Тема: "Парный портрет. Материнство" (4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Иванова Екатерина Витальевна

Конспект по изобразительному искусству. Тема: "Парный портрет. Материнство" (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnyy_portret._materinstvo_4_klass.docx43.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15.04.2021

База практики: Трубчевская СОШ №1

Класс: 4

Образовательная система: Школа России

Учебный предмет: ИЗО

Тема: Парный портрет. Материнство

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: создание условий для знакомства учащихся с последовательностью создания изобразительной работы в жанре "портрет".
Деятельностная: выполнение парного портрета с опорой на зрительный ряд и собственные представления.

Задачи:

Образовательные:

1.Учить анализировать художественные образы, определять средства выразительности;

2. Познакомить с терминами «сопереживание», «понимание»;

3. Повторить термины «портрет», «автопортрет», «групповой портрет», «индивидуальный портрет»; уточнить особенности жанра «портрет»;

4. Формировать умение выполнять изобразительную работу по плану, внося коррективы в соответствии с замыслом.

Развивающие:

1. Развивать индивидуальные творческие способности, чувствопрекрасного;

2. Развивать художественно-образное видение окружающего мира.

Воспитательные:

1. Формировать эмоционально-ценностное отношение к объекту изображения;

2. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение выполнять изобразительную работу в жанре "портрет";

2. Умение осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

3. Умение выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;

4 Умение решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Метапредметные

Регулятивные:

1. Умение принимать и сохранять учебную задачу;

2. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

1. Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

2. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве;

3. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

1. Умение формулировать собственное мнение и позицию;

2. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

3. Умение задавать вопросы.

Личностные:

1. Умение чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Оборудование:        
Для учителя: презентационный материал, иллюстративный материал.

Для учащихся: альбом, простой карандаш, краски, кисти, баночка для воды.

План урока:

  1. Этап мотивации – 3 мин
  1.  Приветствие
  2.  Эмоциональный настрой
  3.  Аутогенная тренировка
  1. Этап актуализации и пробного учебного действия – 3 мин
  2. Этап выявления места и причины затруднения – 4 мин
  3. Этап построения проекта выхода из затруднения – 5 мин
  4. Этап реализация построенного проекта – 5 мин
  5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 20 мин
  6. Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин

        

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Екатерина Витальевна. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

1.2. Эмоциональный настрой

- На уроках изобразительного искусства вы занимались разными видами творчества – рисованием, созданием цветных рисунков, графики, витражей и т.д. Словом, это были для вас важные и интересные уроки -  уроки творчества, созидание произведений искусства. А художественное творчество – это настоящий источник доброты и красоты. Поэтому для начала сядьте поудобнее и улыбнитесь друг другу.

1.3. Аутогенная тренировка

- Чтобы заниматься творчеством, надо привести свой организм в нужное состояние – внимательное и чуткое. Для этого я вам предлагаю провести аутогенную тренировку. Сейчас я вам буду подавать команды, а вы постарайтесь их внимательно слушать, запоминать, повторять про себя и, конечно, выполнять. Чтобы вам было легче сосредоточиться, закройте глаза. Повторяйте за мной.

- Мы спокойны и добры.

- Мы приветливы и ласковы.

- Теперь глубоко сделайте вдох и выдохните. Выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение, забудьте о них. Дальше повторяем за мной:

- Мы пришли на урок, чтобы научиться грамотно рисовать.

- Мы уже умеем многое рисовать, но будем стараться учиться и дальше.

- Нам нравится заниматься рисованием, и у нас всё получится.

- Мы вдыхаем в себя красоту весеннего дня и тепло солнечных лучей.

- Сделайте ещё 2 глубоких вдоха и выдоха.

- Теперь можете открыть глаза.

- Пусть всё то, прекрасное, что вы услышали и во что погрузились, согреет ваши сердца. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Хорошего вам настроения и творческих успехов!

Приветствуют учителя, садятся


Самоанализ
самоконтроль
взаимоконтроль

Л1

Л2

Р2

К2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Я хочу вам предложить рассмотреть картины известных художников из Третьяковской галереи.

- Посмотрите на представленный ряд картин и подумайте, что является темами данных репродукций картин.

