Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» 3 класс Б.М. Неменский
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха
«Гимназия №2»
Утверждаю Директор гимназии Бондаренко Л.К.________ «_____»___________201 г. |
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
3-А класс
на 2013-2014 учебный год
(базовый уровень)
Учитель: Бизина С.А.
Составлена на основе программы: Б.М. Неменского
Количество часов на учебный год: 34 ч.
Количество часов в неделю: 1 ч.
2013 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами по учебным предметам», ООП НОО и авторской программой разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.
Программа включает пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к результатам освоения программы; календарно-тематическое планирование; требования к оснащению учебного процесса.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
На обучение изобразительному искусству в 3 классе базисным учебным планом МБОУ «Гимназия №2» 34 недели по 1 часу в неделю, уровень программы - базовый.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на 34 часа с учётом праздничных дней.
Программа «Искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные виды искусства. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности – изобразительной, декоративной, конструктивной. Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
Основные принципы программы:
целостная система введения в художественную культуру;
принцип «от жизни через искусство к жизни»;
принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы;
принцип единства восприятия и созидания;
проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта;
развитие художественно-образного мышления.
Цель курса – развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно - творческой деятельности.
Задачи курса:
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического вкуса;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения ИЗО:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Формы и методы организации учебного процесса, технологии обучения
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных,
обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков с дидактической игрой.
Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная работа – диалог;
работа в парах;
индивидуальная работа;
нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры), урок-соревнование.
Используемые методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
проблемно-поисковый;
метод стимулирования интереса к учению;
метод самоконтроля;
метод самостоятельной деятельности учащихся:
Используемые технологии:
игровые технологии;
технология создания ситуации успеха на уроке;
личностно-ориентированные;
здоровьесберегающие;
ИКТ.
С целью достижения качества образовательного процесса согласно ФГОС в 2011 году кабинет укомплектован учебно-лабораторным оборудованием.
2.Основное содержание программы
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения ИЗО:
- приобретение знаний основ художественной грамотности;
- освоение компетенций: ценностно-смысловая, ценностно-ориентационная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития художественных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культуры и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 3 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: ЭЭ, электронная версия музеев мира.
Основное содержание (разделы)
Тема 1. Искусство в твоем доме (8 ч)
Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твои игрушки
Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Посуда у тебя дома
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
Мамин платок
Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
Твои книжки
Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.
Тема 2. Искусство на улицах твоего города (6 ч)
Памятники архитектуры – наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
Транспорт в городе
В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)
Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Тема 3. Художник и зрелище (12 ч)
В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).
Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)
Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.
Тема 4. Художник и музей (8 ч)
Музеи в жизни города
Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
Искусство, которое хранится в этих музеях
Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина-пейзаж
Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
1.Искусство в твоем доме (8 часов)
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
2. Искусство на улицах твоего города (6 ч.)
Памятники архитектуры — наследие веков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
Транспорт в городе.
3. Художник и зрелище (12 ч.)
Художник в цирке.
Художник в театре.
Маски.
Театр кукол.
Афиша и плакат.
4. Художник и музей (8 ч.)
Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
3. Требования к планируемым результатам изучения программы
в 3 классе
Учащиеся должны знать:
разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм);
виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
основные виды и жанры изобразительных искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
названия наиболее крупных художественных музеев России;
названия известных центров народных художественных ремесел России.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться доступными средствами и материалами;
в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
владеть навыком смешивания красок. Свободно работать с кистью;
использовать первые представления о передачи пространства на плоскости;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером. Цветом главное в рисунке;
создавая аппликации, вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объёмные формы
обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике
компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
моделировать из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев изобразительного, народного творчества и др.;
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
эмоциональное восприятие образов природы, растительного и животного мира, отраженных в рисунке, живописных работах, фотографиях;
познавательный интерес к явлениям природы и их изучению;
желание приобретать новые знания, наблюдая разнообразные природные явления, в том числе жизнь животных;
интерес к предлагаемым видам художественно-творческой деятельности, в том числе к созданию рисунков графитным карандашом, к коллективной творческой работе;
понимание (на доступном уровне) красоты и уникальности природы и окружающего мира.
