Урок изобразительного искусства по теме: «Маугли: жизнь в лесу» узоры пейсли
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Полякова Виктория Александровна

В своей профессиональной деятельности мы часто сталкиваемся с необходимостью повысить интерес и мотивацию к учебной деятельности обучающегося. На уроке необходимо создать сказку, театрализованное представление, таинственную историю, путешествие в другую страну.

Узоры пейсли или «индийский огурец» служат примером создания урока-сказки с применением литературного источника — книги Р.Киплинга «Маугли». Литературный отрывок позволяет создать необходимую обстановку на уроке, особый Индийский колорит, а уникальный орнамент придает экзотику другой страны — Индии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_peysli_polyakova_v_a.odt129 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства по теме: «Маугли: жизнь в лесу» пейсли

преподавателя высшей категории

 Поляковой В.А.

         В своей профессиональной деятельности мы часто сталкиваемся с необходимостью повысить интерес и мотивацию к учебной деятельности обучающегося. На уроке необходимо создать сказку, театрализованное представление, таинственную историю, путешествие в другую страну.

        Узоры пейсли или «индийский огурец» служат примером создания урока-сказки с применением литературного источника — книги Р.Киплинга «Маугли». Литературный отрывок позволяет создать необходимую обстановку на уроке, особый Индийский колорит, а уникальный орнамент придает экзотику другой страны — Индии.

          «Витиеватый орнаментальный мотив, получивший название пейсли, известен со времен Древней Индии. Но это далеко не единственное его название. Орнамент пейсли называют «огурцом» (и турецким, и индийским), «слезой Аллаха», «персидским кипарисом» и «пальмовым листом Индии». В странах СНГ пейсли называют принтом  «огурцы» или огуречным узором. Смотреть на ткань, украшенную этим орнаментом, можно бесконечно, потому что принт явно намекает на принадлежность к психоделике.» [ 1, стр 1 ]

Примерно полторы тысячи лет этот узор украшает предметы быта азиатских и восточных народов. Этот узор полюбился  славянам  и европейцам, которые завезли его с Востока с XIX века.

«Изначально рисунок пейсли украшал кашемировые полотна, привезенные торговцами из Индии. Вскоре в Европе открылась первая мануфактура, где производили недорогие ткани, на которые наносился принт пейсли. А город, в котором была основана фабрика, назывался Пейсли, что объясняет европейское название орнамента. Налюбовавшись одеждой, сшитой из принтованной ткани, горожане утратили к ней интерес. Актуальным рисунок пейсли в одежде стал лишь в эпоху расцвета субкультуры хиппи, то есть в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века. А затем снова, вплоть до 2000-х годов, был незаслуженно забыт. Новым толчком послужила поездка Джироламо Этро, основателя бренда Etro , в Индию. Вдохновившись орнаментом пейсли, который использовали для нанесения тату, пошива одежды, украшения мебели и статуэток, дизайнер выпустил собственную коллекцию, где царил этот аутентичный принт. Сегодня принт пейсли используют в производстве одежды, обуви, аксессуаров.» [ 1, стр 2 ]

       Благодаря своей красоте и простоте выполнения основы создания узора легко можно применить на уроке в любой возрастной группе. Вариабельность графических средств выполнения работы по созданию узора от фломастеров и карандашей до масляной пастели, акварели и гуаши. Такое разнообразие вариантов дает возможность для обширного применения узоров пейсли как в графике, живописи, в технике батик, декупаж и  в рельефной скульптуре.

     Кроме этого мы имеем возможность задействовать межпредметные связи изучив карту расположения стран производителей орнамента пейсли, тем самым увеличивая кругозор обучающихся, знакомя их с мировой культурой.

       Подробное описание техники исполнения орнамента приведено в учебнике

Под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. [2, стр 24].

