Технологическая карта урока изобразительного искусства «Уральский пейзаж. Зима. (Подмалевок, начало работы над композицией)» (4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Тема урока: «Уральский пейзаж. Зима.
(Подмалевок, начало работы над композицией)»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции пейзажа; ознакомление с понятием «подмалевок»;
выполнение подмалевка для зимнего пейзажа
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: 4 класс, 2 четверть, Неменский Б.М. Учебник «ИЗО», кисти, краски, листы, учебная презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дата: 14.11.2023 Школа: МАОУ «СОШ№104» Класс: 4 «Б» Урок: 4 Время: 11:35-12:15 08:00-08-40 Кабинет: 210 | Студент: Нагорнова Милена Группа: 41 Учитель: Нестерова Лариса Александровна Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна |
Тема урока: «Уральский пейзаж. Зима.
(Подмалевок, начало работы над композицией)»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции пейзажа; ознакомление с понятием «подмалевок»;
выполнение подмалевка для зимнего пейзажа
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: 4 класс, 2 четверть, Неменский Б.М. Учебник «ИЗО», кисти, краски, листы, учебная презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
1. Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный Слово учителя | Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся. - Добрый день! Меня зовут Милена Ивановна. Сегодня у нас предстоит очень серьезная работа, надеюсь мы плодотворно поработаем. Садитесь. | Приветствуют учителя. | Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке | Презентация |
3. Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Беседа, наглядный | Учитель в занимательной (познавательной) форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач - Над какой темой четверти вы работали? - Над созданием чего вы работали на прошлом уроке? - Сейчас на экране вы видите изображение, на каждый старинный костюм один человек. Расскажите как и что называется. - Как называется рубаха? - Как называется головной убор? - Из чего состоится женский костюм? - Чем украшали такие костюмы? - В чем различие первого и второго изображения? - Отлично, сейчас мы узнаем как называется тема 2 четверти, для этого вам нужно внимательно слушать меня. Живу я в глубине России, В краю озёр и рудных скал. Здесь реки — сини, Горы — сини И в синих отсветах металл. Милы и дороги до боли, И сосен царственная стать. Да так, что глаз не оторвать, Тайга, тайга… Берёт отсюда Начало изумрудный цвет, А зеленее изумруда Ни дерева, ни камня нет! По красоте, По скрытой силе Мне не с чем мой Урал сравнить. Иной здесь видится Россия. Суровей, Строже, может быть. А может, здесь она моложе… Но край такой, не позабыть… - О чем это стихотворение? - Но раз мы с вами на уроке изобразительного искусства, то как тогда будет называться наша тема четверти? - Правильно, тему четверти мы узнали, теперь необходимо определить тему урока, для этого ответьте на вопрос, как художники нашего края могут рассказать, о красоте Урала? - Посмотрите на экран, перед вами опора для определения цели и задач урока, давайте вместе их сформулируем. Познакомимся: … Выполним: … - Верно, вы большие молодцы, давайте же скорее достигать поставленных целей! |
- «Искусство русской земли» - Русского традиционного костюма. Работают у доски. - Косоворотка. - Кокошник. - Сарафан, рубаха, сапожки. - Различные узоры и камни - Бытовой, повседневный образ и праздничный. - О красоте Урала - «Искусство родного края – Урала». - Через пейзажи. Тема урока: «Уральский пейзаж. Зима» Познакомимся: с красотой уральской природы. Научимся выполнять: подмалевок уральского пейзажа | М: учится формулировать учебную задачу, осуществляет целеполагание Р: принимают и сохраняют учебную задачу П: воспринимают информацию на слух. | Презентация |
4. "Открытие" детьми нового знания 7 | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | эвристическая беседа, наглядный игра Демонстрационный, Фронтальный опрос Демонстрационный Объяснительно- иллюстративный | 4.1. Учитель организует проблемную (эвристическую) беседу или полилог по открытию нового знания - После прочтения стихотворения, ответьте на следующие вопросы: - Чем известен Урал? (На слайдах, пейзажи, рисунки – подсказки) - Так же очень много людей из нашего края прославились, кого вы знаете? Например: Аленин (Ермак) Василий Тимофеевич. Казацкий атаман. Предводитель похода в Сибирь. Покоритель Сибирского ханства. Бажов Павел Петрович – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов. Татищев Василий Никитич. Ученый. Государственный деятель России. Один из основателей Екатеринбурга. Горный начальник. Посланник Петра I
- Замечательно, теперь мы знаем больше о нашем крае. 4.2. Учитель проводит анализ образов (образцов) В анализе- размер, перспектива, цвет. - Что характерно для уральского пейзажа? (посмотрите примеры на экране) - Где и как располагается линия горизонта? - Небо, какое оно может быть и как изображается, какие цвета в нем? - Горы, какие они, по цвету и форме? - Река, озеро, как они расположены? - А по цвету? - Какие деревья характерны, для нашего края? Конкретизирует работу. - Сегодня мы будем работать над созданием подмалевка, что это такое? 4.3. Учитель проводит педагогический показ приёмов выполнения практического задания - Сядьте удобно, внимательно слушайте и смотрите на меня! 1 этап-… линия горизонта - Примерно на середине листа, бледно-голубым цветом намечаю линию горизонта. 2 этап-серединка …небо - Какие цвета будем использовать для неба? - Верно, набираю на палитру цвета, добиваюсь нужного оттенка и широкими, горизонтальными мазками начинаю рисовать. (Сверху слева двигаюсь вниз) - Теперь добавлю немного красноватого, как будто закат. 