Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_3_klass.docx | 223.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 3 класса составлена на основе рабочей программы предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др. под ред. Б.М. Неменского – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2021г.
Учебник: «Изобразительное искусство», 3 класс, Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др./Под ред. Неменского Б.М.-М.: Просвещение, 2016г.- 2018 гг.
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Общими целями учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе является - формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, становление интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
- Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В процессе изучения изобразительного искусства у обучающегося будут сформированы
Личностные результаты
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
Обучающийся получит возможность для формирования
- эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- овладевать умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладевать умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение организовать место занятий;
- осознанно осваивать новые знания и умения, достигать более высоких и оригинальных творческих результатов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проговаривать последовательность действий на уроке.
• работать по предложенному учителем плану.
• отличать верно выполненное задание от неверного.
• совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Обучающийся получит возможность научиться:
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научиться:
• пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• слушать и понимать высказывания собеседников.
• выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• согласованно работать в группе:
а) планировать работу в группе;
б) распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- знать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знать основные виды жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимать образы природы искусства.
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Предметные результаты
Обучающийся научиться:
- первоначальным представлениям о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- понимать основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладевать практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладевать элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
Обучающийся получит возможность научится:
- основам различения видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- пониманию образной природы искусства;
- эстетической оценке явлений природы, событий окружающего мира
- применению художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способности узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умению обсуждать и анализировать произведения искусства,
- выражать суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усваивать названия ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умению видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способности использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники.
- Содержание учебного предмета
№ | Раздел курса | Кол-во часов | Содержание учебного раздела |
1 | Искусство в твоем доме | 8 часов | Здесь «Мастера» ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома. Твои игрушки Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины. Посуда у тебя дома Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа «Мастеров Постройки, Украшения и Изображения» в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. Обои и шторы у тебя дома Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки. Мамин платок Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения. Твои книжки Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки. Открытки Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии. Труд художника для твоего дома (обобщение темы) В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши «Мастера Изображения, Украшения и Постройки». Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ, выполненных в течение четверти. Ведут беседу три «Мастера». Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием. |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 часов | Памятники архитектуры – наследие веков Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест. Парки, скверы, бульвары Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж. Ажурные ограды Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары». Волшебные фонари Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Витрины Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей). Удивительный транспорт В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы) Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши «Братья-Мастера» ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в «экскурсоводов» и «журналистов». Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города. |
3 | Художник и зрелище | 11 часов | В зрелищных искусствах «Братья-Мастера» принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. Художник в цирке Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей. Художник в театре Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля. Театр кукол Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке. Театральные маски Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок. Афиша и плакат Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. Школьный карнавал Роль художника при изготовлении декораций, костюмов, карнавальных масок. Праздник в городе (обобщающий урок) Праздник в городе. «Мастера Изображения, Украшения и Постройки» помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. |
4 | Художник и музей | 8 часов | Музеи в жизни города Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города. Картины - особый мир Что такое «картина». Смотрим знаменитые пейзажи: И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении. Картина-портрет Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга). Картина - натюрморт Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения. Картины исторические и бытовые Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.). Скульптура в музее и на улице Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Художественная выставка Обобщающий урок «Художник и музей». Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников. |
34 часа |
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Программное содержание | Планируемые результаты | Дата по плану | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Раздел 1.ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (8 часов) | ||||||
