Сценарий урока по изобразительному искусству в 4 классе "Художник в лесу" (Рисуем деревья угольком).
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 3,4 класс) по теме

Урок построен в виде виртуальной экскурсии в лес. 

Цели:

1.Дать представление о деревьях, как обьектах изображения.

2.Научить видеть различия, характерные для тех или иных пород деревьев, и отображать их в своих работах с помощью изобразительных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_risovaniyas_foto-1.docx705.87 КБ

Предварительный просмотр:

                 

            Сценарий урока

            по изобразительному искусству

            в 4 классе.

           «Художник в лесу»                     

             (рисуем деревья угольком)

                               Автор:

Истомина Наталья      Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8 г. Карабаново.

                                   2011

                                                         

                                       

Цели: 1.Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы, умение замечать ее удивительные краски.

            2. Дать представление о деревьях как объектах изображения.

            3. Научить видеть различия, характерные для тех или иных пород деревьев, и отображать их в своих работах с помощью изобразительных материалов.

            4. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать образное мышление.

Оборудование: рисунки деревьев, птиц, грибов, грамзапись                                                  «Голоса птиц», выставка предметов, сделанных из древесины, репродукции картин И.Э. Грабаря « Березовая роща», «Февральская лазурь».

                        Ход урока.

  1. Организационный момент.

На уроках окружающего мира мы изучали зону лесов.

- Ребята, как вы считаете, все ли вы узнали о деревьях?

- Готовы узнать о деревьях что-то новое?

  1. Вхождение в тему урока.

Знаете ли вы, ребята, чем художник отличается от всех остальных людей? (умеет хорошо рисовать).

Не только. Он еще всегда внимательно наблюдает за натурой.

-А что такое натура? В переводе с французского оно означает « природа». Если вы хотите стать художником, то тоже должны научиться наблюдать за природой.

       На прошлом уроке я просила вас в течение недели внимательно наблюдать за деревьями.      

-Как называются деревья, растущие на улицах и в парках нашего города?                                                                           Давайте поговорим о том, что же вы интересного заметили. (ответы детей)

     

3.Актуализация знаний.                                                                   Сейчас я хочу пригласить вас на экскурсию. А куда -  узнаете, отгадав загадку.

                           Весной веселит, летом холодит,

                           Осенью питает, зимой согревает. ( ЛЕС)

  Верно. Мы отправимся в волшебный лес. Но для начала давайте вспомним правила поведения в лесу. (ответы детей)

Ребята, мы идем не просто гулять, а продолжать знакомство с деревьями.

(строимся парами и идем по классу).

     Долго-ли, коротко-ли, а дошли мы до места, где растет дерево-богатырь.

В его широкой кроне щебечут птицы. Давайте минуточку постоим и  послушаем. (включается запись «Голоса птиц»)

   -Кто узнал голосок этой птахи?

    -Ребята, посмотрите, а кто это выглядывает из дупла? (белка) И маленький полосатый кабанчик прибежал сюда.

   -Что же он здесь ищет? (желуди)

ДУБ:  Здравствуйте, незнакомые люди.

          Зачем пожаловали в мой лес? Уж не хотите ли вы причинить какой-нибудь вред? Я стою здесь 200 лет, кормлю и согреваю множество зверей и птиц, если вы меня срубите, все они погибнут.

УЧИТЕЛЬ: Не волнуйся, дуб. Посмотри, у нас нет даже топора и пилы.  

ДУБ: Ну хорошо. А если вы выполните задание, то я пропущу вас дальше.

    -Скажите, какую пользу приносят растения леса?

(здесь же мы рассматриваем выставку вещей, сделанных из древесины). Молодцы, вот вам подарок (рисунок дуба).

     Идем дальше по классу.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, какая светлая полянка. А на ней  стоят стройные, кудрявые девицы-красавицы. Они только что умылись утренней росой и собираются поводить  хоровод под свою любимую песенку.      

  -Что же это за деревья? (березы)

   -А знаете ли вы эту песню? Давайте споем.

4. Физминутка.

    Водим хоровод и поем «Во поле березка стояла».

    (1 куплет)

5. Продолжение экскурсии.

 Учитель.    Дальше в этой песне говорится, что человек сделал из березки балалайку.

 БЕРЕЗКИ: Так вы что - пришли выбирать дерево для                балалайки?

УЧИТЕЛЬ: Успокойтесь, красавицы. Мы вас не тронем.

 БЕРЕЗКИ: Спасибо, ребята. Мы хотели бы проверить, знаете ли вы съедобные грибы? (ответы детей)

      -А какой гриб любит расти в березовой роще? (подберезовик)

     -Кто сможет найти его на картинке среди других грибов?

Молодцы, вот вам за это подарок (рисунок березы), ступайте дальше.

        Идем и подходим к окну.

  Учитель.    -Какие деревья вы видите? Что о них можете рассказать?

    -Вдалеке около памятника есть аллея. Какие деревья там растут? (ели)

    -Познакомьтесь, это моя подружка елочка.

ЕЛОЧКА: Я слышала от своих старших подруг, что люди зимой часто приходят в лес, чтобы найти и срубить вот такую маленькую хорошенькую елочку как я.

-Для чего они это делают? (Новый год) .

_Ребята, а  что вы можете предложить, чтобы не губить нас? (ответы детей)

- Спасибо, вот вам за это подарок. До свидания. (рисунок ели)

6. « Открытие» учащимися нового знания.

УЧИТЕЛЬ: Вот мы и вернулись в класс.

                  -Вам понравилось?

                   -Андрей, помоги мне, пожалуйста, развесить наши подарки на доске.

