Урок изобразительного искусства по теме: «Маугли: жизнь в лесу» узоры пейсли
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
В своей профессиональной деятельности мы часто сталкиваемся с необходимостью повысить интерес и мотивацию к учебной деятельности обучающегося. На уроке необходимо создать сказку, театрализованное представление, таинственную историю, путешествие в другую страну.
Узоры пейсли или «индийский огурец» служат примером создания урока-сказки с применением литературного источника — книги Р.Киплинга «Маугли». Литературный отрывок позволяет создать необходимую обстановку на уроке, особый Индийский колорит, а уникальный орнамент придает экзотику другой страны — Индии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_peysli_polyakova_v_a.odt | 129 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства по теме: «Маугли: жизнь в лесу» пейсли
преподавателя высшей категории
Поляковой В.А.
В своей профессиональной деятельности мы часто сталкиваемся с необходимостью повысить интерес и мотивацию к учебной деятельности обучающегося. На уроке необходимо создать сказку, театрализованное представление, таинственную историю, путешествие в другую страну.
Узоры пейсли или «индийский огурец» служат примером создания урока-сказки с применением литературного источника — книги Р.Киплинга «Маугли». Литературный отрывок позволяет создать необходимую обстановку на уроке, особый Индийский колорит, а уникальный орнамент придает экзотику другой страны — Индии.
«Витиеватый орнаментальный мотив, получивший название пейсли, известен со времен Древней Индии. Но это далеко не единственное его название. Орнамент пейсли называют «огурцом» (и турецким, и индийским), «слезой Аллаха», «персидским кипарисом» и «пальмовым листом Индии». В странах СНГ пейсли называют принтом «огурцы» или огуречным узором. Смотреть на ткань, украшенную этим орнаментом, можно бесконечно, потому что принт явно намекает на принадлежность к психоделике.» [ 1, стр 1 ]
Примерно полторы тысячи лет этот узор украшает предметы быта азиатских и восточных народов. Этот узор полюбился славянам и европейцам, которые завезли его с Востока с XIX века.
«Изначально рисунок пейсли украшал кашемировые полотна, привезенные торговцами из Индии. Вскоре в Европе открылась первая мануфактура, где производили недорогие ткани, на которые наносился принт пейсли. А город, в котором была основана фабрика, назывался Пейсли, что объясняет европейское название орнамента. Налюбовавшись одеждой, сшитой из принтованной ткани, горожане утратили к ней интерес. Актуальным рисунок пейсли в одежде стал лишь в эпоху расцвета субкультуры хиппи, то есть в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века. А затем снова, вплоть до 2000-х годов, был незаслуженно забыт. Новым толчком послужила поездка Джироламо Этро, основателя бренда Etro , в Индию. Вдохновившись орнаментом пейсли, который использовали для нанесения тату, пошива одежды, украшения мебели и статуэток, дизайнер выпустил собственную коллекцию, где царил этот аутентичный принт. Сегодня принт пейсли используют в производстве одежды, обуви, аксессуаров.» [ 1, стр 2 ]
Благодаря своей красоте и простоте выполнения основы создания узора легко можно применить на уроке в любой возрастной группе. Вариабельность графических средств выполнения работы по созданию узора от фломастеров и карандашей до масляной пастели, акварели и гуаши. Такое разнообразие вариантов дает возможность для обширного применения узоров пейсли как в графике, живописи, в технике батик, декупаж и в рельефной скульптуре.
Кроме этого мы имеем возможность задействовать межпредметные связи изучив карту расположения стран производителей орнамента пейсли, тем самым увеличивая кругозор обучающихся, знакомя их с мировой культурой.
Подробное описание техники исполнения орнамента приведено в учебнике
Под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. [2, стр 24].
