Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" для индивидуального обучения на дому, 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе составлена на основе требований Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство».
Разработана и составлена для ученика 4 «в» класса, находящегося на индивидуальном обучении на дому по медицинским показателям.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_izo_dlya_indiv._obucheniya.docx | 56.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для обучающегося 4 «в» класса, находящегося на индивидуальном обучении на дому на 2021-22 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана и составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего начального образования ( приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Программы по изобразительному искусству к УМК «Школа России» для 4 -х классов под ред. Б.М.Неменского: М.: Просвещение, 2017 г.
- Индивидуальной образовательной программы учащихся, находящихся на индивидуальном обучении на дому;
- Положения об организации индивидуального обучения на дому;
Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана и составлена для ученика 4 «в» класса, находящегося на индивидуальном обучении на дому.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театра, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно – эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение традиций художественной культуры и импровизированный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Место учебного предмета в учебном плане.
Примерная или авторская программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год;
Согласно учебному плану МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева» на 2021-2022 учебный год на учебный предмет «Изобразительное искусство» в 4 классе (индивидуальное обучение) выделено 0,5 часа в неделю, фактически будет проведено 34 занятия.
РАЗДЕЛ II. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Учебно – тематический план изучения предмета
№ | Тема урока | Кол-во часов по примерной программе | Количество занятий по рабочей программе | |
1 | Истоки родного искусства | 8 ч. | 8 | |
2 | Древние города нашей земли | 7 ч. | 7 | |
3 | Каждый народ - художник | 11 ч. | 11 | |
4 | Искусство объединяет народы. | 8 ч. | 8 | |
| Итого | 34 ч. | 34 |
Раздел Ш. Содержание программы
Истоки родного искусства – 8 часов
Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи. Деревня — деревянный мир. Украшения избы и их значение. Красота человека. Образ русского человека в произведениях художников. Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли – 7 часов
Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник- 11 часов. Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Образ женской красоты.
Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. Города в пустыне. Древняя Эллада. Мифологические представления Древней Греции. Европейские города Средневековья Образ готического храма. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы - 8 часов. Материнство. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Мудрость старости.
Сопереживание. Герои - защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).
Раздел V. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения искусства у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира; получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование
Изобразительное искусство, 4 класс – 34 занятия (Б.М.Неменский)
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия | |
Раздел «Истоки родного искусства» (8 занятий) | |||||||
1 | Пейзаж родной земли. Рисование по памяти и представлению | Урок введения в новую тему | Характеризовать красоту природы родной земли. Характеризовать особенности красоты природы различных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж). | Давать эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Учиться видеть разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Учиться видеть красоту природы в разное время года и в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы. Представлять изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Овладевать живописными навыками работы с гуашью. | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. | ||
2 | Пейзаж родной земли. Красота природы. | Комбинированный урок | |||||
3 | Деревня – деревянный мир. Моделирова- ние, рисование | Урок формирования умений и навыков | Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуре народа. Объяснять конструкцию избы, назначение ее частей, декор и украшение. Изображать избу или моделировать ее из бумаги. | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Учиться видеть традиционный образ деревни и понимать связь человека с окружающим миром природы. Называть различные виды изб и сельских построек. Объяснять особенности конструкции русской избы, ее частей, сельских деревянных, построек. Овладевать навыками конструирования и работы в коллективе. | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Проектировать изделие. Овладевать навыками коллективной работы. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | ||
4 | Деревня – деревянный мир. Украшение деревянных построек | Комбинированный урок | Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Создавать образ традиционной деревни. Коллективное панно или объемная пространственная постройка. | ||||
5 | Красота человека. Изображение женского и мужского образа в народном костюме. | Урок-дискуссия | Объяснять представления народа о красоте человека. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма, праздничного женского и мужского костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека-труженика в произведениях художников (А.Венецианов, И.Аргунов, В.Суриков, В.Васнецов, В.Тропинин, З.Серебрякова, Б.Кустодиев) | Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека. Учиться изображать сцены труда из крестьянской жизни. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. | ||
6 | Красота человека. Изображение сцены труда из крестьянской жизни. | Комбинированный урок | |||||
7 | Народные праздники. «Краски осени» | Комбинированный урок | Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей. Изображать календарные праздники (коллективная работа). Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин и др.) | Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Создавать индивидуальные композиции и коллективные панно на тему народного праздника. Осваивать алгоритм выполнения коллективного панно Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. | Проектировать изделие. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | ||