1-2. | Твои игрушки. | Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки. Умение преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки Задание: лепка народной игрушки по мотивам «Дымковская кукла» Материалы: пластилин, стеки, дощечка. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её. | Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата, планируют решение учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий) Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию. | 02.09 09.09 |
3-4 | Твоя посуда. | Знание работы мастеров Постройки, Украшения, Изображения. Знание отличия образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома) Умение изобразить посуду по своему образцу. Знание понятия «сервиз» Задание: изображение своей формы вазы для цветов Материалы: альбом, гуашь, кисти. | Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками создания выразительной формы посуды в лепке. | Познавательные: общеучебные- Извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, выявляют особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); логические-осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах посуды. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата, планируют решение учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий) Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культуре своего народа, к сокровищам народного творчества. | 16.09 23.09 |
5 | Обои и шторы у тебя дома. | Знание роли художников в создании обоев, штор. Понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы. Задание: рисование с помощью трафарета. Материалы: альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет. | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. | Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, выявляют особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); логические-осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о сознании орнамента. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата, планируют решение учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия») оценивание (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Проявляют доброжелатель-ность и эмоционально-нравственную отзывчивость | 30.09 |
6 | Мамин платок. | Знание основных вариантов композиционного решения росписи платка. Приобретение опыта творчества и художественно-практических навыков в создании эскиза росписи платка. Задание: изготовление рисунка «Платок для своей мамы» Материалы: альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. Картины: А. Венецианов «Девушка в платке» Б. Кустодиев «Купчиха», «Ярмарка» Л.Малеев «Рязанские девочки» В.Суриков «Сибирская красавица» | Наблюдать за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Уметь составлять простейший орнамент при выполнении эскиза платка. | Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, выявляют особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); воспроизводят по памяти информации, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу. Регулятивные: удерживают учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия») оценивание (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к декоративно-прикладному творчеству. | 07.10 |
7 | Твои книжки. | Знание художников, выполняющих иллюстрации. Знание отдельных элементов оформления книги. Овладение навыками коллективной работы. Задание: иллюстрирование книжки. Материалы: альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. Картины: И. Билибин «Царевна-лягушка» Васнецов «Алёнушка» Н.Рерих «Заморские гости» | Понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании книги. Овладеть навыками коллективной работы. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; производят логические мыслительные операции (анализ, сравнение). Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на бережное отношение к книге. | 14.10 |
8 | Поздравительная открытка. | Знание видов графических работ (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике) Умение выполнить простую графическую работу. Задание: изготовление поздравительной открытки. Материалы: цв. бумага, картон, восковой мелок, гуашь, гербарий | Понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании форм открыток изображений на них. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об открытках, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, производят логические мыслительные операции (анализ, сравнение) Регулятивные: умеют осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия») оценивание) Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. | 21.10 |
Раздел 2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7 часов) | ||||||
9. | Памятники архитектуры. | Знание художников, скульпторов и архитекторов. Изображение архитектуры своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимание, что памятники архитектуры - это достояние народа. Задание: изображение на листе бумаги проекта красивого здания. Материалы: альбом, цв. карандаши, пастель. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знать основные памятники города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города. Формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, моделируют различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели). Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения. Коммуникативные: инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, формулируют ответы на вопросы. | Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию страны. | 28.10 |
10. | Парки, скверы, бульвары. | Знание, в чем заключается работа художника-архитектора. Знание, понятия «ландшафтная архитектура»; что работа художника-архитектора – работа целого коллектива. Умение изобразить парк или сквер. Овладение приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. Задание: изображение на листе бумаги парка, сквера. Материалы: альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. | Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и обустройства. Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, проверяют, находят дополнительные сведения, используя справочную литературу Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление бережного отношения к уголкам природы в городе. | 11.11 |
11. | Ажурные ограды. | Закрепление приемов работы с бумагой: складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных форм ажурных сцеплений металла. Умение конструировать из бумаги ажурные решетки. Задание: изготовление из бумаги ажурных оград. Материалы: бумага, ножницы, клей. | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки. Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин из учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте ажурных оград, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её; логические-осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об узорах оград. Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности. | 18.11 |
