Рабочая программа по изобразительному искусству 1 - 4 кл
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо)
Пояснительная записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_1-_4_kl.docx | 72.06 КБ |
1_klass_izo_ktp_2020.xls | 30.5 КБ |
izo_2_klass_ktp_2020.xls | 26.5 КБ |
izo_3_klass_ktp.xls | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сосьвинская общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор МБОУ «Сосьвинская СОШ»
___________________Н.А.Слепцова
приказ № 87-од от 31 августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по предмету Изобразительное искусство
1-4 класс
( УМК «Школа России»)
Краева Светлана Владимировна, высшая категория
П.Сосьва 2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-4 классы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Б.М.Неменского, Л.А.Неменской, Е.А. Коротеева « Изобразительное искусство».
Цели курса:
• развитие личности обучающихся средствами искусства;
• получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведения искусства и опыта художественно-творческой деятельности
Задачи обучения:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю. 1 класс — 33 ч в год. 2,3,4 классы – 34 часа в год.
Планируемые результаты и содержание образовательной области «Искусство» на уровне начального общего образования.
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
– различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
– различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
– эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
– узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
– приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
– видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
– высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
– создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
– использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
– различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
– создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
– наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
– использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
– пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
– моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
– выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
– осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
– выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
– видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
– понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
– изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
– изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
1 класс
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
1 класс
Ты изображаешь, украшаешь, строишь (33 часа)
Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
Тема раздела | Тема урока | Деятельность учащихся | Количество часов |
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. Линия.Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения 1. Изображения всюду вокруг нас. 2. Мастер Изображения учит видеть. 3. Изображать можно пятном. 4. Изображать можно в объеме. 5. Изображать можно линией. 6. Разноцветные краски. 7. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). 8. Художники и зрители (обобщение по теме) | Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей (овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, овладение первичными навыками изображения в объеме); рассматривать и рассуждать об иллюстрациях и рисунках; сравнивать различные объекты, предметы; создавать, изображать на плоскости свой замысел рисунка. | 8 ч |
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения 1. Мир полон украшений. 2. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях бабочек. 3. Красивые рыбы. 4. Украшения птиц. 5. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. 6. Узоры, которые создали люди. 7. Как украшает себя человек. 8. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | Изобразительная и декоративная деятельность. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Индивидуальная творческая деятельность, первичный опыт коллективной деятельности. | 8 ч |
Художественное конструирование и дизайн.Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. 1. Постройки в нашей жизни. 2. Дома бывают разными. 3. Домики, которые построила природа. 4. Дом снаружи и внутри. 5-6. Строим город. 7-8. Все имеет свое строение. 9-10 Строим вещи. 11. Город, в котором мы живем (обобщение темы). | Изобразительная и конструктивная художественная деятельность. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Индивидуальная творческая деятельность, первичный опыт коллективной работы. | 11ч |
Ритм. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма декоративноприкладном искусстве. Линия. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. 1. Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе. 2. «Сказочная страна». Создание панно. 3. «Сказочная страна». Создание панно. 4. Урок любования. Уметь видеть. 5. Здравствуй, лето! 6. Обобщение по теме. | Изобразительная, декоративная и конструктивная художественная деятельность. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира, обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества. Индивидуальная творческая деятельность, навыки коллективной творческой деятельности. Различать основные и составные цвета. | 6ч |
2 класс
Искусство и ты (35 часов)
Цель второго года обучения - это введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий; формирование у них пе.
рвоначальных представлений о содержании и роли искусства.
В течение всего этого года обучения в программе проходят как бы две линии образовательно-воспитательных задач, тесно связанные друг с другом. Одна – познание образного строя искусства, другая – развитие познания красоты жизни. Эти линии будут от класса к классу строить разные грани связей искусства с жизнью.
3 класс
Искусство вокруг нас (35 часов)
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов искусств - изобразительной, декоративной, конструктивной.
3 класс - строится как дальнейший шаг в приобщении к миру окружающей ребенка красоты. Опираясь на знания второго класса, необходимо приобщать ребёнка к представлениям о красоте «второй природы», т.е. природы, создаваемой руками человека.