8 | Народные праздники. Обобщение темы. «Осень в лесу» | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-выставка. | |||||
Раздел «Древние города нашей земли» (7 занятий) | |||||||
9 | Родной угол. Создание макета древнерусско- го города. | Урок введения в новую тему. | Характеризовать образ древнего города и особенность выбора места для постройки города. Объяснить роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Создавать макет древнерусского города-крепости. | Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Анализировать роль пропорций в архитектуре. Создавать макет древнерусского города. | Составлять план работы. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. | ||
10 | Древние соборы. Создание макета древнерусско- го собора. | Комбинированный урок. | Составлять рассказ о соборах как о святыне города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города. Раскрывать особенности конструкции и символики древнерусского каменного храма. Создавать макет здания древнерусского храма. | Получать представление о конструкции здания древнерусского храма. Понимать роль пропорции и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать здание храма. | Проектировать изделие. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. | ||
11 | Города Русской земли. Изображение древнерусско- го города. | Комбинированный урок. | Называть основные структурные части города. Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов. Рассказывать о жителях древнерусских городов и монастырей. Изображать древнерусский город. | Называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции и назначение. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны. | Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ по реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Формулировать собственное мнение и позицию. | ||
12 | Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов. | Комбинированный урок. | Рассказать об образе жизни людей в древнерусском городе, о князе и его дружине. Характеризовать одежду и оружие древнерусского воина. Определять значение цвета в одежде и значение орнамента. Развивать навыки изображения человека. | Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать древнерусских воинов. | Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. | ||
13 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Живописное изображение древнерусско- го города. | Урок-путешест вие | Определить общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Рассказывать о старинном архитектурном образе данных городов. Знакомить с исторической архитектурой данных городов. Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности людей. Изображать древнерусский город. | Анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества. Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Создавать образ древнерусского города. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. | ||
14 | Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат. | Урок-сказка | Рассказывать о торговых и ремесленных центрах городов. Иметь представление об убранстве городских построек, теремов, княжеских палат, боярских палат, городских усадеб. Объяснять в росписи преобладание растительных мотивов. Изображать интерьер теремных палат. | Видеть развитие декора городских архитектурных построек и декоративного украшения интерьера теремных палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема. | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. | ||
15 | Обобщение темы. Изображение праздника «Новый год» | Урок-фантазия |
| ||||
Раздел «Каждый народ – художник» (11 занятий) | |||||||
16 | Страна восходящего солнца. Образ художествен- ной культуры Японии. Изображение природы. | Урок введения в новую тему | Рассказывать о художественной культуре Японии, о традиционных постройках. Называть характерные особенности японского искусства. Называть традиционные праздники. Уметь видеть красоту в деталях. Изображать природу через характерные детали. Характеризовать образ женской красоты. Передавать характерные черты лица. Объяснять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Создавать изображения цветущей сакуры, японки в кимоно, коллективного панно. | Привить интерес к изучению иной и необычной художественной культуре. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы, понимания женской красоты. Иметь представление о традиционных японских постройках, предметов интерьера, украшениях. Приобретать новые навыки в изображении природы, человека, новых форм архитектуры. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. Сотрудничать в процессе создания общей композиции. Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | ||
17 | Страна восходящего солнца. Образ художествен- ной культуры Японии. Изображение японок в кимоно. | Комбинированный урок | |||||
18 | Народы гор и степей. Бурятская юрта – как произведение архитектуры | Комбинированный урок | Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты. Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Называть природные мотивы орнамента. Изображать красоты гор и жизнь в степи. | Принимать и объяснять разнообразие и красоту различных регионов нашей страны. Изображать сцены жизни людей в различных природных условиях. Передавать красоту природы гор и степей. Овладевать живописными навыками. | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их. | ||
19 | Народы гор и степей. Изображение жизни в степи. | Комбинированный урок | |||||
20 | «Сагаалган» - праздник бурятского народа | Комбинированный урок | Принимать и объяснять разнообразие и красоту различных регионов нашей страны. Изображать сцены жизни людей в различных природных условиях. Передавать красоту природы гор и степей. Овладевать живописными навыками. | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их. | |||
21 | Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатс- кого города. | Урок-фантазия | Рассказать о городах в пустыне. Видеть орнаментальный характер культуры. Создавать образ древнего среднеазиатского города. | Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектуры с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками орнаментальной графики. | Проектировать изделие. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. | ||
