Технологическая карта урока ИЗО по теме: "Жостовский поднос – украшение нашей кухни" (УМК: "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Гетт Дарья Ивановна
Цель:

формирование знаний учащихся о искусстве Жостовской росписи, развитие умений выполнения элементов Жостовского подноса

Планируемые результаты:
 
Предметные:
1. Знать элементы Жостовского подноса
2. Учиться выражать настроение с помощью цвета 
3. Учиться выполнять этапы работы жостовского письма.
 
Личностные:
1. Проявлять творчество в создании жостовского орнамента.
2. Оценивать собствунную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 17.10.2023

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс:

Урок: 5

Время: 12:35-13:15    Кабинет: 206

Студент: Гетт Д. И.

Группа: 41

Учитель: Копотева Л.И.

Методист: Подгорская Т.А.

Тема урока «Жостовский поднос – украшение нашей кухни»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование знаний учащихся о искусстве Жостовской росписи, развитие умений выполнения элементов Жостовского подноса

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Уметь последовательно выполнять роспись Жостовских подносов.

2. Знать приемы Жостовского письма, формирующего букет: замалевок, тенежка, бликовка, уборка.

Предметные:

1. Знать элементы Жостовского подноса

2. Учиться выражать настроение с помощью цвета

3. Учиться выполнять этапы работы жостовского письма.

Развивающие:

1. Развивать творческие способности учащихся.

2. Развивать умение работы самостоятельно

Личностные:

1.Проявлять творчество в создании жостовского орнамента.

2. Оценивать собственную деятельность.

Воспитательные:

1. Воспитывать любвь к искусству, творчеству, интерес к истории культуры родины;

2. Воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.

УМК: ИЗО 3 кл. Горяева Н.А., ИЗО 3 кл. Шпикалова Т.Я.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный метод  (беседа)

 

1.Приветствует учащихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, меня зовут Дарья Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Я желаю вам продуктивного урока. Садитесь.

 

1. Приветствуют учителя.

2. Организуют своё учебное

место.

КУУД:

Воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

Презентация

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный метод  (беседа)

1.Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

-  Над какой темой на уроках изоискусства мы работаем в этой четверти?

- Какие красивые предметы окружают Вас дома?

- Кто работает над этими вещами?

- Верно, все предметы и вещи, которые вы назвали, объединяет красота, поэтому наша тема называется искусство в нашем доме.

- С какой народной игрушкой вы познакомились на прошлом уроке?

– Какие элементы характерны для Дымковских игрушкек?

- Как бы вы назвали краски, которыми украшали мастера Дымкоские игрушки?

Отвечают на вопросы

- Наша тема четверти – «Искусство в нашем доме»

- Вазы, игрушки, посуды, шкатулки

- Художники, дизайнеры

- Дымковская игрушка

- Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т.д.

- Яркие, праздничные

КУУД:формулиование ответа на вопросы.

ПУУД: Выделение известной информации и структурирование знаний.

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

- Скажите, что за предмет у меня в руках?

- Кто знает, как он называется?

- Мы помним, что промыслы получают названия по названию населенного пункта, где они возникли. Я подскажу, эти подносы изготавливают в селе Жостово Московской области.

- Значит, какая тема нашего урока?

- Верно. Давайте поставим цель работы на уроке.

- Что мы узнаем?

- Чему мы научимся?

- Итак, тема определена, задачи поставлены, можем двигаться дальше.

Отвечают на вопросы учителя

 

- Поднос

- Жостовский поднос

- Познакомимся с жостовским подносом и их элементами

- Узнаем информацию о жостовском подносе

- Будем учиться  выполнять элементы жостовского подноса

ПУУД:поиск и выделение необходимой информации, осознание учебно-познавательную задачи.

РУУД: самостоятельное выделение и формулирование цели урока, планирование сотрудничества.

КУУД:формулирование собственных мыслей, высказываний; умений слушать другого.

Презентация

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесные методы( беседа, рассказ учителя)

Внешний контроль

Педпоказ

Организовывает деятельность  обучающихся  по открытию нового знания.

На жостовском подносе

В зеркальной глади лака –

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака,

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый…

А жостовские кисти

Нежнее лёгкой вербы.

- Для чего применяют поднос?

- Как ранее было сказано, Жостовские подносы изготавливают в деревне Жостово Московской области.

- Скажите, из чего выполнены подносы?

- Все подносы выполнены из лакированного металла с красочной художественной ручной росписью.

- Как вы думаете, жостовская роспись это новый промысел?

- Верно. Мастерство жостовской росписи почти двести лет передается из поколения в поколение, и до сих пор на Жостовской фабрике декоративной росписи работают художники из знаменитых жостовских династий.

- Как вы думаете в чем кроется красота Жостовских подносов?

- Красота жостовской росписи кроется в ярких реалистичных цветочных букетах.

Анализ

- Посмотрите на экран и скажите, все ли подносы имеют одинаковую форму?

- Верно, подносы бывают не только круглыми.

- Посмотрите на экран и скажите, какой формы могут быть подносы?

- Вы правы. Также можно встретить и причудливой формы поднос: крылатый, фестончатый, многогранный и даже, гитарный.

- Какой цвет является фоном?

- А другие цвета могут быть? Какие?

- Вы правы, классический фон подноса – черный, но допускаются различные цветные вариации.

- Что является орнаментом подноса?

- Верно. Основным мотивом росписи являются цветы.

- Посмотрите на росписи и скажите, какие цветы вам знакомы?

-Главные цветы собраны в букет, на который зритель смотрит сверху. Композиция на подносе всегда строится так: в центре крупный бутон, как правило это розы, пионы, георгины. По бокам мелкоцветье - это ромашки, колокольчики, незабудки.

