Конспект занятия "Декоративная ваза с рельефным украшением"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Кузьмина Людмила Анатольевна

Конспект занятия "Декоративная ваза с рельефным крашением"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУДО «ДТДиМ «Преображенский»

Автор Кузьмина Людмила Анатольевна

– педагог изостудии «Синтез»

Конспект занятия.

«Декоративная ваза с рельефным украшением»                             

1.Общие сведения.

Педагог - Кузьмина Людмила Анатольевна

Дополнительная образовательная программа «Синтез изобразительного искусства»

 Возраст детей 7 – 11 лет. Количество – 15 человек.

Оборудование:

Средства обучения: плотная бумага (формат А3), ножницы, клей ПВА, карандаш, ластик.

Наглядные пособия: плакаты «Многообразие форм греческих сосудов», «Композиционное расположение элементов орнамента» и «Варианты расположения изгибов широких полос», образцы детских работ, природные формы ( морская раковина, ветка дерева ),  иллюстрации  цветов, тёмная драпировка.

2.Тема открытого занятия -  Декоративная ваза с рельефным украшением.

3.Тип занятия – занятие по изучению нового материала в рамках темы «Бумажная скульптура», открывая новые возможности для самовыражения в бумажной пластике, пробуждая интерес к новым открытиям и экспериментам с формой. Занятие разнообразит основную изобразительную деятельность воспитанников.

4.Форма проведения- учебно-тематическое занятие.

5. Цель занятия – освоение воспитанниками нового вида моделирования из бумаги.  Создание бумажной декоративной вазы на основе цилиндра с рельефным украшением.

Задачи:

Обучающие: 

-  обучить моделировать вазу от большого (цилиндра) к малому (рельефному украшению);

- формировать умение разрезать широкую полосу на две узкие одинакового размера без линейки, изменять характер полос (фактуру, размер, форму), работать с бумагой и ножницами;

- закрепить  математические представления (о геометрических фигурах, формах, длине, ширине, высоте);

- формировать умение работать самостоятельно и взаимодействовать в группе, планировать работу по реализации замысла;

Развивающие: 

- развить сенсорную чувствительность (тонкое восприятие формы, фактуры, пластики), наблюдательность, фантазию, внимательность, эстетическое восприятие деталей природы;

- развить мелкую моторику рук, творческие способности ребёнка, пространственное мышление.

Воспитательные: 

- воспитать уверенность в своих силах, интерес к выбранному виду деятельности, чуткость по отношению к окружающему миру,  умение планировать работу по реализации замысла.

6. Методы обучения.

Словесные:

-эвристическая беседа «Поиск новых возможностей для самовыражения»;

-анализ природных форм «Большое и малое»;

-мысленная «лепка» будущей вазы;

-интерактивная лекция по теме занятия;

-анализ творческих работ.

Наглядные:

-методические пособия «Композиционное расположение элементов орнамента», «Варианты расположения изгибов широких полос»;

-образцы готовых  детских работ;

-природные формы - морская раковина, ветка;

-просмотр - выставка.

Практические:

-демонстрация педагогом склеивания цилиндра, разрезания широкой полосы на две одинаковые  узкие без линейки;

-проверка правильности, качества выполнения работы и помощь воспитаннику при необходимости;

-любование природными формами.

                                            Содержание занятия.

Этап занятия

Содержание этапа занятий

Деятельность педагога

Действия воспитанников

Время

1.

Вводная часть

15мин

Представление группы. Сообщение темы и плана занятия.

Приветствие. Сообщение темы и плана занятия.

Приветствие. Слушают педагога.

15 мин

2.

Основная часть.

90 мин

Проверка имеющихся знаний, умений и навыков. Определение готовности к изучению новой темы.

Эвристическая беседа  «Поиск новых возможностей для самовыражения»

Свойства изображённой вазы?

Как передать объём, лёгкость, воздушность, трепет в изображении?

Какой материал даёт  возможность эксперимента, полёта смелых фантазий, создания модели для творческой работы?

Показ детских работ, выполненных различными способами из бумаги.

Вспомним, что такое орнамент, ритм, симметрия?

Воспитанники предлагают варианты ответов.

Иллюзия вазы, объёма, Плоское изображение.

Свет и тень, лёгкая, трепетная линия, пастельные цвета.

Бумага.

Рассматривают , сравнивают.

10 мин

Коррекция результатов проверки знаний и умений.

Вопросы, наводящие на правильный ответ.

10 мин

Знакомство с новым материалом.

 Декор - украшение.

Рельеф-выступающие  над поверхностью или углубляющиеся объёмные детали.

Масштаб- соотношение большого и малого.

Изготовление цилиндра-основы вазы, элементов рельефного декора.

Интерактивная лекция.

Показ иллюстраций.

Анализ природных форм (морская раковина, ветка дерева, кленовый лист)

Демонстрация последовательности изготовления цилиндра, деления широких полос на две узкие одинакового размера без линейки, изменения фактуры полос (ровные, мятые, в складочку, завитки).

Дети слушают и осваивают ,предлагая свои варианты ответов, рассматривая иллюстрации  и декоративные изделия.

Рассматривают,  любуются, анализируют форму, выявляют наличие большого, среднего и малого.

Делают цилиндр и нарезают полосы параллельно с педагогом. Работа с ножницами по технике безопасности.

25 мин

Перерыв

Мысленная лепка будущей вазы.

Закройте глаза. Представьте лёгкую, воздушную, трепетную, необыкновенную вазу. Дайте ей название.

Откройте глаза и руками в воздухе изобразите, слепите, ощупайте свою вазу. Представьте себя вашей вазой. Какая она?

Придумывают, фантазируют свою вазу .

Представляют и ощупывают  будущую вазу.

Встают и изображают из себя свою вазу.

10 мин.

Задания на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу.

Приклеивание рельефного украшения с противоположных сторон цилиндра.

Выполнение задания творческого характера.

Приклеивание широких полос, затем узких орнаментально. Работа от большого к малому.

Проверка правильности, качества выполнения работы и помощь воспитаннику при необходимости.  Чтение поэзии о природе.

  Украшают вазу по представлению, фантазируют и готовят мини рассказ о своей вазе. Слушают музыку, стихи о природе. По желанию  рассказывают вспомнившиеся стихотворения о природе.

35 мин.

3.

Подведение итогов

15 мин

Обобщение. Оценка действий всех участников занятия. Формулирование выводов.

Выставка-просмотр творческих работ.

Оценка действий всех участников занятия. Анализ работ. Определение перспектив на следующее занятие.

Рассказ воспитанника о своей работе  (по желанию). Обсуждение работ.

Варианты использованных стихотворений

                       А.С. Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

                 А.С. Пушкин.

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

                       А.С. Пушкин.

         

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

                      Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…...

Используемая литература.

Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. ТЦ «Сфера» – М., 2000.

Мейстер Н.Г. Бумажная пластика.- М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Украшение вазы в технике штампование и пуантилизм»

Мастер-класс «Украшение вазы в технике штампование и пуантилизм»...

Конспект урока ИЗО «МОРОЗНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ 2 класс Школа России

Конспект урока ИЗО «МОРОЗНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Украшение пасхального яйца в технике декупаж"

Конспект занятия по внеурочной деятельности, на котором дети 4 класса знакомятся с техникой декупаж....

Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения и фантазия. Практическая работа. Украшаем кокошник." 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления о связи характера человека, украшения и его назначения.   Планируемые результатыПредметные:- находить природные узоры (сережки...