Выразительные средства живописи
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Лагуткина Елена Юрьевна

 

Занятие построено по программе "Мир музея". Программа разработана отделом "Российский центр музейной педагогики и детского творчества". Занятие проводится в 4 классе по курсу "В мире художественных образов". Так же можно использовать для урока изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnye_sredstva_zhivopisi.docx622.91 КБ
Файл vyrazitelnye_sredstva_zhivopisi.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Лагуткина Елена Юрьевна (8-931-238-05-32)

Тема: Выразительные средства живописи.

Цель: сформировать представления о выразительных средствах живописи.

Задачи: расширить представление об основных элементах языка живописи (цвете, композиции, светотени, пятне, форме);

расширить представление о различных способах выражения художественной идеи (реалистическом, условном, абстрактном).

Технологии и приёмы: Технология развития критического мышления (ТРКМ), приём работы в группах, работа в таблице, кластер.

Ресурсы урока: электронная доска, карточки, тетрадь для творческих работ.

Ход занятия.

1.Актуализация знаний.

- В школе есть разные уроки: математика, русский язык, литературное чтение. И на них вместе мы открываем новые знания, важные и нужные. А на этом занятии мы открываем целый мир, мир изобразительного искусства. Мы открываем для себя разных художников и их необычный и полный интересностей мир.  А ещё как художники смогли так отобразить реальную действительность, в которой они жили или живут, в художественных образах. И вот здесь на самом деле много тайн и необычностей.

- Как передать нам, зрителям, образы действительности, каждый художник выбирает по-своему.

На слайде изображение медведя в:живописи, скульптуре и графике

- Какие виды изобразительного искусства вы знаете?

2.Открытие нового знания.

- Сегодня мы с вами будем продолжать говорить про живопись.

- Как ещё называют живопись? («живое письмо»)

- Какие виды живописи вы знаете? (станковая (картины), монументальная (фрески, мозаика, витраж), миниатюра (книжная, ювелирная)

- Вспомните инструменты необходимые для работы художнику живописцу. (палитра, кисти, холст, подрамник, мастихин)

- И сегодня мы узнаем, как художникам-живописцам удаётся «оживлять» картины.

- Откройте тетради и прочитайте тему сегодняшнего урока. (Выразительные средства живописи).

- Какими средствами, художник доносит нам зрителям свой художественный замысел. И в этом нам помогут картины. Ведь картины умеют говорить. У них есть свой язык, язык изобразительного искусства.

Он выражается:

На доске появляются таблички

Основные средства выразительности в живописи

цвет, линия, светотень, фактура, мазок, пятно, композиция

- С помощью этих, казалось бы, не сложных средств, художник показывает всё красочное богатство мира.

- И так попробуем разгадать замысел великих художников и их творений, каким строительным материалом они пользовались.

Часто художественный замысел рождался из сюжетов древнегреческой мифологии. Идея написать картину «Похищение Европы» родилась у Валентина Серова во время поездки на остров Крит в Греции.

А сюжет взят из известного древнегреческого мифа. Зевс –древнегреческий бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора, и явился царевне и её подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами. Когда Европа решилась сесть на спину быка, тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса, родив ему впоследствии трех сыновей-героев.

Для того чтобы передать свою идею, художник использовал различные выразительные средства живописи:

Композиция: расположение быка и дельфина по диагонали, помогает понять быстрое движение.

Линии:

Силуэт быка вытянутый, плавный, обтекаемый - что также подчёркивает динамичное движение. А дельфин его усиливает, повторяя силуэт плавность линий.

Цвет и пятно:

Так, быка он сделал а рыжим. Это ярко-оранжевое пятно на фоне сине-фиолетового моря необычайно красиво и выразительно.

Мазок:

Небольшие мазки синей и белой краски, создающие эффект ряби на воде, противопоставлены большому, монументальному силуэту быка иЕвропы, словно объединённых в единое целое.

Итак, с помощью каких средств живописи художник передал свой замысел? (цвет, линии, мазок, пятно, композиция)

- Вам предстоит работа в группах. Обсуждать и договариваться, делать выводы и высказывать общее мнение. Помните, только работая слаженно у вас все получится.

- Сейчас вы получите карточку. В группе вы должны рассмотреть репродукции картин, посовещаться и решить, какими выразительными средствами живописи пользовались художники. Свои результаты занести в таблицу. Подготовить выступление с аргументами, доказательствами вашего выбора.

Работа по группам.(7-10 мин.)

Выступление представителей от каждой группы по плану представленном в карточке.

- Есть разные способы  выразить художественную идею. И каждый художник выбирает, что ему ближе.

На электронной доске появляются таблички. Учитель даёт пояснение.

РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ (изображение предметов такими, какие они есть на самом деле)

УСЛОВНЫЙ (упрощённое, несколько схематичное изображение предметов)

АБСТРАКТНЫЙ (отказ от изображения реальных предметов, использование цветовых пятен, геометрических фигур, линий)

- Откройте творческие тетради на с.18-19

- Попробуйте определить способ, которым художники выражали свой замысел, посовещаясь в группах. Объясните, почему вы так решили. Запишите свои объяснения.

