Мастер - класс "Роспись посуды Гжель"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Овчаренко Людмила Ильинична

Сценарий занятия и презентация по росписи гжельской посуды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel.docx27.41 КБ
Файл gzhel_prez.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс роспись тарелки «Гжель»

Автор: Овчаренко Л.И.


Цель:  создать условия для ознакомления учащихся с техникой росписи “Гжель”, с историей и особенностями этого искусства.
Задачи: 

  • Обучающие: - познакомить учащихся с искусством гжельских мастеров;
                          -
    научить применять простейшие приемы, элементы и мотивы гжельской росписи: мазок с тенями, точки, сеточка, штрихи, дужки (бордюр).
  • Развивающие: - развивать творческое воображение;
                            - развивать умение работать с кистью и красками.
  • Воспитательные: - воспитывать у детей интерес к искусству, истории своей страны.

Оборудование для учителя: презентация, краски, листы, кисточки, баночка для воды, салфетки.
Оборудование для учеников: краски, кисти, баночка для воды, листы бумаги.

Ход занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Орг. момент

Ребята, посмотрите, у вас на столе должны быть:

  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги

Если у всех все на месте, садитесь.

Проверяют готовность к уроку.

Выявление темы и цели урока

Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы меня внимательно слушайте. Вам нужно понять, какую тему мы будем сегодня изучать.

Приготовились слушать.

Читаю стихотворение:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка –

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!
(автор не известен)

Ребята, вы догадались, что за тема будет у нас сегодня на уроке?

Верно, а какую цель мы можем поставить?

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с росписью Гжели, попробуем расписать тарелочку в стиле Гжель.

Гжель.

Узнать, что такое Гжель. Научиться рисовать.

 Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе.

Актуализация знаний

Ребята, вы знакомы с этим видом росписи?
Я сейчас вас познакомлю с ним подробнее.
 
Расскажу вам сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.

   Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется.

    При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

    Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза.

    Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

    Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!

    Делают в Гжели и часы.  Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»

   У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая.Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.

   Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.

Понравилась вам бело-голубая сказка?

О каком промысле эта сказка?

- Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

- Какие цвета используют мастера в росписи гжель?

- Что украшают гжельскими узорами?


Хорошо, молодцы.

Да, мы видели.

Да.

Гжельская роспись.

Глина, фарфор.

Белый, голубой (синий).

Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца.

 Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе.

Подготовка к росписи

Сейчас, мы с вами познакомимся с основными элементами гжельской росписи. И попробуем их изобразить.

  1. Для начала рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров - точки, штрихи  и линии.  
    Давайте попробуем их изобразить. Линии и штрихи должны быть тоненькими, рисуем кончиком кисти.
  2. Бордюры - простейшие орнаменты.
    Пробуем. Можете смешивать белую и синюю краски, получаю новые оттенки. Чтобы дужки получились красивые и аккуратные, мы также рисуем кончиком кисти, не давим на нее.
  3. Капельки, и составные из них узоры: приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения). Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. Делаем капельки - примакиванием кисти.
  4. Мазок с тенью - или "мазок на одну сторону"Особенность такого мазка - в том, что след после кисти остается в плавным переходе цвета - от темного к светлому.  

Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти - с одного края ее должно быть больше (с этого края и подучится более темный оттенок). Кисть должна быть широкой.

На слайде вы видите основные типы мазка с тенью, а также последовательность рисования цветочка: синей розы.

(Каждый элемент представлен на слайде, рассказывая про него, я одновременно рисую на листе, который прикреплен к доске. Вместе со мной рисуют ученики).

Пытаются изобразить элементы на листе бумаги.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Физминутка

Ребята, сейчас мы с вами отдохнем.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Будем дружно рисовать,
И картины создавать. 
 

(Выполняют движения, соответствующие тексту)

Практическая работа по изготовлению изделия

Настроились на работу.
Я вам выдаю листы, на которых изображен круг. Представьте, что это тарелочка. Вам необходимо проявить всю свою фантазию и расписать тарелочку в стиле Гжель.
На работу вам дается 20 минут.

Внимательно слежу за ходом работы.
Если кому-то нужна помощь, то помогаю, направляю, даю советы.

Начинают рисовать.

Если возникают вопросы, то зовут учителя.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Выставка и анализ работ учащихся

Все справились?

Кто не справился, ничего страшного. Давайте покажем свои работы и оценим работы одноклассников.

Первый ряд, покажите свои работы.
Чья робота вам понравилась больше?
(Далее показывают и оценивают работы 2 и 3 ряды).

Да (нет).

Показывают работы и оценивают их. Объясняют, почему данная работа им понравилась больше или меньше.

Итог урока

Ребята, урок подходит к завершению.

Давайте вспомним, чем мы сегодня на уроке занимались?

Что нового вы узнали?

Вам было сложно?

Что было самым сложным?

Что было легким?

Знакомились с гжелью.
Выполняли роспись тарелки.

Отвечали на вопросы.

Что такое гжельская роспись.
Какие цвета используются.
 (Ответы могут быть разнообразные).

Да (нет).

Расписывать тарелку.

Отвечать на вопросы.

 Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе.

Уборка рабочих мест

Сейчас, вы аккуратно, спокойно уберете свои рабочие места.

Убирают рабочие места.

Умение организовать свое рабочее место.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гжель

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи в школе VIII вида с использованием коммуникативной технологии обучения на тему: «Посуда. Мытье посуды»

Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида. Данный урок был построен с использованием коммуникативной технологии обучения, в его основе  лежит практика использования в быту кухонной посуды....

Конспект урока по развитию устной речи специальной коррекционной школы 8 вида "Посуда.Уход за посудой."

Данная разработка урока поможет в работе учителю коррекционной школы 8 вида....

Мастер класс "Изготовление посуды в технике папье-маше"

Мастер класс провели ученики 3 Е класса. Они научили первоклассников делать красивые декоративные тарелочки....

Урок по развитию речи на основе знакомства с окружающим миром "Посуда. Виды посуды.Уход за ней."

Урок по развитию речи, целью которого является формирование обобщенного понятия посуда и уход за ней.Данный урок носит образовательные задачи: развивать словообразовательную функцию; составлять распро...

Посуда у тебя дома. Гжель.

Знать историю возникновения посудыУметь отличать хохломскую и гжельскую росписьОценивать результаты своей работы...