Программа дополнительного образования "ИЗО-студия"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Программа кружковой деятельности по обновленным стандартам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo-studiya.docx | 51.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации Кстовского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 с кадетскими классами»
Рассмотрено Утверждено
Методическим советом Приказ №___
Протокол №6 от _____2022 г. от _____2022 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
кружка «ИЗО-студия»
возраст обучающихся: 10-12 лет
срок реализации: 1 год
г.Кстово, 2022 год
1.Пояснительная записка
Программа «ИЗО-студия» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Направленность образовательной программы «ИЗО-студия» – художественная. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
-художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Адресат программы: обучающиеся 4-5 классов 10-12 лет.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в развитии личностных качеств обучающихся. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умению дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир, что и является основой нового стандарта образования.
Учебные задания кроме формирования навыков и знаний направлены на общее развитие ребёнка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках во время изготовления подарков, формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения.
И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у детей художественного вкуса и чувств радости и удовольствия. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные и непроизвольные двигательные функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Цель и задачи реализации программы:
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 70 часов: 1 раз в неделю по 2 часа.
Формы обучения:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Планируемые результаты:
Должны знать:
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
основы графики;
правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
пользоваться гуашью, акварелью;
пользоваться графическими материалами и инструментами (гелиевыми ручками, фломастерами, карандашами);
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
рисовать кистью элементы орнамента;
проявлять творчество в создании работ.
2.Учебный план
Теоретическая часть:
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
Связь с рисунком, композицией, живописью.
Виды изобразительного искусства (живопись, графика, ДПИ).
Практическая часть
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Сроки |
1 | Графические материалы и приспособления. | 1 | Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы, инструктаж | Сентябрь |
2 | Разнохарактерные линии. | 1 | Упражнения по выполнению линий разного характера | |
3 | Красота формы листьев. Графика «Листья». | 1 | Рисование разных листьев простыми и цветными карандашами и ручками. | |
4 | Красота формы листьев. Живопись. «Осенние листья». | 1 | Техника печати с оттиска листа: композиция и использование живых листьев в качестве матриц. | |
5 | Рисуем небо | 1 | Тоновая растяжка цвета, акварель. | |
6 | Рисуем небо. Закат. | 1 | Растяжка цвета. Гуашь. | |
7 | «Фантастический лес». Деревья акварелью. | 1 | Выполнение рисунка фантастических деревьев ограниченной палитрой (акварелью). | |
8 | «Фантастический лес». Деревья гуашью. | 1 | Выполнение рисунка фантастических деревьев ограниченной палитрой (гуашью). | |
9 | «Фантастический лес». Рисование деревьев карандашом, гелиевыми ручками и фломастерами. | 1 | Графика. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка. | Октябрь |
10 | Русские народные промыслы | 1 | Беседа с показом произведений искусства. | |
11, 12 | Русская матрешка | 2 | Беседа. Гуашь. Роспись матрешки | |
12, 13 | Дымковская игрушка | 2 | Беседа. Гуашь. Роспись игрушки | |
13, 14 | Хохломская роспись | 2 | Беседа. Гуашь. Роспись тарелки | |
14, 15 | Городецкая роспись | 2 | Беседа. Гуашь. Роспись разделочной доски | Ноябрь |
16, 17 | Жостово | 2 | Беседа. Гуашь. Роспись черного подноса | |
18, 19 | Гжель | 2 | Беседа. Гуашь. Роспись чайного сервиза | |
20 | «Вернисаж» | 1 | Подготовка работ учащихся к выставке по блоку занятий «Русские народные промыслы» | |
21 | «Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы». | 1 | Теоретический час. Пейзаж. Беседа. Презентация. | |
22, 23 | «Красавица зима». Рисование зимнего пейзажа акварелью, гуашью. | 2 | Выполнение пейзажа без предварительного наброска. | Декабрь |
24, 25 | Портрет Снегурочки. | 2 | Портрет как жанр изобразительного искусства. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. | |
