Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме «Сказочные узоры Полхов-Майдана»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Развитие учебно-познавательного интереса к народному творчеству через анализ и выявление стилистических особенностей полхов-майданской росписи в ходе групповой деятельности в сотрудничестве с учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodist_p_-_maydantehnologicheskaya_karta_uroka_izo.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия № 75»
Методическая разработка урока
изобразительного искусства
по теме «Сказочные узоры Полхов-Майдана»
Составители:
Бардина Любовь Алексеевна,
учитель изобразительного искусства,
Балаш Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
2022 год
Технологическая карта урока «Сказочные узоры Полхов-Майдана»
Учитель | Бардина Любовь Алексеевна, учитель изобразительного искусства БОУ г. Омска «Гимназия № 75» |
Класс | 4 |
Предмет | Изобразительное искусство |
Тема урока | Сказочные узоры Полхов-Майдана |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель: | развитие учебно-познавательного интереса к народному творчеству через анализ и выявление стилистических особенностей полхов-майданской росписи в ходе групповой деятельности в сотрудничестве с учителем. |
Задачи: |
|
Планируемые результаты: | Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
|
Оборудование |
|
Ход урока |
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат | ||||||||
Самоопределение к деятельности (организацион-ный момент) | Готовность к уроку | Организует работу обучающихся с положительным эмоциональным настроем. Мотивирует на успешность. | Проверяют свою готовность к занятию. Настраиваются ко взаимодействию и сотрудничеству. | Включение в работу на личностно – значимом уровне | ||||||||
Актуализация знаний 5 минут | Актуализация знаний о традициях народных художественных промыслов. Организация деятельности по подведению итогов повторения | 1.Создает ситуацию по определению росписи. - Сегодня урок декоративного рисования. Чтобы продолжить знакомство с народными художественными промыслами посмотрим видеосюжет: Парасич Паша, ученик 4 «В» класса приехал в торговый центр «Омский» купить сувенир для подарка маме. Хотел, чтобы изделие было расписано мастерами народных художественных промыслов, но выбрать подарок не смог, так как мало знаком народными росписями. - Что скажете Паше? - Тогда внимание на слайд. Ваши творческие мастерские получают 1 задание. Слайд № 1. Узнайте и подпишите названия народных промыслов (по фрагментам росписей).
- Оценим работу в группах. - Встаньте, чья команда получила 4 балла. Как вам удалось справиться? - У каких команд 3 или 2 балла? Какие были затруднения? - Молодцы, вы успешно справились с повторением. | Просмотр видеосюжета - Мы знаем некоторые народные промыслы, можем помочь Паше. Работают в группах (творческие мастерские). Выбирают главного мастера. Каждая группа (мастерская) за работу на уроке получает 10 баллов. На первом этапе организуют обсуждение и выполняют задание. Дети оценивают свою работу по критериям «правильность, сотрудничество», сверяя с образцом на слайде. Проводят самоанализ и анализируют деятельность группы. | РУУД: планирование и обсуждение учебного задания, - оценивание деятельности своей группы по критериям – правильность выполнения, умение сотрудничать; работа с оценочным листом. | ||||||||
Проблемная ситуация и целеполагание 5 минут | Организация работы по представлению темы и цели урока, учебных задач Организует постановку учебных задач | Мотивирует учащихся на дальнейшую работу. Создает ситуацию по определению стилистических особенностей новой росписи (название росписи не озвучивает) - Сегодня мы с вами познакомимся с Мастерами – сказочниками, которые на своих изделиях рисуют удивительные узоры. На учительском столе представлены изделия народных художественных промыслов. - Назовите представленные здесь народные художественные промыслы. 2. Организует наблюдение детей; предлагает сравнить внешний вид изделий; организует коллективную дискуссию, подводящую к тому, что существует различное написание узора на предметах. - Где мы можем найти информацию о промысле, который вы увидели впервые? Каждой группе раздаются книги с информацией о народных художественных промыслах. - Как называется рисунок на этих изделиях? (изделия Полхов - Майдана)
опорное слово - Эти узоры такие яркие и красочные. Какие произведения устного народного творчества напоминают? (Загадки? Потешки? Сказки?)
опорное слово Выстраиваем слова в колонку Слайд № 3.
- Определите тему урока.
- Как сформулируем цель урока?
- Как сформулируем задачи урока?
