Конспект урока изобразительного искусства для 3 класса " Красавица Матрешка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

конспект расчитан на урок длительностью 45 минут. расписана структура урока поминутно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasavitsa_matreshka.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 14»

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе

По теме: «Красавица матрешка»

Учитель: Рысаева Елена Викторовна

Тема: «Красавица матрешка» (1 урок)

УМК: Кузин В.С.

Класс:3

Продолжительность урока: 45 минут.

Вид урока: рисование на тему.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Познакомить детей с произведениями народных художественных промыслов: с матрёшками из Загорска, Семёнова, Полхов-Майдана. Познакомить учащихся с историей русской матрёшки и особенностями матрёшки из разных областей России;

Задачи:

Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Научить расписывать игрушки по образцам изделий из разных областей России;

Закреплять навыки аккуратного рисования

Воспитывать любовь и уважение к близким, душевную доброту;

Развивать графические умения, связанные с приёмами декоративной трактовки цветочного мотива.

Тип: Комбинированный.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесно-индуктивный, практический; индивидуальная, фронтальная

Образовательные технологии: Игровые, здоровьесберегающие, информационно – коммуникационные технологии

Основные понятия и термины: символ, сувенир, матрёшка (рубаха, платок, сарафан).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные умения: углублять познания в области народного творчества; научатся выполнять рисунок матрёшки с соблюдением пропорций.

Предметные умения: углублять познания в области народного творчества; научатся выполнять рисунок матрёшки с соблюдением пропорций.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, понимать значения красоты и многообразия окружающего мира, находить решение творческих проблем; регулятивные – научатся выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и коррективы; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы, комментировать последовательность действий.

Личностные: оценивать свою работу, развивать потребность в творчестве.

Оборудование для учителя: проектор, презентация, методическое пособие: «Последовательность рисования матрешки», шаблоны

Оборудование для учащихся: альбом, простой карандаш, резинка, шаблоны

Структура урока

IОрганизационный этап (1 минута)

#1055;риветствие.

2. Проверка готовности обучающихся к уроку.

3. Выявление отсутствующих.

Сообщение темы урока, цели.

Постановка задач. (1 минута)

II Изучение нового материала. (5 минут)

Физ. минутка. (1 минута)

III Объяснение последовательности выполнения рисунка с рассказом учителя.(3 минуты)

VI Закрепление полученных знаний и навыков (творческая работа). (25 минут)

V Анализ деятельности детей на уроке. (9 минут)

1. Оценивание работ.

2. Подведение итогов

Домашнее задание.

Ход урока

I Организационный момент.

#1055;риветствие.

2. Проверка готовности обучающихся к уроку.

3. Выявление отсутствующих.

Сообщение темы урока, цели.

-Сели дети по порядку

Отгадайте вы загадку.

Чудо русское вот есть

Очень трудно глаз отвесть.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть:

Разрумянилась немножко

Наша русская…матрёшка (слайд 1)

- Долго дети не гадайте

Урока тему угадайте.

Все мы здесь хотим узнать –

Что мы будем рисовать? (ответы детей)

- Молодцы! Вы угадали

А матрёшку вы видали?

Где? Когда? Скажи скорей

Что вы знаете о ней? (ответы детей)

II Изучение нового материала(беседа) (слайд 2)

Русская матрёшка – один из самых известных и любимых сувениров в нашей стране и за рубежом. Нашу Матрёшку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

- Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы слышите слово «матрёшка»?

-Как вы понимаете слово «сувенир»?

Матрёшка – удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром. В детстве мы играли этой удивительной куколкой, и никогда не задумывались о её происхождении.

А знаете, ли вы, ребята, что матрёшка имеет удивительную историю?

