Технологическая карта урока изо
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Технологическая карта урока по изобразительному искусству по теме: "Народные праздники. День оленевода" составлена с требованиями ФГОС и с использованием национально-регионального компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_izo.docx | 100.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4 класс УМК: « Школа России» Тип урока: комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала) Технологии урока: развивающие, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии (Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности), интерактивные технологии, групповые технологии. Межпредметные связи: литературное чтение на родном (ненецком) языке, музыка, литературное чтение, окружающий мир, физкультура Тема урока: «Народные праздники. День оленевода» Цель: повторение материала, изученного в блоке «Истоки родного искусства». Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к культуре своего народа, способствование развитию творческой и познавательной активности. Задачи: Образовательные: - дать понятие «народные праздники», день оленевода; - дать представление о проведении дня оленевода; - обобщить знания учащихся по теме «Истоки родного искусства»; - укрепить межпредметные связи (литературное чтение, литературное чтение на родном (ненецком) языке, окружающий мир, музыка, физкультура); - создать условия для оптимизации творческих способностей учащихся; - закрепить знания по составлению многофигурной композиции, - способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни предков, знакомство с обычаями и традициями ненецкого народа. Развивающие: - развивать мышление через анализ и сравнение различных видов орнамента на костюмах разных народов; - развивать внимание и память, мышление при выполнении практической работы; - развивать познавательный интерес, творческую активность, творческое воображение; - развивать навыки в декоративно– творческом рисовании, в составлении композиции на листе бумаги; - развивать умения работать коллективно; - развивать образное и пространственное воображение, эстетический вкус, аккуратность, внимание; - развивать умение самостоятельно искать и обрабатывать информацию, умение работать в коллективе. Воспитательные: - воспитывать чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества; - воспитывать позитивное отношение к народному искусству; - воспитывать интерес к теме урока и событиям нашего города, - воспитывать интерес к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны. - подготовить учащихся к творческому процессу создания словесного и художественного образа праздника; - формировать навыки отрабатывать умения отбирать материал для создания текста по заданному алгоритму; - формировать навыки выбирать правильно сюжет для творческой работы; - формировать умения работы коллективного взаимодействия и сотрудничества (метапредметные); - воспитывать уважение к народным праздникам; - формировать коммуникативные умения (личностные). |
Планируемые результаты: Предметные: - учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни человека; - знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира; - уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Личностные: - учащийся должен быть толерантным к культуре и искусству разных народов; - уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения - понимать роль культуры и искусства в жизни человека; Метапредметные: |
Регулятивные УУД: - постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре, группе; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач. Познавательные УУД: - стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; - постановка цели, решение проблемы; - поиск и выбор информации для творческой работы; - выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы; - овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Коммуникативные УУД: - использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий; – умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного и неродного (русского) языка; - распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы. Форма работы учащихся на уроке: Фронтальная, групповая, индивидуальная. Совместное обсуждение . Сотрудничество в группе. Работа учащихся с учебником. Ответы на вопросы и выполнение заданий. Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися. Самостоятельная творческая работа учащихся. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам. Оборудование для учителя: Средства ИКТ (Компьютер, проектор, экран, электронная презентация, видео сюжет). Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке. Таблицы с изображением народных костюмов. Фотостенд и плакат «День оленевода». Ребус. Репродукции картин русского художника Б. Кустодиева. Оленья упряжка (для смайликов). Оборудование (и материалы) для учащихся: Учебник, альбом, карандаши, ластик, акварельные краски, кисточка, палитра, бумага, стаканчик с водой, восковые мелки, фломастеры, ручки, раздаточный материал (смайлики 3 цветов: жёлтые, красные и зелёные – на каждого), |
Технологическая карта урока:
Список литературы
- Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств. М.: Махаон, 2007.
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2014.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство 4 класс: учеб . для общеобразоват . учреждений. «Просвещение» Москва 2012г.
- Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1–4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2010.
- Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М., Просвещение, 2011.
Приложение 1.
Приложение 2.
1 ученик
Праздник проводится в начале и середине календарной весны в районах Крайнего Севера. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до середины апреля. Праздник проводится так долго потому, что территория автономного округа очень большая и праздник проводится тогда, когда оленеводы со своими стадами кослают (переезжают) с зимних оленьих пастбищ на летние. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками, поэтому праздник проводится в определённом населённом пункте тогда, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения.
2 ученик
День оленевода прежде всего проводится для тундрового населения, которое ведёт традиционный образ жизни. В этот день чествуются люди, которые остались верны заветам своих предков и продолжают жить в тундре. Ведь оленеводство — это не только одна из отраслей сельского хозяйства, для тундрового населения – это смысл жизни. От оленя тундровики получают все: и пищу, и жилище (традиционный чум шьётся из оленьих шкур), и одежду (малицы, паницы, кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.
3 ученик
День оленевода – самый древний из национальных праздников жителей северных районов. Много веков в удобное для всех место съезжаются жители тундры. Молодые мужчины – чтобы похвалиться силой и удалью, женщины – красотой и уменьем вести домашнее хозяйство. Народ съезжается пообщаться, поторговать и помериться силами на соревнованиях. Культурная часть праздника: награждение и чествование лучших оленеводов, конкурс женской одежды, конкурс детской одежды, конкурс мужских поясов, конкурс на лучшую оленью упряжку. Спортивная часть праздника включает в себя следующие виды: метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест), прыжки через нарты, перетягивание палки, национальная борьба, бег на лыжах (самодельных) с палкой, гонки на оленьих упряжках, гонки на снегоходах. В некоторых местах до сих пор проводится жертвоприношение оленя, но в целом это очень веселый, светлый и по-настоящему весенний праздник.
Ключевыми моментами праздника являются именно соревнования. Жизнь в природе, помимо множества умений, требует от человека больших физических нагрузок. Для перетягивания палки нужны, например, не столько сильные бицепсы, сколько сильные пальцы. А метание тынзяна на хорей требует от пастуха очень точного глазомера. Попробуйте-ка поймать в огромном бегущем стаде именно того оленя, который вам нужен. Ловкость и выносливость — жизненно важные умения для каждого тундровика. От способности владеть своим телом зависит, сможет ли хозяин управляться с оленьим стадом и кормить семью. Потом начинаются выступления участников художественной самодеятельности. Всё это плавно перетекает в народные гулянья.
4 ученик
2 августа отмечается День оленя – профессиональный праздник оленеводов в республике Коми и в Ненецком автономном округе. Интересно, что этот праздник совпадает с Ильиным днём. Но вообще-то День оленя связан с окончанием летнего выпаса оленей и началом перекочевки стад на зимние пастбища.
Праздник этот начали отмечать ещё до войны, и с 1932 года он отмечался в первое воскресенье августа. С 1985 года он стал называться Днём оленевода.
5 ученик
В нашем городе (в Воркуте) этот праздник отмечают в ноябре, чтобы жители города смогли созерцать красочные оленьи бега. Это мероприятие было приурочено к сезонному забою оленей и Спартакиаде народов Севера, а последние несколько лет приурочено к празднованию ещё и Дня города (26 ноября).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...