     Урок комплексного применения метапредметных и предметных знаний. (Беседа: Произведение Р. Киплинга «Маугли».  Декоративная композиция: пейсли, ритм, асимметрия, цвет, нюансы. Творческая работа: дифференцированная: для мальчиков – иллюстрация с изображением Маугли, для девочек – иллюстрация к книге с изображением Ситы. Цель урока; Применение знаний, понятий и навыков изобразительного искусства для выполнения практической работы. Планируемые результаты;

 -развивать  представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира (орнамент пейсли  - «Индийский огурец»),

- способствовать формированию основ эстетической культуры, используя образы индийского народного костюма, природных форм - формировать у второклассников художественно-графические умения:  построить фигуры человека и животных, передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции, использовать силуэт, ритм.

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

2

Тип урока

Урок комплексного применения метапредметных и предметных знаний. (Беседа: Произведение Р. Киплинга «Маугли».  Декоративная композиция: пейсли, ритм, асимметрия, цвет, нюансы. Творческая работа: дифференцированная: для мальчиков – иллюстрация с изображением Маугли, для девочек – иллюстрация к книге с изображением Ситы.

Тема

 Маугли: жизнь в лесу

Цель

Применение знаний, понятий и навыков изобразительного искусства для выполнения практической работы

Планируемые результаты

Предметные: -развивать у второклассников представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира (орнамент пейсли  - «Индийский огурец»),

- способствовать формированию основ эстетической культуры, используя образы индийского народного костюма, природных форм - формировать у второклассников художественно-графические умения:  построить фигуры человека и животных, передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции, использовать силуэт, ритм.

Личностные УУД:

- формировать бережное отношение к природе и всему окружающему,

- осваивать новые виды деятельности,

- формировать умение воспринимать основы эстетической культуры через образы литературных персонажей, с уважением относиться к образцам творчества;

- формировать умение проверять результаты деятельности.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий на уроке изобразительного искусства;

- развивать приемы изобразительной деятельности;

- контролировать, корректировать и оценивать процесс и результаты действий, качество своей работы на каждом этапе изображения;

Познавательные УУД:

- общенаучные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений декоративно-прикладного творчества, умение анализировать результаты сравнения, строить осознанное речевого высказывание по изучаемой теме;

-логические –осуществление поиска существенной информации из материалов – в текстах, рисунках, схемах.

Коммуникативные УУД: 

- уметь слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении темы;

- развивать умение работать в группе.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная беседа: Герои произведения Редьярда Киплинга «Маугли», чтение отрывка произведения, изучение географического места действия,  рассмотрение произведений Святослава Николаевича Рериха, посвященные Индии; Василия Алексеевича Ватагина; Мая Петровича Митурич-Хлебникова. Декоративная композиция: пейсли- ритм, асимметрия, цвет, нюансы.

Индивидуальная творческая работа дифференцированная: для мальчиков – иллюстрация с изображением Маугли, для девочек – иллюстрация к книге с изображением Ситы.

Фронтальное обсуждениие итогов

Учебник: Изобразительное искусство.2 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений / Под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательство «Федоров», 2012.-128 с.: ил.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

Подготовить учащихся к работе на уроке

Мотивационный

Обеспечить мотивацию для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Ориентировочный

Дать учащимся конкретное представление об основных направлениях работы на уроке сформировать представление о той проблеме, которая будет ими решаться в ходе урока; добиться ее восприятия и осознания

Исполнительский

Закрепить у учащихся понятия декоративной композиции и практические навыки работы изобразительными материалами

Контрольный

Контролировать правильность усвоения целей, закономерностей, ритма художественного задания.

Коррекционный

Устранение ошибок, обнаруженных на контрольном этапе

Рефлексивный

Анализ и оценка работы на уроке группы в целом и лично учащегося; выявление качества и уровня овладения практическими изобразительными навыками. Выявление качества и уровня овладения ими. Выявление трудностей при решении поставленной задачи.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: формирование эмоционального настроя на уроке

Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания. Проверка наличия на столах необходимого для урока материала (пастель, лист А3, карандаш и т.п.)

Эмоционально настраиваются на работу

Мотивационный

Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс выполнения, выполняют требования поставленной задачи.

