Тема: "Парный портрет. Материнство" (4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Конспект по изобразительному искусству. Тема: "Парный портрет. Материнство" (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parnyy_portret._materinstvo_4_klass.docx | 43.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 15.04.2021
База практики: Трубчевская СОШ №1
Класс: 4
Образовательная система: Школа России
Учебный предмет: ИЗО
Тема: Парный портрет. Материнство
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Содержательная: создание условий для знакомства учащихся с последовательностью создания изобразительной работы в жанре "портрет".
Деятельностная: выполнение парного портрета с опорой на зрительный ряд и собственные представления.
Задачи:
Образовательные:
1.Учить анализировать художественные образы, определять средства выразительности;
2. Познакомить с терминами «сопереживание», «понимание»;
3. Повторить термины «портрет», «автопортрет», «групповой портрет», «индивидуальный портрет»; уточнить особенности жанра «портрет»;
4. Формировать умение выполнять изобразительную работу по плану, внося коррективы в соответствии с замыслом.
Развивающие:
1. Развивать индивидуальные творческие способности, чувствопрекрасного;
2. Развивать художественно-образное видение окружающего мира.
Воспитательные:
1. Формировать эмоционально-ценностное отношение к объекту изображения;
2. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Умение выполнять изобразительную работу в жанре "портрет";
2. Умение осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
3. Умение выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
4 Умение решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Метапредметные
Регулятивные:
1. Умение принимать и сохранять учебную задачу;
2. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные:
1. Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
2. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве;
3. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные:
1. Умение формулировать собственное мнение и позицию;
2. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
3. Умение задавать вопросы.
Личностные:
1. Умение чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Оборудование:
Для учителя: презентационный материал, иллюстративный материал.
Для учащихся: альбом, простой карандаш, краски, кисти, баночка для воды.
План урока:
- Этап мотивации – 3 мин
- Приветствие
- Эмоциональный настрой
- Аутогенная тренировка
- Этап актуализации и пробного учебного действия – 3 мин
- Этап выявления места и причины затруднения – 4 мин
- Этап построения проекта выхода из затруднения – 5 мин
- Этап реализация построенного проекта – 5 мин
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 20 мин
- Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, дети. Меня зовут Екатерина Витальевна. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. 1.2. Эмоциональный настрой - На уроках изобразительного искусства вы занимались разными видами творчества – рисованием, созданием цветных рисунков, графики, витражей и т.д. Словом, это были для вас важные и интересные уроки - уроки творчества, созидание произведений искусства. А художественное творчество – это настоящий источник доброты и красоты. Поэтому для начала сядьте поудобнее и улыбнитесь друг другу. 1.3. Аутогенная тренировка - Чтобы заниматься творчеством, надо привести свой организм в нужное состояние – внимательное и чуткое. Для этого я вам предлагаю провести аутогенную тренировку. Сейчас я вам буду подавать команды, а вы постарайтесь их внимательно слушать, запоминать, повторять про себя и, конечно, выполнять. Чтобы вам было легче сосредоточиться, закройте глаза. Повторяйте за мной. - Мы спокойны и добры. - Мы приветливы и ласковы. - Теперь глубоко сделайте вдох и выдохните. Выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение, забудьте о них. Дальше повторяем за мной: - Мы пришли на урок, чтобы научиться грамотно рисовать. - Мы уже умеем многое рисовать, но будем стараться учиться и дальше. - Нам нравится заниматься рисованием, и у нас всё получится. - Мы вдыхаем в себя красоту весеннего дня и тепло солнечных лучей. - Сделайте ещё 2 глубоких вдоха и выдоха. - Теперь можете открыть глаза. - Пусть всё то, прекрасное, что вы услышали и во что погрузились, согреет ваши сердца. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Хорошего вам настроения и творческих успехов! | Приветствуют учителя, садятся | Самоанализ | Л1 Л2 Р2 К2 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Я хочу вам предложить рассмотреть картины известных художников из Третьяковской галереи. - Посмотрите на представленный ряд картин и подумайте, что является темами данных репродукций картин. Василий Дмитриевич Поленов «Московский дворик» Виктор Михайлович Васнецов «Алёнушка» Иван Иванович Шишкин «Рожь» Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри» Иван Иванович Шишкин и Константин Аполлонович Савицкий «Утро в сосновом лесу» Валентин Александрович Серов «Девочка с персиками» - Какие темы затронуты художниками в представленных полотнах? (природа, переживания человека, героизм, быт ...) - Какие жанры изобразительного искусства вы можете назвать? (портрет, пейзаж) (1-6 слайды) - Откройте учебник на стр.137, прочитайте название общей темы следующего блока и её пояснение. - Давайте прочитаем тему хором («Искусство объединяет народы») - Какие темы изобразительного искусства могут быть общими для разных народов? (мир и труд, природа, любовь к детям и т.д.) - Я вам хочу прочитать стихотворение-загадку, а вы внимательно послушайте и назовите нужный жанр живописи, который вам сегодня предстоит нарисовать. Мы картины очень любим И на всё дадим ответ: Вот девчонка в пёстрой шубе – Это, милый друг, … (портрет). Нарисована здесь мама, Дед и бабушка за ней. Мы портреты вставим в рамы И повесим на стене. - Рассмотрите портрет, представленный в учебнике на стр.136. - Кто изображён на портрете? (мальчик) - Как одет этот мальчик? - Какое настроение передаёт художник? - Жанр портрета появился в глубокой древности, люди передавали облик человека, рисуя на скале, вырезая его из дерева, вылепливая из глины. - Из каких материалов можно делать объёмные скульптурные портреты? (из гипса, мрамора, бронзы) - Различают портрет парадный, когда человек изображён в торжественной обстановке, и домашний, комнатный, когда все окружающие человека предмета подчёркивают уют и комфорт. - Скажите, какой портрет представлен на стр.136: парадный или домашний? (домашний) - По каким признакам вы поняли, что перед нами домашний портрет? - Кем может быть этот мальчик? (сыном художника) - Когда на картине изображён один человек, то такой портрет называют индивидуальным. Индивидуальные портреты пишут чаще, чем остальные. - Сколько человек может быть изображено на портретах, которые называются «парными»? (два человека - пара) - Самые крупные портреты – групповые, когда перед нами несколько портретов, целая группа. В этом случае над большим, многопортретным полотном работает не один художник, вместе с ним трудятся и его помощники, ученики. - Итак, портретом называется картина, на которой изображён кто? (человек) - Какие портреты создаются художниками чаще всего – индивидуальные, парные или групповые? (индивидуальные) | Вспоминают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя | Самоконтроль | К1, К2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Особенности жанра под названием «портрет» заключаются в том, что портрет – отражение не только внешности человека, но и его внутреннего мира. Кроме того, портрет человека демонстрирует особенности эпохи, времени, в котором он жил за счёт отдельных деталей: одежды, обстановки, декоративных частей оформления. (7 слайд) - По каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет военного? (военная форма, ордена, особая осанка, смелое открытое лицо, отважный взгляд) - Подумайте, какая у вас любимая книга. Затем представьте, что вы художник и расскажите своим одноклассникам, портрет какого героя вам хотелось бы нарисовать? - Нарисовать портрет, конечно, нелегко. Надо запомнить внешние особенности человека, которого художник хочет изобразить. В первую очередь его лицо, а также позу, в которой он будет находиться, предметы, которые его окружают. При этом каждый человек получится непохожим на других, даже ели вы рисуете близнецов. - Посмотрите на портреты, написанные художниками разных эпох и стран. (8 слайд) Ф. Шурпин «Материнство. Извечное» (9 слайд) Т. Яблонская «Мать и дитя» (10 слайд) Ю. Кугач «У колыбели» - Но всмотритесь внимательно, подумайте и скажите, что в этих портретах общего, какая особенность отличает их от других портретов и что объединяет эти картины между собой. - Что же общего в этих картинах – таких разных на первый взгляд? (на портретах изображены мать и дитя) - Какие чувства вызывают у вас эти картины? - Как, на ваш взгляд, сами художники относятся к героям своих картин? - Какая из репродукций картин вам нравится больше остальных и почему вам понравилась именно она? - Одна из общих тем в мировом изобразительном искусстве – тема материнства, материнско любви и нежности. (11 слайд) - Эта тема станет предметом вашего изучения на уроке. - Послушайте, я вам прочитаю стихотворение А.Ди «Есть в природе знак…» Есть в природе знак святой и вещий, - Итак, портрет – это жанр изобразительного искусства, в котором присутствуют образы людей. - Автопортрет – жанр изобразительного искусства, в котором художник рисует свой собственный портрет. - Сколько человек обычно изображено на портрете матери и ребёнка? (двое) - Как вы думаете, как называются портреты, на которых изображены мать и ребёнок? (парные) - Сегодня вам предстоит самостоятельно нарисовать картину в жанре парного портрета. Главным на этой картине я предлагаю вам нарисовать портрет вашей мамы, а второе изображение – ваш автопортрет. - С каким чувством вы относитесь к своей маме? - Нарисовать любой портрет, конечно, нелегко. Но ведь вы будете рисовать портрет вашей мамы - самого близкого вам человека, которого вы видите постоянно, изо дня в день. Вы видите маму и спокойной, и встревоженной, и радостной, в будни и в праздники, дома и на улице. Поэтому, я думаю, вы сумеете справиться с её портретом. Подумайте и решите, в каком настроении ваша мама получится лучше всего. При этом мама у каждого из вас получится непохожей на других. | Воспринимают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя | Самоконтроль | К1 К2 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Видео-инструкция Этапы:
- Как можно расположить альбомный лист? (горизонтально или вертикально) - Как лучше его расположить для изображения парного портрета? (горизонтально) | Самоконтроль | Р1 | |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - Рассмотрите репродукции картин на стр.140-141. - Расскажите о каждой из этих картин - что на них изображено? - Прочитайте текст на стр.141. - Эти картины принадлежат мастерам разных народов, но что для них является общим? - Какие чувства вызывают у вас эти картины? - Расскажите, как на них размещены мама и ребёнок. - Какой колорит использован для передач образов мамы и ребёнка – схожий или контрастный? - Почему во всех трёх картинах художники использовали сходный колорит при передаче двух главных образов? (чтобы подчеркнуть близость мамы и ребёнка между собой) - Что ещё общего в портретах мамы и ребёнка? (линии, которыми они нарисованы, чёткие, жёсткие или мягкие) - Такое единство линий и цвета помогает создавать общий ансамбль картины, когда оба образа получаются в целостности, нераздельности, в тесной связи друг с другом. Это основы, которых вам необходимо придерживаться при выполнении самостоятельной работы. - Посмотрите, у меня есть несколько детских работ, в которых присутствуют правильное и неправильное композиционные решения. 12 и 13 слайды – правильное композиционное решение 14 слайд – неправильное композиционное решение (не видно лиц, что для портрета очень важно) 15 и 16 слайды - правильное композиционное решение 17 слайд - неправильное композиционное решение (голова мамы обрезана, изображению мало места) - Найдите работы, в которых имеются ошибки. | Самоконтроль, взаимоконтроль | П1,П2, | |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | - Теперь вам следует продумать решение первой важной задачи - композиции будущего рисунка. - Что такое композиция? (расположение предметов в пространстве картины) - Постарайтесь разместить изображение вашей мамы в центре. - Наметьте на листе, где будет располагаться основная фигура, каким будет ваш портрет – плечевым, поясным. - Продумайте композицию вашего автопортрета – как вы будете находиться на этом рисунке