Вся окружающая ребёнка действительность наполнена работой искусства (живопись, графика и дизайн, народное и декоративное искусство, зрелищные и экранные виды искусств), которую ни он, ни даже взрослые часто не замечают. Увидеть эту работу, познакомиться с ней умом, сердцем, собственными руками – вот цель для ребёнка, проходящая по всем урокам 3 класса. На уроках данной программы вводится игровая драматургия по изученной теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Тема раздела | Тема урока | Деятельность учащихся | Количество часов |
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека | Искусство в твоем доме 1. Твои игрушки. 2. Посуда у тебя дома. 3-4. Мамин платок. 5. Обои и шторы в твоём доме. 6. Твои книжки. 7. Поздравительная открытка. 8.Труд художника для твоего дома. Обобщение темы. | Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, театральные декорации, садово-парковое искусство и т. д. Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы сказочного героя. Использовать стилизацию для создания орнамента. Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов. | 8 ч |
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. | Искусство на улицах твоего города 1 Парки архитектуры. 2. Витрины на улицах. 3. Парки, скверы, бульвары города. 4. Ажурные ограды. 5. Фонари на улицах и в парках. 6. Новогодний фонарик. 7. Удивительный транспорт. 8. Труд художника на улицах твоего города. Обобщение по теме. | Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа. Моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу и т. д. Осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали повседневную жизнь человека. | 8 ч |
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. | Художник и зрелище 1 Художник в театре. 2.. Образ театрального героя. 3. Театральные маски. 4. Театр кукол. 5. Театральный занавес. 6. Афиша, плакат к спектаклю. 7. Художник в цирке. 8. Театральная программа. 9. Праздник в городе. 10. Школьный карнавал. 11. Обобщение темы. | Понимать роль художника в театре, цирке. Моделировать маску, проектировать костюм театрального героя. Создавать сюжетные композиции по мотивам спектакля или кинофильма. Анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусств. Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления. | 11 ч |
Восприятие произведений искусства. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. . Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. | Художник и музей 1.Музеи в жизни города. 2. Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи. 3. Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты. 4. Портрет друга. В музеях хранятся известные портреты. 5. Картины исторические и бытовые. 6. Скульптура в музее и на улицах. 7. Музеи архитектуры. 8. Художественная выставка. Обобщение темы. | Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, предметы быта. Использовать пропорциональные отношения лица человека при создании портрета. Различать основные и составные, теплые и холодные, «звонкие» и «глухие» цвета. Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремесел России. Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. | 8 ч |
4 класс
Каждый народ – художник
(изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) (35 часов)
4 класс раздвигает представления детей об искусстве – предельно для возможностей этого возраста. Задача – не просто передать знания об искусстве разных народов, а создать у ребенка представление о необъятности и увлекательности художественного творчества во всех уголках Земли, у каждого народа. Пробудить интерес к нему.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры красоты человека (внешней и духовной) с культурой других народов. Научиться видеть красоту, радоваться ей. Существует единое понимание всеми народами красоты отношения человека к жизни, отношения к своей стране, к труду, к матерям и отцам, к старикам и детям.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Тема раздела | Тема блока | Деятельность учащихся | Количество часов |
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. | Истоки родного искусства 1. Пейзаж родной земли. 2. Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. 3.Продолжение работы над коллективным панно «Деревня-деревянный мир». 4. Образ красоты человека. Праздничный костюм. 5. Образ красоты человека. Женский портрет. 6. Образ красоты человека. Мужской портрет. 7. Народные праздники.Коллективное панно. Проект. 8. Обобщение темы. | Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений , отражающих отношение народа к человеку. Использовать правила перспективы для передачи пространства в изображениях природы, деревенского пейзажа. Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства. Знать традиции своего народа, региона, семьи. | 8 ч |
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи | Древние города нашей Земли 1. Древнерусский город-крепость. 2. Древние соборы. 3. Древний город и его жители. 4. Древнерусские воины-защитники. 5. Города Русской земли. 6. Узорочье теремов. 7. Праздничный пир в теремных палатах. Продолжение работы над проектом. 8. Обобщение темы.Защита проектов. | Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, архитектурным постройкам. Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими его постройками. | 8 ч |
Цвет. Эмоциональные возможности цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. | Каждый народ – художник 1. Страна восходящего солнца.Образ художественной культуры Японии. Проект. 2. Изображение японок в национальной одежде. Работа над проектом. 3. Искусство народов гор и степей. 4. Города в пустыне. 5. Образ художественной культуры Древней Греции. 6. Древнегреческие праздники. 7. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города. 8-9. Портрет средневекового жителя. 10. Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы. | Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт. Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы человека. Понимать, узнавать и передавать характерные черты нескольких ярких культур мира (Др. Греция, Япония) в архитектуре, одежде, предметах быта. Выполнять композицию по представлению на обозначенные темы графическими и живописными средствами. | 10 ч |
Восприятие произведений искусства. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Живопись. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Декоративноприкладное искусство. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. | Искусство объединяет народы 1. Материнство. 2. Мудрость старости. 3. Сопереживание. 4. Герои- защитники. 5. Юность и надежды. 6. Искусство народов мира. Обобщение темы. 7-8. Итоговое занятие, защита проектов. 9. Резервный урок | Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувство печали, сострадания, радости, героизма, отвращения, ужаса и т. д. осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитника Отечества. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении. Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство). | 9ч |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
класс | Предметная область | Предмет | Автор учебников | Издательство |
1 | Изобразительное искусство | Изобразительное искусство | Неменская Л. А. / Под редакцией Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс | Просвещение |
2 | Изобразительное искусство | Изобразительное искусство | Коротеева Е. И. / Под редакцией Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс | Просвещение |
3 | Изобразительное искусство | Изобразительное искусство | Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и др. / Под редакцией Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс | Просвещение |
4 | Изобразительное искусство | Изобразительное искусство | Неменская Л. А. / Под редакцией Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс | Просвещение |
1 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц |
2 | Мультимедийный проектор |
3 | Проекторная доска |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...