Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_izo.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М.Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы»
Изобразительное искусство является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально – логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально – образного, художественного типа мышления. Что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством формирования нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневной жизни, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности – изобразительной, декоративной и конструктивной – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Для выполнения поставленных учебно – воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
- рисование с натуры (рисунок, живопись),
- рисование на темы и иллюстрирование (композиция).
- декоративная работа,
- лепка,
- аппликация с элементами дизайна,
- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Тема третьего класса – «Искусство вокруг нас». Здесь показано присутствие пространственно – визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике – везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
- использование различных художественных материалов, приёмов и техник;
- изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
- передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
- выражение настроения художественными средствами;
- компоновка на плоскости листа и в объёме задуманного художественного образа;
- использование в художественно – творческой деятельности основ цветоведения;
- использование знаний графической грамоты;
- использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
- передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
В соответствии с Образовательной программой школы. На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Для реализации программного содержания используются учебные пособия:
Горяева Н.А., Неменская Л.А.Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
Содержание курса
№ п\п | Наименование разделов | Коли-чество часов | Содержание программного материала |
1 | Вводный урок | 1 | В работе каждому художнику помогают три волшебных брата – мастера: Мастер Изображения, Мастер Постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы. |
2 | Искусство в твоём доме | 7 | Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника. |
3 | Искусство на улицах твоего города | 7 | Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. |
4 | Художник и зрелище | 11 | Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища. |
5 | Художник и музей | 8 | Художник создаёт произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и выражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, С-Петербурга, других городов. |
Учебно – тематический план
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Требования к уровню подготовки обучающихся | Ресурсное обеспечение |
Вводный урок | |||||
1. | Мастера изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы | 1 | Понимать, что создание вещи – это большая работа. В которой участвуют рабочие, инженеры и художники | Слайды с архитектурными постройками | |
Искусство в твоём доме | |||||
2. | Твои игрушки | 1 | Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Называть народные игрушки. | Игрушки (дымковская, богородская), матрёшки, В.Фофанов «Чем знаменито Дымково» | |
3. | Посуда у тебя в доме | 1 | Понимать зависимость формы и декора посуды от материала. Узнавать образцы посуды, созданные мастерами промыслов. Выполнять лепку посуды с росписью по белой грунтовке. | Слайды с репродукциями посуды, сказка «Два кувшинчика» | |
4. | Обои и шторы у тебя дома | 1 | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Создавать эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение. Понимать значение слова ритм. | Слайды с вариантами интерьеров, кусочки разных обоев | |
5. | Мамин платок | 1 | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Различать постройку, изображение, украшение в процессе создания образа платка. | Сказка «Мамин платок», платки, изображения русских народных костюмов. | |
6. | Твои книжки | 1 | Знать и называть отдельные элементы оформления книги. Разрабатывать детскую книжку-игрушку с иллюстрациями. | Хорошо иллюстрированные книги; отрывки художественных произведений, таинственная музыка. | |
7. | Открытки | 1 | Создавать эскиз открытки или декоративной закладки. | Разнообразные открытки, в том числе музыкальные; С.Погореловский «Салют» | |
8. | Труд художника для твоего дома | 1 | Представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных братьев-мастеров. Участвовать в выставке и обсуждении детских работ. | ||
Искусство на улицах своего города | |||||
9. | Памятники архитектуры | 1 | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест. Понимать значение слов памятники архитектуры | Фотографии города, слайды с архитектурными постройками. | |
10. | Парки, скверы, бульвары | 1 | Называть разновидности парков. Изображать парков. Изображать парк, сквер или строить игровой парк из бумаги. | Фотографии парков. | |
11. | Ажурные ограды | 1 | Понимать назначение и роль ажурных оград в украшении города. Создавать проект ажурной решётки или ворот. | Слайды с изображением оград. | |
12. | Волшебные фонари | 1 | Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги. | Слайды с изображением фонарей. | |
13. | Витрины | 1 | Объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Создавать проект оформления витрины любого магазина. | Слайды с изображением витрин магазинов. | |
14. | Удивительный транспорт | 1 | Видеть образ в облике машины. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин. | Слайды с изображением транспорта. | |
15. | Труд художники на улицах твоего города. (обобщение темы) | 1 | Создавать коллективное панно «Наш город» в технике коллажа, аппликации. | ||
Художник и зрелище | |||||
16. | Художник в цирке | 1 | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Выполнять рисунок или аппликацию на тему циркового представления. | Слайды с цирковыми представлениями, цирковая музыка | |