Обучающийся получит возможность для формирования:
эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, отражающие явления природы;
учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов выполнения упражнений и заданий, а также стремление к выполнению заданий повышенной сложности;
положительного отношения к урокам изобразительного
искусства; интереса к рисованию;
ценностного отношения к природе и произведениям искусства;
желания передавать красоту живой природы (птиц, рыб, насекомых), разные состояния природы и ее явления;
первоначальных навыков оценки и самооценки художественного творчества;
трудолюбия, оптимизма, ответственности за результат совместной работы.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
понимать инструкцию учителя;
планировать с учителем или самостоятельно процесс выполнения задания;
понимать алгоритм выполнения работы;
выбирать вместе с учителем нужные инструменты и материалы для выполнения задания;
контролировать отдельные этапы своей деятельности и вносить необходимые коррективы;
осуществлять самопроверку.
Обучающийся получит возможность научиться:
эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;
контролировать процесс своей деятельности и вносить необходимые коррективы;
подбирать вместе с учителем или самостоятельно соответствующие учебно-творческой задаче материалы;
выполнять действия (в устной, письменной форме) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
воспринимать мнение о явлении изобразительного искусства сверстников и взрослых, высказывать свое мнение;
оценивать результат своей и коллективной работы.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
хорошо ориентироваться в структуре учебника, в текстовом и иллюстративном материалах; понимать назначение;
понимать информацию, представленную в разной форме; пользоваться знаками, символами, изображениями, приведенными в учебнике, и выполнять на их основе свой замысел;
соотносить иллюстративный материал с темой и заданием для самостоятельной работы;
осознавать познавательную задачу и принимать ее условия;
строить рассуждения о воспринимаемых образах;
выполнять учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи для качественного выполнения заданий;
соотносить художественные произведения по настроению и форме; делать несложные обобщения;
работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;
проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;
осуществлять поиск нужной информации в справочном материале учебника и из дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
представлять информацию в виде небольшого сообщения или презентации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать участие в различных видах совместной деятельности;
вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, обсуждать идею создания групповых работ;
отвечать на вопросы учителя, задавать свои вопросы по теме урока;
воспринимать мнение других людей о произведениях искусства;
строить эмоционально окрашенные и понятные для партнера высказывания;
выражать свое мнение о произведении живописи.
Обучающийся получит возможность научиться:
стремиться к пониманию позиции другого человека;
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач; договариваться и приходить к общему мнению;
понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
высказывать свою точку зрения, в том числе о произведении живописи, о совместной работе и т.д.;
контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Оборудование | Возможные виды деятельности учащихся | Планируемые результаты |
1 четверть | |||||
1. Искусство в твоем доме (8 ч.) | |||||
1-2 | 03.09 10.09 | Темы: Искусство в твоем доме. Твоя игрушка (создание формы, роспись). Цель: развивать умение наблюдать окружающую действительность и использовать наблюдения для создания тематического рисунка НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. Игрушки, посуда, гжельские и хохломские изделия | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов. . | Личностные: формирование социальной роли ученика; формирование положительного отношения к учению; представления о ценности природного мира для практической деятельности человека развитие готовности к сотрудничеству и дружбе; осмысление своего поведения в школьном коллективе; ориентация на понимание причин успеха в деятельности формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников умение радоваться успехам одноклассников; формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой; умение видеть красоту труда и творчества формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности; формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности; Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. Предметные: Рисование с натуры и по представлению Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент. Работа с акварелью и гуашью; художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент Конструирование из цветной и белой бумаги Конструктивное строение: объемное изображение фигур Выполнение эскизов. Работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование). Декоративно-прикладное творчество. |