Урок комплексного применения метапредметных и предметных знаний. (Беседа: Произведение Р. Киплинга «Маугли». Декоративная композиция: пейсли, ритм, асимметрия, цвет, нюансы. Творческая работа: дифференцированная: для мальчиков – иллюстрация с изображением Маугли, для девочек – иллюстрация к книге с изображением Ситы. Цель урока; Применение знаний, понятий и навыков изобразительного искусства для выполнения практической работы. Планируемые результаты;
-развивать представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира (орнамент пейсли - «Индийский огурец»),
- способствовать формированию основ эстетической культуры, используя образы индийского народного костюма, природных форм - формировать у второклассников художественно-графические умения: построить фигуры человека и животных, передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции, использовать силуэт, ритм.
Предмет | Изобразительное искусство | |
Класс | 2 | |
Тип урока | Урок комплексного применения метапредметных и предметных знаний. (Беседа: Произведение Р. Киплинга «Маугли». Декоративная композиция: пейсли, ритм, асимметрия, цвет, нюансы. Творческая работа: дифференцированная: для мальчиков – иллюстрация с изображением Маугли, для девочек – иллюстрация к книге с изображением Ситы. | |
Тема | Маугли: жизнь в лесу | |
Цель | Применение знаний, понятий и навыков изобразительного искусства для выполнения практической работы | |
Планируемые результаты | ||
Предметные: -развивать у второклассников представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира (орнамент пейсли - «Индийский огурец»), - способствовать формированию основ эстетической культуры, используя образы индийского народного костюма, природных форм - формировать у второклассников художественно-графические умения: построить фигуры человека и животных, передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции, использовать силуэт, ритм. | Личностные УУД: - формировать бережное отношение к природе и всему окружающему, - осваивать новые виды деятельности, - формировать умение воспринимать основы эстетической культуры через образы литературных персонажей, с уважением относиться к образцам творчества; - формировать умение проверять результаты деятельности. Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий на уроке изобразительного искусства; - развивать приемы изобразительной деятельности; - контролировать, корректировать и оценивать процесс и результаты действий, качество своей работы на каждом этапе изображения; Познавательные УУД: - общенаучные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений декоративно-прикладного творчества, умение анализировать результаты сравнения, строить осознанное речевого высказывание по изучаемой теме; -логические –осуществление поиска существенной информации из материалов – в текстах, рисунках, схемах. Коммуникативные УУД: - уметь слушать и вступать в диалог; - участвовать в коллективном обсуждении темы; - развивать умение работать в группе. | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Ресурсы | |
Фронтальная беседа: Герои произведения Редьярда Киплинга «Маугли», чтение отрывка произведения, изучение географического места действия, рассмотрение произведений Святослава Николаевича Рериха, посвященные Индии; Василия Алексеевича Ватагина; Мая Петровича Митурич-Хлебникова. Декоративная композиция: пейсли- ритм, асимметрия, цвет, нюансы. Индивидуальная творческая работа дифференцированная: для мальчиков – иллюстрация с изображением Маугли, для девочек – иллюстрация к книге с изображением Ситы. Фронтальное обсуждениие итогов | Учебник: Изобразительное искусство.2 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений / Под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательство «Федоров», 2012.-128 с.: ил. |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный | Подготовить учащихся к работе на уроке |
Мотивационный | Обеспечить мотивацию для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности |
Ориентировочный | Дать учащимся конкретное представление об основных направлениях работы на уроке сформировать представление о той проблеме, которая будет ими решаться в ходе урока; добиться ее восприятия и осознания |
Исполнительский | Закрепить у учащихся понятия декоративной композиции и практические навыки работы изобразительными материалами |
Контрольный | Контролировать правильность усвоения целей, закономерностей, ритма художественного задания. |
Коррекционный | Устранение ошибок, обнаруженных на контрольном этапе |
