Сюжетно ролевое конструирование в организации внеурочной деятельности
статья
Аннотация: в статье представлено описание реализации программы работы с детьми на основе конструктивной деятельности, а именно сюжетно-ролевого конструирования. Также рассмотрено влияние конструктивной деятельности на всестороннее развитие ребенка.
Abstract: the article describes the implementation of the program of work with children on the basis of constructive activity, namely plot-role construction. The influence of constructive activity on the comprehensive development of the child is also considered.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2_1.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376.42
Ларионова Ольга Владимировна
Учитель изобразительного искусства
Teacher of pictorial arts
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22 г. Томска
Municipal budgetary educational institution Basic general education boarding school for students with disabilities No. 22 of Tomsk
Томск, Россия
Tomsk, Russia
СЮЖЕТНО РОЛЕВОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в статье представлено описание реализации программы работы с детьми на основе конструктивной деятельности, а именно сюжетно-ролевого конструирования. Также рассмотрено влияние конструктивной деятельности на всестороннее развитие ребенка.
Abstract: the article describes the implementation of the program of work with children on the basis of constructive activity, namely plot-role construction. The influence of constructive activity on the comprehensive development of the child is also considered.
Ключевые слова: конструирование, конструктивная деятельность, пространственная ориентировка, моделирование, восприятие, практическая форма мышления, пространственные представления.
Keywords: construction, constructive activity, spatial orientation, modeling, perception, practical form of thinking, spatial representations.
«Человека нужно не лепить, а ковать… создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек.»
Антон Макаренко
Признаком высокого мастерства учителя является умение правильно и результативно организовать, и проводить учебный процесс, в совершенстве владеть современными методами и технологиями преподавания, обладать широким кругозором, способностью развиваться и совершенствоваться. Общепризнано, что творческую личность может воспитать только творческая личность. В реальной жизни нетрудно заметить, что чем выше способность к творческой самореализации самого учителя, тем выше творческий потенциал его учеников.
Цель педагогической деятельности — эффективное построение учебного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В современной концепции обучения детей с ограниченными возможностями здоровья заложен принцип всестороннего развития личности ребенка, коррекционно-педагогической помощи, направленной на исправление или ослабление недостатков психофизиологического развития. Конструирование является мощным стимулом для развития мыслительной активности и развития интеллекта школьников. Исходя из этого, было педагогически целесообразно организовать программу на основе конструирования.
Решение конструктивных задач – это одна из форм наглядно-действенного мышления. Большинство отечественных исследователей определяют конструктивную деятельность как продуктивную деятельность, в процессе которой создается определенный, заранее продуманный реальный продукт. Отмечается также, что конструирование сочетает в себе виды игровой и учебной деятельности и по своему характеру сходно с изобразительной, поскольку в нем также отражается окружающая действительность. Поэтому для формирования у младших школьников ключевых компетенций было выбрано сюжетно ролевое конструирование как основа для разработки рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности.
При разработке программы была поставлена цель: развитие творческих способностей школьников, эстетического вкуса, через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки, самостоятельности.
Для качественной реализации цели педагогу следует приоритезировать выполнение следующих задач:
- помочь обучающемуся в освоении общей специальной образовательной программы;
- учесть индивидуальные особенности ребенка;
- освоение ребенком знаний о роли трудовой деятельности человека.
- воспитание у учеников трудолюбия, уважительного отношения к людям.
Для качественного и последовательного выполнения поставленных перед педагогом целей следует предусмотреть систематическую работу в следующих направлениях:
- освоение конструкторов из различных материалов (металлических, пластиковых, деревянных);
- развитие технического логического мышления;
- выработка естественного интереса к разработке и постройке различных объектов, механизмов, деталей.
Сюжетно ролевое конструирование реализовалось по принципу индивидуального и дифференциального подхода и принципу взаимодействия - формирование устойчивых привычек, необходимых для приспособления к условиям среды жизнедеятельности.