12. | Волшебные фонари. | Изображение необычных фонарей. Знание видов и назначение фонарей. Умение придумать свои варианты фонарей для детского праздника Задание: изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки. Материалы: тушь, палочка, перья. | Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным фонарям в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений. Формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Познавательные: осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; логические-осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о форме фонарей. Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия») Коммуникативные: слушают учителя, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, составляют описание объекта с использованием выразительных средств языка. | Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности. | 25.11 |
13. | Витрины на улицах. | Фантазия, создание творческого проекта оформление витрины магазина. Овладение композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина. Задание: изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации. Материалы: бумага, ножницы, клей. | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины, как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знать оформление витрин по назначению и уровню культуры города. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины. | Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, презентуют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Регулятивные: оценивают (сравнивают с эталоном) результаты деятельности (чужой и своей); корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы | Применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считают мнения другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. | 02.12 |
14. | Удивительный транспорт. | Сопоставление, объяснение связи природных форм с инженерными конструкциями. Знание разных видов транспорта. Умение изобразить разные виды транспорта. Обретение новых навыков в конструировании из бумаги. Задание: изготовление проекта фантастической машины, используя восковые мелки. Материалы: альбом, цв. карандаши, пастель, восковые мелки, цв. бумага, картон, ножницы, клей. | Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения. Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. | Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы. Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы. | Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. | 09.12 |
15. | Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы. | Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. Овладение приемами коллективной творческой деятельности Задание: изготовление проекта улицы города. Материалы: бумага, картон, ножницы, клей. | Осознавать и объяснять работу художника в создании облика города. Анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу. Формулировать собственную позицию и мнение. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов. | Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, моделируют различные отношения между объектами окружающего мира. Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы. | Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. | 16.12 |
Раздел 3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (11 ЧАСОВ) | ||||||
16-17. | Художник в цирке. | Знание отличия и сходства театра и цирка. Умение создавать эскиз циркового представления. Знание элементов оформления, созданных художником в цирке: костюм, реквизит. Задание: изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке. Материалы: альбом, гуашь, кисти. | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения. | Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата, планируют решение учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, формулируют ответы на вопросы. | Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности, понимают роль культуры и искусства в жизни общества. | 23.12 13.01 |
18. | Художник в театре. | Знание истоков театрального искусства. Умение создавать эпизод театральной сказки. Придумать эскиз театрального костюма Знание, каким был древний античный театр. Умение нарисовать эскиз театрального костюма. Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром. Задание: изготовление эскиза декораций Материалы: альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям. | Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, преобразовывают объект, импровизируют, изменяют, творчески переделывают, преобразовывают объект. Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия») Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, формулируют ответы на вопросы. | Ответственно относятся к учёбе, Умеют применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику деятельности. | 20.01 |
19. 20. | Театр кукол. | Беседа об истоках развития кукольного театра, о разновидностях кукол. Петрушка- герой ярмарочного веселья. Познакомиться с куклами из коллекции С. Образцова. Образ куклы, её конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы. Работа художника над куклой. | Получат представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Научаться придумывать и создавать выразительную куклу ( характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу). | Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о роли художника в театре, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её; логические-осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о кукольных театрах, видах кукол. Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, формулируют ответы на вопросы. | Ответственно относятся к учёбе, Имеют мотивации к учебной деятельности; проявляют интерес к театральному искусству. | 27.01 03.02 |
21-22 | Маска. | Беседа о масках разных времён и народов. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Античные маски. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | Научиться отмечать характер, настроение, воплощение в маске, а также выразительность в формы и декора. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | Познавательные: преобразовывают объект (основу); импровизируют, изменяют, творчески переделывают. Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения. Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. | Обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников, проявляют добро-желательность и отзывчивость, сопереживают чувствам других людей. | 10.02 17.02 |
23-24 | Афиша и плакат. | Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражения в афише образа спектакля. Особенности языка плаката, афиши: броскость, яр-кость, ясность, условность, лаконизм. | Получают представление о назначении театральной афиши плаката (привлекают внимание, сообщают название, лаконично рассказывают о самом спектакле). Научатся видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Обретут творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению. | Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её. Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивации к учебной деятельности; обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. | 24.02 03.03 |
