонов для создания фигурки матрешки
3. Прорисовка деталей матрешки с кратким рассказом учителя.
-Рубаха-в старину рубахи шили из цельного полотнища льняного холста. Рубаха была белого цвета.
Рукава, плечи и ворот рубахи расшивались узорами со значением. Они играли роль оберегов.
- Сарафан- верхняя женская одежда, одевалась на рубаху.
-. Платок-замужняя женщина, по древним обычаям, должна была прятать волосы от постороннего взгляда. (слайд 12)
#1042;ыбор узора для матрешки
VI Закрепление полученных знаний и навыков (творческая работа)
Работа простым карандашом(линейный рисунок)
V Анализ деятельности детей на уроке. (9 минут)
1. Оценивание работ. (по рядам)
3. Подведение итогов. (возвращение к задачам и цели урока)
- Итак, ребята, а теперь расскажите, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке.
- Я предлагаю вам ответить на вопросы:
#1042; каком городе была изготовлена первая русская матрешка? (ЗАГОРСК)
#1050;ак фамилия художника, расписавшего первую русскую матрешку? (МАЛЮТИН)
3. От какого русского имени произошло название матрешки? (МАТРЁНА)
#1048;з какого природного материала изготавливают матрешку? (ДЕРЕВО)
5. Какой головной убор носят матрешки? (ПЛАТОК)
Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров. Вы создали образ своей матрешки. На следующем уроке мы выполним работу в цвете.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока изобразительного искусства 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Урок изобразительного искусства разработан для обучающихся 1 класса, посвященный народным промыслам России. Тема «Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру». ...
Конспект урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "Вводный урок. Что мы будем рисовать?"
Представляю вашему вниманию конспект урока по теме: "Водный урок. Что мы будем рисовать? " в 1 классе...
Конспект урока изобразительного искусства 3 класс
Конспект урока по теме "Театральная афиша"...
Конспект урока изобразительное искусство 3 класс
Конспект урока по теме: "Афиша в театре"...
Конспект урока изобразительного искусства (4 класс)
Тема: Страна восходящего солнцаПрограмма: Л.А. Неменская Изобразительное искусство Тип урока: урок изучения новых знаний.Вид урока: комбинированный.Цель: формирование образовательных компетенций (инфо...
Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»
Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...
Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»
Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...