Рабочая программа по изобразительному искусству (3 класс, УМК "Школа России")
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Чурило Светлана Геннадьевна

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. 

Рабочая программа ориентирована на использование учебника и пособия: 

1. Изобразительное  искусство.  3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред.  Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2020.

2. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская : рабочая тетрадь : 3 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2022.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_i_ktp_po_izo_3_a.docx48.84 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА   18»

РАССМОТРЕНО

на заседании  методического объединения педагогов начальной школы для детей с ОВЗ (слабослышащие) педагогов начальной школы для детей с ОВЗ ОВЗ (ЗПР)

Протокол   1 

от  «31»08. 2022 г.                 

ПРИНЯТО

на заседании методического

совета,  протокол от  

 «31»08. 2022 г.    №  1        

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МБОУС(К)Ш  18                                                                

 от «31»08. 2022 г.  203-о/д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

3 а класс

(по ФГОС НОО ОВЗ(ЗПР)

на   2022-2023 учебный год

Количество часов в неделю: 1час

                                                                        Составитель программы:

                                                                                       Чурило Светлана Геннадьевна

2022год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.

Предмет «Изобразительное искусство» направлен на эстетическое воспитание обучающихся, обучение умению передавать в продуктах деятельности свои представления, эмоции, чувства, технически грамотно строить композицию рисунка. Предмет имеет общеразвивающее и коррекционное значение.  

Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» заключается в:

  • создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе и усвоения ФГОС НОО;
  • приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной деятельностью;
  • формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий.

В соответствии с АООП определяются общие задачи курса:

  • накопление первоначальных впечатлений о живописи и скульптуре, получение доступного опыта художественного творчества;
  • освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев;
  • развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений изобразительного искусства, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства;
  • формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
  • развитие продуктивного и репродуктивного воображения;
  • совершенствование ручной моторики и пространственных ориентировок;
  • овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.

В 3 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • формирование понимания роли искусства в жизни человека;
  • формирование эстетических чувств, умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, способности высказывать оценочные суждения о произведениях искусства, используя тематическую и терминологическую лексику;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисование, лепка, конструирование из бумаги, аппликация).
  •  

Рабочая программа ориентирована на использование учебника и пособия:

1. Изобразительное  искусство.  3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред.  Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2020.

2. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская : рабочая тетрадь : 3 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2022.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с учебным планом. На изучение предмета в начальной школе отводится 1ч в неделю. Курс обучения в 3 классе рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников с ОВЗ и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Он реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки). Изучение предмета способствует эстетическому воспитанию. Предполагаемые групповые формы работы по созданию панно и коллажей способствуют формированию первоначальных умений делового общения, коммуникативных универсальных учебных действий.

Реализация данного предмета предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность. Возможность практически осваивать изобразительные способы действия раскрывают потенциальные возможности детей. Уточняются знания о геометрических формах, цветах, включаются новые для обучающегося термины, что способствует расширению словарного запаса, обогащению знаний о мире.

Содержание программы представлено видами работ с различными материалами: красками, пластилином, бумагой и картоном. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Развивается продуктивное воображение (опредмечивание пятен).

В разделе «Искусство в твоем доме» обучающиеся получают представление о предметах окружающих нас дома, об их эстетическом оформлении, предназначении и материалах, которые использовали при их изготовлении.

В разделе «Искусство на улицах твоего города»обучающиеся получают представление о предметах окружающих нас на улице, во дворах, об их эстетическом оформлении, предназначении и материалах, которые использовали при их изготовлении и т.д.

В разделе «Художник и зрелище»говорится об оформлении афиш, театральных декораций и изготовлении кукол и масок для спектаклей, праздничных оформлений городских улиц и зданий.

В ходе изучения раздела «Художник и музей»рассказывается о музеях и выставочных залах, о видах картин по жанрам, а также о скульптурах и их видах.

Помимо общеразвивающего значения, каждый урок по предмету призван формировать регулятивные действия. От обучающихся требуют вербализовать свои замыслы, построить план действий, соотнести полученный результат с запланированным. Все в совокупности составляет коррекционное значение предмета.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок.

Формы организации урока: коллективная;индивидуальная работа;

В период обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются следующие формы учебной деятельности:

  •  онлайн конференция;
  • офлайн конференция;
  • консультация;
  • практическое занятие;
  • самостоятельная работа;
  • работа с электронным учебником;
  • прослушивание аудиофайлов;
  • тестирование;
  • изучение печатных и других учебных и методических материалов;
  • творческие и иные проекты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет «Изобразительное искусство» имеет значение для формирования сферы жизненной компетенции обучающегося с ЗПР, мониторинг становления которой проводится по перечисленным ниже направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

– организовать себя на рабочем месте (расположение предметов для рисования и пр.);

– обратиться за помощью к учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента, сформулировать запрос о специальной помощи;

– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

– умением слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;

– умением отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;

– умением выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:

– в понимании роли изобразительного искусства в трансляции культурного наследия;

– в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.  

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющиеся:

– в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;

– в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).

В ходе реализации учебного предмета «Изобразительное искусство» достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты. Оценка результатов может осуществляться как поурочно, так и по окончании определенного временного периода (изучение темы, окончание четверти, и т.п.), но в журнале оцениваться будет лишь с третьей четверти. Итоговая оценка результатов происходит по завершении периода начального образования.

