Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 2 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_rabochaya_programma_id2777429_1.docx | 77.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образования г. о. Зарайск
МБОУ "Начальная школа-детский сад №14"
УТВЕРЖЕНО
директор
______________Бочкова Н.В.
Приказ №
от"____"_________2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2287216)
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для 2 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Сидорова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
Зарайск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 2 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей во 2 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка.
Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства графических материалов, приёмы работы.
Ритм пятен: освоение основ композиции. Расположение пятна на плоскости листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение.
Пропорции — соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков видения пропорций. Выразительные свойства пропорций (на основе рисунков птиц).
Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на листе бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом.
Штриховка. Умение внимательно рассматривать и анализировать форму натурного предмета.
Графический рисунок животного с активным выражением его характера. Аналитическое рассматривание графических произведений анималистического жанра.
Модуль «Живопись»
Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового цвета.
Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью. Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски.
Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью.
Цвет тёплый и холодный — цветовой контраст.
Цвет тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение цвета с помощью тёмной краски и осветление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и отношений.
Цвет открытый — звонкий и приглушённый, тихий. Эмоциональная выразительность цвета.
Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер — по выбору учителя). Произведения И. К. Айвазовского.
Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером (образ мужской или женский).
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилины или глины игрушки — сказочного животного по мотивам выбранного художественного народного промысла (филимоновская игрушка, дымковский петух, каргопольский Полкан и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов). Способ лепки в соответствии с традициями промысла.
Лепка животных (кошка, собака, медвежонок и др.) с передачей характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы, её преобразование и добавление деталей.
Изображение движения и статики в скульптуре: лепка из пластилина тяжёлой, неповоротливой и лёгкой, стремительной формы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока): снежинки, паутинки, роса на листьях и др. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и др.).
Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки.
Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации.
Поделки из подручных нехудожественных материалов.
Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов; филимоновские,
дымковские, каргопольские игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных художественных промыслов).
Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные народные женские и мужские украшения. Назначение украшений и их роль в жизни людей.
Модуль «Архитектура»
Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки.
Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе сворачивания геометрических тел —параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и наклейками); завивание, скручивание и складывание полоски бумаги (например, гармошкой).
Образ здания. Памятники отечественной или западноевропейской архитектуры с ярко выраженным характером здания. Рисунок дома для доброго или злого сказочного персонажа (иллюстрация сказки по выбору учителя).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение природы и красивых природных деталей, анализ их конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными произведениями.
Восприятие орнаментальных произведений прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба и роспись и др.).
Восприятие произведений живописи с активным выражением цветового состояния в природе. Произведения И. И. Левитана, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова.
Восприятие произведений анималистического жанра в графике (произведения В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и др.) и в скульптуре (произведения В. В. Ватагина). Наблюдение животных с точки зрения их пропорций, характера движения, пластики.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или другом графическом редакторе).
Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint.
Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик, заливка и др.) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, образ дерева).
Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы «Тёплый и холодный цвета» (например, «Горящий костёр в синей ночи», «Перо жар-птицы» и др.).
Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими художественными материалами;
осваивать выразительные свойства твёрдых, сухих, мягких и жидких графических материалов.
Приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и способу наложения линии. Овладевать понятием «ритм» и навыками ритмической организации изображения как необходимой композиционной основы выражения содержания.
Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин, приобретать умения соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с опорой на зрительские впечатления и анализ).
Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение на листе, соблюдая этапы ведения рисунка, осваивая навык штриховки.
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное и прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер мазков и движений кистью, навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши.
Приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности работы прозрачной краской.
Знать названия основных и составных цветов и способы получения разных оттенков составного цвета.
Различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета; осваивать смешение цветных красок с белой и чёрной (для изменения их тона).
Знать о делении цветов на тёплые и холодные; уметь различать и сравнивать тёплые и холодные оттенки цвета.
Осваивать эмоциональную выразительность цвета: цвет звонкий и яркий, радостный; цвет мягкий,«глухой» и мрачный и др.
Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды (туман, грозу и др.) на основе изменения тонального звучания цвета; приобретать опыт передачи разного цветового состояния моря.
Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер (герои сказок добрые и злые, нежные и грозные); обсуждать, объяснять, какими художественными средствами удалось показать характер сказочных персонажей.
Модуль «Скульптура»
Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных художественных промыслов; освоить приёмы и последовательность лепки игрушки в традициях выбранного промысла; выполнить в технике лепки фигурку сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов). Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения с разных сторон.
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной лепной формы и разного характера движения этой формы (изображения зверушки).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать, анализировать и эстетически оценивать разнообразие форм в природе, воспринимаемых как узоры.
Сравнивать, сопоставлять природные явления — узоры (капли, снежинки, паутинки, роса на листьях, серёжки во время цветения деревьев и др.) — с рукотворными произведениями декоративного искусства (кружево, шитьё, ювелирные изделия и др.).
Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента кружева или вышивки на основе природных мотивов.
Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек, созданных по мотивам народного художественного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных материалов в художественные изображения и поделки.
Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на примерах иллюстраций к народным сказкам лучших художников-иллюстраторов (например, И. Я. Билибина), когда украшения не только соответствуют народным традициям, но и выражают характер персонажа; учиться понимать, что украшения человека рассказывают о нём, выявляют особенности его характера, его представления о красоте.
Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений народных былинных персонажей.
Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования предметов из бумаги.
Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного макета сказочного города или детской площадки.
Рассматривать, характеризовать конструкцию архитектурных строений (по фотографиям в условиях урока), указывая составные части и их пропорциональные соотношения.
Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционального воздействия.
Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ, домиков сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской книги, развивая фантазию и внимание к
архитектурным постройкам.
Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по своему характеру героев литературных и народных сказок.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения выражения в них содержания, настроения, расположения изображения в листе, цвета и других средств художественной выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу.
Осваивать и развивать умения вести эстетическое наблюдение явлений природы, а также потребность в таком наблюдении.
Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного анализа произведений декоративного искусства и их орнаментальной организации (кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву и ткани, чеканка и др.).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных художников-пейзажистов (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова и других по выбору учителя), а также художников-анималистов (В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и других по выбору учителя).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений живописи западноевропейских художников с активным, ярким выражением настроения (В. Ван Гога, К. Моне, А. Матисса и других по выбору учителя).
Знать имена и узнавать наиболее известные произведения художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина (и других по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint (или
другом графическом редакторе).
Осваивать приёмы трансформации и копирования геометрических фигур в программе Paint, а также построения из них простых рисунков или орнаментов.
Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и техники — карандаш, кисточка, ластик, заливка и др. — и создавать простые рисунки или композиции (например, образ дерева).
Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании: расположение объекта в кадре, масштаб, доминанта.
Участвовать в обсуждении композиционного построения кадра в фотографии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Модуль 1. Графика | ||||||||