17. | Художник в театре | 1 | Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Понимать значение слов декорация слов декорация, маркетинг. | Слайды с цирковыми представлениями. | |
18. | Театр на столе | 1 | Создавать театр на столе картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль. Строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений. | Иллюстрации декораций | |
19. | Театр кукол | 1 | Иметь представление о разных видах кукол и их истории, о кукольном театре в наши дни. | Слайды с изображением театра кукол, декораций. | |
20. | Мы – художники кукольного театра. | 1 | Создавать куклу к кукольному спектаклю. Пользоваться пластилином, тканью и реализовывать с их помощью свой замысел. | Слайды с изображением кукол из кукольного театра. | |
21. | Конструирование сувенирной куклы. | 1 | Создавать сувенирные куклу. Пользоваться различными материалами. | Иллюстрации с изображением сувенирных кукол. | |
22. | Театральные маски | 1 | Понимать значение слова грим. Называть виды масок: театральные, обрядовые, карнавальные. | Слайды с изображением театральных масок. | |
23. | Конструирование масок | 1 | Конструировать выразительные и острохарактерные маски. Пользоваться различными материалами. | ||
24. | Афиша и плакат | Понимать значение театральной афиши и плаката и плаката как рекламы и приглашения в театр. Осваивать навыки лаконичного, декоративно – обобщённого изображения. Создавать эскиз-плакат к спектаклю или цирковому представлению. | Слайды с афишами к различным спектаклям. | ||
25. | Праздник в городе | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Выполнять рисунок проекта оформления праздника. | Слайды с изображением городских праздников. | ||
26. | Школьный карнавал (обобщение темы) | Понимать какую роль играет праздничное оформление для организации праздника. | |||
Художник и музей | |||||
27. | Музей в жизни города | 1 | Понимать значения слов: музей, экспозиция, коллекция. Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать , что великие произведения искусства являются национальным достоянием. | Фотографии из различных музеев края. | |
28. | Картина – особый мир | 1 | Понимать значение словосочетания музей искусств. Иметь представление о том, что картина – особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. | Репродукции картин. | |
29. | Картина – пейзаж | 1 | Называть имена крупнейших русских художников – пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению. Выражать настроение в пейзаже цветом.понимать значение словосочетаний настроение природы, оттенки цвета. | Слайды с изображением картин – пейзажей. | |
30. | Картина – портрет | 1 | Иметь представление об изобразительном жанре – портрете и нескольких известных картинах – портретах. Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрет. | Стихи о маме, слайды с изображением портретов. | |
31. | Картина – натюрморт | 1 | Понимать значение слова натюрморт. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта. Создавать натюрморт по представлению с выражение настроения. | Слайды с натюрмортами, «Если видишь на картине» | |
32. | Картины исторические и бытовые | 1 | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Создавать в рисунке сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображать яркое общезначимое событие. | Слайды с репродукциями исторических и бытовых картин. | |
33. | Скульптура в музее и на улице | 1 | Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Вылепливать фигуру человека или животного для парковой скульптуры. | Слайды с изображением различных скульптур. | |
34. | Художественная выставка (обобщение темы) | 1 | Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Понимать значение слов: пьедестал, скульптура – памятник, парковая скульптура. |
Требования к уровню подготовки
Предметные результаты:
В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла оуружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
- использовать элементарные приёмы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- называть разные типы музеев;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства;
- называть народные игрушки;
- называть известные центры народных художественных ремёсел России;
- использовать художественные материалы.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
Личностные результаты:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- разв этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поикового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родословным признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.
- умение планирповать и грамотно осуществлять учебные длействия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно – творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
- осознанное стемление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса:
Печатные пособия
- портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Технические средства обучения
- классная доска с креплениями для таблиц;
- мультимедийный проектор.
Модели и натуры
- гербарии;
- изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- гипсовые орнаменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Изобразительному искусству "Школа России"
Рабочая программа по Изобразительному искусству 4 класс УМК "Школа России"cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование, кале...
Рабочая программа по изобразительному искусству (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс
Рабочая программа с оставлена на основе авторской программы по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии с требованиями ФГОС НОО....
Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа России
Аннотация к рабочей программепо изобразительному искусству 1-4 классыНаименованиеПрограммыРабочая программа по изобразительному искусствуДата утвержденияПринята на заседании методического об...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России",4класс
Рабочая программа по ИЗО "Школа России",4класс...