Урок ИЗО в 4 классе. Страна восходящего солнца. Особенности японских зданий. Пастель.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Череп Римма Николаевна

Конспект урока ИЗО в 4 классе. Тема: Страна восходящего солнца. Особенности японских зданий. Пастель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo._urok._4_klass._pagoda.docx634.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ИЗО в 4 - А классе. (№ 18)

(УМК «Школа России»)

Учитель – Череп Римма Николаевна.

Тема: Страна  восходящего  солнца.  Особенности японских зданий. Пастель.

Цель: создание постройки в японском стиле (пагода) в цвете.

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для ознакомленияучащихся с характером архитектуры Японии;
  • обеспечить условия для обучения учащихся создавать образ японских построек.

Развивающие:

  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников творческих способностей и навыков впечатлений творческих переживаний, зрительной памяти, фантазии, пространственного мышления, формирования художественно —эстетических навыков.

Воспитательные:

  • содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной, творческой деятельности;
  • обеспечить условия для воспитания у учащихся аккуратности, художественного и эстетического вкуса, интереса к культуре, искусству других народов.

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться:

Предметные:

  • создавать образ японской пагоды.

Метапредметные:

Познавательные:

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике,
  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • решать рабочие задачи с использованием ИКТ;
  • структурировать знания, т. е. осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
  • анализировать, делать выводы.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • ставить учебные задачи на основе изученного ранее материала;
  • прогнозировать результаты.

Коммуникативные:

  • оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
  • совершенствовать навык общения: сотрудничать с одноклассниками, слушать их мнение;
  • оценивать свою работу на уроке и одноклассников;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу.

Личностные:

  • проявлять  уважительное отношение и интерес к культуре и искусству других народов;
  • развивать художественные способности, эстетический  вкус.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Проверка организации рабочего места.D:\ИЗО поурочное\4 класс _поурочно\Образ японской архитектуры\ребус_япония.jpg
  2. Актуализация знаний.
  1. Ребус. Беседа.
  • О какой стране пойдёт речь сегодня на уроке? (Япония)
  • Как по другому её называют? (Страна восходящего Солнца)
  • Что рисовали на предыдущем уроке? (Японский пейзаж)
  • Знаменитый вулкан Японии? (Фудзияма)
  • Дерево в Японии, цветущее розовыми цветами? (сакура – японская вишня)

  1. Постановка целей и задач урока.
  1. Работа с иллюстрациями.
  • Что изображено на картинках? (русская изба, православный храм)https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0741/00075a40-ff68fd9c/hello_html_m10393b58.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-altay/965007/2a000001628849b3f64c79cfa88bd0ab966f/XXXL
  • Что это одним словом?

(постройки)

  • Давайте вспомним особенности каждой постройки. (Изба – деревянный сруб, двускатная крыша с коньком, окна закрывают ставни, украшают избу узоры – резьба по дереву. Собор – каменный, основа – стены, арки, своды, окна в виде арки сверху, золотые купола)
  • Как вы думаете, с чем нам сегодня предстоит познакомиться и что мы будем рисовать? (познакомимся с особенностями японских зданий, рисовать японскую постройку).https://mykitai.ru/wp-content/uploads/2019/08/Pagody-v-Kitae.jpg

  1. Работа по теме урока.
  1. Работа с учебником на стр.87
  • Сегодня мы будем рисовать ПАГОДУ.
  • Что же это такое?
  • Ответ на этот вопрос мы найдем в учебнике на стр.87.

(Чтение текста учащимися по абзацам с демонстрацией иллюстраций)

1 абзац: Здание японского храма — пагода — похоже на изящную лёгкую башню. Свою собственную кровлю (крышу) имеет каждый этаж. Особенность этих крыш — поднятые кверху концы. Как будто они улыбаются или юбочками кружатся на ветру! К концам кровли иногда подвешивают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят.https://ak.picdn.net/shutterstock/videos/1025359664/thumb/1.jpg

(Изогнутые крыши в первую очередь связанны с тем, что они сделаны из свежего бамбука. При засыхании бамбук закручивается и становится твёрдым.

 Фурин- «ветряной колокольчик», который размещают летом на окнах или под карнизом – нежный переливчатый звон фурина создаёт ощущение прохлады, веяние ветра).

  • Давайте вспомним урок окружающего мира: 4 основные религии в мире? (христианство, ислам, буддизм, иудаизм)
  • Кто был самым внимательным и обратил внимание на здания для молитв каждой религии? Здание для молитв одной из религий тоже имеет поднятые кверху концы.
  • Какая же религия у Японцев? (буддизм)
  • Значит ПАГОДА – это буддистский дом для молитвы!

2 абзац. Сильные ветры и землетрясения бывают в гористой Японии часто, что при строительстве приходится учитывать. Японские домики не имеют стен в нашем понимании. Помнишь, как складывают из брёвен стены избы? А в Японии строят только рёбрышки стен — лёгкие сквозные конструкции, а между ними делают передвижные ширмы. Когда внутри горит свет, такой домик похож на фонарик.https://mykaleidoscope.ru/uploads/posts/2021-03/1617216356_21-p-dom-v-yaponskom-stile-23.jpg

(Основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте).

3 абзац. Внутри домика тоже всё просто, почти нет мебели, зато есть ощущение простора. Отодвинув стенку-ширму, можно легко впустить ветки сада. Иногда большие ветви клёна или сосны, изображённые на ширмах-гармошках, украшают комнаты богатых домов.https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614788272_132-p-fon-v-yaponskom-stile-188.jpghttps://www.myhome.ru/uploads/public/idea/6/53024/interior/101629/1920x1080resize_interior59218_85_1428426926.jpg

ФИЗМИНУТКА (аудиозапись)

  1. Творческая практическая деятельность учащихся.

Видеоурок– поэтапное рисование пагоды пастелью – пейзаж.

  1. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

  • Давайте выясним, удалось ли вам достичь нашей цели урока – передать особенности японской постройки.

Взаимооценивание.

2. Обобщение.

  • Чему учились сегодня на уроке(Рисовать пагоду – японский буддистский дом для молитвы)

  1. Рефлексия.
  • Понравилось ли вам рисовать дом?
  • Для какой профессии это может пригодиться?
  • Кто создаёт проекты домов? (архитекторы)
  • Кто знает, возможно у нас в классе учатся будущие архитекторы.
  • Молодцы ребята!!!
  • Урок окончен.

Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по изобразительному искусству в 4 классе на тему «Ямато - страна восходящего солнца».

По программе Неменского Б.М..Тема урока: «Ямато - страна восходящего солнца».Цели урока: ·    - узнать особенности выражения японского образа природы через японскую культуру (сад камней, ике...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

Урок музыки в 4 классе "Путешествие в страну восходящего солнца"

Урок музыки в 4 классе «Путешествие в страну восходящего солнца» по теме «Композитор – имя ему народ» - это первый урок в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» программы по музыке для 4 класса ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» (4 класс).

Технологическая карта урока  изобразительного искусства с применением ИКТ. Урок  составлен в соответствии с требованиями ФГОС (УМК «Школа России»,  программа Б.М. Неменского). Тема урок...

Конспект урока по ИЗО "Страна восходящего солнца. Японская живопись. Рисование по флезилину"

Художественная культура Японии. Поэзия Японии. Национальные костюмы. Традиции чаепития. Традиционные постройки.Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждо...

Урок изобразительного искусства в 4 классе " Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии."

План урока изобразительного искусства.  Это первый урок знакомства  с культурой Японии, её особенностями....