Работа по группам.(3-5 мин)

-А сейчас представьте себя художниками и выразите художественную идею тремя способами. Изобразите один и тот же предмет, яблоко или цветок, реалистически, условно и абстрактно. (по желанию)

Представление нескольких работ.

3.Рефлексия. Создание кластера.

- Мы сегодня открыли важные знания, которые помогают нам зрителям читать картины и узнавать замысел, который вкладывали художники в создание своих картин.

Какие выразительные средства живописи и способы их передачи нам зрителям вы узнали? Распределите на группы понятия. (см. приложение. Работа на электронной доске.)

- И закончить занятие хотелось бы словами великого художника Пабло Пикасо  "Я начинаю с идеи, и затем это становится кое-чем еще." Созидайте и творите.  Ибо именно творчество сохраняет в нас человека.

ПРИЛОЖЕНИЕ(КЛАСТЕР)

Приложение (работа в группах)

1 группа.

Анри Матисс «Красная комната»

ЦВЕТ

ЛИНИЯ

СВЕТО  И ТЕНЬ

МАЗОК

ФАКТУРА

ФОРМА

ЦВЕТОВОЕ ПЯТНО

КОМПОЗИЦИЯ

E:\МИР МУЗЕЯ\3 класс ВВЕДЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ, НАРОДНОЕ  ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРУ\Тема II Живопись\урок 05-II\26-II-А Матисс Красная комната 1908.jpg

 

План ответа:

  1. Картина ….
  2. Художник использовал выразительные средства живописи…

 Какие впечатления на вас произвела картина? Назовите свой любимый цвет.

 

  2 ГРУППА

Ян Ван Рейсдал «Пшеничные поля»

ЦВЕТ

ЛИНИЯ

СВЕТО  И ТЕНЬ

МАЗОК

ФАКТУРА

ФОРМА

ЦВЕТОВОЕ ПЯТНО

КОМПОЗИЦИЯ

E:\МИР МУЗЕЯ\3 класс ВВЕДЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ, НАРОДНОЕ  ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРУ\Тема II Живопись\урок 05-II\27-II-Я Ван Рейсдал Пшеничные поля 1670.jpg

План ответа:

  1. Картина ….
  2. Художник использовал выразительные средства живописи…

Какие впечатления на вас произвела картина?

3 группа.

Винсент Ван Гог «Вороны над пшеничным полем»

ЦВЕТ

ЛИНИЯ

СВЕТО  И ТЕНЬ

МАЗОК

ФАКТУРА

ФОРМА

ЦВЕТОВОЕ ПЯТНО

КОМПОЗИЦИЯ

E:\МИР МУЗЕЯ\3 класс ВВЕДЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ, НАРОДНОЕ  ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРУ\Тема II Живопись\урок 05-II\28-II-В Ван Гог Вороны над пшеничным полем 1890.jpg

План ответа:

  1. Картина ….
  2. Художник использовал выразительные средства живописи…

Ответь на вопрос: О чём рассказал зрителю В.Ван Гог своей картиной?

4 группа.

Василий Васильевич Кандинский «Сумеречное»

ЦВЕТ

ЛИНИЯ

СВЕТО  И ТЕНЬ

МАЗОК

ФАКТУРА

ФОРМА

ЦВЕТОВОЕ ПЯТНО

КОМПОЗИЦИЯ

E:\МИР МУЗЕЯ\3 класс ВВЕДЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ, НАРОДНОЕ  ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРУ\Тема II Живопись\урок 05-II\31-II-В Кандинский Сумеречное 1917.jpg

План ответа:

  1. Картина ….
  2. Художник использовал выразительные средства живописи…

Ответь на вопрос: Что происходит в картине В.В.Кандинского

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир музея Учитель: Лагуткина Елена Юрьевна

Слайд 2

живопись графика скульптура Виды изобразительного искусства

Слайд 3

Виды живописи Станковая картины Монументальная Фреска мозаика витраж Миниатюра Книжная ювелирная

Слайд 4

Выразительные средства в живописи цвет фактура светотень мазок линия пятно композиция

Слайд 5

В.В.Серов «Похищение Европы»

Слайд 6

Способы выражения художественной идеи Реалистический Условный Абстрактный

Слайд 7

«Я начинаю с идеи, и затем это становится чем-то ещё» Пабло Пикасо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка

Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка  Программы, учебники и методические рекомендации для 3 класса способствуют обогащению словаря и речевой ку...

Урок развития речи 4 класс. Тема: "Выразительные средства языка" Обощение

Цель урока :-закреплять знания выразительных средств языка- учить выделять и употреблять их в речи;- развивать воображение детей, духовность;- воспитывать уважение к себе и людям....

Выразительные средства музыки.

        Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины...

Предмет: "Музыкальная литература", 1 год обучения. Кроссворд "Выразительные средства музыки"

Данный кроссворд предназначен для проверки знаний учащихся по теме "Выразительные средства музыки", которые изучают предмет "Музыкальная литература", 1 год обучения....