Рабочая программа по ИЗО для 3 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Предварительный просмотр:
Ростовская область Обливский район х.Алексеевский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алексеевская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ Алексеевская СОШ
от ___.___.2020 г. №______
Директор МБОУ Алексеевской СОШ
Андреенков М. Н.
Рабочая программа
на 2020-2021 учебный год
по Изобразительному искусству
Ступень обучения: начальное общее образование
Класс: 3
Количество часов: 34
Уровень: базовый
Учитель: Болдырева Анна Алексеевна
Программа разработана на основе основной общеобразовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алексеевской средней общеобразовательной школы, учебника «Изобразительное искусство» 3 класс, Н.А. Горяевой, Л.А. Неменской, издательство «Просвещение», 2020 г.
Раздел 1.
Пояснительная записка
По календарному учебному графику на 2020-2021 учебный год для 3 класса предусмотрено 34 учебные недели, по учебному плану на 2020-2021 учебный год на изучение предмета изобразительное искусство отводится 1ч. в неделю, следовательно, настоящая рабочая программа должна быть спланирована на 34 ч. в год.
В связи с тем, что 1 урок выпадает на нерабочий праздничный день 23.02, программа будет выполнена в полном объеме за 33 ч. в год за счет сокращения часов (на 1 ч.) в теме «Картина-пейзаж».
Цель обучения:
- введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий;
- формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира;
- воспитание гражданственности патриотизма.
Задачи обучения:
- развитие художественно-образного мышления, наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;
-развитие фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;
- воспитание культуры восприятия произведений ИЗО;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира;
- освоение знаний о выразительных средствах и социальных функциях;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры отношений, выработанных поколениями.
Раздел 2.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- познавательной мотивации к изобразительному искусству;
- чувства уважения к народным художественным традициям России;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
- эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- выполнять работу по заданной инструкции;
- использовать изученные приёмы работы красками;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
- вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий,
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- анализировать результаты собственной и коллективной
работы по заданным критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
- «читать» условные знаки, данные в учебнике;
- находить нужную информацию в словарях учебника;
- вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
- различать цвета и их оттенки,
- соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
- характеризовать персонажей произведения искусства;
- группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
- конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- комментировать последовательность действий;
- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты.
-называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый),а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зеленый, серо-голубой)
- понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый- зеленый и т.д.);
- изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания;
- понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски, и пр.).
- правильно сидеть за партой (столом), держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
- правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности);
-выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
- применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
- устно описать изображенные на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут ,сидят, разговаривают и т.д.); выражать свое отношение;
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простые по композиции аппликации.
Раздел 3.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Тема 1. Искусство в твоем доме (8 ч)
Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твои игрушки
Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Посуда у тебя дома
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
Мамин платок
Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
Твои книжки
Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.
Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Памятники архитектуры – наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
Транспорт в городе
В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)
Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Тема 3. Художник и зрелище (10 ч)
В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).
Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)
Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.
Тема 4. Художник и музей (9 ч)
Музеи в жизни города
Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
Искусство, которое хранится в этих музеях
Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина-пейзаж
Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
Раздел 4.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности | Домашнее задание |
1 | 01.09 | Твои игрушки. | Урок формирования первоначальных предметных умений | Рисование игрушек. Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. | с. 12-15, задание 2 с.15 |
2 | 8.09 | Посуда у тебя дома. | Урок первичного предъявления новых знаний | Рисование своей любимой повседневной и праздничной посуды. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. | с. 16-23, задание 3 с. 23 |
3 | 15.09 | Посуда у тебя дома (украшение). | Урок применения предметных умений | Лепка, расписывание и украшение посуды | с. 16-23, задание 2 с. 23 |
4 | 22.09 | Обои и шторы у тебя дома. | Урок первичного предъявления новых знаний | Создание орнамента для обоев. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы | с. 24-27, задания с. 26-27 |
