Рабочая программа по изобразительному искусству_ 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СВОБОДНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 9 ГОРОДА СВОБОДНОГО
РАССМОТРЕНА на заседании кафедры начального обучения МОАУ гимназии № 9 Протокол от 30.08.2020 №1 | УТВЕРЖДАЮ директор МОАУ гимназии № 9 г. Свободного ______О.В. Куличкова |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
3 класс
2020- 2021 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
3 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 3-х классов и разработана на основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- планируемых результатов начального общего образования,
- примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. «Изобразительное искусство: Рабочие программы.
Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.) г. К учебнику Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: 3 класс / Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. / под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2017г.
Цели курса:
1.воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
2.развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
3.освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
4.овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
1.совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
2.развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
3.формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Для реализации программного обеспечения используются:
1 Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл.нач.шк. /(Н.А. Горяева, Л.А. Неменского, А.С. Питерских и др.); под ред. Б.М. Неменского- 7-е изд. – М.: «Просвещение», 2017.-144 с.
2. .Е.И. Коротеева Б. М. Неменский Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство вокруг нас» для 3 класса – М.: Просвещение, 2013
3. Методическое пособие поурочные разработки по изобразительному искусству По программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд (М.: Просвещение). 3 класс.- Давыдова М. А,М.: Вако, 2013-240с.-
4. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского, Москва «Просвещение» 2012
Общая характеристика учебного предмета
Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.
Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры , по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня. В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что далее представлено в табличной форме.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
• выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Рабочая программа составлена с учётом Программы воспитания. Воспитательный потенциал данной учебной программы обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания: создание благоприятных условий для развития социально-значимых отношений школьников, ценностных отношений:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
- к культуре, как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которые дают ему чтение, искусство, театр, творческое самовыражение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема года: Искусство вокруг нас
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | ||
теоретические | лабораторно-практические | Контрольные проверочные работы | |||
1 | Вводный урок | 1час | 1 | ||
2 | Искусство в твоем доме | 7 часов | 0 | 7 | Выставка работ |
3 | Искусство на улицах твоего города | 7 часов | 1 | 6 | Выставка работ |
4 | Художник и зрелище | 11 часов | 2 | 9 | Выставка работ |
5 | Художник и музей | 8 часов | 2 | 6 | Итоговый тест Выставка работ |
ИТОГО |
| 34 | 6 | 28 |
Раздел № 1 Искусство в твоем доме + вводный урок (8 ч)
Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника. Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
1. Твои игрушки
Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
2. Посуда у тебя дома
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
3. Мамин платок
Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
4. Обои и шторы в твоем доме
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
5. Твои книжки
Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
6. Поздравительная открытка
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
7. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ, выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.
Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 часов, обобщение темы)
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
1.Памятники архитектуры – наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
2. Парки, скверы, бульвары
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
3. Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
4. Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
5. Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
6. Транспорт в городе
В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
7. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)
Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Тема 3. Художник и зрелище (11 ч)
В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.
Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивав по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
1. Театральные маски
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
2. Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
3. Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
4. Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).
5. Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
6. Праздник в городе
Роль художника в цирке. Элементы праздничного украшения города. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
7. Школьный праздник-карнавал (Как художники помогают сделать праздник). (обобщающий урок)
Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.
Тема 4. Художник и музей (8 ч)
Художник создает произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и выражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи своего города, Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Иметь представление о самых разных музеях и роли художника в создании экспозиции. Рассуждать, рассматривать и сравнивать картины. Создавать композиции на заданную тему.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценности искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
1. Музеи в жизни города Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
2. Искусство, которое хранится в этих музеях
Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
3. Картина- особый мир. Картина-пейзаж
Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Ученики на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
4. Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
5. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
6. Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
7. Скульптура в музее и на улице.
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
8. Художественная выставка (обобщение темы).
