Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №176
Калининского района
Санкт – Петербурга
ПРИНЯТО на Педагогическом совете ГБОУ СОШ №176 Калининского района Санкт - Петербурга Протокол № 15 от « 27 » мая 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Е.А.Фёдорова | УТВЕРЖДАЮ Приказ № 157 от « 31 » мая 2022г. Директор ГБОУ СОШ № 176 __________ И.В. Биланюк |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ДЛЯ 2 В КЛАССА
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
РАЗРАБОТАНА УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
КАЛАШНИКОВОЙ НАДЕЖДОЙ АЛЕКСЕЕВНОЙ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД
2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования, а также на основе авторской программы по учебнику «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Б. М. Неменского,
М.:«Просвещение» 2011г.
Назначение предмета
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве. Эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Учебники «Изобразительное искусство» представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Изобразительное искусство» относится к предметной области «Изобразительное искусство», рассчитан на 4 года обучения на ступени начального общего образования. В соответствии с учебным планом ГБОУСОШ №176 на 2022-2023 учебный год предмет «Изобразительное искусство»» изучается во 2 классе 1 час в неделю за счёт часов обязательной части учебного плана. Общий объём учебного времени за год составляет 34 часа. В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий и представлена в табличной форме. Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы.
№ п/п | Изменение | Обоснование | ||
В авторской программе | 34 ч. | В рабочей программе 34 ч. | ||
1 | Как и чем работает художник. | 9 | 9 | |
2 | Реальность и фантазия. | 7 | 8 | |
3 | О чём говорит искусство. | 10 | 10 | |
4 | Как говорит искусство. | 8 | 8 |
Учебно-методический комплекс
УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение. Система учебников «Школа России», на основании экспертных заключений РАН и РАО, реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, охватывает все предметные области учебного плана ФГОС и включает завершенные предметные линии.
Основная литература
№ п/п | Название учебника | Класс | ФИО автора | Издательство | Год издания |
1 | Изобразительное искусство «Искусство и ты». | 2 | Е.И.Коротеева | Москва, «Просвещение» | 2018 |
Дополнительная литература
№ п/п | Название учебника | Класс | ФИО автора | Издательство | Год издания |
1 | Рабочая программа под редакцией Б.М. Неменского | 2 | Б.М. Неменский | Москва, «Просвещение» | 2013 |
2 | календарно-тематическое планирование уроков. | 2 | О.И.Дмитриева | Москва «ВАКО» | 2014 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса
«Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живописи, графики, скульптуры); конструктивной (дизайна и архитектуры); декоративной (народных и прикладных видов искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
- выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России
- и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у учащихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
-установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного - исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание учебного предмета.
Как и чем работает художник (8 часов).
Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти. Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий. Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего леса по памяти. Выразительные возможности аппликации. Аппликация коврика. Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса. Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение животных. Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки. Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города. Любой материал может стать выразительным (обобщение).
Реальность и фантазия (7часов).
Изображение и реальность. Изображение диких (домашних) животных. Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника. Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города. Конструирование из бумаги подводного мира. Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение). Ёлочные игрушки.
О чем говорит искусство (11 часов).
Выражение характера животных. Изображение животных с характером. Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа. Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа. Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей. Изображение природы в разных состояниях (контрастных). Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия. Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация). Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке Создание композиций, передающих мир сказочных героев.
Как говорит искусство (8 часов).
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев
Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц
Пропорции выражают характер. Лепка людей, животных с разными пропорциями. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц».
Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли.
Календарно - тематическое планирование уроков по курсу «Изобразительное искусство».