Василий Дмитриевич Поленов «Московский дворик»

Виктор Михайлович Васнецов «Алёнушка»

Иван Иванович Шишкин «Рожь»

Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри»

Иван Иванович Шишкин и Константин Аполлонович Савицкий

«Утро в сосновом лесу»

Валентин Александрович Серов «Девочка с персиками»

- Какие темы затронуты художниками в представленных полотнах? (природа, переживания человека, героизм, быт ...)

- Какие жанры изобразительного искусства вы можете назвать?

(портрет, пейзаж)

(1-6 слайды)

- Откройте учебник на стр.137, прочитайте название общей темы следующего блока и её пояснение.

- Давайте прочитаем тему хором («Искусство объединяет народы»)

- Какие темы изобразительного искусства могут быть общими для разных народов? (мир и труд, природа, любовь к детям и т.д.)

- Я вам хочу прочитать стихотворение-загадку, а вы внимательно послушайте и назовите нужный жанр живописи, который вам сегодня предстоит нарисовать.

Мы картины очень любим

И на всё дадим ответ:

Вот девчонка в пёстрой шубе –

Это, милый друг, … (портрет).

Нарисована здесь мама,

Дед и бабушка за ней.

Мы портреты вставим в рамы

И повесим на стене.

- Рассмотрите портрет, представленный в учебнике на стр.136.

- Кто изображён на портрете? (мальчик)

- Как одет этот мальчик?

- Какое настроение передаёт художник?

- Жанр портрета появился в глубокой древности, люди передавали облик человека, рисуя на скале, вырезая его из дерева, вылепливая из глины.

- Из каких материалов можно делать объёмные скульптурные портреты?

(из гипса, мрамора, бронзы)

- Различают портрет парадный, когда человек изображён в торжественной обстановке, и домашний, комнатный, когда все окружающие человека предмета подчёркивают уют и комфорт.

- Скажите, какой портрет представлен на стр.136: парадный или домашний? (домашний)

- По каким признакам вы поняли, что перед нами домашний портрет?

- Кем может быть этот мальчик? (сыном художника)

- Когда на картине изображён один человек, то такой портрет называют индивидуальным. Индивидуальные портреты пишут чаще, чем остальные.

- Сколько человек может быть изображено на портретах, которые называются «парными»? (два человека -  пара)

- Самые крупные портреты – групповые, когда перед нами несколько портретов, целая группа. В этом случае над большим, многопортретным полотном работает не один художник, вместе с ним трудятся и его помощники, ученики.

- Итак, портретом называется картина, на которой изображён кто? (человек)

- Какие портреты создаются художниками чаще всего – индивидуальные, парные или групповые? (индивидуальные)

Вспоминают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя

Самоконтроль

К1, К2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Особенности жанра под названием «портрет» заключаются в том, что портрет – отражение не только внешности человека, но и его внутреннего мира. Кроме того, портрет человека демонстрирует особенности эпохи, времени, в котором он жил за счёт отдельных деталей: одежды, обстановки, декоративных частей оформления.

(7 слайд)

- По каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет военного? (военная форма, ордена, особая осанка, смелое открытое лицо, отважный взгляд)

- Подумайте, какая у вас любимая книга. Затем представьте, что вы художник и расскажите своим одноклассникам, портрет какого героя вам хотелось бы нарисовать?

- Нарисовать портрет, конечно, нелегко. Надо запомнить внешние особенности человека, которого художник хочет изобразить. В первую очередь его лицо, а также позу, в которой он будет находиться, предметы, которые его окружают. При этом каждый человек получится непохожим на других, даже ели вы рисуете близнецов.

- Посмотрите на портреты, написанные художниками разных эпох и стран.

(8 слайд) Ф. Шурпин «Материнство. Извечное»

(9 слайд) Т. Яблонская «Мать и дитя»

(10 слайд) Ю. Кугач «У колыбели»

- Но всмотритесь внимательно, подумайте и скажите, что в этих портретах общего, какая особенность отличает их от других портретов и что объединяет эти картины между собой.

- Что же общего в этих картинах – таких разных на первый взгляд?

(на портретах изображены мать и дитя)

- Какие чувства вызывают у вас эти картины?