Рефлексивный | Анализ и оценка работы на уроке группы в целом и лично учащегося; выявление качества и уровня овладения практическими изобразительными навыками. Выявление качества и уровня овладения ими. Выявление трудностей при решении поставленной задачи. |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Регулятивные: прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: формирование эмоционального настроя на уроке | Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания. Проверка наличия на столах необходимого для урока материала (пастель, лист А3, карандаш и т.п.) | Эмоционально настраиваются на работу |
Мотивационный | Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс выполнения, выполняют требования поставленной задачи. Коммуникативные: умение слушать друг друга и вступать в диалог; умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме Познавательные: самостоятельно формулируют цель и проблемы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. | Вступительное слово учителя. Учитель начинает беседу с создания проблемной ситуации. Формулирует проблемную задачу по будущей теме урока, задаются вопросы по иллюстративному материалу: Демонстрируется отрывок мультфильма «Маугли», СССР, 1971г.или зачитывается отрывок текста глава «Братья Маугли» стр 4-5 (Редьярд Киплинг Маугли. Пер. с англ. Н.Л.Дарузес – М.: «Самовар», 2007г.) « …Кусты в чаще слегка зашуршали, и Отец Волк присел на задние лапы, готовясь к прыжку. И тут если бы вы наблюдали за ним, то увидели бы самое удивительное на свете – как волк остановился на середине прыжка. Он бросился вперёд, ещё не видя, на что бросается, а потом круто остановился. Вышло так, что он подпрыгнул кверху на четыре или пять футов и сел на том же месте, где оторвался от земли. - Человек! – огрызнулся он.-Человеческий детёныш! Смотри! Прямо перед ним, держась за низко растущую ветку, стоял голенький смуглый ребенок, едва научившийся ходить, - мягкий,весь в ямочках, крохотный живой комочек. Такой крохотный ребёнок ещё ни разу не заглядывал в волчье логово ночной порой. Он посмотрел в глаза Отцу Волку и засмеялся. - Это и есть человеческий детёныш? – спросила Мать Волчица. Задает вопросы: - О ком идет идет речь в произведении? (О Маугли), - Как называется произведение?(Маугли) - Кто автор произведения? (Р. Киплинг), - Как это произведение связано с темой урока? (Мы будем изображать героев этого произведения? -В какой стране разворачивается сюжет произведения? (В Индии) Раздает индивидуальные катрочки с картой мира (см. приложение 1) -Найдите на карте Индию и обведите её в кружок. Контролирует правильность выполнения задания. Показывает репродукции картин: Святослав Николаевич Рерих «Вечная жизнь» - Какие цвета использовал художник? (Яркие, контрасные…) Сказку «Маугли» иллюстрировали многие художники: художник-анималист Василий Алексеевич Ватагин, Май Петрович Митурич-Хлебников, материал учебника стр. 88 – 89, читают фрагмент из сказки Р. Киплинга с.110 учебника. Показывает иллюстрации традиционного индийского узора «Индийский огурец» - пейсли. Отвечают на вопросы учителя: - Оттенки каких цветов используются? Как чередование элементов (по размеру и цвету) и расположение элементов определенном порядке организует узор? | Называют литературное произведение и его героев. Рассматривают картины. Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. Строят рассуждение по картинам и таблицам. Ставят цели. Находят на карте индию и выделяют ее. Рассматривают репродукции картин с.88 и с.90 Знакомятся с именами художников: Рерих, Ватагин, Митурич-Хлебников. Читают материал учебника с.110 С.91-92 учебника |
Ориентировочный | Регулятивные: составляют план и последовательность действий Коммуникативные: интересуются чужим мнением и учатся высказывать свое; проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; Познавательные: выделение и формулировка познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. | Постановка дидактической цели. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Пейсли», мальчикам «Маугли», девочкам «Сита» обсуждение художественных средств выразительности в орнаментальных украшениях. Раскрытие понятий асимметрия, ритм, тон, оттенки (сближенные и нюансы). Проведение инструктажа по выполнению практического задания. Учитель делает необходимые комментарии к работе и ответам учащихся. Учитель в процессе работы учащихся оказывает помощь учащимся по их запросу. | Учащиеся рассматривают иллюстрации, определяют понятия, необходимые в решении поставленных учебных задач и достижении цели. Учащиеся выбирают путь решения, по которому пойдет группа. |