Условные обозначения типов урока:
ОНЗ – урок открытия новых знаний
РУ – урок развития умений
РР – урок развития речи
ВУ – вводный урок
ОУ – обобщающий урок
ИУ – итоговый урок
УК – урок контроля
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
№ п/п | Раздел Тема урока | Тип урока | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Использов. учебн. и компьютер. оборудов. | Дата проведения | ||||
предметные | метапредметные УУД, личностные УУД | |||||||||
план | факт | |||||||||
1 четверть (8 ч.) ф. - 8 ч. Раздел 1. Как и чем работают художники (8 часов). Цель: ознакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов. | ||||||||||
1 | Три основные краски, строящие многоцветие мира. «Цветочная поляна». Цветы, бабочки | РУ ОНЗ | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг, игра. - изображение цветов (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. - различать основные и составные цвета; - применять первичные живописные навыки - использовать художественные впечатлению. Развитие композиционного мышления и воображения. | Научатся создавать композицию на заданную тему и передавать цветом своё настроение, первичным основам цветоведения. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Задавать вопросы. Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе; целостный, социально ориентированный взгляд на мир. | Стр. 24-27. http://www.sckool-collection.edu.ru Дворец Снежной королевы, Весны, Солнца. | ||||
2 | Пять красок - все богатство цвета и тона (белая и чёрная), серая. «Берёза в светлый день и стихии». | РУ ОНЗ | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг, игра. - изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка. - знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. - различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской; - использовать художественные - узнавать отдельные произведения выдающихся художников | Научатся выполнять наброски, используя графические материалы. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Стр. 28-35. | ||||
3, 4 | Пастель и цветные мелки, акварель; их выразитель ные возможности. «Дождь, салют, осенний лес». | РУ ОНЗ | Рассказ, беседа, показ презентации, демонстрация наглядных пособий, игра. -изображение осеннего леса - знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. - использовать художественные материалы (акварель) в живописи по памяти и впечатлению. Овладение навыками построения композиции, создания творческих работ на основе собственного замысла, использования художественных материалов (пастель, мелки). Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников | Научатся понимать красоту различных художественных материалов. | Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: оценивать по заданным критериям, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог. Личностные: формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Стр. 36-39. http://www.sckool-collection.edu.ru | ||||
5 | Выразитель ные возможности графических материалов. «Зимний лес». | РУ ОНЗ | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра. - изображение зимнего леса, - знать вид изобразительного искусства - графика. - сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись); - применять средство художественной выразительности (линия) Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, использовать художественные материалы (тушь, уголь). | Научатся выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц, деревьев. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям Коммуникативные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Стр. 40-43. Интернет-каталог детских сайтов. | ||||
6 | Выразитель ность материалов для работы в объеме. «Любимые животные». | РУ | Беседа, демонстрация. - лепка любимых животных, - знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия. - выполнять работы по лепке животных и птиц в объеме Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умение применять технологию лепки из одного куска путем вытягивания и вдавливания. Умение адекватно воспринимать скульптурные произведения. | Фантазия, моделирование. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания. Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с природой. | Стр. 44-47. | ||||
7 | Выразитель ные возможности бумаги. «Игровая площадка». | РУ | Беседа, демонстрация, технологические карты, макеты. - конструирование игровой площадки. - применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. - использовать в индивидуальной и коллективной деятельности технику бумажной пластики. Умение участвовать в диалоге, выполнять работы в смешанной технике (конструирование, аппликация, макетирование). | Научатся основным приёмам работы с бумагой. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: видеть и понимать многообразие видов и форм в природе, конструировать различные формы. Коммуникативные: давать эстетическую оценку выполненных работ. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Стр. 48-49. http://www.sckool-collection.edu.ru | ||||
8 | Выразитель ные возможности аппликации. «Осенний листопад». | РУ | Рассказ, беседа, показ презентации демонстрация наглядных пособий, игра, - создание аппликации «Осенний листопад» - сравнивать различные виды - использовать художественные -применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах. | Научатся понимать красоту различных художественных материалов. | Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: оценивать по заданным критериям, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог. Личностные: формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Стр. 50-53. Интернет-каталог детских сайтов. | ||||
2четверть (8 ч.) ф. - 8 ч | ||||||||||
9 | Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). «Праздничный город» или «Букет». | ИУ УК | Беседа, демонстрация. изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаг - применять основные средства художественной выразительности в творческих работах, навыки работы с «неожиданными» наблюдательности; - выполнять живописные | Научатся создавать композицию на заданную тему. Умение пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел. Научатся основным приёмам работы с бумагой. | Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: оценивать по заданным критериям, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог. Личностные: формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Стр. 54-55. http://www.sckool-collection.edu.ru | ||||
Раздел 2. Реальность и фантазия (7 часов). Цель: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой. | ||||||||||
10 | Изображение и реальность. «Автопортрет» | РУ ОНЗ | Как соблюдать пропорции при изображении человека, передавать характерные черты изображаемого объекта? Картины с изображением портретов людей, пошаговое рисование лица, гуашь, акварельные краски, кисти. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. | Научатся пользоваться правилами художника, соблюдать пропорции при изображении человека. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с выделением существенных и несущественных признаков проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | http://www.sckool-collection.edu.ru | ||||