"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
Тематическое планирование ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО,
3 класс, «Школа России», ФГОС
№пп | Тема урока | Кол-во часов |
Искусство в твоем доме | 8 ч | |
1 | Введение в предмет. Мастер, Изображения, Постройки и Украшения. Твои игрушки | 1 |
2 | Посуда у тебя дома | 1 |
3 | Обои и шторы в твоем доме | 1 |
4 | Мамин платок | 1 |
5-6 | Твои книжки | 2 |
7 | Открытки | 1 |
8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы) | 1 |
Искусство на улицах твоего города | 7 ч | |
9 | Памятники архитектуры – наследие веков | 1 |
10 | Парки, скверы, бульвары | 1 |
11 | Ажурные ограды | 1 |
12 | Фонари на улицах и в парках | 1 |
13 | Витрины магазинов | 1 |
14 | Транспорт в городе | 1 |
15 | Искусство на улицах твоего села. (Обобщение темы) | 1 |
Художник и зрелище | 11ч | |
16-17 | Художник в цирке | 2 |
18-19 | Художник в театре | 2 |
20-21 | Театр кукол | 2 |
22-23 | Маска | 2 |
24 | Афиша и плакат | 1 |
25 | Праздник в городе | 1 |
26 | Школьный праздник-карнавал (обобщение темы) | 1 |
Художник и музей | 8 ч | |
27 | Музей в жизни города | 1 |
28 | Изобразительное искусство. Картина-пейзаж | 1 |
29-30 | Картина-портрет | 2 |
31 | Картина-натюрморт | 1 |
32 | Картины исторические и бытовые | 1 |
33 | Скульптура в музее и на улице | 1 |
34 | Художественная выставка (обобщение темы) | 1 |
Всего | 34 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
а)Учебно-методическое обеспечение
Учебники:
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас.3 класс: учеб. для общеобразоват.организаций /(Н.А. Горяева, Л.А. Неменского, А.С. Питерских и др.); под ред. Б.М. Неменского. - 7-е изд. – М.: «Просвещение», 2017.-144 с.
Б. М. Неменский Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство вокруг нас» для 3 класса – М.: Просвещение, 2013
Методические пособия для учителя:
1. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2010.
2. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М., Просвещение, 2011.
3. Методическое пособие поурочные разработки по изобразительному искусству По программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд (М.: Просвещение). 3 класс.- Давыдова М. А.М.: Вако, 2013-240с.
4. Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства : учебный альбом из 12 листов. – М. : Спектр, 2007.
5. Искусство. Введение в цветоведение : учебный альбом из 16 листов. – М. : Спектр, 2007.
3. Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство : учеб.-нагляд. пособие для учащихся 1–4 классов нач. шк. / Е. И. Коротеева. – М. : Просвещение, 2009.
Дополнительная литература:
1. Азбука народных промыслов. 1–4 классы : дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И. А. Хапилина. – Волгоград : Учитель, 2010.
2. Изобразительное искусство. 1–4 классы. Упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград : Учитель, 2009.
3. Изобразительное искусство. 1–6 классы. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков / авт.-сост. С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. – Волгоград : Учитель, 2009.
4. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха : коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.
5. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2009.
6. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М. : Просвещение, 2007.
7. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева [и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2011.
8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011.
Пособия для учащихся:
1. Б. М. Неменский Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 3 класс; 2. Л.А. Неменская. – М.: Просвещение, 2011
б)Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое сопровождение (оборудование)
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
- портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по перспективе, построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением пейзажей и городов.
Наглядные пособия:
- Портреты русских и зарубежных художников.
- Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
- Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
- Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
- Альбомы с демонстрационным материалом.
- Дидактический раздаточный материал.
Материально – технические средства обучения:
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала. Интерактивная доска.
