Методический семинар «Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС»
методическая разработка на тему

Степанова Лилиана Ховановна

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Применение АМО на уроках результативно, т.к. повышается мотивация учащихся, уроки проходят плодотворно при тесном сотрудничестве учеников и учителя, растет интерес к выполнению домашних заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodseminar.rar1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, участники методического семинара!

Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы?

Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации.

Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?!

Как сделать так, чтобы наши обучающиеся не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты?

Внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса становится необходимым условием введения ФГОС нового поколения. 

“Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации.

Долгие размышления привели нас к тому, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся. И школьным методическим объединением учителей начальной школы, математики были изучены теоретические основы технологии АМО (активные методы обучения), рассмотрены методические рекомендации по эффективному использованию АМ, рассмотрены АМО на разных этапах урока, во внеурочной деятельности, апробирован ряд уроков с применением АМО в младших классах, в классах основной школы и старших. Мы увидели, что применение АМО на уроках результативно, т.к. повышается мотивация учащихся, уроки проходят плодотворно при тесном сотрудничестве учеников и учителя, растет интерес к выполнению домашних заданий. Именно поэтому мой опыт сосредоточен на применении активных методов обучения.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. 

Давайте убедимся, что эта система работает.

Прием называется  «Комплимент» (пауза, обращаясь к участникам)

- Вы, как всегда неотразимы, легкая улыбка,  глаза блестят…Только чуть-чуть надо поправить прическу.  Дотроньтесь, пожалуйста, до волос.  Стоп!  Зафиксируйте это движение.

-Какой рукой вы это сделали? (большинство правой)

-А что в это время делала левая рука? (отдыхала)

Давайте условимся, что правая рука у нас будет олицетворять активных, успешных учеников.  Левая – всех остальных, не утруждающих себя работой, не заинтересованных в процессе познания.

А теперь давайте спрогнозируем действие учеников на примере рук.  Правая – активный ученик, с высокой мотивацией, левая……обычный ученик

В каком случае левая неактивная рука  будет вынуждена  работать?

(- убрать  правую, оставить левую) -  это напоминает индивидуальную  работу

- если одной руке не справиться (например, унести большой арбуз), то подключается левая – это напоминает работу в группе.

- либо….известно, что невозможно  с закрытыми глазами быстро соединить  подушечки пальцев растопыренных кистей рук. Стоп! Итак, остановись мгновенье, ты – прекрасно!  Заметьте, вас никто не заставлял это делать!

И вы продемонстрировали первую отличительную особенность  активного обучения:  Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.

Следующей отличительной особенностью активных методов обучения  является желание ученика выразить в полной мере свое индивидуальное «Я». Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

Третья особенность применения активных методов обучения -  достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной. При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения в поиске средств реализации учебной деятельности учащихся в свете педагогической поддержки.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы обучен...

Применение активных методов обучения в поиске средств реализации учебной деятельности учащихся в свете педагогической поддержки.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы...

Формирование ключевых компетентностей через активные методы обучения в начальной школе как эффективное средство реализации ФГОС

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...

Методический семинар "Активные методы обучения как средство реализации ФГОС"

Активные методы обучения как средство реализации ФГОС...

Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС в начальной школе

Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей акти...

Статья "Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС"

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных...

Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строя...