Рабочая программа по курсу изобразительное искусство
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по курсу изобразительное искусство
для 3 класса
на 2023-2024 учебный год.
Учитель:Гапонова Елена Михайловна, высшая категория
Количество часов всего___34_ в неделю1
Планирование составлено на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант
УМК: М.Ю Рау, М.А.Зыкова Изобразительное искусство. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адап.основныеобщеобразоват. Программы/ М.Ю.Рау, М.А.Зыкова.-3-у изд.-М.: Просвещение, #1089;.
Планируемые предметные и личностные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты
- способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми и сверстниками; обращаться за помощью;
- способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации;
- представление об этнических традициях и культурном достоянии края;
- способность самостоятельно применять полученные академические компетенции в различных жизненных ситуациях;
- знание и соблюдение норм и правил поведения в общественных местах.
- способность самостоятельно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- умение выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др
- участие в процессе обучения в соответствии со своими возможностями;
- способность к положительному отношению с окружающей действительностью;
- способность бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;
- адекватно оценивать свою работу и работу других;
- умение различать понятия красивое и некрасивое, хорошо – плохо;
- способность адекватно эмоционально откликаться на произведения живописи;
- способность к организации взаимодействия с окружающей действительностью и эстетическому ее восприятию;
- занятие творчеством.
Предметные результаты
минимальный | достаточный |
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу,с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; применение приемов работы карандашом, ориентировка в пространстве листа; адекватная передача цвета изображаемого объекта. | знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; знание правил цветоведения; построения орнамента; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); следование при выполнении работы инструкциям учителя ; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); применение разных способов лепки; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу. |
Содержание предмета
Содержание учебного предмета
Обучение композиционной деятельности. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Формирование понятий:«предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок
Понятия:«цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Виды, формы | Содержание воспитательного потенциала урока |
1. 2. | Рисование. Лепка. | 30 4 | Работа в группах (парах). Урок-путешествие. Беседа по картинам. Беседы, конкуры рисунков, экскурсии, встречи, занятия-путешествия, игровые познавательные часы. Экскурсии. Беседа по картинам. Экскурсии. Беседа. | Формирование навыков общения и культуры поведения учащихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения. Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол – во часов | Виды деятельности обучающихся | Дата | |
I четверть (9ч.) | |||||
1 | Лето. Осень. Дует сильный ветер. | 1 | Наблюдать за изменениями в природе. Лепка и рисование дерева склонившегося от сильного ветра | ||
2 | Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином. | 1 | Рисование картины осень. Птицы улетают. | ||
3 | Рисование бабочки и цветка. | 1 | Рассматривание картины А. Венецианова. Рисование картины бабочка и цветы. | ||
4 | Рисование узора «Бабочка на ткани» с использованием трафарета с силуэтом бабочки. | 1 | Рисование узора «Бабочка на ткани» с использованием трафарета с силуэтом бабочки. | ||
5 | Разные способы изображения бабочки. | 1 | Аппликация из гофрированной бумаги. | ||
6 | Рисование акварельной краской, начиная с цветового пятна. | 1 | Рисование акварельной краской цветового пятна. | ||
7 | Рисование одежды ярких цветов. | 1 | Рисование яркой одежды цветов. | ||
8 | Рисование акварельной краской по сырой бумаге. | 1 | Изобразить акварельной краской по сырой бумаге небо, радугу, листья, цветок. | ||