Исполнительский | Регулятивные: составляют план и последовательность действий; Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и учителем; умение достигать договоренностей и согласовывать принятие общего решения; понимают возможности разных точек зрения, не совпадающих с собственной. Личностные: вырабатывают уверенность в себе и собственных силах Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; учатся понимать увиденное, извлекать необходимую информацию | Учитель задает учащимся задания и начинает беседу по изобразительному произведению в зависимости от той проблемы, которая была поставлена перед группой. Учитель комментирует и направляет работу учащихся. Контролирует направление практической работы. Контроль за ходом групповой работы. Выслушивание мнения учеников, принятие общего решения. Обращают внимание на то, что при создании узора и построении фигур нужно следовать определенной последовательности, а для построения фигуры | Учащиеся планируют работу . Учащиеся выполняют практическое задание. Учащиеся по запросу учителя показывают свою работу. Проводят сравнительный анализ. Анализируют сюжетно-композиционные особенности работы, создают рисунок. |
Контрольный | Регулятивные: умение самостоятельно планировать алгоритм действий по организации изобразительной деятельности, умение осуществлять самоконтроль с учителем и одноклассниками, умение давать оценку деятельности на уроке; умение владением графическими приемами, умение выделять и осознавать то, что уже усвоено от того, что еще нужно усвоить; навыки самопроверки. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. | Учитель контролирует правильность сюжетно-композиционное построения. Главная задача – завершить композицию. | Учащиеся завершают работы |
Коррекционный | Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в записи в работы, корректируют свои выводы, более четко формулируют выводы. Коммуникативные: понимают возможности разных точек зрения, не совпадающих с собственной | Учитель комментирует работы учащихся, устраняет неточности . | Учащиеся обсуждают название произведения, высказывают свои точки зрения. Учащиеся формулируют выводы |
оценочный | Регулятивные: дают оценку деятельности на уроке; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено от того, что еще нужно усвоить. Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: умение делать выводы и кратко их формулировать. | Учитель комментирует работу отдельных учащихся. Учитель формулирует домашнее задание и комментирует порядок его выполнения. Подводит итоги урока. Вместе с детьми обсуждаем, какие работы получились у второклассников особенно хорошо, ритм, асимметрия, цвет. | Учащиеся записывают домашнее задание. Учащиеся, самостоятельно выполнявшие работу, сдают их на проверку учителю. (доделать работу) |
Рефлексивный | Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже усвоено от того, что еще нужно усвоить. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. | Организация рефлексии учащихся. С какими заданиями они справились легко и без затруднений, а какие вызвали у них трудности. Просит подумать в чем причины этих трудностей. Что нового и наиболее ценного каждый узнал на уроке? Чему научился? | Учащиеся формулируют (возможно отображают графически, в виде рисунка) результат своей рефлексии. |
Список литературы
Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни
- Учебник: Изобразительное искусство.2 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений / Под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательство «Федоров», 2012.-128 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме " Роспись сосудов узорами Хохломы" (2 класс, УМК "Школа России")
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства. Разработана в соответствии с образовательной программой....
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: " Узоры на крыльях" 1 класс
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: " Узоры на крыльях" 1 класс...
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ТЕМУ "Узоры, которые создали люди"
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ТЕМУ "УЗОРЫ, КОТОРЫЕ СОЗДАЛИ ЛЮДИ"...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Украшение и реальность. Паутинка. Узор на стекле», 2 класс
Цели деятельности учителя: формирование представлений об украшениях, которые создала природа; способствование развитию видеть прекрасное в окружающем нас мире; способствование развитию своего отн...
Технологическая карта урока изобразительное искусства по теме «Золотые травы России. Ритмы хохломского узора»
Цель урока: создание условий для закрепления знаний детей осбенности хохломской росписиЗадачи урокаДидактические:- познакомить детей с хохломской росписью, узорами, элементами- формировать представлен...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Белоснежные узоры. Вологодские кружева" - 1 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с белоснежными узорами вологодского кружева; с творчеством художников- графиков; расширение возможностей сп...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме «Сказочные узоры Полхов-Майдана»
Развитие учебно-познавательного интереса к народному творчеству через анализ и выявление стилистических особенностей полхов-майданской росписи в ходе групповой деятельности в сотрудничестве с учителем...