3-4 | 17.09 24.09 | Темы: Твоя посуда. Цель: совершенствовать приемы рисования с натуры, правильной передачи формы и пропорции; развивать умение самостоятельно решать декоративное оформление предметов; познакомить с элементами НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, гуашь, кисти. Игрушки, посуда, гжельские и хохломские изделия | ||
5 | 01.10 | Тема: Мамин платок Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка « Платок для своей мамы» Цель: показать приемы составления декоративных композиций (растительный узор-хохлома, гжель) НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. Б.Кустодиев «Купчиха». «Ярмарка»; Л.Малеев «Рязанские девочки» В.Суриков «Сибирская красавица» Русские платки, ткань с растительным орнаментом | ||
6 | 08.10 | Тема: Обои и шторы у тебя дома Рисование с помощью трафарета. Цель: учить составлять непрерывные полосные орнаменты, развивать навыки использования растительных форм для композиций орнамента, развивать художественный вкус НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет. Электронная энциклопедия, образцы обоев разного назначения | ||
7 | 15.10 | Тема: Твоя книжка. Цель: развивать творческие способности учащихся, умение раскрывать в иллюстрациях содержание литературного произведения Иллюстрация твоей книжки. Иллюстрирование русских народных потешек. НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. М.Врубель «Пан», .Васнецов «Алёнушка» Н.Рерих «Заморские гости» Выставка книг | ||
8 | 22.10 | Тема: Поздравительная открытка (декоративная закладка). Цель: познакомить с графическими работами (гравюра, офорт, литография, линогравюра). Формировать любознательность, вкус к произведениям графики, понимание условности ее языка НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. Образцы гравюр (Энциклопедия) | ||
2. Искусство на улицах твоего города (6 ч.) | |||||
9 | 29.10 | Темы: Искусство на улицах твоего города. В мире народного зодчества. Наследие предков: памятники архитектуры. Цель: познакомить с архитектурой родного города, с трудом художников, архитекторов-строителей; начать работу над панно «Мой любимый город» НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель. Видеофильм «Музей-Панорама»; электронная энциклопедия, слайды, ПК | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. | |
2 четверть | |||||
10 | 12.11 | Тема: Витрины на улицах. Цель: развивать наблюдательность, познавательные способности учащихся, научить различать характер витрин, их оформление НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. Электронная энциклопедия, ПК, слайды | ||
11 | 19.11 | Тема: Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера Цель: обратить внимание детей на то, что парки и скверы проектируются художниками-архитекторами; объяснить, в чем заключается их работа; продолжить освоение способов передачи пространства НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. Дворцовые парки Петродворца, Версаля, Сансуси, современные мемориалы | ||
12 | 26.11 | Ажурные ограды. Цель: развивать творческое воображение художников-конструкторов Изготовление из бумаги ажурных оград. НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. Слайды, электронная энциклопедия, ПК | ||
13 | 03.12 | Тема: Фонари на улицах и в парках. Цель: расширять представление учащихся о работе художников по созданию общего облика города, продолжать работу над панно Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки. НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. Отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Старый фонарь». Электронная энциклопедия, ПК | ||
14 | 10.12 | Тема: Транспорт. Цель: обратить внимание детей на выразительность форм транспорта: воздушного, наземного, историю его развития НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. Слайды, картины, таблицы, иллюстрации | ||
3. Художник и зрелище (12 ч.) | |||||
15 | 17.12 | Темы: Художник и зрелище. Художник и театр (образ театрального героя). Цель: развивать представление о деятельности художника, раскрыть сущность театрального слова; фантазия художника и зрителя НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель, восковые мелки. Музыкальные фрагменты (ария Леля, ария Шемаханской царицы из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»); электронная энциклопедия, ПК | Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре. | |
16 | 24.12 | Тема: Образ театрального героя. Цель: введение в мир театра, в мир условностей, в мир игры НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель, восковые мелки. Сказка по выбору. Слайды с изображением выразительных характеров | ||
3 четверть | |||||
17-18 | 14.01 21.01 | Темы: Театральные маски. Цель: познакомить с масками как способом перевоплощения; развивать эмоционально-целостное отношение к искусству НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, гуашь, кисти. | Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения. Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории.
Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения. Создавать яркие выразительные проекты. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале. Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Называть самые значительные музеи России.
Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников. Развивать живописные и композиционные навыки. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. | |
19-20 | 28.01 04.02 | Темы: Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм. Цель: создать куклу к кукольному спектаклю; расширить представление детей о кукольном театре и его истоках; развивать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. | ||
21-22 | 11.02 18.02 | Темы: Театральный занавес. Цель: обобщить и систематизировать знания детей о театре, познакомить с театральным зданием НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. | ||
23-24 | 04.03 11.03 | Тема: Афиша. Цель: познакомить с работой художников-графиков, с театральным плакатом, назначением афиш НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. | ||
25 | 18.03 | Тема: Художник и цирк. Праздник в городе. Цель: закрепить знания о театре и цирке НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. | ||
4 четверть | |||||
26 | 01.04 | Тема: Праздник в городе. Цель: закрепить знания о театре и цирке НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. | ||
4. Художник и музей (8 ч.) | |||||
27 | 08.04 | Темы: Художник и музей. Музеи в жизни города. Цели: познакомить с историей культуры и искусства, сделать первый шаг к самостоятельному их изучению и посещению музея НП,ПММ ИД,ДК, | Бумага, гуашь, кисть | ||
28 | 15.04 | Тема: картина пейзаж. Цель: познакомить учащихся с жанром пейзажа, научить видеть и передавать в рисунке красоту природы НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, гуашь, кисти. В.Серов «Вечерний звон» И.Шишкин «Лес зимой» В.Поленов «Московский дворик» В.Суриков «Взятие снежного городка» К.Юон, Б.Кустодиев | ||
29 | 22.04 | Тема: Картина натюрморт. Цель: показать отношение художника к тому, что он изображает НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | ||
30 | 29.04 | Тема: Картина - портрет. Цель: познакомить учащихся с изображением человека на портрете НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. А.Веницианов «Захарка», И.Серов «Девочка с персиками» Рембранд «Сын Титус за чтением» | ||
31 | 06.05 | Тема: Картины исторические и бытовые. Цель: научить отличать исторические картины от бытовых, воспитывать любовь к Родине, патриотизм НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. Изображения музеев искусств. Третьяковская галерея, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Русский музей | Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.
| |
32 | 13.05 | Тема: Скульптура в музее и на улице. Цель: познакомить с жанром скульптуры, разнообразием скульптурных материалов НП,ПММ ИД,ДК, | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. А.Матисс «Синий горшок и лимон» И.Репин «Яблоки и листья» И.Шишкин «Мухоморы.Этюд» В.Ван Гог «Подсолнухи» | ||
33 34 | 22.05 | Тема: Художественная выставка Обобщение тем четверти. Цель: организация выставки лучших работ за год Резерв | |||
34 ч. | итого |
5. Перечень материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Основная литература.
Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3класса /Под ред. Б. М. Неменского.- М.: Просвещение, 20..г
2.Технические средства обучения:
ноутбук педагога (НП)
нетбуки обучающихся (НО)
интерактивная доска (ИД)
проектор мультимедийный (ПММ)
система контроля и мониторинга качаства знаний (СКМКЗ)
документ-камера (ДК)
микроскоп цифровой (МЦ)
модульная система экспериментов(МСЭ)
принтер (П);
НП, ИД, ПММ используются на каждом уроке.
3.Информационно-коммуникативные средства:
авторские презентации Power Point;
авторские разработки для работы с интерактивной доской;
учебные фильмы и программы.
4. Печатные пособия:
альбомы по искусству;
портреты русских и зарубежных художников;
наглядные пособия;
схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека и др..
5.Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - режим доступа: http[//school-collection. edu.ru
Сайт занкова - режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50
презентации уроков «начальная школа». - режим доступа: http://nachalka.info/about/193
я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - режим доступа: http://nsc. 1 september.ru/urok
6. Учебно - практическое оборудование
альбом для рисования;
бумага А3, А4;
восковые мелки;
ёмкость для воды;
карандаши цветные;
краски акварельные;
краски гуашевые;
кисточки беличьи № 1, 2, 3, 5;
пастель;
фломастеры.
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №_____________ От «______» ________________201___г. | Согласовано «_____»___________201 г. Заместитель директора по УВР ____________________________ Шлеткова О.С. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству (учебник Б. М. Неменский) 2 класс
Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...
Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство" автор Б.М.Неменский для 1 класса УМК "Школа России"
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программ...
Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс
Рабочая программа "Изобразительное искусство"(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Музей в жизни города», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Музей в жизни города» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирова...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание усл...