25 | Праздник в городе. | Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: флаги, панно, иллюминация и др. Как единый большой театр. | Научиться объяснять работу художника по созданию облика праздничного города, фантазировать о том как можно украсить город к празднику (9 мая, Новый год) | Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства, сопоставляют характеристики объектов по одному (или нескольким) признакам; выбирают решение из нескольких предложенных, кратко обосновывают выбор. Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения, анализируют собственную работу; соотносят план и совершенные операции. Коммуникативные: строят небольшие устные монологические высказывания, описывают объект, передают его внешние характеристики. | Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивации к учебной деятельности. | 10.03 |
26 | Школьный карнавал. Обобщающий урок по теме» Художник и зрелище». | Роль художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества. Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале. | Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание, анализировать информацию, презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Регулятивные: умеют оценивать результаты деятельности (чужой и своей). Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственные мнение, формулировать ответы на вопросы. | Имеют мотивацию к учебной деятельности; анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. | 17.03 |
Раздел 4.ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 часов) | ||||||
27 | Музей в жизни города. | Знаменитые музеи искусства России. Роль художника в создании музейных экспозиций. Образ интерьера музея. Задание: изготовление проекта интерьера музея. Материалы: альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. Изображения музеев искусств: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Русский музей | Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Называть самые знаменитые музеи России. | Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации. Регулятивные: анализируют собственную работу; соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого, находят ошибки, устанавливают их причины. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию. | 24.03 |
28 | Картина особый мир. Картина-пейзаж. | Картина- особый мир. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Роль рамы для картины. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи. Образ Родины в картинах-пейзажах. | Знать художников, изображающих пейзажи. Знать, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Умение изобразить пейзаж по представлению. Познакомиться с картинами И. Левитан «Озеро. Русь», «Стога. Сумерки» А. Саврасов «Грачи прилетели» В. Бакшеев «Голубая весна» К. Коро «Порыв ветра» | Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о сюжете картины, своём впечатление о ней, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её; осознанно рассматривают иллюстрацию с целью освоения и использования информации. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата, планируют решение учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к природе страны, бережное отношение к ней, понимают особую роль искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | 07.04 |
29. | Картина-портрет | Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники портретисты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. | Получат представление о жанре портрета. Научатся рассказывать об изображенном на картине человеке. Будут создавать портрет кого-либо из дорогих, знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета. | Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, составляют рассказ о героях картин-портретов. Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений живописи. | 14.04 |
30. | Картина- натюрморт | Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Знаменитые художники, работающие в жанре натюрморта. Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. | Научиться воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяин вещей, о времени в котором он живёт. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением, которое художник передаёт цветом. Узнают имена знаменитых художников, работающих в жанре натюрморта. | Познавательные: умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать её, выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; воспроизводить по памяти информацию необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Регулятивные: умеют осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оценивать результаты деятельности. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений живописи. | 21.04 |
31. | Картины исторически и бытовые | Изображение в картинах исторического жанра событий из жизни людей, героев. Красота и переживание повседневной жизни в картинах бытового жанра. | Получают представление о картинах исторического и бытового жанра. Научатся рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах. Освоят навыки в изображении смешанной техники. | Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать её. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата, планируют решение учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности | 28.04 |
32. | Скульптура в музее и на улице. | Скульптура – объёмное изображение, которое живёт в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. | Знать, что такое скульптура, несколько знаменитых памятников и их авторов. Уметь лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. | Познавательные: умеют воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выбирать решение из нескольких предложенных; кратко обосновывать выбор. Регулятивные: умеют анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы, находить ошибки, устанавливать их причины, корректировать действия. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственные мнение, формулировать ответы на вопросы. | Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности. | 05.05 |
33-34 | Художественная выставка. | Выставка лучших детских работ за год. Подведение итогов, ответ на вопрос «Какова роль художника в жизни каждого человека?». | Участвовать в организации выставки детского творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Понимать значение слов: «пьедестал», «скульптура-памятник», «парковая скульптура». | Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание, анализировать информацию, презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Регулятивные: умеют оценивать результаты деятельности (чужой и своей). Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственные мнение, формулировать ответы на вопросы. | Имеют мотивацию к учебной деятельности; задают вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и умеют находить ответ на него, обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. | 12.05 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...