Конспект урока по ИЗО "Линия как средство выражения: характер линий" по ФОП
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Чигрик Татьяна Алексеевна

Данный урок разработан по введенным ФОП. Если вглядеться в структуру урока, можно заметить изменения в этапах урока. Также изменилось содержание самого урока. На уроке уже будут применяться УУД ФОП.

Цель урока: Обучить выполнять художественную работу на основе линий 
Задачи:
1. Познакомить с понятиями «линия», «характер линий», научить выделять особенности конструкций;
2. Развивать пространственное мышление, наблюдательность, воображение творческие способности;
3. Воспитать интерес к творчеству, художественный вкус.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема урока

Линия как средство выражения: характер линий

Тип урока

Урок «открытие» новых знаний

Цель урока

Обучить выполнять художественную работу на основе линий

Задачи

1. Познакомить с понятиями «линия», «характер линий», научить выделять особенности конструкций;

2. Развивать пространственное мышление, наблюдательность, воображение творческие способности;

3. Воспитать интерес к творчеству, художественный вкус.

Планируемые образовательные результаты (предметные)

Познакомятся с понятиями «линия» и «характер линий»; познакомятся с выразительными средствами линий, узнают о разных способах изображать разные по характеру линии; будут приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и способу наложения линии; развивать пространственное мышление, будут проявлять творческие способности.

Личностные результаты

- Ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;

- Мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные:

- формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведенного наблюдения;

- Анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах.

Регулятивные:

- Внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;

- Соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;

- Порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;

- Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Коммуникативные:

- Вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

- Анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.

Основные понятия

Линия, характер линии

Межпредметные связи

ИЗО, математика

Оборудование

Альбом, краски, карандаш, ластик, стаканчик с водой, кисти, салфетки, готовый образец.

Формы и методы

Индивидуальная и фронтальная работа, беседа, наглядный, практический

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

1. Приветствие и мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

2. Проверка готовности рабочего места

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку: альбом, краски, ластик, стаканчик для воды?

- Здравствуйте, присаживаются за свои места.

Проверка рабочего места.

II.Актуализация опорных знаний

-Какой мастер приходит к нам на уроки изобразительного искусства?

-Откуда берет Мастер Изображения идеи для своих произведений?

-А что значит изображать?

- Предлагаю вам сыграть в небольшую игру «Что объединяет». Посмотрите на рисунки и скажите, что их объединяет?

- иголка, дикобраз, кактус

https://multiurok.ru/img/247222/image_5cee3c503a0cb.jpg https://imglib.ru/archive/img/cp3f4kmj.jpeg https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2020/08/kartinki-kaktusy-40.jpg

- Прямая, волнистая, изогнутая

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=06440eea507038bb32b97d69f625cab3408c47e0-9429884-images-thumbs&n=13

- Треугольник, прямоугольник, квадрат

https://proforientation39.ru/wp-content/uploads/2017/07/Image-Test-768x161.png

- Яблоко, апельсин, мяч

https://thumbs.dreamstime.com/b/orange-fruit-isolated-white-background-59107716.jpg https://detskiy-sad.com/wp-content/uploads/2016/09/kartinki-na-shkafchiki-s-igrushkami-9.jpg https://w7.pngwing.com/pngs/342/852/png-transparent-school-electronic-grade-book-student-essay-book-report-green-apple-juice-food-granny-smith-essay.png

- Отлично.

- Острая, колючая, ломанная, круглая – это все о чем?

- Что мы узнали на прошлом уроке о линиях?

-Мастер изображения

-Из окружающей жизни, из природы

-Рисовать то, что вокруг нас. Сочинять разные сюжеты, или фантазировать.

- Острые, колючие иглы

- Линия

- Ломанные линии

- Круглая форма

-О линии

- О ритме линий

Познавательные:

Проводить обобщение по изученной теме

Коммуникативные:

Вступать в диалог, участвовать в беседе и отвечать на вопросы

III.Этап постановки учебной задачи

Фронтальная работа

- Что такое ритм линий?

- Что можно передать с помощью линий?

- Вы уже знаете, что в рисунке можно выразить цветом. А как вы думаете, можно ли выразить настроение с помощью линий?