Коммуникативные: умение слушать друг друга и вступать в диалог; умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме

Познавательные: самостоятельно формулируют цель и проблемы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Вступительное слово учителя. Учитель начинает беседу с создания проблемной ситуации. Формулирует проблемную задачу по будущей теме урока, задаются вопросы по иллюстративному материалу: Демонстрируется отрывок мультфильма «Маугли», СССР, 1971г.или зачитывается отрывок текста глава  «Братья Маугли» стр 4-5 (Редьярд Киплинг Маугли. Пер. с англ. Н.Л.Дарузес – М.: «Самовар», 2007г.)

« …Кусты в чаще слегка зашуршали, и Отец Волк присел на задние лапы, готовясь к прыжку. И тут если бы вы наблюдали за ним, то увидели бы самое удивительное на свете – как волк остановился на середине прыжка. Он бросился вперёд, ещё не видя, на что бросается, а потом круто остановился. Вышло так, что он подпрыгнул кверху на четыре или пять футов и сел на том же месте, где оторвался от земли.

- Человек! – огрызнулся он.-Человеческий детёныш! Смотри!

    Прямо перед ним, держась за низко растущую ветку, стоял голенький смуглый ребенок, едва научившийся ходить, - мягкий,весь в ямочках, крохотный живой комочек. Такой крохотный ребёнок ещё ни разу не заглядывал в волчье логово ночной порой. Он посмотрел в глаза Отцу Волку и засмеялся.

- Это и есть человеческий детёныш? – спросила Мать Волчица.

Задает вопросы: - О ком идет идет речь в произведении? (О Маугли),

- Как называется произведение?(Маугли)

- Кто автор произведения? (Р. Киплинг),

- Как это произведение связано с темой урока? (Мы будем изображать героев этого произведения?

-В какой стране разворачивается сюжет произведения? (В Индии)

Раздает  индивидуальные катрочки с картой мира (см. приложение 1)

-Найдите на карте Индию и обведите её в кружок.

Контролирует правильность выполнения задания.

Показывает репродукции картин:

Святослав Николаевич Рерих «Вечная жизнь»

- Какие цвета использовал художник? (Яркие, контрасные…)

Сказку «Маугли» иллюстрировали многие художники: художник-анималист Василий Алексеевич Ватагин, Май Петрович Митурич-Хлебников, материал учебника стр. 88 – 89, читают фрагмент из сказки Р. Киплинга с.110 учебника.

Показывает иллюстрации традиционного индийского узора «Индийский огурец» - пейсли.

Отвечают на вопросы учителя:

- Оттенки каких цветов используются? Как чередование элементов (по размеру и цвету) и расположение элементов определенном порядке организует узор?

Называют литературное произведение и его героев.

Рассматривают картины.

 Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. Строят рассуждение по картинам и таблицам.

Ставят цели.

Находят на карте индию и выделяют ее.

Рассматривают репродукции картин с.88 и с.90 Знакомятся с именами художников: Рерих, Ватагин, Митурич-Хлебников.

Читают материал учебника с.110

С.91-92 учебника

Ориентировочный

Регулятивные: составляют план и последовательность действий

Коммуникативные: интересуются чужим мнением и учатся высказывать свое; проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

Познавательные: выделение и формулировка познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Постановка дидактической цели. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Пейсли», мальчикам «Маугли», девочкам «Сита» обсуждение художественных средств выразительности в орнаментальных украшениях. Раскрытие понятий асимметрия, ритм, тон, оттенки (сближенные и нюансы). Проведение инструктажа по выполнению практического задания.

Учитель делает необходимые комментарии к работе и ответам учащихся. Учитель в процессе работы учащихся оказывает помощь учащимся по их запросу.

Учащиеся рассматривают иллюстрации, определяют понятия, необходимые

 в решении поставленных учебных задач и достижении цели.

Учащиеся выбирают путь решения, по которому пойдет группа.

Исполнительский

Регулятивные: составляют план и последовательность действий;

Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и учителем; умение  достигать договоренностей и согласовывать принятие общего решения; понимают возможности разных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Личностные: вырабатывают уверенность в себе и собственных силах

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; учатся понимать увиденное, извлекать необходимую информацию

Учитель задает учащимся задания и   начинает беседу по изобразительному произведению в зависимости от той проблемы, которая была поставлена перед группой. Учитель комментирует и направляет работу учащихся. Контролирует направление практической работы.