5 | 29.09 | Мамин платок. | Урок применения предметных умений | Создание эскиза росписи платка. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. | с. 28-31, задание 4 с. 30 |
6 | 06.10 | Твои книжки. | Урок формирования первоначальных предметных умений | Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. Выбирают сказку и делают по ней свою книжку традиционной или необычной формы. | с. 32-35, задание 1 с. 35 |
7 | 13.10 | Открытки. | Урок формирования первоначальных предметных умений | Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. Делают поздравительную открытку-образ. | с. 36-37, задание 2,3,4 с. 37 по выбору |
8 | 20.10 | Труд художника для твоего дома. | Урок первичного предъявления новых знаний | Экскурсия по выставке детских работ. Участвуют в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Повторяют пройденные понятия. | с. 39, работа с текстом учебника |
9 | 10.11 | Памятники архитектуры. | Урок применения предметных умений | Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. Работают с бумагой, красками, ножницами. Составление облика зданий из бумажных заготовок. | с. 42-47, задание с. 47 |
10 | 17.11 | Парки, скверы, бульвары. | Урок формирования первоначальных предметных умений | Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы Работают в смешанной технике, рисование, аппликация. | с. 48-51, задание 2 с. 51 |
11 | 24.11 | Ажурные ограды. | Урок применения предметных умений | Работа в смешанной технике, рисование, объёмная аппликация. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. | с. 52-55, задание 3 с.55 |
12 | 01.12 | Волшебные фонари. | Урок применения предметных умений | Работа в смешанной технике, рисование, объёмная аппликация. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. | с. 56-59, задание 1 или 2 с. 59 по выбору |
13 | 08.12 | Витрины. | Урок формирования первоначальных предметных умений | Работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. | с. 60-63, задание 1 или 2 с. 63 по выбору |
14 | 15.12 | Удивительный транспорт. | Конструирование из бумаги и вспомогательных материалов, создание объёмной модели. Пояснение создания проекта. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. | с.64-67, задание 1 или 2 с. 67 по выбору | |
15 | 22.12 | Труд художника на улицах твоего города. | Урок формирования первоначальных предметных умений | Беседа о роли художника в создании облика города. Создание коллективной работы. | с. 68-69, выполнение своей части коллективной работы |
16 | 29.12 | Художник в цирке. | Урок применения предметных умений | Отражение фрагмента циркового представления в аппликации. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. Отражение искусства цирка в детском рисунке. | с. 72-75, задание с. 74 |
17 | 12.01 | Художник в театре. | Урок формирования первоначальных предметных умений | Работа в смешанной технике. Создание объёмного макета театральной постановки. | с. 76-79, задание с. 79-81 |
18 | 19.01 | Художник в театре. | Урок формирования первоначальных предметных умений | Работа в смешанной технике. Создание объёмного макета театральной постановки. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы | с. 76-79, задание с. 79-81 |
19 | 26.01 | Художник в театре (продолжение работы). | Урок применения предметных умений | с. 76-79, задание с. 79-81 | |
20 | 02.02 | Театр кукол. | Урок применения предметных умений | Изготовление кукольных персонажей в разной технике (кукла бибабо, бумажная кукла). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. | с. 82-85, изготовление куклы |
21 | 09.02 | Маска. | Урок формирования первоначальных предметных умений | Искусство масок разных характеров. Создают маски (бумажные и комбинированные). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. | с. 86-89, задание 2 с. 88 |
22 | 16.02 | Афиша и плакат. | Урок применения предметных умений | Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. Рисуют на бумаге красками и карандашами. | с. 90-93, задание с. 93 |
23 | 2.03 | Праздник в городе. | Урок первичного предъявления новых знаний | Передача в рисунке впечатление праздника, его атмосферу. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. | с. 94-95, задание 2 с. 95 |
24 | 09.03 | Музей в жизни города. | Урок применения предметных умений | Рисование на свободную тему. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. | с. 100-101, задание 1 с. 101 |
25 | 23.03 | Картина — особый мир. | Урок первичного предъявления новых знаний | Рисование на свободную тему (краски, карандаши). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. | с. 102-103, задание 1 и 2 с. 103 |
26 | 30.03 | Музеи искусства | Урок первичного предъявления новых знаний | Поиск информации об одном из художественных музеев России, подготовка сообщения. | с. 104-105, сообщение об одном из музеев России |
27 | 6.04 | Картина- пейзаж. | Урок первичного предъявления новых знаний | Рисование картины - пейзажа (краски, карандаши). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. | с. 106-109, задание с. 109 |
28 | 13.04 | Картина-портрет. | Урок применения предметных умений | Рисование картины - портрет (краски, карандаши). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.. | с. 110-113, задание 1 и 2 с. 113 |
29 | 20.04 | Картина-портрет (продолжение работы). | Урок первичного предъявления новых знаний | с. 110-113, задание 1 и 2 с. 113 | |
30 | 27.04 | Картина-натюрморт. | Урок первичного предъявления новых знаний | Рисование картины - натюрморта (краски, карандаши). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. | с. 114-117, задание 1 или 2 с.117 по выбору |
31 | 04.05 | Урок применения предметных умений | Рисование картины на жанровую тему. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы. | с. 118-119, задание 1 или 2 с. 119 по выбору | |
32 | 11.05 | Картины исторические и бытовые.Скульптура в музее и на улице. | Урок первичного предъявления новых знаний | Лепка из пластилина фигуры человека в движении. | с. 120-123, задание 2 с. 123 |
33 | 18.05 | Художественная выставка | Урок применения предметных умений | Подготовка художественной выставки | Подготовка к художественной выставке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....