- Как, на ваш взгляд, сами художники относятся к героям своих картин?

- Какая из репродукций картин вам нравится больше остальных и почему вам понравилась именно она?

- Одна из общих тем в мировом изобразительном искусстве – тема материнства, материнско любви и нежности.

(11 слайд)

- Эта тема станет предметом вашего изучения на уроке.

- Послушайте, я вам прочитаю стихотворение А.Ди «Есть в природе знак…»

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках.

От любой напасти заклиная,
Ей-то уж добра не занимать.
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,
И с тех пор живет она в веках,
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках

Всё на свете мерится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей,
Яблоня украшена плодами,
Женщина - судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках!

- Итак, портрет – это жанр изобразительного искусства, в котором присутствуют образы людей.

- Автопортрет – жанр изобразительного искусства, в котором художник рисует свой собственный портрет.

- Сколько человек обычно изображено на портрете матери и ребёнка? (двое)

- Как вы думаете, как называются портреты, на которых изображены мать и ребёнок? (парные)

- Сегодня вам предстоит самостоятельно нарисовать картину в жанре парного портрета. Главным на этой картине я предлагаю вам нарисовать портрет вашей мамы, а второе изображение – ваш автопортрет.

- С каким чувством вы относитесь к своей маме?

- Нарисовать любой портрет, конечно, нелегко. Но ведь вы будете рисовать портрет вашей мамы -  самого близкого вам человека, которого вы видите постоянно, изо дня в день. Вы видите маму и спокойной, и встревоженной, и радостной, в будни и в праздники, дома и на улице. Поэтому, я думаю, вы сумеете справиться с её портретом. Подумайте и решите, в каком настроении ваша мама получится лучше всего. При этом мама у каждого из вас получится непохожей на других.

Воспринимают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя

Самоконтроль

К1

К2
Пр2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Видео-инструкция

Этапы:

  1. 1 этап: На бумаге изображаем овал, сделав набросок фигуры, с помощью линейки разделяем его вертикальным отрезком на два участка. Теперь, также делим посередине овал ещё на два кусочка.
  2. 2 этап: Опускаемся немного ниже и дополняем набросок горизонтальным отрезком. Затем намечаем места расположения рта, носа и губ. 
  3. 3 этап: Намечаем на наброске силуэт носа. Немного выше этой части тела, рисуем контур глаз, но так, чтобы уголки соприкасались с краем носа.
  4. 4 этап: В нижней части наброска, ориентируясь на радужки глаз, изображаем форму губ.
  5. 5 этап: Штрихованием с разным нажатием на карандаш добавляем лицу объём. Затемняем участок под носом, наводим очертание скул. Затем, затемняем участок под нижней губой и впадины под бровями.

- Как можно расположить альбомный лист? (горизонтально или вертикально)

- Как лучше его расположить для изображения парного портрета? (горизонтально)

Самоконтроль

Р1
Пр1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Рассмотрите репродукции картин на стр.140-141.

- Расскажите о каждой из этих картин -  что на них изображено?

- Прочитайте текст на стр.141.

- Эти картины принадлежат мастерам разных народов, но что для них является общим?

- Какие чувства вызывают у вас эти картины?

- Расскажите, как на них размещены мама и ребёнок.

- Какой колорит использован для передач образов мамы и ребёнка – схожий или контрастный?

- Почему во всех трёх картинах художники использовали сходный колорит при передаче двух главных образов? (чтобы подчеркнуть близость мамы и ребёнка между собой)

- Что ещё общего в портретах мамы и ребёнка? (линии, которыми они нарисованы, чёткие, жёсткие или мягкие)

- Такое единство линий и цвета помогает создавать общий ансамбль картины, когда оба образа получаются в целостности, нераздельности, в тесной связи друг с другом. Это основы, которых вам необходимо придерживаться при выполнении самостоятельной работы.

- Посмотрите, у меня есть несколько детских работ, в которых присутствуют правильное и неправильное композиционные решения.

12 и 13 слайды – правильное композиционное решение

14 слайд – неправильное композиционное решение (не видно лиц, что для портрета очень важно)

15 и 16 слайды - правильное композиционное решение

17 слайд - неправильное композиционное решение (голова мамы обрезана, изображению мало места)

- Найдите работы, в которых имеются ошибки.

