Рабочая программа по Изобразительному Искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Примерная Рабочая Программа по Изобразительному Искусству 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2.docx | 42.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от « » августа 2021 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
Э.Ж.Самбилова от « » августа 2021 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
« » августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Класс: 4
Учитель: Ухинова Алтына Вячеславовна
Срок действия рабочей программы: 2021- 2022 уч. год
с. Могойто
2021 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко» для 1-4 классов.
- Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета
3. Календарно-тематическое планирование
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
-Неменский Б.М. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочие программы/Б.М. Неменский [и др.]. – М.: «Просвещение», 2011.
-Учебник: Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: 3 класс/Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С./ под ред. Неменского Б.М. – «Просвещение», 2015.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
- Целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлимой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Настоящая программа разработана на 34 часа (1 раз в неделю)
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Истоки родного искусстваЗнакомство с истоками родного искусства, со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. | 8 |
2. | Древние города нашей Земли Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. | 7 |
3 | Каждый народ художник Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. | 11 |
4 | Искусство объединяет народы От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям и утверждать добро. | 8 |
Всего | 34 |
3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
1 четверть. Истоки родного искусства. (8 часов) | |||||
1 | Пейзаж родной земли. | 1ч. | Характеризовать красоту природы родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. | 1 неделя | |
2 | Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой. | 1ч. | Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. | 2 неделя | |
3-4 | Образ красоты русского человека. Мужской и женский образ. | 2ч. | Приобретать представление об особенностях национального образа мужской женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. | 3,4 неделя | |
5-6 | Деревня-деревянный мир | 2ч. | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. | 5-6 неделя | |
7-8 | Народные праздники. Воспевание труда в искусстве. Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки народного искусства» | 2ч. | Оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. | 7-8 неделя | |
2 четверть. Древние города нашей земли. (7 часов) | |||||
9 | Древнерусский город-крепость. | 1ч. | Создавать макет древнерусского города. | 9 неделя | |
10 | Родной угол. Древний город и его жители. | 1ч. | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города. | 10 неделя | |
11 | Древнерусские воины-защитники Сторожевые башни | 1ч. | Называть картины художников изображающих древнерусских воинов-защитников Родины (В.Васнецов, И.Билибин, П.Корин) | 11 неделя | |
12 | Древние соборы | 1ч. | Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Изображать древнерусский храм. | 12 неделя | |
13 | Древние города Руси. Золотое кольцо России. | 1ч. | Называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. | 13 неделя | |
14 | Узорочье теремов. | 1ч. | Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки) | 14 неделя | |
15 | Праздничный пир в теремных палатках. Обобщение темы четверти. | 1ч. | Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно. | 15 неделя | |
3 четверть. Каждый народ - художник. (11 часов) | |||||
16-17-18 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 3ч | Знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественно культуре. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. | 16, 17, 18 неделя | |
19 | Народ гор и степей | 1ч | Принимать и объяснять разнообразие красоту природы различных регионов наше страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. | 19 неделя | |
20 | Города в пустыне Образ художественной культуры Средней Азии. | 1ч | Характеризовать особенности художественной культуры средней Азии. Создавать образ древнего среднеазиатского города. | 20 неделя | |
21-22-23 | Древняя Эллада. | 3ч | Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. Изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. | 21, 22, 23 неделя | |
24-25 | Европейские города Средневековья. | 2ч | Объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. | 24, 25 неделя | |
26 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы | 1ч | Осознать, как прекрасно то, что человечество столь богато разными художественными культурами. | 26 неделя | |
4 четверть. Искусство объединяет народы. (8 часов) | |||||
27 | Все народы воспевают материнство | 1ч | Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства. Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства. | 27 неделя | |
28 | Все народы воспевают мудрость старости | 1ч | Создать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека. | 28 неделя | |
29 | Сопереживание-великая тема в искусстве. | 1ч | Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. | 29 неделя | |
30-31 | Герои, борцы и защитники | 2ч | Приобрести творческий композиционный опыт в создании героического образа. | 30, 31 неделя | |
32 | Юность и надежды | 1ч | Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним | 32 неделя | |
33-34 | Искусство народов мира. Викторина «Каждый народ-художник». Праздник искусства «Здравствуй, лето!» | 2 | Оценить свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства и традиционной культуры. | 33, 34 неделя | |
Всего | 34 ч | 34 недели |
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
- Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
- Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Обучающиеся должны знать: способы и приемы обработки различных материалов (глина, пластилин); отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; основные средства выразительности живописи; правила техники безопасности при работе с инструментами (ножницами, иглой, шилом); организовывать своё рабочее место; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; значение слов: композиция, силуэт, форма, размер, коллаж; способы и приёмы обработки бумаги; основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства.
Обучающиеся должны понимать: эмоциональное значение тёплых и холодных оттенков; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.
Обучающиеся должны уметь: рисовать кистью без предварительного рисунка элементы растительного орнамента; составлять композицию с учётом замысла; пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;
освоить основы рисунка и уметь создавать модели предметов бытового окружения человека;
овладеть элементарными навыками бумагопластики;
уметь выполнять стежки швом «вперед иголку»; применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (фломастер) материалами для выражения замысла, настроения; выражать собственное мнение при оценке произведения искусства; конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
выполнять на бумаге разметку по выкройке, по линейке, применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц.
- Программа должна формировать УУД:
- Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
- Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).
- Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.
- Иметь представление о живописных пейзажах русских художников
- Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
- Определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи.
- Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения.
- Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.
- Находить ассоциации природных форм.
- Моделировать формы средствами различных материалов.
- Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.
- Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления.
- Проектировать и создавать предметы быта.
- Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.
- Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.
- Рисовать, лепить, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы.
- Создавать простые художественные изделия подарочного характера.
- Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.
- Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, глину, бумагу и другие материалы).
- Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах.
- Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета.
- Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации.
- Вычленять основные формы и использовать в рисунке, лепке и бумажной пластике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...