Личностные результаты:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как позитивные (приносящие приятные ощущения себе и окружающим) или негативные (приносящие неприятные ощущения либо себе, либо окружающим);
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической, творческой, изобразительной деятельности;
  • определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • знать основные моральные нормы поведения, техники безопасности;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
  • определять и формулировать цель выполнения заданий в жизненных ситуациях под руководством учителя;
  • понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
  • определять план выполнения заданий, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) о предполагаемом результате действий на основе работы;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания способов;
  •  готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на пошаговую инструкцию, образцы, рисунки;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • ориентироваться в пространстве класса и на плоскости;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других информационных источников;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
  • ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы, для выполнения задания или инструкции на основе изучения данного раздела;
  • отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в пространстве;
  • сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
  • анализировать объекты творчества с выделением их существенных признаков;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать-выделять класс объектов по заданному признаку.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • пользоваться языком изобразительного искусства;
  • слушать и понимать высказывания собеседников;
  • согласованно работать в группе, договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить, извиняться;
  • принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
  • контролировать свои действия при совместной работе;
  • осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как:

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и др.);

- умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;

- овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.

Критерии оценки творческой работы:

  • решение композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
  • характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
  • качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
  • владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
  • общее впечатление от работы.
  • возможности ученика, его успехи в развитии своих спо.

Нормы оценок

Оценка "5" 

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2" 

  • учащийся не справляется с поставленной целью урока.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Искусство в твоем доме – 8 часов.

Твои игрушки.

Посуда у тебя дома

Обои и шторы у тебя дома.

Мамин платок.

Твои книжки.

Открытки.

Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города -8 часов.

Памятники архитектуры.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Волшебные фонари.

Витрины.

Удивительный транспорт.

Художник и зрелище- 10 часов.

Художник в цирке.

Художник в театре.

Театр кукол.

Маски.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Элементы праздничного украшения города.

Школьный карнавал (обобщение темы).

Художник и музей - 7 часов.

Музеи в жизни города.

Картина - особый мир. Картина - пейзаж.

Картина - портрет.

Картина - натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество

часов

В том числе:

Практические работы

Проверочные

работы

1

Искусство в твоем доме

8

8

2

Искусство на улицах твоего города

8

8

3

Художник и зрелище

10

10

4

Художник и музей

8

8

Итого

34ч

34ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

 урока

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

I четверть

вторник

Искусство в твоем доме

8

1

2

1

2

Твои игрушки.

2

01.09

08.09

3

4

3

4

Посуда у тебя дома.

2

15.09

22.09

5

5

Обои и шторы у тебя дома.

1

29.09

6

6

Мамин платок.

1

06.10

7

7

Твои книжки.

1

13.10

8

8

Открытки.

1

20.10

Искусство на улицах твоего города

8

9

9

 Памятники архитектуры.

1

27.10

II четверть

10

1

Парки, скверы, бульвары.

1

10.11

11

2

Ажурные ограды.

1

17.11

12

3

Волшебные фонари.

1

24.11

13

14

4

5

Витрины.

2

01.12

08.12

15

16

6

7

Удивительный транспорт.

2

15.12

22.12

III четверть

10ч

Художник и зрелище

10

17

1

Художник в цирке.

1

12.01

18

2

Художник в театре.

1

19.01

19

3

Театр кукол.

1

26.01

20

4

Маски.

1

02.02

21

22

5

6

Афиша и плакат.

2

09.02

16.02

23

24

7

8

Праздник в городе.

2

02.03

28.02

25

26

9

10

Школьный карнавал

2

09.03

16.03

IV четверть

Художник и музей

8

27

1

Музеи в жизни города.

1

30.03

28

2

Картина - особый мир. Картина - пейзаж.

1

06.04

29

3

Картина - портрет.

1

13.04

30

4

Картина - натюрморт.

1

20.04

31

5

Картины исторические и бытовые. День Победы.

1

27.04

32

33

6

7

Скульптура в музее и на улице.

2

04.05

11.05

34

8

Художественная выставка.

1

18.05

        

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.        

К  концу обучения в 3 классе учащиеся должны иметь представление:

• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;  

• о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;

Обучающиеся должны знать:

• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;

•  что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.

Обучающиеся должны уметь:

• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;

• использовать элементарные приемы изображения пространства;

• передавать пропорции человеческого тела, движения человека.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебник и рабочая тетрадь: 

1. Изобразительное  искусство.  3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред.  Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2020.

2. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская : рабочая тетрадь : 3 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2022.

Дидактические материалы:

  • литературные произведения;
  • музыкальные произведения;
  • набор иллюстраций;
  • дидактические игры;

Технические средства обучения:

  • Учебные столы.
  • Магнитная доска. 
  • Интерактивная доска.
  • Ноутбук.
  • Документ-камера.
  • Индивидуальные нетбуки

Интернет-ресурсы:

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

______________ И.А. Багрий

Лист корректировки рабочей программы по  учебному предмету

«Изобразительное искусство»

2022-2023 учебный год

3 в  класс

Учитель

Громова С.В.

Раздел

Номер/

тема урока

Количество часов по КТП

Фактическое количество часов

Причина

корректировки

Способ

корректировки

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс "Школа России" составлена  в соответствии с ФГОС НОО в 2012г....

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России"

Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России"

Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем....

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Школа России"

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Школа России" соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам...

рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Школа России ФГОС

рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Школа России ФГОС...