Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 имени В.Д. Бубенина»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Утверждено: Согласовано: Проверено:
Директор школы: Зам. директора по УВР: Председатель МО:
________________Н.Ф. Вернергольд _________________Е.Н. Калига _______________А.А. Бородина
Рабочая программа
по учебному курсу «Изобразительное искусство»
4 класс
(УМК «Школа России»)
на 2012-2013 учебный год
Составитель программы: учитель начальных классов
Серова Екатерина Владимировна
Петропавловск-Камчатский
2012год
Пояснительная записка
Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной , личностного саморазвития , ценностно-ориентационной , смыслопоисковой , рефлексивной .
Цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности.
Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2005 г.).
Программа рассчитана на изучение базового курса изобразительного искусства учащимися 4 класса в течении 34 часов (из расчета 1 час в неделю).
Изучение курса изобразительного искусства в начальной школе в 4 классе направлено на достижение следующих целей/задач художественного развития учащихся:
- формирование нравственно – эстетической отзывчивости на явления окружающей жизни – на прекрасное и безобразное, воспитание эстетических чувств;
- развитие эстетического отношения к родной природе и традициям народной культуры (патриотическое воспитание);
- формирование представлений о многообразии национальных художественных культур, их особенностях и красоте, об общих гуманистических основах искусства разных народов;
- привитие детям уважительного отношения к другим людям, понимания многовариантного человеческого бытия в отличных друг от друга культурных сферах, воспитание радости от понимания чувств и мотивов поведения людей на основе сочувствия и сопереживания, воспитание способности к диалоговому взаимодействию (воспитание толерантности);
- развитие ребёнка как субъекта отношений с людьми и миром, поддержка и развитие его индивидуальности, развитие у детей активного интереса к жизни, наблюдательности и фантазии;
- формирование навыков учебного сотрудничества, навыков творческого и делового сотрудничества со сверстниками в процессе художественно – практической деятельности;
- воспитание интереса к искусству и культуры восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры, народного и декоративно – прикладного искусства, формирование представлений о их роли в жизни людей;
- приобретение знаний об истоках русского крестьянского народного искусства, представлений об архитектурном образе исторических русских городов, жилых и храмовых постройках;
- приобретение знаний о богатстве и разнообразии искусства и архитектуры европейских и азиатских народов;
- развитие аналитических способностей глаза, пространственного мышления, способности структурировать целостную форму и видеть соотношение её частей (пропорций);
- формирование опыта творческой художественной деятельности, умения работать с различными художественными материалами в процессе освоения народных истоков культуры;
- углубление навыков изображения человека, пространств, предметного мира, архитектурных объектов, а также развитие декоративных и конструктивных умений, композиционного мышления.
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
1.Неменская Л.А. «Каждый народ – художник»: учеб. Для 4 кл. нач. шк./Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского.-5-е изд.-М.: Просвещение,2005. 2.Л.А.Неменская «Твоя мастерская»-рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Каждый народ – художник» для 4 кл. нач. шк./под ред. Б.М.Неменского,-5-е изд.-М.: Просвещение, 2005. | Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. Начальные классы./Авторы: Б.М.Неменский, В.Г.Горяев, Л.А.Неменская и др., М.:Просвещение,2007. |
Содержание курса
Раздел | Название разделов | Кол – во часов |
1 | Истоки родного искусства | 8ч |
2 | Древние города нашей земли | 7ч |
3 | Каждый народ - художник | 11ч |
4 | Искусство объединяет народы | 8 ч |
Всего: | 34 |
Форма организации учебного контроля ЗУН практическая работа
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся,
обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе:
Учащиеся должны знать/понимать/уметь:
- понимать значение картин русских пейзажистов в раскрытии её поэтического своеобразия;
- знать традиционный образ деревни, русского дома – избы;
- знать деревянную храмовую архитектуру;
- знать традиционную русскую народную одежду;
- уметь изображать человека в движении;
- иметь представление об истории русской средневековой архитектуры и бытовой культуры;
- знать выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- понимать, что мир художественной жизни на Земле многолик;
- знать многообразие художественных культур мира;
- понимать, что искусство объединяет народы;
- понимать, что изобразительные виды искусства призваны выражать глубокие, сложные переживания;
- знать основы изобразительной грамоты (рисунок, цвет, линия, тон, пропорции, перспектива, композиция);
- уметь применять различные художественные материалы (гуашь, акварель, пастель, цветные мелки, уголь, сангину и т.д.) в творческой деятельности;
- уметь применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению, представлению).