Компьютер, сканер, принтер, документкамера мультимедийное презентационное оборудование, Экран проекционный, выход в Интернет, целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использование диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках:
CD- DVD -.диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной программой
Интернет-ресурсы:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://moikompas.ru/tags/plastilin
3. http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html
4. http://www.slovarus.ru
5. http://nsportal.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства. – М. : 1С Мультимедиа, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
2. Познавательная коллекция. Энциклопедия. – М. : 1С Мультимедиа, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
3. Живопись акварелью. Базовый уровень. – М. : Полезное видео, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school-collection.edu.ru 5. Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Основные элементы содержания | Вид занятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата | |
I четверть. Искусство в твоем доме(8 час) | ||||||
1 | Урок – экскурсия. Осенний вернисаж. Прощаемся с летом | Рисование по памяти, воображению. Акварель, гуашь | Рисование с натуры и по памяти | Знать: понятие «натюрморт». Уметь: работать «по-сухому», «по-сырому». | ||
2 | Красота букетов из Жостово. Твоя посуда | Определить зависимость формы и декора от назначения посуды. Гуашь, акварель, кисти, трафареты. | Декоративное рисование | Знать: понятие орнамента и его элементов Уметь: в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» посуды | ||
3 | Мамин платок | Эскиз платка. Гуашь, кисти, белая и цветная бумага | Декоративное рисование | Знать: принципы росписи платков (симметричная, асимметричн.), виды росписи. Уметь: в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» тканей | ||
4 | Урок - игра Обои и шторы в твоем доме | Эскиз обоев или штор для определенной комнаты. Гуашь, кисти, клише, бумага или ткань | Декоративное рисование | Знать: связь цвета и настроения, роль цвета в интерьере. Уметь: в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» обоев, работать с клише | ||
5 – 6 | Твои игрушки (озорной товар) | Дать сведения о дымковской, каргопольской, филимоновской игрушках, учить лепить фигурки по мотивам народных игрушек. Пластилин, стеки, акварель, шишки, бумага, ткань, клей ПВА | Лепка из пластилина, декоративное рисование | Знать: понятие о стилизации, пропорции, соотношения игрушки. Уметь: передавать в лепных изделиях объемную форму, использовать цветовой контраст | ||
7 | Иллюстрация твоей книжки | Эскиз иллюстрации к русской народной сказке. Гуашь, кисти, белая или цветная бумага | Тематическое рисование | Знать: термин «книжная иллюстрация». Уметь: выразительно использовать гуашь, аппликацию при иллюстрировании детских книжек | ||
8 | Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки | Эскиз иллюстрации к русской народной потешке. Гуашь, кисти, белая или цветная бумага | Конструирование книжки-раскладушки | Уметь: конструировать из бумаги макеты детских книжек; выразительно использовать гуашь, аппликацию при иллюстрировании детских книжек | ||
II четверть. Искусство на улицах твоего города(7 час) | ||||||
9 | Поздравительная открытка. Декоративная закладка | Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Бумага, гуашь, кисти | Декоративное рисование | Уметь: выразительно использовать гуашь при выполнении поздравительных открыток к празднику | ||
10 | Букет цветов | Дать представление об искусстве составления букетов. Гуашь, кисти, ножницы клей | Коллективная работа, декоративное рисование | Уметь: подобрать цветы в букет, чтобы они составляли гармонию цветных пятен и ритма форм | ||
11 - 12 | Урок – экскурсия в краеведческий музей. Декор русской избы. Памятники архитектуры – наследие предков. В мире народного зодчества | Изображение архитектурных памятников. Тонированная бумага, мелки, | Графика, конструирование | Знать: что в создании облика города или села важную роль играет художник (создает архитектурные памятники). Уметь: в доступной форме участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц города или села | ||
13 | Урок – квест. Парки, скверы, бульвары города | Изображение парка, сквера, бульвара города. Цветная бумага гуашь, кисти | Рисование, конструирование | Знать: что в создании облика города или села важную роль играет художник (создает архитектурные памятники, парки, ажурные решетки, наличники, витрины, машины и т.д.). Уметь: работать с бумагой (вырезание и подклеивание бумаги при объемном конструировании, прорезание ажурных узоров, соединение простых бумажных форм в более сложные); чувствовать пропорции, соотношение объемов и форм | ||
14 | Транспорт в городе | Проект разнообразных автомашин или других видов транспорта. Пластилин, стеки, бумага, ножницы, клей | Рисование по памяти, конструирование | Знать: что в создании облика города или села важную роль играет художник (создает архитектурные памятники, парки, ажурные решетки, наличники, витрины, машины и т.д.). Уметь: работать с бумагой (вырезание и подклеивание бумаги при объемном конструировании, прорезание ажурных узоров, соединение простых бумажных форм в более сложные, например, создание игрушечного транспорта); чувствовать пропорции, соотношение объемов и форм | ||
