Технологическая карта урока. Изобразительное искусство. "Пробуем акварель. Техника акварели. Цветовые растяжки"
материал по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Изучение техники акварели и раскрытие её живописных возможностей на практическом занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_tsvetovaya_rastyazhka.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Название предмета Изобразительное искусство класс 4а № урока 4 Дата 4 апреля 2022 год
Тип урока: Изучение нового материал
ФИО учителя: Орлова Светлана Александровна
Тема урока | Пробуем акварель. Техника акварели. Цветовые растяжки. |
Цель | Изучение техники акварели и раскрытие её живописных возможностей на практическом занятии. |
Задачи | Обучающая - изучить приемы работы акварелью (цветовая растяжка) Развивающая - развитие внимания, чёткую организацию мыслительного анализирования последовательности выполнения этапов работы, чувство гармонии, равновесия и умение анализировать увиденное; Воспитательная - воспитание аккуратности в исполнении работы, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, чувство меры и утонченного вкуса в выборе цветовых сочетаний; |
Планируемые результаты | Предметные:
Метапредметные результаты: Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
|
Основные понятия | Акварель, Три техники акварели: многослойная, алла прима и по-сырому |
Межпредметные связи | Литература, Окружающий мир. |
Оборудование
| Оборудование учителя: пооперационная последовательность выполнения изображения – предметная технологическая карта; мультимедийная презентация, альбомные листы, акварель , карандаш, ластик, фонограммы «Музыка без слов», И. Крутой., иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины; наглядный пример выполнения акварельной работы в технике «Цветовая растяжка»; лучшие работы обучающихся. Для обучающихся:
|
Литература, интернет-ресурсы |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время | |
Предметные | УУД | ||||
I. Организация класса на работу | 1 мин | ||||
Мотивировать учащихся к учебной деятельности. | Приветствие Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех. Проверка готовности к уроку (наличие необходимого оборудования). Здравствуйте, ребята! - Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение на весь урок. | Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. |
| Коммуникативные вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | |
II. Формулирование темы урока, постановка цели | 3-5 мин. | ||||
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися. | Организует формулирование темы и цели урока, обозначает основные образовательные задачи, выясняет практическую значимость работы. Ставит перед учащимися учебную проблему, актуализирует имеющихся знаний у учащихся. Сегодня у нас урок будет не обычным, потому что приём, который мы будем использовать в выполнение работы, не оставит никого равнодушным. Название этого приёма в акварели не вызовет у Вас удивления. Вы ею уже пользовались, слышали о ней на занятиях .Этот приём называется цветовая растяжка. Цель урока: изучение техники акварели и раскрытие её живописных возможностей на практическом занятии. | С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают свое мнение о практической значимости работы | Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя или самостоятельно, после предварительного обсуждения (4 кл.); совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. | ||
III. Усвоение новых знаний | (10-12 мин.) | ||||
| 1. Вводная беседа. Акварель — (от франц. aquarelle — водяной, от лат. aqua — вода). Как нетрудно догадаться, акварельная живопись появилась с появлением бумаги, а бумага — это изобретение китайцев начала II века нашей эры. Расцвет акварельной живописи в Европе, а также в России пришелся на на рубеж XVIII—XIX веков. Многие русские художники использовали акварель, часто для зарисовок, эскизов. Постепенно акварель становилась самостоятельным видом искусства. -Давайте посмотрим на работу Александра Андреевича Иванова «Приморский город». Сквозь первый план, обрамлённый деревьями, видны вдали голубоватые гряды гор и береговые здания, прозрачная поверхность моря. Много воздуха и света, свежести и бодрости ощущаешь, рассматривая этот скромный итальянский пейзаж. - А вот работа Сергея Николаевича Андрияки «Весеннее небо». Работа написана легко, быстро, воздушно. Передано настроение. - А теперь посмотрим на техники акварельной живописи. В акварельной живописи существует две основные техники: рисование по-сухому и рисование по-мокрому. (Слайд 8). Техника «по-сырому» или «по-мокрому» использует растекание акварели и создает необычные цветовые эффекты). (Слайд 9) Акварель „по сухому" (классический прием) заключается в просушивании каждого слоя краски перед нанесением последующего. Таким образом создаются строгие контуры и четкие формы. (Слайд 10) Приёмы работы с акварелью. В акварели существует множество художественных приемов Приёмом заливка пользуются для создания фонов. Размывка часто применяется при создании в пейзажах больших областей неба (Слайд 13). Приёмом " Allaprima " создают плавные и нежные переходы из цвета в цвет. Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски. (Слайд 14). Цветовая растяжка - это плавный переход от одного Проведение преподавателем мастер-класса. Объяснение последовательности выполнения практической работы Физминутка Преподаватель демонстрируются основные этапы выполнения работы: (Слайд 16 по 21) 1. Преподаватель раскладывает художественные принадлежности, комментируя, что ему пригодится в работе. Далее следует рассказ о выборе и расположении формата, цвета и качества бумаги. 