Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 имени В.Д. Бубенина»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Утверждено: Согласовано: Проверено: Рассмотрено на
заседании педагогического совета
Директор школы: Зам. директора по УВР: Председатель МО: Протокол №_____
________________Н.Ф. Вернергольд _________________Е.Н. Калига _______________А.А. Бородина от «____» ________2011г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Изобразительное искусство»
3 класс
(УМК «Школа России»)
на 2011-2012 учебный год
Составитель программы: учитель начальных классов
Серова Екатерина Владимировна
Петропавловск-Камчатский
2011год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.
В итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 35 часов. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения:
♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
♦ анализировать результаты сравнения;
♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;
♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;
♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Содержание тем учебного курса
3 класс (35 часов)
Искусство в твоем доме (8 часов)
Осенний вернисаж. Прощаемся с летом. Отработка приемов рисования кистью. Красота букетов из Жостово. Твоя посуда. Изображение на бумаге сосудов из сервиза с декором. Мамин платок. Эскиз платка. Обои и шторы в твоем доме. Эскиз обоев для определенной комнаты. Твои игрушки (сведения о видах декоративно-прикладного искусства, лепка игрушки из пластилина и ее роспись). Твои книжки. Иллюстрация сказки. Поздравительная открытка, декоративная закладка. Создание эскиза декоративной закладки.
Искусство на улицах твоего города (6 ч)
Памятники архитектуры - наследие веков. Изображение одного из архитектурных памятников. Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решетки или ворот. Парки, скверы, бульвары. Изображение парка, сквера. Фонари на улицах и в парках. Конструирование формы фонаря из бумаги. Витрины магазинов. Создание проекта оформления витрины магазина. Транспорт в городе. Создание образов фантастических машин.
Художник и зрелище (10 ч)
Театральные маски. Конструирование масок. Художник в театре. Создание картонного макета и персонажей пальчикового театра. Театр кукол. Изготовление головы и костюма куклы. Конструирование сувенирной куклы. Афиша, плакат. Создание афиши – плаката к спектаклю. Художник и цирк. Выполнение аппликации на тему циркового представления. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище.
Художник и музей (11 ч)
Музеи в жизни города. Изображение интерьера музея. Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях. Натюрморт. Изображение натюрморта с натуры. Картина – пейзаж. Изображение пейзажа по представлению. Картина – портрет. Рисование по памяти или по представлению друга (портрет друга, подруги). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Лепка животного (кошки) в движении. Музей архитектуры. Импровизация на тему древней архитектуры. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение по теме). Ступени художественного образования.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебная дисцип- лина | Класс | Программа, кем реко- мендованна и когда | Тип программы (государст венная, авторская) | Кол-во часов в неделю общее кол-во | Базовый учебник | Методическое обеспечение | Дидакти ческое обеспече ние |
ИЗО и художест- венный труд. | 3 класс | Программа авторов: Б. М. Неменский, В. Г. Гурова, Л. А. Немен- ская. Рекомендо- вано Мини- стерством образования и науки РФ.
| Государст венная. | 1 час в неделю 35часов. | Н. А. Горяева, Л. А. Немен- ская «Искусство вокруг нас». Рабочая тетрадь «Искусство вокруг нас». | Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас» | Альбом, кисти, гуашь, карандаши, мелки, пласти лин, портреты и работы художни ков. |
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.
К концу III класса учащиеся должны знать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор).
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Коли-чество часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Искусство в твоем доме (8 ч) | (Вводный) Осенний вернисаж. Прощаемся с летом. Отработка приемов рисования кистью. | 1 | - применять, верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов. - использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом, навыки компоновки. - передавать пространственное отношение, использовать художественную выразительность материалов, ровно и аккуратно закрашивать поверхность в пределах намеченного контура. - передавать смысловую часть элементов композиции, составлять аппликационные композиции из разных материалов. - пользоваться новыми инструментами, техникой, выразительными средствами. - передавать смысловую часть элементов композиции. |
2-3 | Мамин платок. Эскиз платка. | 2 | ||
4 | Обои и шторы в твоем доме. Эскиз обоев для определенной комнаты. | 1 | ||
5 | Твои игрушки (конструирование книжки- игрушки) | 1 | ||
6 | Твои книжки. Иллюстрация сказки. | 1 | ||
7 | Поздравительная открытка, декоративная закладка. Создание эскиза декоративной закладки. | 1 | ||
8 | Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). Учебная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ. | 1 | ||
