Формирование читательской компетенции младших школьников. Из опыта работы
статья
В статье выступления содержатся направления работы учителей нашей школы по формированию читательской компетентности младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_kompetentsii_ml_shk.docx | 88.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской компетенции младших школьников в условиях ФГОС НОО
«Книга-это духовное завещание одного поколения другому.
Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге:
племена, государства исчезали, а книга оставалась…
А.И. Герцен
Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания.
Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя. Ведь младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования читательской компетентности.
Читательская компетентность - это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.
Цель: воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя.
В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением школьников, принято считать следующие:
- снижение интереса к чтению;
- ограниченность круга чтения учащихся с преобладанием учебной и развлекательной литературы;
- низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.
Смысловое чтение текстов в свете требований ФГОС НОО
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Это отражено в Федеральном образовательном стандарте НОО при работе над следующими блоками:
1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
3. Работа с текстом: оценка информации.
Систему работы учителей начальной школы по привлечению детей к чтению можно представить в виде схемы
Направления работы:
Внутри школы:
- уроки литературного чтения и русского языка;
- ведение читательских дневников;
- проектная деятельность;
- выпуск тематических журналов;
- конкурс сборников сказок собственного сочинения
Участие в конкурсах разных уровней
- Свет книг не гаснет в нашем доме
- Смелые шаги юного творца
- Конкурс чтецов «Русское слово»
- Фестиваль поэтического слова «Читаем Пушкина»
Взаимодействия:
- с родителями
- с библиотекарями
- с писателями
- с театрами
Рассмотрим направления работы внутри школы:
Активная работа по воспитанию читателей начинается с 1 класса.
Каждый год в третьей четверти после праздника «Прощание с Азбукой» проходят мероприятия подготовленные учителями и библиотекарями нашей школы Ивановой О.В., Бутаковой Н.А. «Посвящение в юные читатели».
Еженедельно Иванова Ольга Владимировна проводит внеурочные занятия «В мире книг».
Традиционным стал цикл мероприятий «Войди в природу другом». На базе нашей школы проводились работниками библиотеки имени Марка Сергеева увлекательные занятия в форме театрализованных представлений, занимательного общения.
Учителями начальной школы систематически проводится работа с читательским дневником каждого учащегося. Ежегодно формируется список рекомендуемой литературы для самостоятельного чтения. Свои впечатления ученики записывают в читательские дневники. Читательский дневник – это творческая работа учеников, в которых содержатся иллюстрации и анализ прочитанных произведений.
На конкурсной основе в классах разрабатываются и выпускаются журналы, в которых учащиеся проявляют себя, как мастера художественного слова и талантливые иллюстраторы.
Проводятся и конкурсы по параллелям на лучшие сборники сказок собственного сочинения.
Дети активно участвуют в учебных и социальных проектах индивидуально и группами.
Результаты внутришкольной деятельности, самые интересные творческие работы детей мы представляем на конкурсах разного уровня.
Следующее направление работы – это участие в различных конкурсах.
- Участие в муниципальном конкурсе: «Свет книг не гаснет в нашем доме». Наши ученики приняли участие в разных номинациях:
- Конкурс фотографий и фотоколлажей
- Презентация по книгам современных писателей
- Литературный кроссворд
- Конкурс читательских дневников
- Моя семья читает. Конкурс рисунков.
Каждый год наши дети являются не только участниками, но и призерами в конкурсах.
- Муниципальный литературный конкурс стихов «Смелые шаги юного творца», цель которого – выявление одарённых детей, имеющих склонности к писательской деятельности. Ежегодно дети участвуют и занимают призовые места в этом конкурсе.
- Наши дети являются победителями городского конкурса чтецов «Русское слово» и участниками фестиваля поэтическое слово «Читаем Пушкина»
- Наши ученики заняли призовые места и во Всероссийских конкурсах «Школа будущего» и «Мои четвероногие друзья» в номинации «Сочинение»
Взаимодействие
Большую роль в нашей работе по привлечению детей к чтению играет установление взаимодействия с родителями, библиотеками, писателями и театрами.
Мы работаем в тесном сотрудничестве с библиотеками нашего города, в которых проводятся тематические мероприятия для младших школьников.
Организуем встречи с детскими писателями в школе (Баранов Ю.И., мастер художественного слова Анохина Елена, поэтесса)
Посещаем театральные спектакли ТЮЗа, театра «Аистёнок», драмтеатра им. Охлопкова.
Участвуем в конкурсах областного театра кукол «Ай. да Колобок!»
Проводим тематические родительские собрания:
- Семейные ценности
- Традиции как средство воспитания
- Формирование здоровых детско-родительских отношений
- Родителям о чтении книг детям
- Как правильно привить любовь к чтению
Представленная система работы учителей начальных классов направлена на овладение детьми смысловым чтением. Смысловое чтение является одним из требований ФГОС. Это обосновывает необходимость осуществления преемственности при переходе детей в 5 класс в вопросе привлечения детей к чтению.
Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать. (Сесиль Лупан)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к родительскому собранию «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Презентация к родительскому собранию . Схемы. Таблицы. Динамика достижений....
Родительское собрание в 3 классе по теме "Формирование читательских компетенций младших школьников"
Целью данного родительского собрания является: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение важной пробле...
советы родителям Формирование читательских компетенций младших школьников.docx
Формирование читательских компетенций младших школьников. Советы родителям. Копилка родительского опыта...
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...
Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»
Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...
Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)
В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....
Формирование читательских компетенций младших школьников при работе с художественным текстом.
В материале на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто понятие «читательская компетентность» как метапредметный образовательный результат и «читательс...