- Матрёшка – известный во всём мире талисман России, символ русского духовного изобилия, а также великолепное изделие декоративно-прикладного искусства. (слайд 3)

- Город Загорск считается родиной русской расписной матрёшки – точёной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы. Но на самом деле, рассказывают, что в конце 19 века, в 1890 году, Александра Мамонтова, жена известного русского промышленника и мецената Саввы Мамонтова – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукурумы, которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок.… Всего таких куколок насчитывалось пять. (слайд 4)

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе крестьянской девочки. (слайд 5)

Над созданием игрушки работали художник Сергей Малютин и токарь Василий Звёздочкин. Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрёшка сразу же понравилась взрослым и детям. Нравилось её доброе и ясное лицо. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь, воскликнул: «До чего же похожа на нашу Матрёну!» с тех пор и зовут эту игрушку МАТРЁШКОЙ.

Кто из вас знает, как получила матрёшка — это имя и что оно обозначает? (слайд 6)

Давным-давно имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. В его основе лежит слово «МАТЬ». Поэтому в народе имя Матрёна ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь много детей. (слайд 7)

Много видов у матрёшки

Ведь она из разных мест.

Есть Загорская, Тверская,

И Семёновская есть,

Полховская, вятская – Вот какая разница!

- Давайте их сейчас сравним.

-Наряд её определим.

-Ведь чтоб её нарисовать,

-Отличия необходимо знать. (слайд 8)

Вот «Загорская» матрёшка

В сарафане и платке.

А в руках держит КОСЫНКУ

Может и держать цветы.

Что ещё заметил ты?

(слайд 9)

В это же время производство матрёшек началось и в Семёновском уезде Нижегородской губернии.

Семёновские матрёшки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища.

Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Края платка украшены цепью небольших бутонов. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. (слайд 10)

Вслед за ними появились матрёшки в Полхов-Майдане. Эти матрёшки очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой, с покатыми плечиками.

Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку. Рядом с малиновым ложится тёмно-зелёный цвет, а синий – с жёлтым цветом. Все элементы объединяет чёрный контур.

Физ.минутка

III Объяснение последовательности выполнения рисунка с рассказом учителя.

1. Выбор формата листа с объяснением. (вертикальный)

2. Демонстрация правильного использования шаблонов для создания фигурки матрешки

3. Прорисовка деталей матрешки с кратким рассказом учителя.

-Рубаха-в старину рубахи шили из цельного полотнища льняного холста. Рубаха была белого цвета.

Рукава, плечи и ворот рубахи расшивались узорами со значением. Они играли роль оберегов.

- Сарафан- верхняя женская одежда, одевалась на рубаху.

-. Платок-замужняя женщина, по древним обычаям, должна была прятать волосы от постороннего взгляда. (слайд 12)

#1042;ыбор узора для матрешки

VI Закрепление полученных знаний и навыков (творческая работа)

Работа простым карандашом(линейный рисунок)

V Анализ деятельности детей на уроке. (9 минут)

1. Оценивание работ. (по рядам)

3. Подведение итогов. (возвращение к задачам и цели урока)

- Итак, ребята, а теперь расскажите, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке.

- Я предлагаю вам ответить на вопросы:

#1042; каком городе была изготовлена первая русская матрешка? (ЗАГОРСК)

#1050;ак фамилия художника, расписавшего первую русскую матрешку? (МАЛЮТИН)

3. От какого русского имени произошло название матрешки? (МАТРЁНА)

#1048;з какого природного материала изготавливают матрешку? (ДЕРЕВО)

5. Какой головной убор носят матрешки? (ПЛАТОК)

Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров. Вы создали образ своей матрешки. На следующем уроке мы выполним работу в цвете.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изобразительного искусства разработан для обучающихся 1 класса, посвященный народным промыслам России. Тема «Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру». ...

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "Вводный урок. Что мы будем рисовать?"

Представляю вашему вниманию конспект урока по теме: "Водный урок. Что мы будем рисовать? " в 1 классе...

Конспект урока изобразительного искусства 3 класс

Конспект урока по теме "Театральная афиша"...

Конспект урока изобразительное искусство 3 класс

Конспект урока по теме: "Афиша в театре"...

Конспект урока изобразительного искусства (4 класс)

Тема: Страна восходящего солнцаПрограмма: Л.А. Неменская Изобразительное искусство Тип урока: урок изучения новых знаний.Вид урока: комбинированный.Цель: формирование образовательных компетенций (инфо...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...