9 | Искусство на улицах твоего города (6 ч) | Памятники архитектуры - наследие веков. Изображение одного из архитектурных памятников | 1 | - конструировать из бумаги, вырезать ножницами, знакомить учащихся с работой макетчика. - анализировать результаты сравнения; - объединять произведения по видовым и жанровым признакам; - работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа; -решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении; -создавать творческие работы на основе собственного замысла; - формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат); -работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками; |
10 | Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решетки или ворот. | 1 | ||
11 | Парки, скверы, бульвары. Изображение парка, сквера | 1 | ||
12 | Фонари на улицах и в парках. Конструирование формы фонаря из бумаги | 1 | ||
13 | Витрины магазинов. Создание проекта оформления витрины магазина | 1 | ||
14 | Транспорт в городе. Создание образов фантастических машин | 1 | ||
15 | Художник и зрелище (10 ч) | Театральные маски. Конструирование масок | 1 | - использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом, навыки компоновки; - передавать пространственное отношение, использовать художественную выразительность материалов, ровно и аккуратно закрашивать поверхность в пределах намеченного контура; - передавать смысловую часть элементов композиции, составлять аппликационные композиции из разных материалов; - пользоваться новыми инструментами, техникой, выразительными средствами; |
16-17 | Художник в театре. Создание картонного макета и персонажей пальчикового театра | 2 | ||
18-19 | Театр кукол. Изготовление головы и костюма куклы | 2 | ||
20-21 | Конструирование сувенирной куклы | 2 | ||
22 | Афиша, плакат. Создание афиши – плаката к спектаклю | 1 | ||
23 | Художник и цирк. Выполнение аппликации на тему циркового представления | 1 | ||
24 | Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище | 1 | ||
25 | Художник и музей (11 ч) | Музеи в жизни города. Изображение интерьера музея | 1 | - работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа; - решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении; - создавать творческие работы на основе собственного замысла; -формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат); -работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками; -участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города; - складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта); -передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека. -использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом, навыки компоновки; -передавать пространственное отношение, использовать художественную выразительность материалов, ровно и аккуратно закрашивать поверхность в пределах намеченного контура; - передавать смысловую часть элементов композиции, составлять аппликационные композиции из разных материалов учить пользоваться новыми инструментами, техникой, выразительными средствами |
26-27 | Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях. Натюрморт. Изображение натюрморта с натуры | 2 | ||
28-29 | Картина – пейзаж. Изображение пейзажа по представлению | 2 | ||
30-31 | Картина – портрет. Рисование по памяти или по представлению друга (портрет друга, подруги) | 2 | ||
32 | В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Лепка животного (кошки) в движении | 1 | ||
33 | Музей архитектуры. Импровизация на тему древней архитектуры | 1 | ||
34 | Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение по теме). Ступени художественного образования | 1 | ||
35 | Искусствоведческая викторина | 1 |
Список литературы.
- Технологии личностно-ориентированного урока В.В.Шоган,»Учитель» 2003г
- «Искусство вокруг нас» Б.М.Неменский М. «Просвещение»,2003г.
- «Твоя мастерская» Б.М.Неменский М. « Просвещение».2003г.
- «ИЗО и художественный труд»(1-4) Б.М.Неменский М. «Просв.» 2003г.
- «ИЗО и художественный труд»(1-8) Б.М.Неменский М. «Просв.» 2003г
- «Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.
- «Академический рисунок» Н.Н. Ростовцев, М. Просвещение 1995г.
- Школа ИЗО под редакцией Пономарева А.Н. М. Агаров 1998г.
- ИЗО в школе Л.Б.Рылова, Ижевск 1992г.
- Методика преподавания ИЗО в школе Н.Н.Ростовцев, М.Агар 1998г.
- Городецкая роспись, Ю.Г.Дорожкин, М. «Мозайский» 1999г.
- «Жостовская роспись» Ю.Г.Дорожкин, М. «Мозайский» 1999г.
- «Хохломская роспись» Ю.Г.Дорожкин, М. «Мозайский» 1999г.
- «Росписи Хохломы» С.Жегалова, М. «Детская литература» 1991
- «Обучение ИЗО искусству» С.В.Аранова, С-Петер 2004г.
- «ИЗО» А.Д. Алехин, М. Просвещение,1984г.
- «Когда начинается художник» А.Д. Алехин. М. Просвещение, 1984
- «Матрешка», Н.Алексахин, М.Просвещение 1988г.
- «ИЗО и методика его преподавания в школе» В.С. Кузин. М. Агар 1988г.
- «С кисточкой и музыкой в ладошки» Н.Басина, М. «Линка Пресс» 1997
- «Методическое пособие по Городецкой росписи» М. Ильченко, М. ИД «Грааль» 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Изобразительному искусству "Школа России"
Рабочая программа по Изобразительному искусству 4 класс УМК "Школа России"cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование, кале...
Рабочая программа по изобразительному искусству (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс
Рабочая программа с оставлена на основе авторской программы по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии с требованиями ФГОС НОО....
Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа России
Аннотация к рабочей программепо изобразительному искусству 1-4 классыНаименованиеПрограммыРабочая программа по изобразительному искусствуДата утвержденияПринята на заседании методического об...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России",4класс
Рабочая программа по ИЗО "Школа России",4класс...