1.1. | Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка. | 1 | 1 | 28.10.2022 14.04-21.04.23. | Осваивать приёмы работы | Устный опрос; Практическая работа; | https://drive.google.com1.Как рисовать деревья./kak_risovat_derevja.docx | |
1.2. | Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства графических материалов, приёмы работы. | 1 | 1 | 16.09.22 | Осваивать приёмы работы и учиться; понимать | Устный опрос; Практическая работа; | Как рисовать пастелью/kak_risovat_pastelju.docx | |
1.3. | Ритм пятен: знакомство с основами композиции. Расположение пятна на плоскости листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение. | 1 | 1 | 09.09.2022 21.10.2022 | Выполнить | Устный опрос; Практическая работа; | Основы владения кистью/osnovy_vladenija_kistju.docx | |
1.4. | Пропорции — соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков сравнения пропорций. Выразительные свойства пропорций. Рисунки различных птиц. | 1 | 1 | 11.11.22, 28.04.23, 19.05-26.05.23 | Рассматривать | Устный опрос; Практическая работа; | ||
1.5. | Рисунок с натуры простого предмета. | 1 | 1 | Выполнить простым карандашом | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
1.6. | Расположение предмета на листе бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом. Штриховка. Умение внимательно рассматривать и анализировать форму натурного предмета. | 1 | 1 | 23.09.22, 07.10.22, 05.05.-12.05.22 | Приобретать и | Устный опрос; Практическая работа; | https://drive.google.com1.Как рисовать деревья./kak_risovat_derevja.docx | |
1.7. | Рисунок животного с активным выражением его характера. Аналитическое рассматривание графики, произведений, созданных в анималистическом жанре. | 1 | 1 | 30.09.22, 04.11.22, 27.01.23 | Осваивать | Устный опрос; Практическая работа; | ||
Итого по модулю 1 | 7 | |||||||
Модуль 2. Живопись | ||||||||
2.1. | Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового цвета. | 1 | 1 | 02.09-09.09.22, 28.04.22 | Узнавать названия основных и | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru | |
2.2. | Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью. | 1 | 1 | 09.09.22, 25.09.22 27.10.22 | ;Осваивать | Устный опрос; Практическая работа; | ||
2.3. | Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски. | 1 | 1 | 23.09.22, 28.10.22, 18.11-02.12.22 | Приобретать опыт | Устный опрос; Практическая работа; | ||
2.4. | Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью. | 1 | 1 | 02.09-09.09.22 | Приобретать опыт | Устный опрос; Практическая работа; | ||
2.5. | Цвета тёплый и холодный (цветовой контраст). | 1 | 1 | 28.10.22 | Узнавать о делении цвета на тёплый и; холодный.;; | Устный опрос; Практическая работа; | ||
2.6. | Цвета тёмный и светлый (тональные отношения). | 1 | 1 | 02.09.22 28.10.22 14.04.23 | Узнавать о делении цвета на тёплый и; холодный.; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
2.7. | Затемнение цвета с помощью тёмной краски и разбеление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и отношений. | 1 | 1 | 09.09.22 | Осваивать Приобретать; | Устный опрос; Практическая работа; | ||
2.8. | Цвет открытый — звонкий и цвет приглушённый — тихий. Эмоциональная выразительность цвета. | 1 | 1 | 21.04.23 | Осваивать Приобретать; | Устный опрос; Практическая работа; | ||
2.9. | Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер; по выбору учителя). | 1 | 1 | 23.09.22 21.10.22 20.01.23 13.02.23 26.05.23 | Выполнить пейзажи; передающие разные; состояния погоды | Устный опрос; Практическая работа; | ||
2.10. | Произведения художника-мариниста И. К. Айвазовского. | 1 | 1 | 20.01.23 | Запоминать и Айвазовского.; ; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru | |
2.11. | Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером. Образ мужской или женский. | 1 | 1 | 03.02-10.02.23 | Выполнить | Устный опрос; Практическая работа; | ||
Итого по модулю 2 | 11 | |||||||
Модуль 3. Скульптура |
3.1. | Лепка из пластилина или глины игрушки — сказочного животного по мотивам выбранного народного художественного промысла: филимоновская, дымковская, каргопольская игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов). | 1 | 1 | 20.01-10.02.23 | Познакомиться с традиционными; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru | |
3.2. | Способ лепки в соответствии с традициями промысла. | 0.5 | 1 | 19.05.23 | Осваивать приёмы и последовательность; лепки игрушки в | Устный опрос; Практическая работа; | ||
3.3. | Лепка из пластилина или глины животных с передачей характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы, её преобразование и добавление детале. | 0.5 | 1 | 17.02.23 | Осваивать приёмы передачи движения и; | Устный опрос; Практическая работа; | ||