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- ведущие художественные музеи России;
уметь:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумагу);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Учебно-тематический план:
Истоки родного искусства (8 часов)
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Изба - образ лица человека; окно - очи дома, украшались наличниками, фасад - лобной доской, причелинами. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы. Деревянное церковное Образ мужской красоты. Образ женской красоты Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник - это образ идеальной, счастливой жизни.
Древние города нашей земли (7 часов)
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Знакомство с архитектурой древнего города. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов Знакомство со своеобразием разных городов - Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы.
Каждый народ – художник (11 часов)
Образ художественной культуры Древней Греции. Древнегреческая архитектура. Представление о дорической (мужественной) и ионической (женственной) ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Архитектура Японии. Образ человека, характер одежды в японской культуре. Многообразие художественных культур в мире.
Искусство объединяет народы (8 часов)
Внутренний мир человека. Чувства человека. Героическая тема в искусстве разных народов.
Произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы. Тема детства, юности в искусстве.
тематическое планирование
№ | Дата проведеня | Наиме- раздела | Тема урока | Кол-во | Тип | Элементы | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Элементы |
1 | Рисо- | Рисование | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению) | Само- | Передача настроения | |
2 | Рисо- | Изучаем | 1 | Комбинированный | Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. | использовать художественные материалы; | Само- | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры, пластилин, глина | |
| Определение формы, конструкции. Выявление размеров частей | ||||||||
3 | Рисование | 1 | Комбинированный | Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изобра- | Само- | Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом рассказе | ||
4 | Рисование | 1 | Комбинированный | Определение формы, размера предмета | чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действитель- гармоничное сочетание | Само- | Симметрия | ||
5 | Беседы об изо- бразительном искусстве и красоте вокруг нас | Беседа «Жанры изобразительного искусства» | 1 | Комбинированный | Представление о роли изобразительных | Знать основные жанры сравнивать раз- | Само- | Знакомство с произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: | |
| К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты», В. Перов «Охотники | суждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | основные и составные, | ван Рейн, В. ван Гог, | |||||
6 | Рисование с натуры | Рисование с натуры натюрмортов из фруктов и овощей, предметов быта | 1 | Комбинированный | Использование различных художественных | выполнять наброски фруктов и овощей с натуры акварелью приемом вливания цвета в цвет | Само- | Передача настроения | |
7 | Аппли- | Мозаичное панно «Солнце над морем» | 1 | Комбиниро-ванный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации | использовать закономерности линейной | Само- | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры, пластилин, глина | |
| живописи, декоративно-прикладного искусства) | ||||||||
8 | Рисование с натуры | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование | 1 | Комбинированный | Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета | использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы | Само- | Передача настроения | |
9 | Рисование на | Рисование | 1 | Комбинированный | Выделение композиционного центра. Передача светотени. Использование тоновых и цветовых контрастов | применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы | Само- | Знакомство с произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: | |
10– | Рисование с натуры, по памяти | Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти грузовых машин, тракторов, экскаваторов, самосвалов | 2 | Комбинированный | Форма, конструкция, | ||||
12 | Декоративная работа | Сказка в декоративном искусстве. Эскиз сюжетной росписи кухонной | 1 | Комбинированный | Создание моделей | Знать сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства. сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | Само- | Передача настроения | |
13 | Рисование на | Иллюстриро- | 1 | Урок- путешест-вие | Взаимосвязь изобразительного искусства | анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения | Само- | Пастель | |
14 | Аппли- | Сюжетная аппликация | 1 | Комбинированный | Предварительные Взаимосвязи изобразительного искусства | различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации | Само- | Передача настроения | |
15 | Беседы об изо- брази- | Изображение животных в произведе- | 1 | Комбинированный | Жанры изобразительных искусств (анима- | рассматривать | Само- | Выражение своего отношения к произ- | |
| тельном искусстве и красоте вокруг нас | ниях худож- | Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства | работа | ного искусства в небольшом сочинении | |||
16– | Декоративная работа | Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия. | 2 | Комбинированный | Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | Само- | Работа с глиной | |