Для наиболее качественного достижения результата занятия следует построить на практической работе детей от простого к сложному в форме беседы, рассказа, обсуждения, демонстрации образцов, технологических карт. Для этого подходят формы организации учебных занятий, такие как комбинированный урок, урок-игра, обобщающий урок, контрольный урок. Помимо этого при реализации были использованы следующие методы реализации программы:
- Убеждение – рассказ, объяснение, беседа;
- Упражнение – практическая деятельность (конструирование);
- Поощрение – одобрение, для развития мотивации и уверенности в своих силах.
Для занятий использовались сюжетно ролевые конструктора «Пожарная машина», «Скорая помощь», «Ферма», «Дом». Занятия опирались на естественный интерес к разработке и постройке различных объектов и механизмов.
Как происходит процесс превращения моих учеников в «инженеров»: сначала на занятиях мы постигаем азы конструирования: знакомимся с принципом работы с конструктором, изучаем технологическую карту, форму, цвет деталей, материал, отрабатываем простые соединения. Таким образом, обучение, направленное на коррекцию умственной деятельности, вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и упорство в достижении цели, способствует обучению и развитию детей помогает детям адаптироваться в условиях школы принимать нестандартные решения, учиться логически мыслить.
Дети учатся понимать принцип работы с конструктором и применять готовые модели в своих ролевых играх, выражать чувства, мысли, переживания. Через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки, школьники овладевают: умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; решают конструктивные задачи; развивается образное мышление; способствует развитию творческих способностей, эстетического вкуса, это совершенно новые технологии в образовании. Используя во внеурочной деятельности сюжетно ролевые конструктора позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет ученикам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Технологии сюжетно ролевых конструкторов позволяют доступную систему подачи материала обучения, что помогает легко учить детей тому как решить проблему и где искать решения, а методика программы помогает стать детям творчески мыслящими они получают навык работы в команде, учатся созиданию, добру.
Для полноценной реализации сюжетно ролевого конструктора учителю необходимо помогать детям моделировать предварительный замысел и контролировать реализацию моделирования в постройках, направлять творчество на добрые яркие сюжеты. Формировать позитивные впечатления об окружающем мире, это поможет стать воспитанникам творчески мыслящими, добрыми людьми.
Программа была составлена и апробирована на базе МБОУ ООШИ №2 г. Томска на протяжении пяти лет, что выявило взаимозависимое увеличение количества конструирования и заинтересованности детей в практике. Использование конструкторов из различных материалов (металлических, пластиковых, деревянных) во внеурочной деятельности повышает знание о материалах, используемых в строительстве. Помимо того, на практике было подтверждено, что конструирование повышает мотивацию учащихся к творчеству, развивает техническое, логическое мышление, мелкую моторику, тщательность, точность восприятие пространства и цвета, способствует развитию творческих способностей, эстетического вкуса, что было подтверждено регулярными мониторингами.
Можно утверждать, что программы, основанные на сюжетно ролевом конструировании, имеют успех не только как способ заинтересовать детей в практике, но и как метод развития ключевых компетенций.
Список литературы
1. Вялых О.А. Особенности конструктивной деятельности младших школьников с недостатками в интеллектуальном развитии: автореф. дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 1999. 23 с.
5. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: лекции 1–4. М.: Педагог. ун-т «Первое сентября», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)
Программа курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...
Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности учащихся
Рассказывается как организовать проектную деятельность учащихся...
Роль педагога в организации сетевого взаимодействия с социальными субъектами при организации внеурочной деятельности
Статья о проблемах организации внеурочной деятельности и роли педагога в ней....
Открытое занятие в рамках семинара "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС" по LEGO-конструированию в 1 классе 2013г.-2014 уч.год ) (август 2017)
Разработка занятия с презентацией...
Методическая копилка по ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности
1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности2. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности обучающихся по научно-познавательному (общеинтеллектуальному) направл...
Сообщение на МО «Новые подходы к организации работы классных руководителей и воспитателей ГПД через реализацию программы воспитания» по теме «Организация внеурочной деятельности «Внеклассное чтение» младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО для де
Краткое описание актуальности внеурочной деятельности "Внеклассное чтение" в школе для детей с ТНР....