Итого по модулю 3 | 2 | |||||||
Модуль 4. Декоративно-прикладное искусство | ||||||||
4.1. | Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока): снежинки, паутинки, роса на листьях и др. Сопоставление с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и т. д.). | 1 | 1 | 18.11-02.12.22 | Сравнивать; | Устный опрос; Практическая работа; |
4.2. | Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки. | 1 | 1 | 10.03.23 | Осваивать приёмы орнаментального; оформления | Устный опрос; Практическая работа; | ||
4.3. | Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации. | 1 | 1 | 28.04.23 26.05.23 | Получать опыт | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru | |
4.4. | Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов: филимоновский олень, дымковский петух, каргопольский Полкан (по выбору учителя с учётом местных промыслов). Поделки из подручных нехудожественных материалов. | 1 | 1 | 13.03.2023 17.03.2023 | Получать опыт | Устный опрос; Практическая работа; | ||
4.5. | Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные (исторические, народные) женские и мужские украшения. | 0.5 | 1 | 24.03.2023 31.03.2023 | Рассматривать; | Устный опрос; Практическая работа; |
4.6. | Назначение украшений и их значение в жизни людей. | 0.5 | 1 | 03.03.2023 10.03.2023 | Знакомиться и рассматривать; традиционные народные | Устный опрос; Практическая работа; | ||
Итого по модулю 4 | 5 | |||||||
Модуль 5. Архитектура | ||||||||
5.1. | Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки. | 1 | 1 | 07.10.22 24.03.23 19.05.23 | Осваивать приёмы создания объёмных; предметов из | Устный опрос; | https://resh.edu.ru | |
5.2. | Построение игрового сказочного города из бумаги на основе сворачивания геометрических тел —параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и наклейками; приёмы завивания, скручивания и складывания полоски бумаги (например, гармошкой). | 1 | 1 | 28.10.22 09.12-16.12.22 24.03-31.03.23 | Макетировать из | Устный опрос; Практическая работа; | ||
5.3. | Образ здания. Памятники отечественной и западноевропейской архитектуры с ярко выраженным характером здания. | 1 | 1 | 23.12-30.12.23 | Макетировать из | Устный опрос; Практическая работа; | ||
5.4. | Рисунок дома для доброго и злого сказочных персонажей (иллюстрация сказки по выбору учителя). | 1 | 1 | 17.03.23 | Приводить примеры жилищ разных; | Устный опрос; Практическая работа; | ||
Итого по модулю 5 | 4 | |||||||
Модуль 6. Восприятие произведений искусства |
6.1. | Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. | 0.5 | 1 | 02.09.22 28.04.23 05.05.23 | Рассматривать; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru | |
6.2. | Художественное наблюдение окружающей природы и красивых природных деталей; анализ их конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными произведениями. | 0.5 | 1 | 09.09-23.09.22 28.04.23 | Развивать | Устный опрос; Практическая работа; | ||
6.3. | Восприятие орнаментальных произведений декоративно-прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба по дереву, чеканка и др.). | 0.5 | 1 | 14.04.2023 28.04.2023 | Анализировать структуру; | Устный опрос; Практическая работа; |
6.4. | Произведения живописи с активным выражением цветового состояния в погоде. | 0.5 | 1 | 09.09.22 13.02.23 20.01.23 26.05.23 | Приобретать опыт эстетического; | Устный опрос; Практическая работа; | ||
6.5. | Произведения пейзажистов И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова. | 0.5 | 1 | 09.09.22 21.10.22 13.02.23 28.04.23 26.05.23 | Запоминать имена художников И. И.; Левитана; | Устный опрос; Практическая работа; | ||
6.6. | Произведения анималистического жанра в графике: В. В. Ватагин, Е. И. Чарушин; в скульптуре: В. В. Ватагин. Наблюдение за животными с точки зрения их пропорций, характера движений, пластики. | 0.5 | 1 | 23.09.22 | Приобретать опыт | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
Итого по модулю 6 | 3 | |||||||
Модуль 7. Азбука цифровой графики | ||||||||
7.1. | Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или в другом графическом редакторе). | 0.25 | 1 | 12.05.2023 26.05.2023 | Осваивать | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru | |
7.2. | Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint. | 0.25 | 1 | 12.05.2023 26.05.2023 | Осваивать приёмы трансформации; | Устный опрос; Практическая работа; | ||
7.3. | Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик и др.) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, «Образ дерева»). | 0.25 | 1 | 26.05.2023 | Осваивать в | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru | |
7.4. | Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы «Тёплые и холодные цвета». | 0.25 | 1 | 12.05.2023 26.05.2023 | Осваивать | Устный опрос; Практическая работа; | ||
7.5. | Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. | 1 | 1 | 12.05.2023 26.05.2023 | Участвовать в |
| ||
Итого по модулю 7 | 2 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 39 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Три основные цвета – «Цветочная поляна», | 1 | 02.09 | Устный | ||
2. | Пять красок – все богатство цвета и тона. «Радуга на | 1 | 09.09 | Устный | ||
3. | Пастель и цветные мелки, их выразительные возможности. «Осенний лес». | 1 | 16.09 | Устный | ||
4. | Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса». | 1 | 23.09 | Устный | ||
5. | Выразительность материалов для работы в объеме. «Звери в лесу». | 1 | 30.09 | Устный | ||
6. | Выразительные возможности бумаги. «Игровая площадка». | 1 | 07.10 | Устный | ||
7. | Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад». | 1 | 21.10 | Устный | ||
8. | Для художника любой материал может быть | 1 | 1 | 28.10 | Устный |
9. | Изображение и реальность .«Любимое животное». | 1 | 04.11 | Устный | ||
10. | Изображение и фантазия.«Сказочная птица». | 1 | 11.11 | Устный | ||
11. | Украшение и реальность. «Веточки деревьев с росой и паутинкой». | 1 | 18.11 | Устный | ||
12. | Украшение и фантазия.«Кружево» (похожее на паутинки, снежинки, звездочки). | 1 | 02.12 | Устный | ||
13. | Постройка и реальность .«Подводный мир». | 1 | 09.12 | Устный | ||
14. | Постройка и фантазия. «Подводный мир». | 1 | 16.12 | Устный | ||
15. | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).«Фантастический замок». | 1 | 23.12 | Устный | ||
16. | Братья-Мастера | 1 | 1 | 30.12 | Устный | |
17. | Изображение природы в различных состояниях. «Природа разная по настроению» | 1 | 13.02 | Устный | ||
18. | Изображение природы в различных состояниях. «Море». | 1 | 20.01 | Устный |
19. | Выражение характера | 1 | 27.01 | Устный | ||
20. | Выражение характера | 1 | 03.02 | Устный | ||
21. | Выражение характера | 1 | 10.02 | Устный | ||
22. | Образ человека в скульптуре.«Герой сказки, вылепленный из пластилина». | 1 | 17.02 | Устный | ||
23. | Человек и его украшения. Выражение характера «Выполнить украшение предмета». | 1 | 03.03 | Устный | ||
24. | О чём говорят украшения. Выражение намерений | 1 | 10.03 | Устный | ||
25. | Образ здания. «В мире сказочных героев». | 1 | 17.03 | Устный | ||
26. | В изображении, украшении, постройке человек выражает свое отношение к миру, «Сказочный город». | 1 | 24.03 | Устный | ||
27. | В изображении, украшении, постройке человек выражает свое отношение к миру, «Сказочный город». | 1 | 1 | 31.03 | Устный |
28. | Теплые и холодные цвета. «Сюжеты с колористическим контрастом» (букет цветов, угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т.п.). | 1 | 14.04 | Устный | ||
29. | Тихие (глухие) и звонкие цвета. «Весна идет». | 1 | 21.04 | Устный | ||
30. | Ритм пятен. Ритм и движение пятен. «Птички» | 1 | 1 | 28.04 | Устный | |
31. | Ритм линий. «Весенний ручеек». | 1 | 05.05 | Устный | ||
32. | Характер линий. «Ветка». | 1 | 12.05 | Устный | ||
33. | Пропорции выражают | 1 | 19.05 | Устный | ||
34. | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства | 1 | 1 | 26.05 | Устный | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 2 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 2 класс/Коротеева Е.И.; под редакцией Неменского Б.М.; Акционерное;
общество «Издательство «Просвещение»;
Изобразительное искусство.;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 класс. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru
https://drive.google.com1.Как рисовать деревья./kak_risovat_derevja.docx 2.Как рисовать пастелью/kak_risovat_pastelju.docx
3.Пастельные карандаши/pastelnye_karandashi.docx
4.Основы владения кистью/osnovy_vladenija_kistju.docx
5.Рисуем грушу гуашью/risuem_grushu_guashju.docx
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Краски (акварельные и гуашь). Карандаши. Бумага. Пластилин и пластическая масса. Глина.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Интерактивная доска. Комплекты репродукций
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
от « » 08.2022 г. №1
Руководитель ШМО ____________Сидорова Т.Н.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
___________________ Якушкина Л.В.
«____»__________2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...