11 | Изображение и фантазия. «Сказочные животные». | РУ ОНЗ | Беседа, упражнения, наглядные пособия. изображение сказочных, несуществующих животных -использовать художественные -применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению). Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства в рисунке. | Научатся правильно разводить гуашевые краски, изображать при помощи линий. | Регулятивные: выполнять действия с учетом заданных алгоритмов Познавательные: анализировать образцы, определять материалы, проектировать изделия. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами в ходе работы. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Стр. 58-65. Презентация. | ||||
12 | Украшение и реальность. «Узоры на стекле», «Паутинки в лесу». | РУ | Беседа, демонстрация, наглядные пособия. - изображение паутинок с росой и веточками деревьев. - применять средство художественной выразительности (линия) - понимать «язык» украшений. Умение строить композиции, использовать художественные материалы (гелевая ручка). | Научатся правильно разводить гуашевые краски, изображать при помощи линий. | Регулятивные: удерживать цель учебной деятельности, заданную учителем. Познавательные: осуществлять правила рисования с натуры, умение рисовать ветку хвойного дерева. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Стр. 66-69 http://www.sckool-collection.edu.ru | ||||
13 | Украшение и фантазия. «Кокошник» | РУ ОНЗ | Беседа, рассказ, наглядные пособия, игра. - применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента. Умение применять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, использовать художественные материалы (гелевая ручка). Умение участвовать в диалоге. | Научатся выполнять узоры на предметах декоративно-прикладного искусства, выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника. Знать понятие «украшение»; правила выражения человека через украшение. Уметь рисовать с натуры, передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Личностные: формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | Стр. 70-73 Интернет-каталог детских сайтов. | ||||
14 | Постройка и реальность. «Подводный мир». | РУ | Беседа, рассказ, демонстрация. - конструирование из бумаги подводного мира. - применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; - использовать навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности Развитие художественного объемно-пространственного мышления. | Научатся изображать формы подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог. Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с подводным миром. | Стр. 74-81. http://www.sckool-collection.edu.ru | ||||
15 | Постройка и фантазия. «Город». | РУ ОУ | Беседа, демонстрация, макеты. Конструирование фантастического города. - применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; - использовать навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. | Научатся передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; наблюдать за конструкциями зданий. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Личностные: формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | Стр. 82-85 Презентация. | ||||
16 | Братья- Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) «Новогодняя ёлка с игрушками». | ОУ ИУ | Беседа, демонстрация, технологические карты, наглядные пособия. - конструирование (моделирование) и украшение ёлки и ёлочных игрушек. использовать художественные -применять основные средства художественной выразительности в декоративных и конструктивных работах. | Научатся самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему. Научатся конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека. | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | http://www.sckool-collection.edu.ru | ||||
3 четверть (10 ч.) ф. - 10 ч. Раздел 3. О чём говорит искусство (10 часов). Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе. | ||||||||||
17 18. | Изображение природы в различных состояниях. Художник изображает настроение. | РУ ОНЗ | Рассказ, наглядные пособия, показ презентации демонстрация. Изображение контрастных состояний природы. Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж; различать и применять теплые - использовать художественные | Научатся самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел. | Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; изображать море на основе своих наблюдений. Коммуникативные: контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Репродукции художников. Стр. 88-91. Стр. 92-95 | ||||
19 | Выражение характера изображаемых животных. | РУ | Рассказ беседа, показ презентации наглядные пособия, игра. Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства. | Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с пластилином. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания. Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Интернет-каталог детских сайтов. Стр. 96-99 | ||||
20 | Выражение характера человека в изображении; женский образ. | РУ ОНЗ | Рассказ, беседа, наглядные пособия, демонстрация. Изображение противоположных по характеру сказочных образов. Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь: использовать художественные применять основные средства художественной выразительности в живописи; узнавать отдельные произведения выдающихся художников | Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | http://www.sckool-collection.edu.ru Стр. 100-103 | ||||
21. | Выражение характера человека в изображении; мужской образ. | РУ ОНЗ | Рассказ, наглядные материалы, демонстрация. Изображение доброго и злого воина. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибина). Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь: использовать художественные применять основные средства узнавать отдельные произведения выдающихся художников | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | http://www.sckool-collection.edu.ru Стр. 104-105 | ||||
22. | Образ человека и его характер, выраженный в объеме. | РУ ОУ | Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объеме, - скульптурные образы - выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером. | Знать вид произведений изобразительного искусства - скульптура. Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умения использовать художественные материалы (пластилин). | Регулятивные: воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Познавательные: анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог. Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства работами мастеров. | Стр. 106-107 | ||||
23 | Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения. | РУ ОУ | Рассказ, беседа, наглядные пособия. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы. Уметь: использовать художественные Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение участвовать в диалоге, использовать источники информации. | Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Личностные: формирование понимания ценности искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. | Презентация Стр. 108-111. | ||||