15 | Витрины магазинов | Проект оформления витрины. Белая и цветная бумага, клей, ножницы, пластилин | Конструирование, лепка | |||
III четверть. Художник и зрелище (10 час) | ||||||
16 | Образ театрального героя. Эскиз куклы | Дать представление о кукле – маске актера, о спектакле как зрелище. Бумага, акварель, гуашь, фломастеры | Живопись, графика | Знать: кто такой театральный художник, какова его роль в постановке спектакля | ||
17 | Образ театрального героя. Силуэт-загадка | Ознакомить с театром кукол, теневым театром, учить умению определять персонажи по силуэтному профилю. Гуашь, акварель, кисти, фломастеры | Графика, рисование по памяти | Уметь: изобразить персонаж теневого театра – нарисовать силуэтный профиль | ||
18 - 19 | Урок – игра. Театр кукол (голова и костюм куклы) | Создание театральных кукол. Пластилин, стеки, нитки, гуашь, клей, ткань, мелкие пуговицы | Конструирование, работа с папье-маше, тканью | Уметь: создавать форму из папье-маше, оформлять готовую куклу | ||
20 – 21 | Карнавальные маски | Конструирование выразительных острохарактерных масок. Пластилин, стеки, Гуашь, кисти, бумага | Конструирование из бумаги, лепка | Уметь: создавать объемные выразительные театральные маски (трагические и комические) | ||
22 | Пальчиковый театр. Театральный занавес | Дать общие сведения о кукольном театре, о способах изготовления кукол. Гуашь, бумага, кисти | Эскиз театрального занавеса | Знать: о способах изготовления кукол, Новый термин: «театральный занавес» | ||
23 | Конструирование сувенирной куклы | Ознакомить с традиционными русскими игрушками, с символикой их образов. Цветная бумага, клей, ножницы, дополнения-украшения | Конструирование из бумаги | Знать: символику узора и значение цвета в русской национальной женской одежде | ||
24 | Афиша, плакат к спектаклю | Эскиз афиши к спектаклю. Цветная бумага, гуашь, кисти | Декоративное рисование | Знать: плакат-это вид графики, лаконичное броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, в ограниченном цветовом решении, сопровождаемое текстом | ||
25 | Цирковое представление «Парад-алле». Художник и цирк | Изображение циркового представления. Цветная бумага, мелки, гуашь | Тематическое рисование | Уметь: передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека | ||
IV четверть. Музеи искусств (9 час) | ||||||
26 | Урок – экскурсия. Музей искусств (интерьер музея) | Познакомить с некоторыми музеями искусств, их архитектурой, интерьером залов, расположением экспонатов. Бумага, гуашь, акварель, кисти | Беседа, рисование по памяти | Знать: что лучшие произведения искусства хранятся и демонстрируются в музеях изобразительных искусств. Знать: термины «живопись», «скульптура», «натюрморт», «пейзаж», «портрет»; художников: В.А.Серова, И.Е. Репина, И. Левитана, И. Шишкина, А. Пластова. Художественные, архитектурные, музеи-мемориалы | ||
27 | Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты | Изображение натюрморта с ярко выраженным настроением по представлению. Гуашь, бумага, кисти | Беседа, рисование с натуры, по памяти | |||
28 | Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи | Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением по представлению, с натуры. Бумага, гуашь, кисти | Беседа, рисование с натуры, по памяти | |||
29 | Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты | Портрет по памяти или по представлению. Бумага, гуашь, кисти | Беседа, рисование с натуры, по памяти | |||
30 | Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров | Лепка фигуры человека или животного в движении. Пластилин, стеки, подставки из картона | Беседа, лепка с натуры, по памяти | |||
31 | Музеи архитектуры | Систематизировать знания об архитектуре, музеях, рассказать о музеях архитектуры под открытым небом – заповедных зонах культуры. Бумага, мелки, цв. Карандаши, фломастеры | Беседа, рисование по памяти | Знать: что такое музей | ||
32 | Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства | Ознакомить с одной из разновидностей художественных музеев – музеями декоративно-прикладного искусства. Цветная бумага, акварель, гуашь, кусочки ткани, фломастеры | Декоративное творческое конструирование | Уметь: изобразить композиционную схему и выполнить ее в технике бумажной аппликации | ||
33 | По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев-аппликация. Музеи народно-декоративного искусства. | Ознакомить с музеем декоративно-прикладного искусства Гжели, их экспозицией. Гуашь, акварели, кисти, клей ПВА, цветная бумага, плоские коробки | Конструирование; декоративное творчество | Знать: понятие «майолика» | ||
34 | Музеи искусств. Ступени художественного образования (урок-обобщение) | Обобщить темы четверти, сделать вывод о том, что музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих предков для нас. Совершить «экскурсию» по выставке лучших детских работ за год | Беседа, просмотр, презентаций, «экскурсия» | Знать: крупнейшие художественные музеи, историю их возникновения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...