-Цветы на подносе могут быть собраны художником не только в букеты, но и в гирлянды, венки. Ни один букет не повторяется!

- Рассмотрим, как выполняют художники цветок.

1 этап-  Замалёвок

- Что такое замалёвок? Как вы понимаете это слово?

- Замалёвок- это цветовое пятно будущего цветка;

- Какой кистью будем выполнять замалёвок?

2 этап - Тенёжка.

- От какого слова образовано слово «тенёжка»?

- Верно. Тенёжка - наложение тени .С помощью тенёжки цветы обретают объем. Отмечаются места теней;

3) бликовка.

- От какого слова образовано слово «бликовка»

- Верно. Это выделение светлых мест белилами. Роспись бликов, создающих объем и свет. У рисунка появляется настроение;

- Какой кистью нужно выполнить бликовку?

4) привязка. Уточнение формы цветка, его лепестков, нанесение прожилок на листья. Украшениями являются различные завитки.

- Все этапы выполнения цветка названы старинными русскими словами.

Упражнение 5 МИН

-Сядьте удобно, работаем вместе со мной. Возьмите половинку тонкого листа.

- Выполняем 1 этап: рисуем сплошное пятно бордовым цветом (смешать).

-На 2 этапе выполняем тенёжку из центра мазками, смешивая с синим

- На 3 этапе выполняем бликовку от края в центр белилами

- На 4 этапе выполняем привязку вокруг цветка. Листья рисуем приёмом «примакивание», также рисуем усики и завитки маленькой кистью

Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач.

- Для подачи еды на стол, как подставку под различные предметы убранства стола и напитки.

- Из металла

- Нет

- В цветах

- Нет, они бывают разной формы

- Есть овальная, и квадратная, и прямоугольная форма у подносов

- Черный

- Да, голубой, белый, красный,зеленый

- Цветы

Ответы детей

- Ответы детей

- Большой кистью

- Тень

- Блик

- Тонкой кистью

РУУД: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности.

КУУД :адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Презентация

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф,И

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. 

- Давайте представим, что мы находимся в мастерской по росписи жостовских подносов.

- Посмотрите на критерии оценивания ваших работ:

1. Выполнение цветов с соблюдением этапов.

2. Составление интересной композиции

- Сформулируйте задачу для Вашей творческой работы.

- Какие цвета брать?

- Как правильно расположить элементы?

  Объясняют выполнение своей работы.

- Выполнить жостовский элемент

- Яркие, теплые.

- В композиции «букет» цветы собраны в центре поля. Крупный цветок находится в центре.

П : обобщение, вывод, анализ и  синтез.

К: построение монологической речи и диалогических высказываний.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Словесные методы( инструктаж)

Практические методы( самостоятельная работа)

  Помощь, поощерение.

Приступайте к работе, желаю вам успехов !

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Выполняют самостоятельную работу.

П: выделение работ,соответствующим критериям; К: построение монологической и диалогических высказываний;

РУУД: выполнение контроля и оценки работы.

Аудиоматериал

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, И

Словесный метод( беседа)

Внешний контроль

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Какой элемент мы сегодня изображали?

- Где родился жостовский промысел?

- Какие цветы крупные в букете?

- А какие цветы мелкие в букете?

Используют приобретенные знания в практической деятельности, отвечают на вопросы.

- Жостовский элемент

- В селе Жостово

- Розы, пионы, георгины

- ромашки, колокольчики, незабудки

ПУУД:выделение необходимых данных.

КУУД: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

- Сейчас 1 ряд поместит свои работы на доску. Теперь второй. Теперь третий ряд.

- Сейчас я выбрала 2 экспертов. Я наблюдала за вами на уроке и в эксперты я возьму тех, у кого лучше всего выполнены работы

- Выберите и покажите рисунки, которые соответствует требованиям выполнения элемента Жостовской росписи.

- Критерии вы можете увидеть на экране.

Критерии:

1. Выполнение всех этапов работ

2. Составление интересной композиции

 3. Аккуратность выполнения работы

- Мне очень понравилось, как вы выполнили свои Жостовские орнаменты. Вы большие молодцы!

- Спасибо за работу, урок окончен.

Подводят итоги урока

Определяют своё эмоциональное состояние на конец урока.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 

К:

аргументированное выражение своего мнения.

Презентация


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Жостовский расписной поднос-украшение нашей кухни. Упражнение цветок», 3 класс

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с историей художественного промысла Жостово....

Технологическая карта урока литературного чтения «Вода с закрытыми глазами» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе чтения отрывка рассказа по ролям Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», формирования умений анализироват...

Технологическая карта урока основы светской этики.Тема "Чистый ручеек нашей речи". УМК "Школа России" (4 класс)

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование понятий о речевом этикете, и представлений о речи как о важнейшем средстве общения, обменемыслями и чувствами между людьмиЗадачи...

Технологическая карта урока по окружающему миру "На что похожа наша планета?" (УМК "Школа России",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для систематизации и расширения знаний учащихся о нашей планете -Земля; формирование умений применять полученные знания ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Памятники Москвы покорителям космоса" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс, О.Н. Федотова)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование у учащихся представлений о космонавтах и памятниках, установленных им в Москве;Задачи урока:Дидактические:Знать соотечественник...

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве ЛеонидаПантелеева. Задачи урока:Дидактиче...

Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему "Постройки в нашей жизни" (УМК "Школа России", 1 класс)

Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему "Постройки в нашей жизни" (УМК "Школа России", 1 класс)...