24. 25. | О чём говорят украшения. | РУ | Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы , но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации. Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои). | Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог. Личностные: формирование понимания ценности искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. | http://www.sckool-collection.edu.ru Стр. 112-117 | ||||
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение. | РУ ИУ | Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. Научатся передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы. | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять поиск и анализ необходимой информации. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению. | Стр. 118-121 | ||||
4четверть (8 ч.) ф. - 8 ч. Раздел 4. Как говорит искусство (8 часов). Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве. | ||||||||||
27 | Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. | РУ ОНЗ | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге. Изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются). | Научатся наблюдать за цветом в картинах художников, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить гуашевые краски. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог. Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с природой. | http://www.sckool-collection.edu.ru Стр. 124-129 | ||||
28 | Цвет как средство выражения: «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета. | РУ ОНЗ | Рассказ, демонстрация, пособие по цветоведению. Изображение Солнечного города или царства Снежной королевы. Развитие композиционного мышления и воображения. Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства. | Научатся при рисовании пейзажа составлять цвета весеннего колорита, работать кистью по сырому. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог. Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с природой. | Интернет-каталог детских сайтов. Стр. 130-131 | ||||
29 | Ритм пятен как средство выражения. | РУ ОУ | Рассказ, упражнения, наглядные и методические пособия. Использовать художественные применять основные средства выразительно | Умение построения композиции. | Регулятивные: воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Познавательные: анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог. Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами мастеров. | Стр.132-135 | ||||
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. | РУ | Рассказ, беседа, наглядные пособия, демонстрация. Изображение весенних ручьев. Построение композиции. | Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. | Регулятивные: воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Познавательные: анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог. Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами мастеров. | Интернет-каталог детских сайтов. Стр. 136-137 | ||||
30 | Линия как средство выражения: характер линий. | РУ | Беседа, наглядные пособия; использовать художественные применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. | Умение построения композиции. Умение участвовать в диалоге. | Регулятивные: воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Познавательные: анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог. Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами мастеров. | http://www.sckool-collection.edu.ru Стр. 138-139. | ||||
32 | Пропорции выражают характер. | РУ | Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц». Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объяснять замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли. | Научатся создавать коллективное панно. | Регулятивные: воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: моделировать коллективное панно. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах. Личностные: формирование понимания ценности искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. | |||||
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -средства выразительности. | РУ ОУ | Беседа, наглядные пособия. Использовать художественные применять основные средства выразительности в творческой работе. | Научатся демонстрировать свои достижения на выставке и комментировать их. Знать основные жанры и виды произведений искусства; ведущие художественные музеи России. Уметь высказывать простейшие суждения о картине и предметах декоративно-прикладного искусства. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять поиск и анализ необходимой информации. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению. | Презентация. Стр.140-141 | ||||
34 | Обобщающий урок года. | РУ ИУ | Ролевая игра-беседа «Мы художники и зрители». Выставка детских работ, репродукций работ художников — радостный праздник, событий школьной жизни. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять поиск и анализ необходимой информации. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные: формирование своего мнения к происходящему. | http://www.sckool-collection.edu.ru |
1. Сайт «Образовательная система Школа России» .ru
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school-collection.edu.ru
3. Газета «1 сентября». www.festival.1september.ru
4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. www.uroki.ru
5. Презентации уроков «Начальная школа». http://nachalka.info/about/193
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). http://nsc.1 september.ru/urok
Информационно-коммуникативные средства
Образовательный комплекс «1С: Школа. Игры и задачи, 1–4 классы». DVD-диск, упакованный в DVD-box
- Википедия: свободная энциклопедия-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
- Педсовет.org. Всероссийский интернет-педсовет. - Режим доступа: http//pedsovet.org
- Клуб учителей начальной школы.- Режим доступа: http:www.4stupeni.ru
- Фестиваль педагогических идей.- Режим доступа: http//festival.1september.ru
- Педсовет.- Режим доступа:http:// pedsovet.org
- Педагогическое сообщество.- Режим доступа:http://www.pedsovet.su
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.- Режим доступа: http//scool.edu.ru
- Российский общеобразовательный портал.- Режим доступа:http://school.edu.ru
9 http://moikompas.ru/tags/plastilin
Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/
Планета школа - множество интересностей для учеников и учите-
лей: http://www.planetashkol.ru/
Юнеско- объекты Всемирного наследия: http://heritage.unesco.ru/
Все о животных всего мира: http://www.apus.ru/
Элементы большой науки: http://elementy.ru/
Толковый словарь О.Даля ON-LINE: http://www.vidahl.agava.ru/ Помните фонохрестоматию? Здесь можно найти много забыто-
го: http://www.staroeradio.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...