26, 27 | Открытка – поздравление. | 2 | Использование аппликации, подручных материалов, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. | |
28, 29 | Рисование снегиря. Анималистический жанр. | 2 | Формирование графических навыков и умений при рисовании птиц. | |
30, 31 | Стихия – вода. «На берегу» | 2 | Акварель. Рисование по методу ассоциаций. Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. | Январь |
32, 33 | Стихия - огонь. «У костра». | 2 | Теплые цвета. Акварель (гуашь). Рисование по методу ассоциаций. Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. | |
34, 35 | «Дворец Снежной королевы» | 2 | Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. | |
36 | Натюрморт. Основы композиции | 1 | Теоретический час. Натюрморт. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Презентация. | Февраль |
37 | Натюрморт в графике. | 1 | Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая собственная. | |
38, 39 | «Гризайль». Натюрморт из трёх предметов. | 2 | Понятие «тон». Одноцветная акварель –«гризайль». Тоновая растяжка. | |
40, 41 | «Чаепитие». Декоративный натюрморт. | 2 | Графический натюрморт. Рисование разными инструментами, нетрадиционными приемами рисования. | |
42, 43, | «Город» | 2 | Техника монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. | |
44 | «Город» | 1 | Завершение работы. Прорисовка деталей | Март |
45, 46 | «Домики, которые построила природа» | 2 | Рисование сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов. | |
47, 48 | Изображение насекомых | 2 | Линия, штрих, пятно (темное и светлое) и художественный образ. | |
49, 50 | «Цветы весны». Набросок | 2 | Натюрморт с букетом цветов. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Презентация. Набросок с натуры. Рисунок простым карандашом, прорисовка деталей. | |
51 | «Цветы весны». Подмалевок | 1 | Рисование натюрморта с натуры. Подмалевок. Изобразительные свойства акварели. Иллюстративный материал. | |
52 | «Цветы весны». | 1 | Общая форма цветов. Акварель, гуашь. | Апрель |
53, 54 | «Цветы весны». Прорисовка деталей | 2 | Прорисовка деталей. Завершение работы. Организация выставки. | |
55 | «Прогулка по весеннему саду». | 1 | Теоретический час. Беседа о пейзаже, портрете. Презентация. | |
56, 57 | «Прогулка по весеннему саду». | 2 | Набросок. Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. Рисунок простым карандашом, прорисовка деталей. | |
58 | «Прогулка по весеннему саду». Подмалевок | 1 | Подмалевок. Изобразительные свойства акварели. Иллюстративный материал. | |
59 | «Прогулка по весеннему саду». | 1 | Общая форма. Акварель, гуашь. | |
60, 61 | «Прогулка по весеннему саду». Прорисовка деталей | 2 | Прорисовка деталей. Завершение работы. Организация выставки. | Май |
62 | Открытка на 9 мая | 1 | Рисование открытки к 9 мая | |
63 | Пальцевая живопись. «Ветка рябины». | 1 | Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «композиция». | |
64 | Пальцевая живопись. «Кисть винограда». | 1 | Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «композиция». | |
65 | Рисование свечой. Создание композиции «Ваза для цветов». | 1 | Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «симметрия». | |
66 | Рисование свечой. Рисование на тему «Звёздное небо». | 1 | Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «симметрия». | |
67, 68 | Сюжетная композиция «Скоро лето» | 2 | Итоговая композиция | |
69 | Рассказ-описание любимой картины. Викторина. | 1 | Виды изобразительного искусства. Выставка работ учащихся по видам изобразительного искусства. Викторина по видам изобразительного искусства. | |
70 | «Вернисаж» | 1 | Отчетная выставка работ учащихся по изобразительному искусству, праздник | |
Итого | 70 |
3. Содержание учебного плана
Личностные результаты:
эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.
Метапредметные результаты:
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения;
осознанно подбирать доступные материалы для выполнения работы;
выбирать и использовать оптимальные техники рисования
Предметные результаты:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать простые композиции на заданную тему;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика.
4.Формы аттестации
В программу заложены требования, предъявляемые к знаниям дополнительной общеобразовательной программы, умениям и навыкам, которым дети должны научиться в течение учебного года и в течение всего курса обучения.
Текущий контроль (по итогам занятия, темы, блока) – проверка изученного материала. Осуществляется для выявления уровня освоения материала, при этом объектом контроля являются: правильность исполнения, техничность, активность, уровень физической нагрузки. Формы контроля: тестирование, опрос, анализ выполненного задания.