 Контроль за ходом групповой работы. Выслушивание мнения учеников, принятие общего решения.

Обращают внимание на то, что при создании узора и построении фигур нужно следовать определенной последовательности, а для построения фигуры

Учащиеся планируют работу . Учащиеся выполняют практическое задание. Учащиеся по запросу учителя показывают свою работу.

 Проводят сравнительный анализ. Анализируют сюжетно-композиционные особенности работы, создают рисунок.

Контрольный

Регулятивные: умение самостоятельно планировать алгоритм  действий по организации изобразительной деятельности, умение осуществлять самоконтроль с учителем и одноклассниками, умение  давать оценку деятельности на уроке; умение владением графическими приемами, умение выделять и осознавать то, что уже усвоено от того, что еще нужно усвоить; навыки самопроверки.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: умение устанавливать связь между целью деятельности  и ее результатом.

Учитель контролирует правильность сюжетно-композиционное построения. Главная задача – завершить композицию.  

Учащиеся завершают работы

Коррекционный

Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в записи в работы, корректируют свои выводы, более четко формулируют выводы.

Коммуникативные: понимают возможности разных точек зрения, не совпадающих с собственной

Учитель комментирует работы учащихся, устраняет неточности .

Учащиеся обсуждают название произведения, высказывают свои точки зрения.

Учащиеся формулируют выводы

оценочный

Регулятивные: дают оценку деятельности на уроке; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено от того, что еще нужно усвоить.

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: умение делать выводы и кратко их формулировать. 

Учитель комментирует работу отдельных учащихся.

Учитель формулирует домашнее задание и комментирует порядок его выполнения.

Подводит итоги урока. Вместе с детьми обсуждаем, какие работы получились у второклассников особенно хорошо, ритм, асимметрия, цвет.

Учащиеся записывают домашнее задание. Учащиеся, самостоятельно выполнявшие работу, сдают их на проверку учителю.

(доделать работу)

Рефлексивный

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже усвоено от того, что еще нужно усвоить.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: умение устанавливать связь между целью деятельности  и ее результатом.

Организация рефлексии учащихся. С какими заданиями они справились легко и без затруднений, а какие вызвали у них трудности. Просит подумать в чем причины этих трудностей.

Что нового и наиболее ценного каждый узнал на уроке? Чему научился?

Учащиеся формулируют (возможно отображают графически, в виде рисунка) результат своей рефлексии.

Список литературы

  1.  http://womanadvice.ru/ornament-peysli#ixzz48MxeUZpb

 Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни 

  1. Учебник: Изобразительное искусство.2 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений / Под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательство «Федоров», 2012.-128 с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме " Роспись сосудов узорами Хохломы" (2 класс, УМК "Школа России")

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: " Узоры на крыльях" 1 класс

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: " Узоры на крыльях" 1 класс...

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ТЕМУ "Узоры, которые создали люди"

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ТЕМУ  "УЗОРЫ, КОТОРЫЕ СОЗДАЛИ ЛЮДИ"...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Украшение и реальность. Паутинка. Узор на стекле», 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование представлений об украшениях, которые создала природа; способствование развитию видеть прекрасное в окружающем нас мире; способствование развитию своего отн...

Технологическая карта урока изобразительное искусства по теме «Золотые травы России. Ритмы хохломского узора»

Цель урока: создание условий для закрепления знаний детей осбенности хохломской росписиЗадачи урокаДидактические:- познакомить детей с хохломской росписью, узорами, элементами- формировать представлен...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Белоснежные узоры. Вологодские кружева" - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с белоснежными узорами вологодского кружева; с творчеством художников- графиков; расширение возможностей сп...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме «Сказочные узоры Полхов-Майдана»

Развитие учебно-познавательного интереса к народному творчеству через анализ и выявление стилистических особенностей полхов-майданской росписи в ходе групповой деятельности в сотрудничестве с учителем...