- Замечательно справились с определением темы, цели и задачами урока. - Теперь определим критерии работы творческих мастерских на 2 и 3 этапе работы. Слайд № 7.
| - Хохломская роспись - Гжельская роспись - Жостовская роспись - Дымковская роспись - Один предмет видим впервые.. (возникает диалог, где каждый ребенок высказывает свое мнение о том, что увидел). Сравнивают, находят отличия. Возникло затруднение. - Спросить у учителя. - Посмотреть в Интернете. - Прочитать в книге. Учащиеся ведут поиск информации о том, как может называться промысел. Знакомятся с текстом, изображениями и путем сравнения определяют название промысла. - Полхов –Майданская роспись. - Узор, роспись. - Сказки Высказывают свои предложения, приходят к выводу, что тема урока «Сказочные узоры Полхов - Майдана» Примерные ответы детей: - Научиться рисовать узоры. - Научиться выполнять узоры Полхов – Майдана. Примерные ответы детей: - Как работают мастера. - Приемы росписи. - Выполнить роспись в традициях этих мастеров. | Личностные: - развитие учебно-познавательного интереса к окружающему миру; - формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. ПУУД: - умение искать информацию, необходимую для решения учебной задачи. РУУД: - умение принимать и сохранять учебную задачу; - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; - принимать роль в учебном сотрудничестве. | ||||||||
Открытие новых знаний 5 минут | Организация деятельности в группах (работа с текстом) Презентация работы групп: сообщение новых знаний. 2 минуты Организация деятельности по контролю и самооценке работы в группе Знакомство учащихся деятельностью сувенирного цеха в селе Подгородка Омской области. | Учитель предлагает приступить ко 2 этапу и раздаёт группам (мастерским) тексты: 1. Мастерская. Полхов – Майданская роспись. Полхов – Майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов – майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. 2. Мастерская. Основные мотивы Полхов – Майданской росписи. Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, шиповник («пятилистник»), яблочко, листики, ягоды. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой и домиками. Ассортимент игрушек – тарарушек разнообразен. Одна группа – детские игрушки: птички – свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы – копилки. Другая группа изделий – традиционная русская посуда: солонки, чаши, шкатулки, цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов. Самое известное изделие Полховского Майдана – матрешки. 3. Мастерская. Порядок работы мастеров Полхов – Майдана для украшения изделий. 1. Деревянное «бельё» - заготовка из дерева (липы), выточенная на токарном станке. 2. Грунтовка – изделие покрывают сверху крахмальным грунтом, и оно становится белым. 3. Нанесение контура – тонкой кисточкой или карандашом наносится контур узора по всей поверхности изделия. 4. Роспись – заполнение контура узора цветом. 5. После того, как работа выполнена в цвете, узор обводят черной краской тонкой кисточкой. 4. Мастерская. Цвет в Полхов – Майданской росписи. Художники стараются не просто перенести увиденное в природе на свою работу, а добавить что-то новое, никогда невиданное, сказочное. Мастера используют стилизацию природных элементов, а также ритм в композиции. Работа выполняется с использованием наложения цвета на цвет (способ лессировки). Любимые цвета мастеров: желтый, красный, малиновый, фиолетовый, зеленый. Такие цвета придают узору радостное настроение. Дайте определения словам «стилизация» и «ритм», - Итак, группы готовы. Какими новыми знаниями вам захотелось поделиться? Слайд № 8. Виды изделий, фрагменты росписи. - Оцените выступление групп по критериям: полный ответ, интересный рассказ, работа группы. - Ребята, что вы узнали о росписи? Слайд № 9. (основные выводы) - Ребята, как вы думаете, эту роспись используют только мастера Полхов-Майдана? Отправимся на экскурсию в село Подгородка Омской области, в сувенирный цех. Слайд № 10. Карта Омской области Слайд 11. На станке вытачивают изделия. Используют древесину берёзы и липы. Слайд 12. Мастерицы расписывают изделия кистью. Слайд 13. Обводка готовых изделий чёрной краской тоненькой кисточкой. - Что скажете о росписи на изделиях мастеров нашего края? | Каждая группа (мастерская) получает текст и план работы.
Знакомятся с информацией, выделяют главное, распределяют ответы в группе, готовят сообщения. Организуют поиск определения слов «стилизация», «ритм» Каждая группа делает сообщение, другие оценивают по критериям.
