Технологическая карта урока ИЗО по теме: "Жостовский поднос – украшение нашей кухни" (УМК: "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
формирование знаний учащихся о искусстве Жостовской росписи, развитие умений выполнения элементов Жостовского подноса
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дата: 17.10.2023 Школа: МАОУ «СОШ №104» Класс: 3Б Урок: 5 Время: 12:35-13:15 Кабинет: 206 | Студент: Гетт Д. И. Группа: 41 Учитель: Копотева Л.И. Методист: Подгорская Т.А. |
Тема урока «Жостовский поднос – украшение нашей кухни»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование знаний учащихся о искусстве Жостовской росписи, развитие умений выполнения элементов Жостовского подноса
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Уметь последовательно выполнять роспись Жостовских подносов. 2. Знать приемы Жостовского письма, формирующего букет: замалевок, тенежка, бликовка, уборка. | Предметные: 1. Знать элементы Жостовского подноса 2. Учиться выражать настроение с помощью цвета 3. Учиться выполнять этапы работы жостовского письма. |
Развивающие: 1. Развивать творческие способности учащихся. 2. Развивать умение работы самостоятельно | Личностные: 1.Проявлять творчество в создании жостовского орнамента. 2. Оценивать собственную деятельность. |
Воспитательные: 1. Воспитывать любвь к искусству, творчеству, интерес к истории культуры родины; 2. Воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам. |
УМК: ИЗО 3 кл. Горяева Н.А., ИЗО 3 кл. Шпикалова Т.Я.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесный метод (беседа) |
1.Приветствует учащихся. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, меня зовут Дарья Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Я желаю вам продуктивного урока. Садитесь. |
1. Приветствуют учителя. 2. Организуют своё учебное место. | КУУД: Воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный метод (беседа) | 1.Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. - Над какой темой на уроках изоискусства мы работаем в этой четверти? - Какие красивые предметы окружают Вас дома? - Кто работает над этими вещами? - Верно, все предметы и вещи, которые вы назвали, объединяет красота, поэтому наша тема называется искусство в нашем доме. - С какой народной игрушкой вы познакомились на прошлом уроке? – Какие элементы характерны для Дымковских игрушкек? - Как бы вы назвали краски, которыми украшали мастера Дымкоские игрушки? | Отвечают на вопросы - Наша тема четверти – «Искусство в нашем доме» - Вазы, игрушки, посуды, шкатулки - Художники, дизайнеры - Дымковская игрушка - Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т.д. - Яркие, праздничные | КУУД:формулиование ответа на вопросы. ПУУД: Выделение известной информации и структурирование знаний. | Презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Скажите, что за предмет у меня в руках? - Кто знает, как он называется? - Мы помним, что промыслы получают названия по названию населенного пункта, где они возникли. Я подскажу, эти подносы изготавливают в селе Жостово Московской области. - Значит, какая тема нашего урока? - Верно. Давайте поставим цель работы на уроке. - Что мы узнаем? - Чему мы научимся? - Итак, тема определена, задачи поставлены, можем двигаться дальше. | Отвечают на вопросы учителя
- Поднос - Жостовский поднос - Познакомимся с жостовским подносом и их элементами - Узнаем информацию о жостовском подносе - Будем учиться выполнять элементы жостовского подноса | ПУУД:поиск и выделение необходимой информации, осознание учебно-познавательную задачи. РУУД: самостоятельное выделение и формулирование цели урока, планирование сотрудничества. КУУД:формулирование собственных мыслей, высказываний; умений слушать другого. | Презентация |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесные методы( беседа, рассказ учителя) Внешний контроль Педпоказ | Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. На жостовском подносе В зеркальной глади лака – Ржаная медь колосьев, Степной румянец мака, Багрянец поздних листьев, Лесной подснежник первый… А жостовские кисти Нежнее лёгкой вербы. - Для чего применяют поднос? - Как ранее было сказано, Жостовские подносы изготавливают в деревне Жостово Московской области. - Скажите, из чего выполнены подносы? - Все подносы выполнены из лакированного металла с красочной художественной ручной росписью. - Как вы думаете, жостовская роспись это новый промысел? - Верно. Мастерство жостовской росписи почти двести лет передается из поколения в поколение, и до сих пор на Жостовской фабрике декоративной росписи работают художники из знаменитых жостовских династий. - Как вы думаете в чем кроется красота Жостовских подносов? - Красота жостовской росписи кроется в ярких реалистичных цветочных букетах. Анализ - Посмотрите на экран и скажите, все ли подносы имеют одинаковую форму? - Верно, подносы бывают не только круглыми. - Посмотрите на экран и скажите, какой формы могут быть подносы? - Вы правы. Также можно встретить и причудливой формы поднос: крылатый, фестончатый, многогранный и даже, гитарный. - Какой цвет является фоном? - А другие цвета могут быть? Какие? - Вы правы, классический фон подноса – черный, но допускаются различные цветные вариации. - Что является орнаментом подноса? - Верно. Основным мотивом росписи являются цветы. - Посмотрите на росписи и скажите, какие цветы вам знакомы? -Главные цветы собраны в букет, на который зритель смотрит сверху. Композиция на подносе всегда строится так: в центре крупный бутон, как правило это розы, пионы, георгины. По бокам мелкоцветье - это ромашки, колокольчики, незабудки. -Цветы на подносе могут быть собраны художником не только в букеты, но и в гирлянды, венки. Ни один букет не повторяется! - Рассмотрим, как выполняют художники цветок. 1 этап- Замалёвок - Что такое замалёвок? Как вы понимаете это слово? - Замалёвок- это цветовое пятно будущего цветка; - Какой кистью будем выполнять замалёвок? 