Урок изобразительного искусства в 4 классе " Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Миранович Надежда Вячеславовна

План урока изобразительного искусства.  Это первый урок знакомства  с культурой Японии, её особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_izo_4_klass.docx301.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изо в 4 классе.

Тема: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»

 C:\Users\Надя\Desktop\788337_1.jpg

Разработала и провела

учитель начальных классов

Миранович Н.В.

2019/2020 учебный год

Цель: обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьников.

Задачи:

  1. Воспитательные: вырабатывают  правильные позиции в отношении ценностей к  традициям и культуре Японии,  воспринимают  эстетический характер традиционного для Японии почитания красоты природы.
  2. Развивающие: развивают  художественный вкус, индивидуальные творческие способности, мелкую моторику руки.
  3.  Обучающие: знакомятся  с  техникой  Алла прима  и отрабатывают ее в изображении Японского пейзажа. Приобретают  новые композиционные навыки.  Научатся  рисовать цветущую ветку вишни с использованием смешанной техники. Изображают  природу через детали, характерные для японского искусства.

УУД.

Предметные: расширяют свои представления о культуре Япония; получают возможность продолжить учиться, организовывать свое рабочее место ,использовать художественные материалы; усваивают суть понятий «образ», «кимоно», «хокку», «какемоно», «экибана».

Метапредметные: понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственные представления, оценивают свои достижения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками в рабочей ситуации ,отзывчивы к красоте образа цветущей вишни в Японском искусстве.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, фильм «Стана    восходящего солнца.

Ход урока

  1. Организационный (этап мотивации).

Добрый день, ребята! Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

 - Сегодня на уроке я предлагаю вам, ребята, отправиться в путешествие в одну удивительную страну, название которой вы узнаете, отгадав ребус.

C:\Users\Надя\Desktop\1340646534_japan.jpg

 -  Вы правы, ребята, эта страна - Япония. Страна восходящего солнца , страна зелёных гор и морских заливов. В этой стране можно увидеть самую разнообразную природу, можно сказать, что здесь соседствуют север и юг.

  1. Актуализация опорных знаний.

 - Ребята, а что вы знаете о Японии?

     Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства  первыми встречают лучи восходящего Солнца.

    -Японию называют «страной восходящего солнца», солнце изображено на государственном флаге Японии.

   Люди прозвали свою страну -  Ямато, что переводится как “путь гор”. Все горы священные. Особенно священна гора Фудзи.  Самая высокая гора – почти 4000 метров. Столица – город Токио, здесь около 9 миллионов жителей.

     Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности. Япония – это современные большие города с высотными зданиями.

      Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников  – их в Японии 15. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).

  1. Постановка учебной задачи.

 - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какие знания нам потребуются для изображения природы?

  1. Открытие нового знания.

       Ещё в далёкой древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни, его драгоценность и неповторимость. Теперь этому учат всех японских детей. В школе есть предмет – искусство любования. На уроке учат: всматриваться в окружающее, обычное  – и видеть красивое,   всматриваться в малое – и видеть великое.

       В Японии долгожданная пора пробуждения природы начинается внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Они предпочитают опасть еще свежими, чем хоть сколько- нибудь поступиться своей красотой.

     Цветущую сакуру японцы избрали символом своего национального характера.

Японцы верят, что в дереве теплится душа .Заботясь о сакуре, японцы учатся уважать старость, традиции своей семьи и своего народа.

   «Сакура видна по цветам» и японцы часами любуются прелестью весеннего дня, когда на ветвях сакуры распускаются белые, желто-розовые и кремовые лепестки  «Слива цветет – запах хорош, вишня цветет  – глаз не оторвешь» – гласит японская пословица.

Просмотр фильма  

  1. Практическая работа.

      Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в зимний  день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры.

Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен,  легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость мы с вами начнем работать в технике   Алла прима –живопись по сырому. Этапы выполнения пейзажа в технике Алла прима:

  1. Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация).
  2. Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур Японского пейзажа.
  3. Начинаем накладывать цвета с неба, далее горы и долина.

- Даем немного фону подсохнуть перед тем, как начнем  работать над веткой сакуры.

  1. Физкультминутка.

- Ребята, не правда ли красива ветка сакуры?

         - Давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.

            Наши нежные цветки

           Распускают лепестки.

            Ветерок чуть дышит,

            Лепестки колышет.

            Нашей сакуры цветки

            Закрывают лепестки,

            Тихо засыпают,        

            Головой качают

  1. Продолжение работы.

 - А теперь мы начнем рисовать ветку Сакуры гуашью.

Этапы рисования:

  • набираем на кисточку черную или коричневую гуашь:
  • начинаем рисовать ветку размещая ее по диагонали листа, создавая ассиметричную композицию.  Проводим плоской стороной кисти, намечая фон ветки:
  • затем оттеняем на тон темнее шероховатости коры ветки, слегка подрагивающей рукой.
  • последовательно: основная ветка, затем  тонкие, вверх, вниз, легкими движениями.
  • на палитре в белила добавляем немного красного цвета, смешиваем и получаем нежно розовый цвет, этим цветом мы будем рисовать цветы сакуры.
  • намечаем зоны, где будут цветы  касанием  кисточки ;
  • следуем логике: раскрытый цветок, следом -  полураскрытый, затем – бутон. Маленькие бутоны – почки можно продолжить и далее в виде точек. Раскрытый цветок имеет 5 лепестков, полураскрытый – 3, бутон – один.5:3:1. Повторяем эту последовательность на нескольких тонких веточках.
  • наносим основной тон цветка широкими каплями и прорисовываем контуры цветка

черным цветом рисуем детали цветка: - сердцевина в виде скобочек – запятых, из  нее  тонкими штрихами выводим тычинки и завершаем их точками.

наши цветы готовы.

  1. Выставка работ.

 - Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры.

Несколько человек выходят к доске и  демонстрируют  свои работы.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

-Ребята, о какой стране мы сегодня говорили?

- Какое дерево является символом Японии?

- С помощью чего можно добиться туманности и размытости в картине?

-В какой технике  мы сегодня работали, чтобы добиться такого результата?

 - Если вам понравился урок, у вас всё получилось, то поднимите весёлый смайлик. Если не всё получилось – грустный смайлик.

  -  Мне было приятно с вами работать. Я хочу, чтобы вы больше узнали о традициях и культуре разных стран.

  1. Домашнее задание.

Выполнить  дома в технике Алла прима свой пейзаж  и представить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры"

Цели:Образовательные:-познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;-учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;формировать умение вы...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» (4 класс).

Технологическая карта урока  изобразительного искусства с применением ИКТ. Урок  составлен в соответствии с требованиями ФГОС (УМК «Школа России»,  программа Б.М. Неменского). Тема урок...

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Дети с помощью техник пуатилизм и выдувание рисовали ветку сакуры...

«Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»

Эта конспект поможет при проведении урока по изо в 4 классе по теме "Япония"...

Технологическая карта урока ИЗО «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры»

Технологическая карта урока ИЗО «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры» на уроке обучающиеся знакомятся с традициями и обычаями Япо...