9 | Чего не хватает? Человек стоит, идет, бежит. Рисование,дорисовывание. | 1 | Рассматривание изображения человека. Обведение силуэта человека.Дорисовывание на картинках частей тела и одежды людей. | ||
II четверть (8ч) | |||||
10 | Зимние игры детей. Лепка из пластилина. | 1 | Лепка из пластилина человека на лыжах. | ||
11 | Рисование выполненной лепки. | 1 | Срисовывание готовой работы. | ||
12 | Дети лепят снеговика. | 1 | Лепка из пластилина снеговика. | ||
13 | Деревья зимой в лесу (лыжник). Рисование цветной и черной акварелью. | 1 | Рассматривание иллюстрации картины П. Митурича «Сухое дерево». Рисование лыжника. | ||
14 | Рисование угольком зимы. | 1 | Рассматривание иллюстрации картины К.Коро «Чтение под деревьями». Рисование угольком. | ||
15 | Лошадка из Кагополя. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки. | 1 | Лепка и рисование лошадки из Кагополя. | ||
16 | Лошадка везет из леса сухие ветки, дрова. Рисунок. | 1 | Рисование акварелью лошадки. | ||
17 | Натюрморт: кружка, яблоко, груша. | 1 | Знакомства с понятием «Натюрморт». Изображение кружки и фруктов. | ||
III четверть (9ч) | |||||
18 | Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дороге. Рисунок по описанию. | 1 | Рисование по описанию домика лесника. | ||
19 | Элементы косовской росписи. Рисование. | 1 | Знакомство с элементами косовской росписи. Рисование дома, дерева. | ||
20 | Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. | 1 | Рисование силуэтов посуды и украшением элементами косовской росписью. | ||
21 | Украшение силуэта предмета орнаментом. Орнамент в круге. Рисование. | 1 | Выполнение орнамента в круге с элементами косовской росписью. | ||
22 | Рисование сказочной птицы. | 1 | Слушание рассказа о художнике И. Билибине. Рассматривание иллюстраций «сказочной птицы». И. Билибине «Иван-царевич и жар-птица», «Царевна-лягушка». Рисование «сказочной птицы». | ||
23 | Сказочная птица. Рисование. Украшение узором рамки для рисунка. | 1 | Украшение узором рамки для рисунка. | ||
24 | Встречай птиц- вешай скворечники. Лепка, рисунок. | 1 | Рассматривание картин художников И. Левитана «Март», А.Саврасова «Грачи прилетели», И. Шишкин « Лесной весной». Рисование картинки детей встречающие птиц. Лепка скворечника. | ||
25 | Встречай птиц- вешай скворечники. Лепка, рисунок. | 1 | Рисование закладки с использованием картофельного штампа. | ||
26 | Беседа: «Красота вокруг нас. Посуда». Рисование элементов узора. | 1 | Определение понятия «посуда». Рассматривание растительных элементов для украшения посуды. Рисование элементов узора. | ||
IV четверть (7ч.) | |||||
27 | Украшение изображений посуды узором. | 1 | Выполнение узора для украшения из элементов узора в технике аппликация. | ||
28 | Святой праздник Пасхи. Украшение узором яиц. Рисование . | 1 | Знакомство с понятиями: роспись, расписывать, орнамент, пасхальное яйцо. Рисование пасхального яйца. | ||
29 | Беседа: «Городецкая роспись». Рисование элементов городецкой росписи. | 1 | Знакомство с Городецкой росписью. Рисование элементов городецкой росписи. | ||
30 31 | Кухонная доска. Украшение силуэта доски городецкой росписью. | 2 | Рисование кухонной доски городецкой росписью. | ||
32 33 | Беседа: « Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Рисование эпизода из сказки. | 2 | Беседа : «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Выполнение эпизода к сказке «Колобок». | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство", автор В.С. Кузин 1класс (ФГОС)
Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" (ФГОС )по программе В.С. Кузина . 1 класс...
Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство", автор В.С. Кузин 2 класс (ФГОС)
Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" по программе В.С. Кузина. 2класс (ФГОС)...
Рабочая программа по курсу «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» "Школа 2100"
Рабочая программа по изобразительному искусству . УМК "Школа 2100" 1-2 класс .Календарно тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» на 2013– 2014 учебный год 2 класс. Образовательная система: «Гармония»
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» 3 класс Б.М. Неменский
2013-2014 учебный год (базовый уровень)...