2 этап - Тенёжка. - От какого слова образовано слово «тенёжка»? - Верно. Тенёжка - наложение тени .С помощью тенёжки цветы обретают объем. Отмечаются места теней; 3) бликовка. - От какого слова образовано слово «бликовка» - Верно. Это выделение светлых мест белилами. Роспись бликов, создающих объем и свет. У рисунка появляется настроение; - Какой кистью нужно выполнить бликовку? 4) привязка. Уточнение формы цветка, его лепестков, нанесение прожилок на листья. Украшениями являются различные завитки. - Все этапы выполнения цветка названы старинными русскими словами. Упражнение 5 МИН -Сядьте удобно, работаем вместе со мной. Возьмите половинку тонкого листа. - Выполняем 1 этап: рисуем сплошное пятно бордовым цветом (смешать). -На 2 этапе выполняем тенёжку из центра мазками, смешивая с синим - На 3 этапе выполняем бликовку от края в центр белилами - На 4 этапе выполняем привязку вокруг цветка. Листья рисуем приёмом «примакивание», также рисуем усики и завитки маленькой кистью | Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач. - Для подачи еды на стол, как подставку под различные предметы убранства стола и напитки. - Из металла - Нет - В цветах - Нет, они бывают разной формы - Есть овальная, и квадратная, и прямоугольная форма у подносов - Черный - Да, голубой, белый, красный,зеленый - Цветы Ответы детей - Ответы детей - Большой кистью - Тень - Блик - Тонкой кистью | РУУД: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности. КУУД :адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. | Презентация |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф,И Словесные методы( беседа) Внешний контроль | Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - Давайте представим, что мы находимся в мастерской по росписи жостовских подносов. - Посмотрите на критерии оценивания ваших работ: 1. Выполнение цветов с соблюдением этапов. 2. Составление интересной композиции - Сформулируйте задачу для Вашей творческой работы. - Какие цвета брать? - Как правильно расположить элементы? | Объясняют выполнение своей работы. - Выполнить жостовский элемент - Яркие, теплые. - В композиции «букет» цветы собраны в центре поля. Крупный цветок находится в центре. | П : обобщение, вывод, анализ и синтез. К: построение монологической речи и диалогических высказываний. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И Словесные методы( инструктаж) Практические методы( самостоятельная работа) | Помощь, поощерение. Приступайте к работе, желаю вам успехов ! МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ | Выполняют самостоятельную работу. | П: выделение работ,соответствующим критериям; К: построение монологической и диалогических высказываний; РУУД: выполнение контроля и оценки работы. | Аудиоматериал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, И Словесный метод( беседа) Внешний контроль | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - Какой элемент мы сегодня изображали? - Где родился жостовский промысел? - Какие цветы крупные в букете? - А какие цветы мелкие в букете? | Используют приобретенные знания в практической деятельности, отвечают на вопросы. - Жостовский элемент - В селе Жостово - Розы, пионы, георгины - ромашки, колокольчики, незабудки | ПУУД:выделение необходимых данных. КУУД: построение монологической и диалогических высказываний. | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Сейчас 1 ряд поместит свои работы на доску. Теперь второй. Теперь третий ряд. - Сейчас я выбрала 2 экспертов. Я наблюдала за вами на уроке и в эксперты я возьму тех, у кого лучше всего выполнены работы - Выберите и покажите рисунки, которые соответствует требованиям выполнения элемента Жостовской росписи. - Критерии вы можете увидеть на экране. Критерии: 1. Выполнение всех этапов работ 2. Составление интересной композиции 3. Аккуратность выполнения работы - Мне очень понравилось, как вы выполнили свои Жостовские орнаменты. Вы большие молодцы! - Спасибо за работу, урок окончен. | Подводят итоги урока Определяют своё эмоциональное состояние на конец урока. | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; К: аргументированное выражение своего мнения. | Презентация |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Жостовский расписной поднос-украшение нашей кухни. Упражнение цветок», 3 класс
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с историей художественного промысла Жостово....
Технологическая карта урока литературного чтения «Вода с закрытыми глазами» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе чтения отрывка рассказа по ролям Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», формирования умений анализироват...
Технологическая карта урока основы светской этики.Тема "Чистый ручеек нашей речи". УМК "Школа России" (4 класс)
Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование понятий о речевом этикете, и представлений о речи как о важнейшем средстве общения, обменемыслями и чувствами между людьмиЗадачи...
Технологическая карта урока по окружающему миру "На что похожа наша планета?" (УМК "Школа России",1 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для систематизации и расширения знаний учащихся о нашей планете -Земля; формирование умений применять полученные знания ...
Технологическая карта урока окружающего мира "Памятники Москвы покорителям космоса" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс, О.Н. Федотова)
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование у учащихся представлений о космонавтах и памятниках, установленных им в Москве;Задачи урока:Дидактические:Знать соотечественник...
Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве ЛеонидаПантелеева. Задачи урока:Дидактиче...
Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему "Постройки в нашей жизни" (УМК "Школа России", 1 класс)
Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему "Постройки в нашей жизни" (УМК "Школа России", 1 класс)...