рядом с мамой? - Оба силуэта должны быть выполнены одинаковыми линиями – плавными или неровными, штриховыми. - Какой может быть линия? (плавной, спокойной, вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямо и волнистой, пересекающейся и параллельной, лёгкой и тяжёлой) - Используя разные виды линий, вы можете передать его особенности портрета. - Сейчас внимательно рассмотрите свой рисунок и усовершенствуйте его контуры, может быть, в каких-то местах вы сделаете более разнообразными линиями, которыми он написан. Попробуйте создать уравновешенную по линиям композицию. - После того, как вы создали эскиз, работу необходимо выполнить в цвете. - Для изображения лица, рук, шеи необходимо получить определенный оттенок – телесный. В чистом виде такой краски не существует. Для получения подходящего тёплого телесного цвета надо смешать несколько цветов – жёлтый, белый, совсем немного красного. - Какие детали будут парными? (глаза и брови) - Какая кисточка вам понадобится для рисования этих деталей? (тонкая) Учащиеся работают над изобразительной задачей с опорой на зрительный ряд и собственные образные представления. Целевые обходы учителя: 1. Контроль организации рабочего места. 2. Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда. 3. Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения. | Выполняют работу | Л1 К1 Р2 | |
7. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Что такое портрет? (это жанр изобразительного искусства, в котором присутствуют образы людей) - По каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет? - Сегодня на уроке мы с вами говорили о маме, о материнской любви, о том, как тема материнства была отражена в творчестве разных художников. Материнство – вечная тема в искусстве. Произведения искусства, выражающие красоту материнства, находятся в крупнейших художественных музеях мира. - О любви матери к своему ребёнку много говорится в русских народных пословицах и поговорках. (18 слайд) - Прочитайте пословицы, данные на слайде и объясните их значения: Птица рада весне, а младенец – матери. Нет милее дружка, чем родная матушка. - Чем привлекает художников разных стран тема материнской любви? - Проявление каких чувств вы смогли увидеть на репродукциях живописных полотен, которых вы сегодня рассматривали? (нежности, любви, доброты, ласки, красоты) Критерии оценки: 1. Соответствие работы общей тематике урока, соблюдение алгоритма изображения. 2. Выразительность: подбор цветовых сочетаний и оттенков. 3. Композиционная целостность. 4. Завершённость работы. - Спасибо за работу на уроке, до свидания. Уберите свои рабочие места. | Анализируют результат продуктивной деятельности, высказывают оценочные суждения | Самоанализ Взаимопроверка | Пр3 Л2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-соревнования в 3-4 классе по теме:"Парные согласные по глухости- звонкости"
Конспект урока- соревнования с самоанализом....
Урок русского языка в 2 классе. Тема: парные и непарные, звонкие и глухие согласные.
Задачи урока: 1 Уточнение и конкретизация знаний учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных 2 Умение вести диалог с опорой на рисунки и жизненные познания детей. 3 Способствовать раз...
урок русского языка во 2 классе по теме "Парные согласные на конце слов"
Урок формирования и закрепления орфографических умений во 2 классе по теме " Правописание парных согласных в конце слов". Урок по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...
Открытый урок по русскому языку по теме "Парные согласные" 2 класс УМК "Школа России"
Урок русского языка по теме "Парные согласные" 2 класс. УМК "Школа России", авторы учебников Зеленина, Хохлова...
Русский язык во 2 классе Урок - аукцион по теме "Проверка знаний и умений по теме "Парные согласные в конце слова"
Урок проводится в нетрадиционной форме.Учащиеся знакомятся с правилами аукциона, выполняют занимательные задания по теме "Парные согласные в конце слова"...
Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".
Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока: расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...
Урок русского языка по теме "Парные согласные. Закрепление." 1 класс.
Закрепить написание парных согласных на конце слова....