22 | Древняя Эллада. Изображение греческого храма. | Комбинированный урок | Рассказать об особом значении искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Определять особенности изображения , украшения, постройки в искусстве древних греков. Видеть красоту построения человеческого тела. Называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Изображать древнегреческий храм и приобретать навыки создания коллективного панно. | Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорции постройки. Изображать олимпийских спортсменов. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. | ||
23 | Рисование, посв. Празднику 8 марта | Урок-фантазия | |||||
24 | Европейские города средневековья. Изображение костюма и предметов быта. | Урок-беседа | Знакомство с образом готических городов средневековья, с архитектурой средневековья, готическим храмом, витражами, костюмом. Видеть единство форм костюма и архитектуры. Овладевать навыками составления коллективного панно. | Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Развивать навыки изображения человека. Создавать коллективное панно. | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. | ||
25 | Европейские города средневековья. Создание панно «Площадь средневеково- го города». | Урок-проект | |||||
26 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы. Участие в выставке работ. | Комбинированный урок | Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Понимать разности творческой работы в разных культурах. | Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Узнавать по предъявленным произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. | Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. | ||
Раздел «Искусство объединяет народы» (8 занятий) | |||||||
27 | Материнство. Изображение образа матери. | Урок введения в новую тему | Развивать навыки творческого восприятия произведений искусства и композиционного изображения. Изображать по представлению образ матери и дитя, их единства. | Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства. Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. | Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | ||
28 | Материнство. Изображение образа матери и дитя. | Урок-проект | |||||
29 | Мудрость старости. Создавать образ любимого пожилого человека. | Комбинированный урок | Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства. Создавать изображение любимого пожилого человека. | Развивать навыки восприятия произведений искусства. Создавать в процессе творческой работы выразительный образ пожилого человека. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. | ||
30 | Сопереживание. Создание рисунка, посвященного Дню Победы | Комбинированный урок | Рассуждать о сострадании, сочувствии, сопереживании. Учиться видеть изображение печали и сострадания в искусстве. Создавать рисунок с драматическим сюжетом. | Эмоционально откликаться на образы сострадания. Уметь объяснить, как выразить печальное и трагическое содержание. Выражать свое отношение при изображении печального события. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. | ||
31 | Герои-защитники. Создание рисунка, о герях-защитниках | Комбинированный урок | Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-защитников. Выполнять лепку эскиза памятника герою. | Приобретать творческий композиционный опыт. Приводить примеры памятников героям Отечества. Овладевать навыками изображения в объеме. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. | ||
32 | Юность и надежды. Создание рисунка, посвященного школе | Урок-проект | Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, радость молодости, любовь к своим детям. Выполнять изображение радости детства. | Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства. Развивать композиционные навыки. | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. | ||
33 | Искусство народов мира. | Урок-выставка | Рассказать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты. Обсуждать и анализировать свои работы и работы своих одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. | Объяснять и оценивать свои впечатления. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. | ||
34 | Искусство народов мира. Обобщение темы. | Урок-выставка |
Раздел V. Оценка достижения планируемых результатов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью – то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объекта), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении школы.
Раздел VI. Материально- техническое обеспечение
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения: | Наименование |
1. Авторская программа:
| |
2. Учебник: Изобразительное искусство. Учебник для 4 кл. «Искусство вокруг нас» начальной школы Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских, Г. Е. Гурова, Н. А. Лепской, М. Т. Ломоносовой, О. В. Островской под руководством Б. М. Неменского изд.- М.: Просвещение, 2013.-144с.:ил.-ISBN 978-5-09-029698-4. | |
3. УМК и дополнительная литература:
| |
4. Цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦОР и ЭОР):
-DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; народные промыслы -Презентации на CD-дисках: виды изобразительных (пластических) искусств; жанры изобразительных искусств; стили и направления в искусстве; народные промыслы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа и поурочное планирование для индивидуального обучения на дому 2 класс программа "Школа России" адаптированная.
Программа разработана для ребенка имеющего врожденное генетическое заболевание и ряд тяжелых заболеваний и нарушений . Ребенок обучается по программе "Школа Россия", которая адаптирована для конкретно...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид
Рабочая программа по предмету "Русский язык" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид...
Рабочая программа учебного предмета МАТЕМАТИКА (индивидуальное обучение) для 6 класса на 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Данная рабочая программа составлена без внесения изменений в авторскую программу составителя....
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 4 класс
УМК "Школа России"Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» адресована для учащегося 4 класса, находящегося на домашнем обучении по медицинским показателям...
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана для учащихся 2 класса, находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показателям на основе авторской программы А.А.Плешако...