Высказывают предположения Просмотр презентации Приходят к выводу, что наши мастера тоже используют мотивы Полхов-Майданской росписи. | ПУУД: - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - формулировать несложные выводы, находить аргументы, подтверждающие вывод. КУУД: - умение слушать собеседника и вести диалог; - высказывать свою точку зрения; - умение работать в группе. ПУУД: - умение искать информацию, необходимую для решения учебной задачи. РУУД: контролировать и оценивать свои действия и деятельность товарищей. | ||||||||
Первичное закрепление | Организация практической деятельности с использованием новых знаний (работа в группах – творческие мастерские) | - Как вы думаете, каким должен быть Мастер, который выполняет такие удивительные узоры? - Мы сегодня как мастера Полхов Майдана и Подгородки выполним узор по мотивам данной росписи. Приступаем к 3 этапу нашей работы.
Заранее учителем заготовлены силуэты посуды (вырезаны из бумаги) Организует ситуацию подтверждения своего открытия. Предлагает отработать простейшие приемы Полхов – Майданской росписи. | Дети высказывают свои предложения и приходят к выводу, что Мастер украшения должен быть: наблюдательным, учиться у природы, уметь фантазировать, придумывать необычные формы. Главный мастер получает для своей мастерской один из силуэтов посуды (шаблон), и его группа выполняет роспись. Выполняют простейшие приемы росписи | Предметные: - умении определить стилистические особенности росписи; - использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, ритм, стилизацию для выполнения собственного художественно-творческого замысла. | ||||||||
Обобщение и систематизация знаний 15 минут | Закрепление полученных знаний. | Организует работу обучающихся по закреплению знаний. Предлагает выполнить самостоятельно цветочную композицию, используя стилистические особенности полхов – майданской росписи | Выполняют задания, опираясь на новые знания (работа в творческих мастерских по группам) | |||||||||
Рефлексия 5 минут Домашнее задание | Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке | - Оцените композиционное и цветовое решение, творческий подход в оценочном листе.
- Мне бы хотелось отметить отличную деятельность на уроке ребят: … Они получают отметку «отлично» в журнал. - Посмотрите, ребята, дома - какие изделия народных художественных промыслов у вас есть и принесите на следующий урок. | Выставка творческих работ. Защита творческих композиций по критериям.
Оценивают работы друг друга по группам. Самооценка группы. Высказывают свои суждения. Оценивают свою успешность на уроке по критериям. | Личностные: - формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, осознание ценности полученных знаний, определение успешности на уроке. КУУД; - умение провести рефлексию своих действий на уроке |
Список литературы
- Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 4 кл. нач. шк. /[ Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – М : Просвещение, 2021
- Петруленков, В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС : 1–11 классы : учебно-методическое пособие : [16+] / В. М. Петруленков. – 3-е изд., эл. – Москва : Вако, 2020. – 111 с. – (Современная школа: управление и воспитание). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioschool.ru/index.php?page=book&id=621117 (дата обращения: 15.09.2024). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-408-05269-1. – Текст : электронный.
- Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе / Хворостов А.С. - М.: Просвещение, 2018. - 175 c.
- В презентации использованы иллюстрации сети Интернет в открытом доступе Яндекс. Картинки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства по теме "Сказочный образ". Рисование по представлению.
Задачи урока: обучение детей использованию средств изобразительного языка для отражения индивидуально - психологических особенностей образа, опираясь на графическую и литературную характеристики прооб...
Методическая разработка конспекта занятия по теме:«Искусство быть толерантным».
1 мероприятие -Занятие по технологической игре Т.Ф. Акбашева "Путь истины" на тему толерантность.Тема занятия: «Искусство быть толерантным»(1час)Применение игры:...
Методическая разработка по технологии "Мастер - класс "Создание узора на кувшине с использованием цветных камешков для учащихся 1 класса".
Дети осваивают секреты симметричного рисования, а далее вырезания, учатся приёму размазывания пластилина, созданию узора из камешков....
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Сказочная гжель" 3 класс
Конспект урока по изобразительномуискусству по теме " Сказочная гжель" Культурологическая цель: воспитание эстетического вкуса учащихся.. ориентация в мире духовных ценностей. Методы обучени...
Технологическая карта по изобразительному искусству на тему: «Белоснежные узоры. Вологодские кружева» 1 класс
Цели деятельности учителя: ознакомление с белоснежными узорами вологодского кружева; с творчеством художников- графиков; расширение возможностей способов изображения белоснежных узоров вологодского кр...
Методическая разработка по чтению на тему: "Путешествие в сказочное царство Снежной королевы"
Урок внеклассного чтения на тему" Путешествие в сказочное царство Снежной королевы"...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Белоснежные узоры. Вологодские кружева" - 1 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с белоснежными узорами вологодского кружева; с творчеством художников- графиков; расширение возможностей сп...