18– | Рисование с натуры | Рисование | 2 | Комбинированный | Первичные навыки | передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | Само- | Симметрия | |
20 | Лепка | Лепка тематической композиции на труд человека | 1 | Комбинированный | Передать в изделиях объемность формы, строение, пропорции частей фигуры чело- | передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | Само- | Передача настроения | |
| орнамента, конструи- | ||||||||
21 | Рисование с натуры | Рисование | 1 | Комбинированный | Элементарные основы | передавать конс- строение животных; рисовать с натуры | Само- | ||
22 | Рисование на | Иллюстриро- «Ворона | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла | применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы | Само- | Работа с тушью | |
23 | Беседы об изо- | Экскурсия | 1 | Комбинированный | Жанры изобразительного искусства (портреты). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной куль- | Знать известные центры народных художественных ремесел России. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства | Само- | Знакомство с произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: | |
| Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств | ства в небольшом | |||||||
24 | Лепка | Лепка героев | 1 | Комбинированный | Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно- анатомическое строение животных; уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | Само- | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры, пластилин, глина | |
25 | Рисование | Иллюстри- А. С. Пушкина | 1 | Урок-путешествие | Взаимосвязь изобразительного искусства | применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета | Само- | Передача настроения | |
26 | Декоративная | Выполнение эскиза сказоч- | 1 | Комбиниро- | Участие в обсуждении содержания и вырази- | использовать цветовой контраст и гармонию | Само- | ||
| работа | ного стульчика и роспись готового | ванный | тельных средств произведений изобразительного искусства. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов | цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; срав- | тельная работа | |||
27 | Декоративная работа | Выполнение эскиза сказочного стульчика и роспись готового | 1 | Комбиниро-ванный | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов | использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | Само- | Работа с пастелью | |
28 | Рисование на (компо- | Рисование | 1 | Комбинированный | Передача настроения | передавать конст- | Само- | ||
29 | Рисование с натуры, по памяти | Рисование | 1 | Комбинированный | Элементарные основы рисунка. Отражение | передать конст- | Само- | Передача настроения | |
| и идей; отношения | цвета; рисовать с натуры | стве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструи- | ||||||
30 | Рисование на тему (композиция) | Рисование на тему «Праздник 9 мая – День Победы» | 1 | Комбинированный | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | передавать конст- | Само- | Работа с пастелью | |
31 | Беседа об изо-бразительном искус- | Прославленные центры народных художественных промыслов | 1 | Комбиниро-ванный | Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа | сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | Само- | Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | |
32– | Декоративная | Выполнение эскиза лепной свистульки | 2 | Комбиниро-ванный | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных | различать основные и составные, теплые | Само- | Передача настроения | |
готового | промыслов. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности | зовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески | штриха, материала, орнамента, конструи- | ||||||
34 | Рисование на | Иллюстриро- «Путешествие Гулливера» | 1 | Урок-путешествие | Предварительные наброски и первоначальный схематичный эскиз композиции. | применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | Само- | Знакомство с произведени-ями выдающихся русских и зарубежных художников: |
Учебно-методические средства:
1.Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М.Неменского /Сост. А.Г.Александрова, Н.В.Капустина. – Волгоград: Учитель, 2005.
2. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского /авт.-сост.Н.В.Лободина.-Волгоград: Учитель, 2007.
Цифровые образовательные ресурсы
СD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,СD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения
обучения в начальной школе: «Природа, человек, общество».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Изобразительному искусству "Школа России"
Рабочая программа по Изобразительному искусству 4 класс УМК "Школа России"cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование, кале...
Рабочая программа по изобразительному искусству (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс
Рабочая программа с оставлена на основе авторской программы по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии с требованиями ФГОС НОО....
Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа России
Аннотация к рабочей программепо изобразительному искусству 1-4 классыНаименованиеПрограммыРабочая программа по изобразительному искусствуДата утвержденияПринята на заседании методического об...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России",4класс
Рабочая программа по ИЗО "Школа России",4класс...