- Верно, что еще можно выразить с помощью линий?

- Чтобы это узнать, составьте слово из букв, тогда мы с вами узнаем, что можно выразить линиями.

ТЕРАХАК

- Какое слово зашифровано?

- Кто может сказать, что такое характер?

- К кому это слово будет применимо?

- А можем ли мы говорить о характере линий?

- Ритм линий – повторение в определенной последовательности линий

- Настроение

- Да

Ответы детей

- Характер

- Характер – качества, которые нас выделяют среди других

- К людям и животным

- Нет, или возможно

Коммуникативные:

Вступать в диалог с учителем, детьми и высказывать свое мнение

IV. Этап формирования темы и цели урока

- Кто сможет назвать тему урока?

- Сегодня тема нашего урока «Линия как средство выражения: характер линий».

- Какую цель вы можете перед собой поставить?

- Характер линий

- Научиться изображать характер линий.

Регулятивные:

Уметь самостоятельно формулировать тему и цель урока

V. Этап ввода нового знания

- С прошлых уроков вам уже известно, что не только у человека может быть характер. Вспомните и назовите, кто и что еще может выражать характер?

- А теперь давайте подробнее поговорим о линиях. Линии бывают очень разные. У всего на свете есть характер. Например, у вас в классе есть ребята спокойные, со спокойным характером. Есть и другие – с драчливым и характером. У линии тоже бывает характер. Например, ленивая линия – любит подолгу спать. Прыгучая линия, наоборот, все время скачет и прыгает по листу бумаги. Чтобы нарисовать такие линии, нужно на секунду представить себя линией, превратиться в нее, почувствовать ее характер.

- Рассмотрите ветки деревьев (ветки березы и дуба).

http://km-toys.ru/wp-content/uploads/kak_narisovat_derevo_karandashom03.jpg https://cf3.ppt-online.org/files3/slide/j/J7g4VtdHMc0SsoZEDnqwyBN9YfapA3PbFkRQ5r/slide-14.jpg

- Опишите мне их. Какие они по характеру? Используйте данные слова:

толстый(ая)

нежный(ая)

могучий(ая)

грубый(ая)

стройный(ая)

изящный(ая)

корявый(ая)

кудрявый(ая)

тонкий(ая)

- Верно! У березы ветки певучие, нежные, струящиеся, немного вздрагивающие в своем движении. А у дуба – мощные, загадочные, похожие на лапы дракона.

- Разным характером линий можно создать разные образы.

- Кто знает, как называется рисунок, который выполнен черно-белом тоне?

- Художники-графики очень часто используют в своих работах разнообразные по характеру линии и их сочетания. При помощи линий они могут нарисовать любой сюжет, и конечно, деревья или элементы деревьев. Все деревья у нас разные: по характеру силуэта, ветвей, кроны.

- Какие же линии у нас бывают?

- Сегодня вам необходимо нарисовать ветку дерева с помощью характера линий и черной гуаши.

- Но необходимо выполнить так, чтобы можно было понять характер линий.

- Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним технику безопасности работы с красками и кистями:

1. К работе с кистью можно приступать только с разрешения учителя.

2. При работе с кистью запрещается: брать их в рот, размахивать, рисовать на чьем-либо теле и одежде, кидать в разные стороны.

3. Гуашь использовать аккуратно, много воды могут испортить текстуру краски, и вид изображения будет испорчен.

4. После работы с кистью ее необходимо вымыть и поставить ворсинками вверх.

5. Соблюдать порядок на рабочем месте.

- Природа, одежа, украшения =, животные

Рассматривают ветки деревьев

- У березы – нежные, изящные стройные, тонкие, а у дуба – толстые, могучие, грубые

- Графика

- Прямые, волнистые, резкие

Слушают учителя и вспоминают технику безопасности

Познавательные:

Умение анализировать над поставленной задачей

Коммуникативные:

Слушать, вступать в диалог, отвечать на вопросы

Личностные:

Проявлять интерес к новым знаниям

Физкультминутка

- Давайте немного отдохнем.

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Мы топаем ногами

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь работать мы начнем.

Повторяют движения за учителем

VI. Этап проектной деятельности

- Теперь приступаем к работе. Вспомните, какой характер линий бывает?