                 -Что же нам подарили жители леса? (ответы детей)

                 -Почему лес был волшебным?

                 -На какое живое существо похожи деревья? (на человека: корни – ноги, ствол – туловище, ветки – руки).

У каждого дерева, как и у человека, свой облик и даже свой характер.

- Как вы думаете, ребята, бывают ли деревья мужскими или женскими? (да)

- Какие деревья можно считать мужскими? (тополь, дуб, клен…)

- На какого человека похож дуб? (на сильного, старого, на богатыря) В это время учитель на белом листе делает набросок  дуба угольком , комментируя какой у него ствол, какие ветви, корни.

Авторский этюд - встаем и изображаем жестами и мимикой дуб.

- А теперь поговорим о женских деревьях.

Какие вы знаете женские деревья? (липа, осина, береза…)

Кто сможет рассказать о березе: какой ствол, какие веточки, глядя на рисунок? Учитель опять быстрыми движениями рисует березку.

- На кого похожа береза? (на стройную девушку – высокая, стройная, кудрявая, в белом платье)

- Как вы думаете, береза – это веселое или грустное дерево?

      Символом России считается береза. Ее изображение мы встречаем у многих русских художников.

   Вот, например, две картины И. Э. Грабаря «Березовая роща» и «Февральская лазурь».

- Что на них изобразил художник? Что общего? В чем различие? Какие краски использовались?...

Березке  посвящены стихи и музыкальные произведения, сложено много народных песен.

- А какое дерево можно назвать грустным? (плакучая ива)

              Тоненькие веточки ивы грустно спускаются до самой земли. Ива, обычно, растет на берегу водоемов, и концы веточек всегда мокрые.

    Авторский этюд - дети встают и изображают иву.

Вот теперь мы с вами знаем, что деревья очень похожи на людей.

7.Постановка учебной задачи.

    - Кто догадался , какова же тема нашего урока?

    - Да, сегодня мы будем рисовать деревья. Но давайте уточним тему урока. (дети предлагают различные варианты)   Мы рисовали деревья цветными карандашами, красками, даже листком мятой бумаги, а сегодня рисуем угольком. Я вам даю полную свободу выбора.

Каждый из вас выберет свое дерево. Кто-то нарисует стройную молодую березку, а у кого-то она получится старой и израненной. Может некоторые ребята нарисуют дуб - богатырь, а другие - плакучую иву. Самое главное – постараться правильно передать образ, характер, настроение выбранного дерева. Сейчас за окном поздняя осень, поэтому рисуем деревья без кроны. И еще каждый из вас даст название своей работе.

8 Самостоятельная работа.

   Дети изображают дерево на заранее затонированном цветными мелками фоне.

Учитель проводит индивидуальную работу с учениками.

9.Подведение итогов.

   Экспресс – выставка лучших работ: каждый ребенок выходит со своей работой, говорит название и если хочет, то кратко может рассказать о своей задумке. Дети могут задавать вопросы. ( названия картин могут быть такие «Грустная березка», «Мудрый дуб»…)

10. Рефлексия деятельности.

  - Над какой темой мы сегодня работали?

  - Где можно использовать эти знания?

  - Как мы оценим работу всего класса?

    Отметьте на шкале достижений. Покажите друг другу результаты ваших оценок и поздравьте своих друзей.

  -Оцените свою работу в классе.

  - Я поздравляю каждого из вас , вы поднялись еще на одну ступеньку знаний вверх. Молодцы! Вам удалось достичь поставленной цели. Рисунки получились просто замечательные.  

 Учитель. Говорят, что каждый человек должен вырастить дерево. А в такое время года деревья не сажают на улице. Зато в наших альбомах сегодня выросло не одно дерево, а чудесный лес.

        Лесная тень, лесная тишь,

        Полным – полно чудес,

        Ты перед сказкою стоишь,

        А сказка эта – лес.

        Ты сказку эту сохрани,

        Люби, жалей и береги.

                                 Е. Карганова

Исполняем песню «С нами друг» (сл. Н. Соловьева, муз. Г. Струве).

   

Список литературы:

1.Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. 2 часть. Ростов – на – Дону: Издательство «Учитель», 2004.

2. Неретина  Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 1 класс.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,2004.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства во 2 классе "Рисование осеннего дерева"

Урок разрабатывался к УМК "Школа России". Подходит для работы и по другим УМК. В работе есть ссылки на электронные образовательные ресурсы....

Разработка открытого урока по Изобразительному искусству на тему: «Мы рисуем зимние деревья»

азработка открытого урока по Изобразительному искусству на тему: «Мы рисуем зимние деревья»...

Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "Мастер Изображения учит видеть. Изображаем любимых животных. Хомячок."

Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "Мастер Изображения учит видеть. Изображаем любимых животных. Хомячок."...

Сценарий урока по изобразительному искусству в 3 классе по теме: " Картина -особый мир.Картина- пейзаж"

Сценарий урока по изобразительному искусству в 3 классе по теме: "Картина-особый мир.Картина- пейзаж"...

Сценарий урока по изобразительному искусству в 3 классе по теме: " Картина - натюрморт"

Сценарий урока по изобразительному искусству в 3 классе по теме : " Картин- натюрморт"....

Сценарий урока по изобразительному искусству "Рисование народных праздников"

На уроке учащиеся познакомятся с народными праздниками России, с творчеством Б.М. Кустодиева, расширят знания о народных традициях своей страны...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Природа и настроение. Образ зимнего дерева." (УМК "Школа России", 2 класс)

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений об образе зимнего дерева, об основных средствах ...