Промежуточный контроль (по итогам 1 года обучения) проводится с целью выявления уровня освоения обучающимися программы 1 года обучения и определения уровня развития творческих способностей за данный период обучения. Оценивается: знание теоретических и практических основ. Форма контроля – практическая работа.
Особенности оценки личностных результатов
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие два основных блока:
1. сформированность основ художественной идентичности личности;
2. готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору художественного образования;
В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
5.Оценочные материалы
1. Выставочная деятельность
Для понимания усвоения данной программы учащимися неоднократно проводятся выставки в течение года, на которых виден уровень усвоения полученных знаний и навыков.
2. Контрольный срез освоения программы
Характеристика уровней:
5 уровень – очень высокий – освоение методов и техник, безошибочное применение их на практике. Умение грамотно прочувствовать и проиллюстрировать суть литературного произведения.
4 уровень – высокий – освоение методов и техник, применение их на практике. Умение прочувствовать и проиллюстрировать суть литературного произведения.
3 уровень – средний - освоение методов и техник, применение их на практике. Умение прочувствовать и проиллюстрировать суть литературного произведения с подсказками преподавателя.
2 уровень – низкий – частичное освоение методов и техник, применение их на практике. Выполняет под руководством преподавателя.
1 уровень - очень низкий – неполное освоение методов и техник, применение их на практике. Работает только под руководством преподавателя.
3.Анализ творческих работ
Проводится анализ выполненных изделий по следующим критериям:
- поэтапное выполнение работы;
- сюжетная взаимосвязь литературы и изобразительного искусства;
- правильная компоновка на листе бумаги;
- цветовое видение различных оттенков;
- техническое исполнение;
- художественная оригинальность;
- интересные, самобытные техники исполнения работ.
4.Выставка творческих работ по итогам темы, по итогам года
На выставку выбираются качественно выполненные работы и наиболее интересные, соответствующие вышеприведенным критериям.
6.Методические материалы
Основные методы, используемые в работе:
• словесные;
• наглядные;
• практические.
В зависимости от возраста детей и уровня развития зависит и место каждого метода обучения.
Например, словесный метод, может быть использован при:
• изложении нового материала (теории);
• инструктаже, пояснениях и консультировании обучающихся в момент выполнения задания.
Важным методом является и наглядный метод.
С помощью практического метода отрабатываются все знания и умения детей, происходит закрепление знаний и умений, формируется и совершенствуется мелкая моторика, формируются мыслительные операции.
7.Условия реализации программы
1. Кабинет имеет постоянно действующую выставку работ педагога и обучающихся.
2. Методическая и учебная литература (см. список литературы).
3. Материально-техническое обеспечение (основные средства):
• доска, электронная доска;
• стол учительский, стул учительский;
• столы и стулья ученические;
• шкаф с наглядными пособиями;
• персональный компьютер (ноутбук);
• мультимедийный проектор.
4. В работе используется материал (средства обучения):
- листы бумаги форматов А4 и А3,
- краски акварель и гуашь,
- цветные карандаши,
- баночки-непроливайки для воды.
5. Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству.
Репродукции картин.
8.Список литературы
Нормативно - правовая база:
Данная программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 г.;
3. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
4. Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. № 1726-р;
5. Приказом Министерства Просвещения об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 9 ноября 2018 г. N 196;
6. Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09;
7. Письмом Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”;
8. Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам...»;
9. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
10.Методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности от 18.08.2017 № 09-1672;
11. Письмом Минобрнауки от 18.11.2015 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
12. Программой инновационного развития МБОУ СШ № 6 «Наше завтра – духовность, образование, гражданственность» на 2020-2025 годы.
13. Рабочей программой воспитания МБОУ СШ №6
Используемая литература:
Большой самоучитель рисования/ Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой. - М.: ЗАО "РОСМЭН- ПРЕСС", 2006
Занятия изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. - М.: ТЦ Сфера, 2010
Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков/ сост. З. А\ Степанчук и др. - Волгоград: Учитель, 2009
Курчевский В. Быль-сказка о карандашах и красках. - М.: Педагогика, 1980.
Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С.Кузин.
Салмина Н. Г., Глебова А. О. Графика, живопись и народные промыслы: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста.- М.: Вентана-Граф, 2008
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
Интернет ресурсы:
Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей (infourok.ru)
Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....