1. Необходимо расположить лист горизонтально.

2. Выбрать тот характер линий, который будете изображать.

3. Взять черную гуашь и наносить ее на лист бумаги в виде веточки. Если выбрали нежный и изящный образ, то ветки должны быть тонкими, плавными. Если выбрали грубый образ, то ветки могут быть толстыми, резкими, могущими.

4. В конце работы вы можете включить фантазию и дополнить работу дополнительными элементами, дорисовать листья или цветы по своему усмотрению.

- Итак, повторим наш план действий.

- Приступайте к работе.

- толстый(ая), нежный(ая), могучий(ая), грубый(ая), стройный(ая), изящный(ая), корявый(ая), кудрявый(ая), тонкий(ая)

Выполняют работу поэтапно

1. Расположить горизонтально лист

2. Выбрать характер линий

3. Нарисовать ветку дерева в соответствии с характером линий

4. В конце дополнить работу цветами или листьями

Регулятивные:

Соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам

VII. Этап анализа

- Ребята, что мы сегодня узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какие инструменты были использованы на уроке?

- Какая часть работы была трудной?

- Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели? Почему?

- А сейчас я предлагаю устроить выставку ваших работ.

- Какая работа лучше? Почему вы так считаете?

- Какая работа не совсем получилась? Почему?

- Характер линий

- Изображать ветку дерева с помощью характера линий

- Карандаш, краски (гуашь)

- Изображать характер линий на ветке дерева

- Да, достигли, потому что мы узнали о характере линий и смогли выполнить работу на основе линий

Выставляют работы

- Потому что хорошо передан характер линий.

- Потому что невозможно определить характер линий.

Коммуникативные:

Вступать в диалог, высказывать свое мнение

Познавательные:

Анализировать и обобщать информацию, полученную на уроке

VIII. Этап рефлексии

- Как вы считаете, что вызвало у вас затруднения?

- Что получилось в результате этой работы?

- Что вам понравилось, когда вы выполняли работу? А что не понравилось?

- Выбрать характер линий, изобразить его

- Изобразить выбранный характер линий и понять что это такое

Ответы детей

Познавательные:

Умение анализировать свою деятельность

IX. Завершающий

- Вы замечательно потрудились, а сейчас я оглашу ваши оценки.

- Сейчас записываем домашнее задание: рисунок дерева.

- Дома нужно нарисовать дерево с помощью характера линий, который вы выберите. Если вы в классе делали нежные и тонкие ветки, то рисуете грубые и могучие ветки. Если рисовали толстые и могучие, то выполняете ветки тонкими и изящными. Кому непонятно задание?

- Сейчас наводим порядок на своих рабочих местах.

- Спасибо за урок! Вы хорошо поработали!

Слушают свои оценки

Записывают домашнее задание

Приводят в порядок свое рабочее место

Организованно выходят на перемену

Регулятивные:

 Контроль выполнения действий, соблюдение порядка на рабочем месте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс тема «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева». УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по изобразительному искусствупо теме «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева».  Цели деятельности учителя: создание условий для ознаком...

Конспект урока на тему: "Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева"

Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева...

Конспект урока по изобразительному искусству "Линия как средство выражения: характер линий. Изображение веток" 2 класс

      Цели деятельности учителя: представление о линии как о важнейшем средстве выражения чувств и настроений в рисунке.       Планируемые результаты  ...

Конспект урока ИЗО «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева» (2 класс) + презентация

Конспект урока по изобразительному искусству по теме: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева». Цели деятельности учителя: создание условий ...

Конспект урока изо "Цвет как средство выражения. Тихие цвета", 3 класс

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления  с понятием «тихие» цвета и учить использовать их в рисовании  подмалёвка весеннего пейзажа.Планируемые результаты пр...

Технологическая карта урока изо «Линия как средство выражения: характер линий. Дерево» (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: формирование представления о линии, как о важнейшем средстве выражения чувств и настроения в рисунке. Задачи урокаДидактические:Формировать знания о способах изображения разного харак...

Урок ИЗО Линия как средство выражения: характер линий

Урок ИЗО с презентацией "Линия как средство выражения: характер линий" 2 класс по программе Б.М. Неменского...