Самоконтроль, взаимоконтроль

П1,П2,

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

- Теперь вам следует продумать решение первой важной задачи - композиции будущего рисунка.

- Что такое композиция? (расположение предметов в пространстве картины)

- Постарайтесь разместить изображение вашей мамы в центре.

- Наметьте на листе, где будет располагаться основная фигура, каким будет ваш портрет – плечевым, поясным.

- Продумайте композицию вашего автопортрета – как вы будете находиться на этом рисунке рядом с мамой?

- Оба силуэта должны быть выполнены одинаковыми линиями – плавными или неровными, штриховыми.

- Какой может быть линия? (плавной, спокойной, вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямо и волнистой, пересекающейся и параллельной, лёгкой и тяжёлой)

- Используя разные виды линий, вы можете передать его особенности портрета.

- Сейчас внимательно рассмотрите свой рисунок и усовершенствуйте его контуры, может быть, в каких-то местах вы сделаете более разнообразными линиями, которыми он написан. Попробуйте создать уравновешенную по линиям композицию.

- После того, как вы создали эскиз, работу необходимо выполнить в цвете.

- Для изображения лица, рук, шеи необходимо получить определенный  оттенок – телесный. В чистом виде такой краски не существует. Для получения подходящего тёплого телесного цвета надо смешать несколько цветов – жёлтый, белый, совсем немного красного.

- Какие детали будут парными? (глаза и брови)        

- Какая кисточка вам понадобится для рисования этих деталей? (тонкая)

Учащиеся работают над изобразительной задачей с опорой на зрительный ряд и собственные образные представления.

Целевые обходы учителя:

1. Контроль организации рабочего места.

2. Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда.

3. Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Выполняют работу

Л1

К1

Р2

7. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Что такое портрет? (это жанр изобразительного искусства, в котором присутствуют образы людей)

- По каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет?

- Сегодня на уроке мы с вами говорили о маме, о материнской любви, о том, как тема материнства была отражена в творчестве разных художников. Материнство – вечная тема в искусстве. Произведения искусства, выражающие красоту материнства, находятся в крупнейших художественных музеях мира.

- О любви матери к своему ребёнку много говорится в русских народных пословицах и поговорках.

(18 слайд)

- Прочитайте пословицы, данные на слайде и объясните их значения:

Птица рада весне, а младенец – матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

- Чем привлекает художников разных стран тема материнской любви?

- Проявление каких чувств вы смогли увидеть на репродукциях живописных полотен, которых вы сегодня рассматривали? (нежности, любви, доброты, ласки, красоты)

Критерии оценки:

1. Соответствие работы общей тематике урока, соблюдение алгоритма изображения.

2. Выразительность: подбор цветовых сочетаний и оттенков.

3. Композиционная целостность.

4. Завершённость работы.

- Спасибо за работу на уроке, до свидания. Уберите свои рабочие места.

Анализируют результат продуктивной деятельности, высказывают оценочные суждения

Самоанализ

Взаимопроверка

Пр3

Л2




                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 2 классе. Тема: парные и непарные, звонкие и глухие согласные.

Задачи урока: 1 Уточнение и конкретизация знаний учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных 2 Умение вести диалог с опорой на рисунки и жизненные познания детей. 3 Способствовать раз...

урок русского языка во 2 классе по теме "Парные согласные на конце слов"

Урок формирования и закрепления орфографических умений во 2 классе по теме " Правописание парных согласных в конце слов". Урок по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

Открытый урок по русскому языку по теме "Парные согласные" 2 класс УМК "Школа России"

Урок русского языка по теме "Парные согласные" 2 класс. УМК "Школа России", авторы учебников Зеленина, Хохлова...

Русский язык во 2 классе Урок - аукцион по теме "Проверка знаний и умений по теме "Парные согласные в конце слова"

Урок проводится в нетрадиционной форме.Учащиеся знакомятся с правилами аукциона, выполняют занимательные задания по теме "Парные согласные в конце слова"...

Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".

Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока:  расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...

Урок русского языка по теме "Парные согласные. Закрепление." 1 класс.

Закрепить написание парных согласных на конце слова....