Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Данная программа создана с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_8_vid_5-6_klass_pered_21god.docx | 633.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Коршуновская средняя общеобразовательная школа»
Адаптированная
рабочая программа
по изобразительному искусству
(базовый уровень)
2019 – 2020 учебный год
6 класс
Составила: Бутузова Валентина Павловна
учитель изобразительного искусства
с. Коршуновка, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 32);Базисного учебного плана для специальных образовательных (коррекционных) учреждений VIII вида, 2002 г.;
- Программы по изобразительному искусству специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Воронковой Москва, «Владос», 2017 г.;
- Адаптированной образовательной программы основного общего образования МОУ «Коршуновская СОШ»;
- Учебного плана МОУ «Коршуновская СОШ» на2020-2021 учебный год.
- Положения «О рабочих программах», действующего в МОУ «Коршуновская СОШ» (приказ директора от 01.09.2018).
Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:
- формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
- содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;
- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления
Задачи курса:
- освоение обучающимися элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования;
- овладение изобразительным искусством для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и возможностей каждого ученика;
- развитие эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- применение знаний, умений, способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.) готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
По итогам 6 класса ученик научится:
- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
- сравнивать свой рисунок с изображенным предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
Получит возможность научиться:
- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительном искусстве;
- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров
Содержание учебного предмета
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю)
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность
- тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
- основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала.
Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения художественных представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках.
№ | Количество часов по классам | ||
Вид занятий | 6 класс | ||
1 | Рисование с натуры | 13 | |
2 | Декоративное рисование | 11 | |
3 | Рисование на темы | 5 | |
4 | Беседы об | 4 | |
изобразительном искусстве. | |||
Итого | 35 | ||
Рисование с натуры (26 часов). Содержанием уроков рисования с натуры
является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом
графических возможностей обучающихся. Объекты изображения располагаются,
как правило, ниже уровня зрения. Во время работы должны быть 2-3 однотипные
постановки, что обеспечит хорошую видимость
для всех учащихся. Для активизации мыслительной деятельности модели небольших размеров раздаются им на рабочие места, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Это может быть детский строительный конструктор (кубики, брусочки и др. фигуры).
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. Важно выработать у учащихся потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование (22 часа). Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости; изделиями из стекла, керамики и другими предметами быта.
Задания по декоративно-прикладному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узора по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
Рисование на темы (10 часов). Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.
- 5-6 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты, а для более точного изображения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.
- целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал книжные иллюстрации, плакаты, открытки, диафильмы.
Беседы об изобразительном искусстве (10 часов).
- 5-6 классах для проведения бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну темы; или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения, его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления отсталых школьников средства художественной выразительности.
Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т.п.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.
Организуя беседы об искусстве, необходимо проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские художников, в места народных художественных промыслов.
Основными видами деятельности учащихся с УО по предмету
«Изобразительное искусство » являются:
∙ практические действия с предметами, их заменителями, направленные на формирование способности мыслить отвлеченно;
∙ отработка графических умений и навыков;
∙ практические упражнения в композиционном, цветовом и художественно-эстетическом построении заданного изображения;
∙ развёрнутые рассуждения при анализе картин, произведений народных промыслов, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
∙ работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
∙ индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов художественного изображения;
∙ работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.
Контроль за усвоением знаний.
Процесс обучения изобразительному искусству постоянно сопровождается
контролем. Способы контроля знаний по изобразительному искусству разнообразны: устный опрос (фронтальный и индивидуальный), творческие работы, самоконтроль и взаимоконтроль.
Обучающиеся должны постоянно видеть результаты своей работы для понимания значения отметок, выработки умения критически оценивать себя через отметки за разные задания, демонстрирующие развитие. Накопление этих отметок
- оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником.
Календарно - тематическое планирование в 6 классе
(35 ч)
№ | Тема урока | Кол-во | Дата | |
урока | часов | |||
(план) | (факт) | |||
1. | Беседа на тему «Декоративно-прикладное | 1 | 02.09 | |
искусство | ||||
2. | Рисование эскиза «Как я провёл лето» | 1 | 09.09 | |
3. | Народные игрушки | 1 | 16.09 | |
4. | Составление сетчатого узора для детской | 1 | 23.09 | |
ткани | ||||
5. | Рисование сетчатого узора для детской | 1 | 30.09 | |
ткани | ||||
6. | Рисование несложного натюрморта из | 1 | 07.10 | |
фруктов | ||||
7. | Рисование несложного натюрморта из | 1 | 14.10 | |
овощей, | ||||
8. | Декоративное рисование – составление | 1 | 21.10 | |
симметричного узора | ||||
9. | Декоративное рисование – составление | 1 | 09.11 | |
эскиза для значка | ||||
10. | Эскиз значка | 1 | 16.11 | |
11. | Беседа об изобразительном искусстве | 1 | 23.11 | |
«Живопись» | ||||
12. | Рисование с натуры игрушек. | 1 | 30.11 | |
13. | Рисование с натуры постройки из | 1 | 07.12 | |
элементов строительного материала. | ||||
14. | Рисование на тему «Что мы видим за | 1 | 14.12 | |
окном». | ||||
15. | Беседа на тему «Скульптура как вид | 1 | 21.12 | |
изобразительного искусства». | ||||
16. | Рисование новогодней открытки. | 1 | 28.12 | |
17. | Эскиз новогодних карнавальных масок. | 1 | 20.01 | |
18. | Изготовление новогодних карнавальных | 1 | 23.01 | |
масок. | ||||
19. | Рисование с натуры предметов | 1 | 27.01 | |
цилиндрической формы, расположенных | ||||
ниже уровня зрения. | ||||
20. | Рисование с натуры предметов | 1 | 03.02 | |
цилиндрической формы | ||||
21. | Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в | 1 | 06.02 | |
произведениях живописи» | ||||
22. | Рисование с натуры объемного предмета | 1 | 10.02 |
конической формы. | ||||
23. | Рисование с натуры объемного предмета | 1 | 17.02 | |
сложной (комбинированной) формы и его | ||||
декоративное оформление | ||||
24. | Рисование «ленточного» шрифта по | 1 | 27.02 | |
клеткам | ||||
25. | Иллюстрирование отрывка литературного | 1 | 02.03 | |
произведения. | ||||
26. | Иллюстрирование отрывка литературного | 1 | 12.03 | |
произведения. | ||||
27. | Рисование по памяти и представлению. | 1 | 16.03 | |
28. | Рисование с натуры птиц. | 1 | 06.04 | |
29. | Рисование с натуры птиц. | 1 | 13.04 | |
30. | Тематический рисунок «Птицы – наши | 1 | 20.04 | |
друзья». | ||||
31. | Рисование с натуры предмета шаровидной | 1 | 27.04 | |
формы. | ||||
32. | Беседа об изобразительном искусстве «О | 1 | 04.05 | 11.05 |
Великой Отечественной войне. | ||||
33. | Декоративное оформление почтового | 1 | 11.05 | |
конверта. | ||||
34. | Декоративное оформление почтового | 18.05 | ||
конверта. | ||||
35. | Итоговая творческая работа. | 1 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная Рабочая программа по Изобразительному искусству для 5 класса на 2018-2019 уч. год
Рабочая программа для 5 класса по Изобразительному искусству соответствует адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического разви...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс 2017-2018 учебный год
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс 2017-2018 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. УМК "Школа России"
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и сборника рабочих программ «Изобразительное искусство. 1-...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству (вариант 7.2) для 4 класса.
Разработана для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответст...