Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
рабочая программа по изобразительному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_izobrazitelnoe_iskusstvo_3_kl.docx | 272.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
3 в класса
Количество часов: 34
Программа составлена на основе
Программы учебно-методического комплекта «Школа России» по изобразительному искусству 2017 г с использованием рекомендаций авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство» изд.- М.: Просвещение, 2017.
УЧЕБНИК: Неменский Б.М. « Изобразительное искусство» 3 кл: учебник для. общеобразовательных учреждений с электронным приложением. 2 –е изд. М.: Просвещение, 2017. – 96 с. : ил. – «Школа России»
Составители:
Слободскова Н.М.
2022 - 2023 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 абвгд классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред. приказов Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08 апреля 2015г. № 1/15);
- Примерная программа по предмету изобразительное искусство
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования по ФГОС НОО 3 классы МБОУ гимназии г. Советский (с изменениями), утвержденной приказом № 444 от 31.08.2022г. «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2022-2023 учебный год».
- Планируемые результаты:
Предметные.
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Обучающиеся научаться:
- практическим умениям и навыкам в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладеют элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
- различать виды художественной деятельности: изобразительной, конструктивной, декоративной и жанрах пространственно – визуальных искусств;
- использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- назвать ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона;
- компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
Обучающиеся будет иметь возможность научиться:
-пониманию образной природы искусства;
- эстетической оценке явлений природы, событий окружающего мира;
- применению художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно – творческих работ;
- способности узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умению обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- умению видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- умению рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.
Метапредметные
Регулятивные.
- Понимание учебной задачи.
- Определение последовательности действий.
- Работа в заданном темпе.
- Проверка работы по образцу.
- Оценивание своего отношения к работе.
- Выполнение советов учителя по организационной деятельности.
- Владение отдельными приемами контроля.
- Умение оценить работу товарища.
- Умение планировать учебные занятия.
- Умение работать самостоятельно.
- Умение организовать работу по алгоритму.
- Владение пооперационным контролем.
- Оценивание учебных действий своих и товарища.
- Умение работать по плану и алгоритму.
- Планирование основных этапов работы.
- Контролирование этапов и результатов.
Познавательные.
- Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации.
- Овладение приемами работы различными графическими материалами.
- Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета.
- Наблюдение природы и природных явлений.
- Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве.
- Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен.
- Использование контраста для усиления эмоционально- образного звучания работы.
Коммуникативные.
- Выражение своего отношения к произведению изобразительного
искусства в высказываниях, письменном сообщении.
- Участие в обсуждении содержания и выразительных средств
произведений.
Личностные
- Воспитание интереса к изобразительному искусству,
- Формирование представлений о добре и зле.
- Обогащение нравственного опыта.
- Развитие нравственных чувств.
- Развитие уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
- Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.
- Развитие способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и окружающему миру.
- Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
- Содержание учебного курса
Виды художественной деятельности
- Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского
и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. - Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
- Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
- Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
- Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
- Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративно
прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
- Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
- Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
- Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
- Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
- Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
- Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
- Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
- Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). - Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
- Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника
Отечества. - Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
- Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного
и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. - Опыт художественно творческой деятельности
- Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской деятельности.
- Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
- Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
- Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
- Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
- Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
- Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
- Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Содержание программы (34 часа)
Тема 1. Искусство в твоем доме (8 ч)
Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки".
Тема 2. Искусство на улицах твоего города (8 ч)
Памятники архитектуры – наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)
Тема 3. Художник и зрелище (10 ч)
Театральные маски. Художник в театре. Театр кукол. Театральный занавес. Афиша, плакат. Художник и цирк. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)
Тема 4. Художник и музей (8 ч)
Музеи в жизни город. Искусство, которое хранится в этих музея. Картина-пейзаж. Картина-портрет. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Исторические картины и картины бытового жанра. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы). "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
План | Факт | |||
Искусство в твоем доме (8 часов) | ||||
1 | Твои игрушки (создание формы, роспись). | 1 | 1нед | |
2 | Посуда у тебя дома. | 1 | 2нед | |
3 | Мамин платок. | 1 | 3нед | |
4 | Мамин платок. | 1 | 4нед | |
5 | Обои и шторы у тебя дома. | 1 | 5нед | |
6 | Твои книжки. | 1 | 6нед | |
7 | Поздравительная открытка (декоративная закладка). | 1 | 7нед | |
8 | Труд художника для твоего дома. Обобщение темы. Р.к. Художники хантыйского народа. | 1 | 8нед | |
Искусство на улицах твоего города (8 часов) | ||||
9 | Памятники архитектуры. Р.к. Современные архитектурные памятники. Виртуальная экскурсия. | 1 | 9нед | |
10 | Витрины на улицах. | 1 | 10нед | |
11 | Парки, скверы, бульвары. Р.к. Парки, скверы в г. Советском. | 1 | 11нед | |
12 | Ажурные ограды. | 1 | 12нед | |
13 | Фонари на улицах и в парках. | 1 | 13нед | |
14 | Новогодний фонарик. | 1 | 14нед | |
15 | Удивительный транспорт. | 1 | 15нед | |
16 | Труд художника на улицах твоего города. | 1 | 16нед | |
Художник и зрелище (10 часов) | ||||
17 | Художник в театре. | 1 | 17нед | |
18 | Образ театрального героя. | 1 | 18нед | |
19 | Театральные маски. | 1 | 19нед | |
20 | Театр кукол. | 1 | 20нед | |
21 | Театральный занавес. | 1 | 21нед | |
22 | Афиша и плакат. | 1 | 22нед | |
23 | Художник в цирке. | 1 | 23нед | |
24 | Театральная программа. Р.к. Современные праздники Югры: День оленевода, День рыбака. | 1 | 24нед | |
25 | Праздник в городе. Р.к. Традиционные праздники северных народов: Медвежий праздник, Вороний день. | 1 | 25нед | |
26 | Школьный карнавал. Обобщение темы. | 1 | 26нед | |
Художник и музей (8 часов) | ||||
27 | Музеи в жизни города. Р.к. Экскурсия в краеведческий музей. «Подземная кладовая Югры». | 1 | 27нед | |
28 | Картина – особый мир. Картина-пейзаж. | 1 | 28нед | |
29 | Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. | 1 | 29нед | |
30 | Картина-портрет. | 1 | 30нед | |
31 | Картины исторические и бытовые. | 1 | 31нед | |
32 | Скульптура в музее и на улице. | 1 | 32нед | |
33 | Музеи архитектуры. . Р.к. Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры. Происхождение отдельных фамилий. | 1 | 33нед | |
34 | Художественная выставка. Обобщение темы. | 1 | 34нед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...