2. Преподаватель начинает работу, смачивает бумагу, крепит к пластиковой основе, подробно рассказывая о своих действиях. 3. Далее ведется работа цветом .Широкой кистью прописываем небо. Показываем растяжку тона, добавляя воду. Растяжка тона- это плавный переход от тёмного к светлому. Небо чем ближе к нам темнее, чем ниже светлее. Берём синий ультрамарин, начинаем с верху вниз накладывать краску, немного разбавляя с водой. На нужном участке вводим другой цвет ( небо при закате солнца имеет разные оттенки, смешиваются цвета друг с другом). 4. После того как набрана основная цветовая гамма, преподаватель рассказывает и показывает, как выделить главное, как ведется работа над деталями, как акцентируется передний план, как исправляются ошибки. 5. Завершение работы. В итоге будет оцениваться, как вы умеете: создавать неповторимые эффекты переливов, разводов, перетеканий краски, лёгкость, воздушность работы. | Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности, составляют план практической работы, выполняют физминутку | Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. | Познавательные УУД: искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого; высказывать суждения о художественных особенностях произведений. Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий Личностные УУД: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям) | |
IV. Организация рабочего места | 1-2 мин. | ||||
Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов и приспособлений. - Нам понадобятся: альбом, простой карандаш, ластик, краски, клеёнка, кисточки, банки с водой. - Расположите альбом перед собой. Справа воду, краски и кисть, карандаши и ластик. ПРАВИЛА РАБОТЫ С КРАСКАМИ
| Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами | Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы. | Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. | ||
V. Практическая работа | 20-25 мин. | ||||
Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с опорой на поэтапные эскизы); предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит контроль. Далее учащимся предлагается выполнить цветовую растяжку неба самостоятельно. Во время самостоятельной работы учащихся учитель следит за выполнением задания, проявляет индивидуальный подход к учащимся, комментирует их действия. Преподаватель подходит к каждому и в процессе работы указывает на ошибки, подсказывает возможные пути решения задания. Выставка работ. Анализ и оценка работ: По окончании обучающиеся выставляют готовые работы. Работы оцениваются по следующим критериям:
Вопросы для закрепления темы урока:
| Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту | Уметь: Использовать техники: …….; Выполнять: — изображение, используя алгоритм; — выполнять конструирование объёмных изделий из …; Применять изученные художественные техники при создании проекта; Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. | Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия. Личностные УУД: Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения | ||
VI. Подведение итога урока. Рефлексия. | 3 мин. | ||||
Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; отмечает творческий подход, оригинальность решения, цветовой строй, аккуратность и др. качества; выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились. Организует самооценку учебной деятельности. Организует выставку рисунков по рядам. - А теперь проведём выставку рисунков. Ребята получают смайлики (отлично) и (хорошо). | Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности | Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта. | |||
VII. Уборка рабочих мест | 2 мин. | ||||
Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах, - А теперь пора убирать свои рабочие места. Воду нужно сходить вылить, промыть кисточки, убрать клеёнку со стола. | Наводят порядок на рабочем столе | Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока изобразительного искусства для 2 класса «Изразец в архитектуре» по программе "Перспектива" Т. Я. Шпикаловой "Изобразительное искусство"
Данная технологичкская карта разработана для урока ИЗО во 2 классе по теме: "Изразец в архитектуре"...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о цветовом круге, ознакомление с основными и составными цветами, формирование умения применять цвета цвет...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...
Технологическая карта урока изобразительного искусства “ Обои и шторы у тебя дома. Обои в технике штамповки листьями” (УМК “Школа России”, 3 класс)
Цель урока: знакомство с нетрадиционной техникой изображения орнамента и ее применение.Дидактические:Научиться изображать орнамент с помощью технике штампов (печати). Познакомить учащ...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Вырезанки зимы (пейзаж в технике художественного вырезания)» - 1 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования углубленных представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета на чёрном фоне; форм...
Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме "Вытынанки зимы. Пейзаж в технике художественного вырезания" - 1 класс
Тема урока: «Вытынанки зимы. Пейзаж в технике художественного вырезания» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Создание условий по формированию углублённых ...