3 этап-… изображение реки/озера - Я нарисую реку, вдаль она сужается, в ней много голубых оттенков, чуть зеленоватых, предварительно смешиваю на палитре, горизонтальными мазками начинаю изображать. - Еще вариант на горизонтальном листе изобразить озеро, также использую разные оттенки. 4 этап-…горы - Теперь нарисую горы, смешиваю голубые и серые оттенки, рисую горы со снежными вершинами, т.е. использую белую краску. | - Полезными ископаемыми: уголь, газ, малахит. Природными зонами: озера, горы, реки, скалы. Трудом – металлообработка. - Писатель Мамин-Сибиряк. - Урал знаменит крупными месторождениями железной руды, золота и самоцветов, каменной соли, песчаника, асбеста, угля, медных руд, природного газа, нефти. - Златоустовское литье, гравюра - Горы, реки/озера, лес. - Горизонтально, т.к. в окружающей среде находится на уровне глаз. - Широкими мазками, синеватые, чуть розоватые, зеленый, серые, белые. - Большие со снежными вершинами, серовато-синие. - Сужается к линии горизонта, сочетают в себе все холодные оттенки. - Ели, сосны, березы, рябина. - т.е. начального этапа пейзажа.
Смотрят на доску/учителя. - Белый, фиолетовый, синий. | М: активно участвует в общей работе Л: учится строить речевое высказывание П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме К: учится работать в коллективе, прислушиваться к мнению участников П: учится анализу образов Л: учится планированию выполнения задания П: воспринимает новые способы выполнения задания П: осознаёт последовательность действий | Презентация, Образцы учителя Технологическая карта Образцы учителя |
5.Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Опрос беседа | Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его - Кто помнит, какая главная цель урока? - Верно, также давайте сразу, определим критерии, по которым будет оцениваться работа. Какие ваши варианты? - Верно. Все работы должны различаться, быть не похожими друг на друга, ведь каждый из вас может создать своё необычное и оригинальное. - Все стараемся работать быстро, но аккуратно, чтобы никому не помешать. | - Выполнить подмалевок уральского пейзажа. - Разнообразие сюжета пейзажа, соблюдение перспективы, аккуратность. | П: учится формулировать учебную задачу Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; | Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Наблюдение, стимулирование успехов, поощрение | Выдает вырезанные формы Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество Осуществляет наблюдение и контроль темпа выполнения задания Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением | Индивидуально выполняют работу. | Л: учится сохранять учебную задачу Р: учится выполнять задание в общем темпе | Презентация Музыкальное сопровождение, формы цветов. |
Включение в систему знаний, повторение 2 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Обобщающий опрос, Наглядный | Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов. - Вспомним, как называется работа, которую мы выполняли? - Правильно. По рядам подходим, чтобы приклеить ваши работы. | - Подмалевок уральского пейзажа. | П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу | Презентация |
Рефлексия деятельности 3-4 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Практический анализ, стимулирование успехов | Учитель организует выставку всех работ учащихся Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ.(Организует самоанализ работ) - Молодцы, все работы очень хорошие, дальше вы будете их продолжать, изобразив всю красоту уральской природы. - Вспомним поставленные цели. Мы добились их? - Я очень рада была с вами поработать. На этом наш урок закончен. До свидания! | Вывешивают свои работы Оценивают работы своих одноклассников - Познакомимся: с красотой уральской природой, и жанром «пейзаж» Научимся выполнять: подмалевок уральского пейзажа Оценивают свою деятельность дополняют работу. | Р: учится анализировать собственные результаты и проводить сравнение с образцом Р: учится пониманию оценки работ по заданным критериям Л: осуществляет контроль качества выполнения задания | Практические работы учащихся Презентация. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по изобразительному искусству «Уральский пейзаж. Зима.» (4 класс)
Тип урока: «открытия» нового знания;Цель урока: ознакомление учащихся с природными особенностями Урала; создание условия для изготовления подмалевка и начала работы над композицией. З...
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Зимний пейзаж: день и ночь. Творческая работа: ночной пейзаж» (УМК «Перспектива», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: обобщение и закрепление полученных знаний по теме «Зимний пейзаж». Формирование умений использовать средства выразительности граф...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-пейзаж (весенний пейзаж - продолжение работы)" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урока:Дидактические:Поз...
Технологическая карта по изобразительному искусству "Уральский пейзаж. Зима" ( Б.М.Неменский,1 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о природных особенностях и красоте Урала; обучение выполнения зимнего дерева, завершение работы над пейзажемЗадачи урока:Дидактические:1. Формирова...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Уральские ювелиры» (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: познакомить детей с профессией ювелира, с ювелирными изделиями; с природными богатствами Урала, с различными камнями; изготовление эскиза юве...