Предметные олимпиады как один из эффективных методов для развития логического мышления младших школьников
статья на тему
Предметные олимпиады как один из эффективных методов для развития логического мышления младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnye_olimpiady.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметные олимпиады как один из эффективных методов
для развития логического мышления младших школьников
Одна из задач обучения – выявление одарённых и талантливых детей, создание условий для их поддержки и сопровождения, для их развития через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования. С этой целью в нашей школе действует программа «Одарённые дети».
Программа предусматривает целенаправленную работу со способными учащимися, начиная с начальной школы, так как младший школьный возраст – важный период в развитии интеллектуальных способностей детей. На уроках и во внеурочное время наши учителя начальной школы ведут систематическую и целенаправленную работу по развитию интеллектуальных способностей учащихся, ставя перед собой следующие цели и задачи:
- формирование приёмов умственных действий, развитие образного мышления, развитие вариативного мышления, творческих способностей, фантазии, воображения;
- развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
- формирование умения обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их.
Учителя применяют современные методы обучения: личностно – ориентированные, частично-поисковые, проблемные. Ведётся учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, работа по дифференцированным заданиям, что повышает умственную активность, формирует самостоятельность, создают благоприятный психологический климат.
Внеурочная деятельность включает в себя проведение занятий («Любознайка», «Тобул», «Сайдыс», «Мир логики» ), интеллектуальных игр, конкурсов, предметных недель и олимпиад. В результате этой работы на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления уже в начальной школе выявляются способные дети.
Все эти работы проводятся с учётом того, что уже практически выделены следующие категории одарённых детей:
- дети с высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области;
- дети с высокими творческими (художественными) способностями;
- дети, не достигшие успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления.
В основной школе возрастает роль внеурочной деятельности, расширяется сеть курсов по выбору учащихся с учётом их способностей и запросов, решаются следующие задачи:
- приобщить учащихся к научно-поисковой и творческой деятельности, углублённую подготовку к ним, формирование учебного труда и досуга;
- раскрыть интересы и склонности;
- обучить учащихся методам и приёмам научных исследований;
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся;
- помочь сформулировать представление о глобальности и актуальности того или иного рассматриваемого вопроса.
Основные формы работы:
- организация и проведение исследовательских и проектных работ
проведение научных конференций, изготовление учебных пособий; - подготовка к участию в творческих конкурсах и предметных олимпиадах.
Содержание программы «Одарённые дети» включает в себя и методические требования к организации и практической её реализации. Отметим некоторые из них:
- разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одарёнными детьми;
- совместная коррекционно-методическая работа учителей предметников и педагога психолога;
- ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей и обучающихся на основе мониторинга.
На вопросе о мониторинге необходимо остановиться подробнее. Мониторинг качества образования – это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам. Предметом исследования качества образования являются, в первую очередь, такие показатели, как образованность, динамика развития. Для оценивания образованности введено несколько уровней достижения государственного стандарта, что обусловлено его содержанием. Нами выбраны уровни, определяемые в системе индивидуального образовательного «ментального опыта» Е.А. Климова, В.Н. Дружинина, М.А. Холодной:
- базовый уровень (допустимый);
- повышенный уровень (оптимальный);
- повышенный уровень (расширенный).
Мониторинг результатов работы учителей и обучающихся по программе «Одарённые дети» представлен несколькими формами, одна из них - это предметные олимпиады.
Олимпиадное движение − это и профессиональное самоопределение школьника, и формирование его жизненных ценностей.
Для чего проводятся олимпиады?
Прежде всего, для развития и укрепления интеллектуального потенциала обучающихся.
Что дают олимпиады младшим школьникам?
- Развитие творческих способностей.
- Привлечение к выполнению конкретных и практически важных заданий.
- Самоутверждение.
- Более осознанный выбор будущей профессии.
Участие школьника в олимпиадах – это возможность получить адекватную, справедливую и объективную оценку его знаний. При оценке знаний ученика его же педагогом часто происходит следующее: учитель или ориентируется на уровень успеваемости класса, или бывает предвзят, или стремится избегать крайних оценок, например, не ставить двоек и пятёрок и т. д. Оценка олимпиадного задания, поставленная независимым жюри, на наш взгляд, особенно ценна, она даёт ученику уверенность в собственных силах, мотивирует на дальнейшее углублённое изучение предмета, способствует формированию волевых черт характера. Опыт проведения предметных олимпиад в нашей школе, а также участие обучающихся в предметных олимпиадах разного уровня, от школьных до региональных, показал огромную роль учителя в повышении уровня преподавания предметов и мотивации учебной деятельности младших школьников.
Какие возможности олимпиады представляют учителю?
- Уловить тенденции развития методов и организационных форм преподавания предметов.
- Получить дополнительные стимулы для более успешного освоения школьниками учебного материала.
- Применять элементы передового педагогического опыта.
- Получить объективную оценку уровня подготовки обучающихся.
Что дает участие в предметных олимпиадах всему коллективу школы в целом? Самый важный результат нашей деятельности в этом направлении - желание поиска новых путей в обучении детей, стремление к развитию, совершенствованию форм и методов работы.
Так, ежегодно наша школа находится в числе лучших по числу победителей в предметных районных олимпиадах по математике, русскому языку, литературе, экологии, английскому языку и другим предметам.
Таким образом, независимо от предлагаемых форм, олимпиадное движение служило бы благородной цели – нравственному, интеллектуальному, логическому и профессиональному совершенствованию всех участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.
В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"
Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....
Развитие логического мышления младших школьников
Работа по защите категории...
Задания на развитие логического мышления младших школьников
Задания на развитие логического мышления у младших школьников. В первом классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логическ...
Развитие логического мышления младших школьников
В современном обществе стала актуальной тема развития талантливых детей. Необходимо развивать логическое мышление, память, внимание на уроках математики, русского языка и во внеурочной деятельности....
Методы и приемы развития логического мышления младших школьников на уроках окружающего мира
В развитии логического мышления и связной речи особенно велика роль изучения природы и общества. Наблюдение и характеристика различных явлений - основа развития всех типов связной речи - описание, пов...