«Игрушка в нашем доме. Дымковская игрушка»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Цель: формирование умения рисовать Дымковскую игрушку
Задачи:
Дидактические: познакомить с историей традиционного русского промысла «Дымковская игрушка»; учить распознавать характерные отличительные признаки Дымковской игрушки;
Развивающие: развивать восприятие особенностей колорита дымковской игрушки; развивать практические умения и навыки выполнять Дымковскую роспись; развивать воображение, творческие способности, аккуратность учащихся;
Воспитательные: воспитывать творческие качества личности в процессе художественно-эстетической деятельности; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к культурно-историческому наследию России; формировать у учащихся художественно эстетическую культуру и эмоционально-оценочные суждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymkovskaya_igrushka.docx | 52.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО: Павленко Полина
Предмет: ИЗО
Тема урока: «Игрушка в нашем доме. Дымковская игрушка»
Тип урока: открытие новых знаний
Класс: 3
Цель: формирование умения рисовать Дымковскую игрушку
Задачи:
Дидактические: познакомить с историей традиционного русского промысла «Дымковская игрушка»; учить распознавать характерные отличительные признаки Дымковской игрушки;
Развивающие: развивать восприятие особенностей колорита дымковской игрушки; развивать практические умения и навыки выполнять Дымковскую роспись; развивать воображение, творческие способности, аккуратность учащихся;
Воспитательные: воспитывать творческие качества личности в процессе художественно-эстетической деятельности; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к культурно-историческому наследию России; формировать у учащихся художественно эстетическую культуру и эмоционально-оценочные суждения.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Образовательная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации (Ф,И,П,Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П,Р,К) | Личностные | ||||||||
I. Мотивационно-целевой | Мотивировать обучающихся к получению знаний темы: «Картина – портрет»
| Словесный метод: беседа Наглядный: демонстрация Проблемный метод: приём постановки проблемного вопроса | Организационный момент. - Добрый день, ребята! Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами-красками, верным стражем-платочком, который утешает принцессу, если она сильно вымокнет в воде. Постановка проблемной ситуации. - Назовите красивые предметы, которые окружают вас дома? - А в вашей комнате, где может быть спрятано искусство? Что может украшать вашу комнату? -Есть у вас любимая игрушка? Расскажите о ней в двух словах. - Ребята, а в какие игрушки мы не играем, а только любуемся? -Какие вы знаете старинные игрушки? - А сейчас какое предназначение этих игрушек? Сейчас мы с вами разгадаем загадку, с какой игрушкой мы будем знакомиться. Ели спят у большака В инее седом, Спят деревья, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок, Дым идет из труб столбом Точно в дымке все кругом, Голубые дали, И село большое «Дымково» назвали. -Это дымковские игрушки. Как вы думаете, почему они так называются? Если я сейчас вам дам задание: нарисуйте правильно дымковскую игрушку, вы сможете это сделать? Перед нами встает проблема – как нарисовать дымковскую игрушку? Давайте предположим, что нам нужно сделать, сделать, чтобы решить проблему? Формулировка цели урока. -Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (Мы должны научиться рисовать Дымковскую игрушку) -Прочитайте тему нашего урока на слайде: «Игрушка в нашем доме. Дымковская игрушка». | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Знакомятся с проблемной ситуацией. Отвечают на вопросы. Отгадывают загадку. Участвуют в формулировке цели. Знакомятся с темой урока. | Ф Ф Ф Ф Ф | Речь учителя. Речь учителя, презентация. Интерактивная доска, презентация Доска, карточки. Презентация. | К К К К К | Р: организуют себя на уроке; К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других; | Положительно относятся к процессу познания определяют и формулируют цель на уроке; | |
II. Проектировочный | Развивать умения обучающихся планировать свои действия для достижения цели | Проблемный метод (Формулировка плана урока) | Давайте составим план для достижения нашей цели. Обратимся к словам-помощникам.
| Планируют совместную деятельность на уроке. | Ф | Доска, карточки. | Контроль | Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Проявляют интерес к учебной деятельно-сти | |
III. Процессуальный | Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся | Словесный, наглядный: беседа, объяснение, демонстрация; Проблемный метод (Поиск решения проблемы) Словесный: рассказ Словесный: рассказ, Наглядный: показ, словесный: объяснение Наглядный: демонстрация | С чего начнём изучение нашей темы? Нам нужно познакомиться с историей традиционного русского промысла «Дымковская игрушка»; -Посмотрите видеоролик и ответьте на вопросы: https://www.youtube.com/watch?v=W5keiZKzu2c -Почему игрушки называются дымковскими? (Дымковская игрушка так называется, потому что родилась в слободе Дымково) -Из какого материала сделаны эти игрушки? (из глины) -Кто делал эти игрушки? (Мастерили в основном женщины, потом учили дочерей и так, из поколения в поколение, передавалось умение выполнять игрушки). Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой происходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием «Свистунья». -А почему так назывался праздник? -Да, на этом народном празднике звенел весёлый пересвист дымковских свистулек- игрушек. Свистели все и взрослые и дети. -Фигурки кого или чего лепили? (Лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами). – Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. -Какой пункт плана мы с вами выполнили? Смайликом оцените свою работу на данном этапе. Физминутка -Что нам еще нужно сделать на уроке? (узнать, характерные отличительные признаки Дымковской игрушки) - Давайте рассмотрим игрушки. Какого цвета в них больше? – Как вы думаете, а почему? Игрушки делают из глины красного цвета, но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Белый цвет только в игрушках народов Севера. Вятка тоже на севере нашей страны. Белый цвет игрушки, наверное, это цвет настоящего снега. – А какими цветами мастера расписывали по белому? – Посмотрите на разнообразие орнаментов. По форме орнаменты просты и незамысловаты. Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т.д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл. – Что такое орнамент? – Что же этот орнамент означает? – Обратите внимание, что орнамент можно делать при помощи мазков, точек, линий. Узор может располагаться вертикально или хаотично, в любом порядке. Рассказать с какого цвета начать. Если в одном элементе встречается два цвета, сначала рисуем одним и после высыхания другим цветом. Если вы начали расписывать туловищу одним орнаментом, значит, продолжаете дальше, потому что орнамент–это ритмичное повторение различных узоров. - А вы знаете, что означает именно эти элементы росписи? -Круг означает солнце, волнистые линии – вода, а пересечение прямых линий- земля. - Взгляните на расцветку. Какие особенности вы видите в расцветке игрушек? (- красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые, розовые, немного черного). -Какой пункт плана мы с вами выполнили? Смайликом оцените свою работу на данном этапе. Физминутка для глаз -Что нам осталось сделать на уроке? (нарисовать) Мы будем рисовать игрушку - дымковских животных. У меня есть шаблоны игрушки, они вам помогут. На парте роздано два варианта – один нужно дополнить, другой обвести без дополнений. Но (изображение игрушки на доске) вам нужно что-то добавить, чтобы работа стала законченной. Если вам трудно, возьмите другой шаблон – там готовая лошадка. Давайте обсудим, что добавить в свой рисунок, чтобы получился олень, конь, барашек. Посоветуйте нам. - И так, какую цель нам предстоит выполнить? -Верно. Самое, главное соблюдать главные элементы данной игрушки. Кто может назвать главные элементы? - И, прежде, чем вы приступите к работе вспомним правила: Краску нужно набирать аккуратно влажной кисточкой, лишнюю краску убираем краем баночки, очень мокрую кисть можно промокнуть салфетке. После каждой краски кисточка хорошо промывается. -Можете начинать работу. Если у вас возникнут трудности, поднимите руку. | Участвуют в промежуточной рефлексии Смотрят видеоролик Учувствуют в беседе Участвуют в промежуточной рефлексии. Осуществляют самооценку. Рассматривают игрушки и отвечают на вопросы. Дают определение Участвуют в промежуточной рефлексии. Осуществляют самооценку. Выполняют физминутку. Выполняют подготовку к работе. Обсуждают этапы последующей работы. Вспоминают правила Рисуют Дымковскую игрушку. | Ф Ф Ф Ф Ф,И Ф Ф Ф И Ф Ф Ф,И | Доска, карточки Речь учителя. Инт. доска, презентация Презентация Презентация, речь учителя Карточки Доска, Смайлы Презентация, речь учителя Презентация Карточки Доска, Смайлы Видеоролик Презентация | К К К К К К,С К К К С К К К, С | Знают, что такое дымковская игрушка; Знают о происхождении дымковской игрушки; Осваивают простейшие элементы дымковской игрушкой – круги, линии, точки; Знают, что такое орнамент; Умеют анализировать символику росписи дымковской игрушкой, правильно использовать основные цвета промысла. Умеют рисовать дымковскую игрушку. | П: проявляют познавательный интерес при изучении темы; К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли П: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения; П: умеют добывать и анализировать полученную информацию и применять её П: умеют организовать свое рабочее место П: развивают воображение, творческое мышление. | Проявляют внимательное и ответственное отношение Проявляют познавательный интерес и учебную мотивацию |
IV. Рефлексивно-оценочный | Соотносить результаты с поставленной целью | Проблемный (обобщение и анализ изученного материала) | -Итак, сейчас мы проверим как вы освоили сегодняшнюю тему. -Давайте повторим. -Какая была тема урока? - Какую игрушку мы сегодня изображали? - Какие самые известные дымковские игрушки? - Из каких элементов состоит орнамент игрушки? - Кто может рассказать, что символизирует каждый элемент? -Какие цвета мы используем при росписи игрушки? - А как мы наносим роспись? Выкладываем наши рисунки на парту. Сейчас мне нужно 2 эксперта. Я наблюдала за вами на уроке и в эксперты я возьму того, кто сегодня хорошо себя вел на уроке и внимательно меня слушал и отвечал на вопросы. - Выбери рисунок, который соответствует требованиям изображение дымковской игрушки (слайд). И оцени по требованиям, которые изображены на слайде. | Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях. Участвуют в предложенной рефлексии. | Ф | Речь учи-теля, сигнальные карточки Работы учеников | Контроль | Соотносят результаты с поставленной целью. | Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию | Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.
На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....
Конспект урока изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме"
Урок изобразительного искусства на тему "Игрушки в нашем доме" (изображение животного)....
Изобразительное искусство. Игрушка в нашем доме. 3 класс.
Тема: Игрушки в нашем доме Цели деятельности учителя: знакомство детей с искусством в нашем доме, приобщение детей к русской культуре, формирование знаний и умений в росписи дымковской игру...
Технологическая карта урока ИЗО «Игрушки в нашем доме.Роспись дымковской игрушки» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения дымковских игрушек; формирование умений выполнять роспись дымковской игрушки. Задачи уро...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Игрушки в нашем доме» (3 класс)
Цель урока: Формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, приобщение детей к русской культуре, формирование знаний и умений в росписи дымковской игрушки.Задачи урока П...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме"(3 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, приобщение детей к традиционной русской культуре, формирование знаний и умений в росписи дымковской игрушки....
Технологическая карта изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме. Дымковская игрушка (роспись)" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока:формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, знаний о дымковской игрушке и умений в росписи орнамента.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и углубить знания обучающ...