КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Анастасия  Борисовна Косицина

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_izo.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема урока: «Русский народный костюм»

Класс: 4

Цель урока: создать условия для выполнения рисунка крестьянки в народном костюме в полный рост

Задачи урока:

Дидактические: познакомить с особенностями русского народного костюма

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, координацию рук; развивать  мышление, память, внимание

Воспитательные: воспитать трудолюбие, аккуратность

Планируемые результаты:

Предметные: умение ориентироваться в терминах: «рубаха», «сарафан», «лапти», «порты», косоворотка», умение показывать эти элементы одежды на картинах.

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные): П - постановка и формулирование познавательной цели и проблемы; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Р - планировать свои действия, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контроль и коррекция; К - формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения; заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; развитие трудолюбия, способности к самостоятельным поступкам и действиям, к преодолению трудностей.

Оборудование: учебник по Изобразительному искусству, 4 класс, Неменская Л.А.

У обучающихся: краски (гуашь), кисти разной толщины, альбом, карандаш, баночка с водой, подкладной лист.

У учителя: компьютер, презентация, образец.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма

орг.

учеб.

деят. (Ф-

фронтальная, И- индивидуальная, П-парная, Г - групповая)

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Организационно-мотивационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Викторовна, сегодня я проведу у вас урок технологии. Проверьте, всё ли лежит на наших рабочих местах?

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи, садитесь.

- Сядьте правильно, чтобы было видно, что вы готовы начать урок.

Слушают, настраиваются на урок

Ф

Самоконтроль

Совместное открытие знаний

- Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о чём в нем идёт речь:

Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина...
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное — скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.

- О чём говорится в стихотворении?

- Совершенно верно, ребята. Посмотрите друг на друга. Как вы одеты? Отличается ли ваш образ, с образом крестьянского человека? Посмотрите на девочек, какие у них красивые блузочки, платья, причёски, заколочки. Все вы индивидуальны и образ каждой из Вас прекрасен.

- Посмотрите на мальчиков. Они тоже выглядят замечательно: рубашки, брюки, пиджаки, галстуки, причёски. Образ мальчиков тоже не одинаковый.

- Ребята, а вы знаете, кто придумывает одежду для нас? (модельеры)

- А вы знали, что первые модельеры появились ещё в Древней Руси? Раньше людей, которые создавали одежду, называли, портными.

- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Русский народный костюм) Слайд 1.

- Кто может поставить цель? (Изобразить русский народный костюм)

- Совершенно верно. Однако, прежде чем приступить к работе, давайте подробнее узнаем о русском народном костюме.

Слушают, думают, отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы, анализируют.

Ф

ИД

Самоконтроль

Изучение нового материала

- В древней Руси одежда представляла собой большую ценность. Её шили из домотканого холста и украшали вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.
Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. Слайд 2.
- Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.
- Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Слайд 3.

- Давайте рассмотрим наряды, которые надевали крестьяне. Посмотрите на представленные мной образцы мужского и женского костюма. Анализ образцов

- Как расположен альбомный лист? (вертикально)

- В какой части листа изображён человек? (в середине)

- Рисунок исполнен в большом размере или в маленьком масштабе? (большой)

- Какие цвета используются в этих нарядах? (белый, красный, жёлтый (золотой), синий, зелёный)

- Какие узоры вы видите? (цветы, ромбы, полосы)

Физкультминутка

Физкультминутка:

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Слушают, запоминают.

Слушают, думают, отвечают на вопросы, анализируют.

Ф

ИД

Самоконтроль, взаимоконтроль

Закрепление пройденного материала (практическая работа)

-Ребята, давайте определим последовательность работы при рисовании крестьянского человека.

- На первом этапе: выполняем набросок простым карандашом, лист располагаем вертикально. Помните, что очень важно соблюдать пропорции тела человека. Рост равен 7-8 размерам головы, середина человеческого тела – это линии таза; расстояние от верха головы до линии груди равно двум размерам головы; концы пальцев опущенной руки доходят до середины бедра. Внимательно проверьте размеры человеческого тела, чтобы рисунок выглядел более эстетично. Не забудьте, что у нашего крестьянина есть глаза, нос, рот и уши.

- На втором этапе: приступаем к рисованию костюма. Помните, что женский костюм напоминает вид колокола, над которым возносится голова в кокошнике. Прорисуйте детали узора, который вы бы хотели изобразить. На карандаш нужно нажимать осторожно, чтобы не испачкать бумагу и не испортить рисунок.

- На третьем этапе: приступаем к оформлению нашего крестьянина. Раскрашиваем человека в нашем костюме. Тонкой кистью мы прорисовываем детали на лице и узор на платье. Более крупной кистью раскрашиваем сарафан, рубашку, кокошник, лапти, если у вашего персонажа видны ноги.

- После завершения работы, мы проведём выставку.

Критерии оценок

«5» - быстро, правильно, аккуратно, самостоятельно

«4» - есть недочёты, не аккуратные линии, требовал помощи

«3» - работа выполнена не самостоятельно, не аккуратно

Слушают, думают, проговаривают этапы работы.

Выполняют практическую работу.

Ф

И

ИД

Альбом, краски

Самоконтроль, взаимоконтроль

Самоконтроль

Подведение итогов

- Ребята, какую тему мы изучили на сегодняшнем уроке? (Русский народный костюм)

- Какую цель мы ставили? (Изобразить человека в русском народном костюме)

- Смогли ли мы добиться этой цели? Почему? (Да. Мы познакомились с особенностями русского народного костюма и изобразили его)

- Что нового на уроке вы сегодня узнали? (Цвета, используемые в нарядах, узоры, назначение костюмов)

Слушают, вспоминают материал, отвечают на вопросы

Ф

Самоконтроль

Рефлексия. Итог урока

У вас на партах лежат три прямоугольника
(Красный, жёлтый и зелёный)
- Поднимите зелёный прямоугольник те, у кого получилось выполнить рисунок, была понятна техника выполнения изделия.
- Поднимите жёлтый прямоугольник те, у кого возникли трудности  на уроке, но работу вы смогли выполнить.

- Поднимите красный прямоугольник те, кому было трудно на уроке выполнить задание, была не понятна техника выполнения, и у вас так и не получилось выполнить рисунок.
- Итак, ребята, наше занятие окончено (дети встают).
Сейчас быстро и аккуратно уберите свои рабочие места.

И

Карточки трёх цветов

Самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с  произведениями  народного декоративн...

Конспект урока изобразительного искусства Тема урока: Строим вещи.

Конспект урока  изобразительного искусстваТема урока: Строим вещи....

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе на тему "Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусства"

Тема: Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусстваТип урока: открытие новых знанийЦель урока: создать условия для изготовления эск...

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...