Рабочая программа по ИЗО для 3 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Володина Елена Николаевна

Рабочая программа по ИЗО для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izo_3klass.docx100.06 КБ

Предварительный просмотр:

Общеобразовательная школа при  Посольстве России в Финляндии

Рассмотрено:

председатель МО

_________ /                       /

Протокол № 1

от «30 » августа 2021 г.

Согласовано:

зам. директора по УВР

________/Соколовский А.А./

Педсовет № 1

от «30 » августа 2021 г.

Утверждено:

директор школы

_________/Кисурина Е.В./

Распоряжение № 8  

от «14 » сентября 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Изобразительное искусство»

 3 класс

2021-2022 учебный год

                                                        Программу составила:

                                                                  учитель Володина Е.Н.

Хельсинки, 2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, с учетом преемственности на основании следующих нормативных правовых документов:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  •  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373) (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576);
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993);
  • Приказа Министерства просвещения России от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254";
  •  Приказа Министерства иностранных дел Российской Федерации от 24 июля 2020 г. № 11763 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях»;
  • Основной образовательной программы начального общего образования специализированного структурного образовательного подразделения Посольства России в Финляндии общеобразовательной школы при Посольстве России в Финляндии;
  • Положения специализированного структурного образовательного подразделения Посольства России общеобразовательной школы при Посольстве России в Финляндии о рабочей программе учебного предмета, курса, в том числе внеурочной деятельности;
  • Учебного плана специализированного структурного образовательного подразделения Посольства России в Финляндии общеобразовательной школы при Посольстве России в Финляндии на 2021-2022учебный год;
  • Программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» под руководством Б.М. Неменского, Просвещение, 2015 г.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом и с учебным календарным графиком общеобразовательной школы при Посольстве России в Финляндии в 2021-2022 учебном году, Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 № 1648 «О переносе выходных дней в 2021 году», проектом Постановления Правительства Российской Федерации "О переносе выходных дней в 2022 году" (подготовлен Минтрудом России 04.06.2021) рабочая программа для 3 класса рассчитана на 1 час неделю, всего 34  часов. Изменения, связанные с сокращением на 2 часа, внесены в часы, отводимые на повторение тем. Изучаемые темы не изменены.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуруи включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

           Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности обучающихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются обучающимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы обучающихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл.нач.шк. /(Н.А. Горяева, Л.А. Неменского, А.С. Питерских и др.); под ред. Б.М. Неменского- 7-е изд. – М.: «Просвещение», 2017.-144 с.      

2. Е.И. Коротеева Б. М. Неменский. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство вокруг нас» для 3 класса – М.: Просвещение, 2019.

3. Методическое пособие поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд (М.: Просвещение). 3 класс.- Давыдова М. А,М.: Вако, 2013-240с.-

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов

Всего

часов

1

Вводный урок

1

2

Искусство в твоем доме

7

3

Искусство на улицах твоего города

7

4

Художник и зрелище

11

5

Художник и музей

8

 ИТОГО:

34 часа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел № 1 Искусство в твоем доме  + вводный урок (8 ч)

 Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым  создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника. Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

1. Твои игрушки

   Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

2. Посуда у тебя дома

   Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

3. Мамин платок

   Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

4. Обои и шторы в твоем доме

   Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

5. Твои книжки

   Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

6. Поздравительная открытка

   Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

7. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

   В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ, выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.

Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 часов, обобщение темы)

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1.Памятники архитектуры – наследие веков

   Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

2. Парки, скверы, бульвары

   Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

3. Ажурные ограды

   Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

4. Фонари на улицах и в парках

   Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

5. Витрины магазинов

   Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

6. Транспорт в городе

   В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

7. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)

   Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Тема 3. Художник и зрелище (11 ч)

В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивав по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

1. Театральные маски

Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

2. Художник в театре

Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

3. Театр кукол

 Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

4. Театральный занавес

Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

5. Афиша, плакат

Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

6. Праздник в городе

Роль художника в цирке. Элементы праздничного украшения города. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

7. Школьный праздник-карнавал (Как художники помогают сделать праздник). (обобщающий урок)

Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.

Тема 4. Художник и музей (8 ч)

Художник создает произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и выражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи своего города, Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Иметь представление  о самых разных музеях и роли  художника в создании экспозиции. Рассуждать, рассматривать и сравнивать картины. Создавать композиции на заданную тему.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценности искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

1. Музеи в жизни города  Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

2. Искусство, которое хранится в этих музеях

   Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

3. Картина- особый мир. Картина-пейзаж

   Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Ученики на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

4. Картина-портрет

   Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

5. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

   Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

6. Исторические картины и картины бытового жанра

   Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).

7. Скульптура в музее и на улице.

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)

   8. Художественная выставка (обобщение темы).

"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1. Активность участия.

2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. Оригинальность суждений.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

• овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

• понимание образной природы искусства;

• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

• освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

• выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУСТВА В  3 КЛАССЕ

ДАТА

КОРРЕК-ТИРОВКАА

ТЕМА УРОКА

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТАРИСТИКА УУД

п/п

ТЕМЫ

ПРЕДМЕТ-НЫЕ

МЕТАПРЕД-МЕТНЫЕ

ЛИЧНО-СТНЫЕ

Искусство в твоем доме (8 часов)

1-2

1-2

02.09

02.09

Инструктаж по ТБ.

Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины.

Характеризовать  и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек.

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и  Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

Играя, дети оказываются в роли художника, потому что одушевляют свои игрушки. Почти любой предмет при помощи фантазии можно превратить в игрушку.

Надо увидеть заложенный  в нем образ – характер и проявить его, что-то добавляя и украшая. Дети, как и художники, могут сделать игрушку из разных материалов.

Разнообразия форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками. Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки с ее формой.

Участие Братьев-Мастеров - в создании игрушек. Три стадии создания игрушки: придумывание конструирование, украшение.

Задание: в создании игрушки из любых подручных материалов.

Вариант задания: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке.

Материалы:пластилин, стеки, дощечка.

-конструирование и лепка;

-рисование с натуры и представлению;

-работа с гуашью;

-художественная роспись, разнообразие орнамента;

-декоративно-прикладное творчество

Регулятивные:

 проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

донести свою позицию до собеседника;

оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- формирование социальной роли ученика

3

3

9.09

Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги.

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.

Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).

Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением

Разнообразия посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды.

Обусловленность форм, украшения посуды ее назначением.

Зависимость формы и декора посуды от материала.

Образцы посуды, созданные материалами промыслов. Выразительность форм и декора посуды. Образные ассоциации, рождающиеся при восприятии форм и росписи посуды.

Работа Братьев-Мастеров по созданию посуды: конструкция: форма, украшение, роспись.

Задание: лепка посуды с росписью по белой грунтовке.

Материалы: пластилин или глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага.

-конструирование и лепка;

-выполнение эскизов;

-работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование)

Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

- представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

4

4

16.09

Мамин платок. Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка    

« Платок для своей мамы»

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразия вариантов росписи ткани на примере платка.

Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен.

Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка, а также характер узора.

Различать постройку, украшение, изображение в процессе создания образа платка.

Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка, выражая его назначение(для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).

Знакомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани.

Выражение в художественном образе платка его назначения: платок праздничный или повседневный, платок для молодой женщины или для пожилой. Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный или геометрический характер узора на платке. Цветовое решение платка.

Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки.

Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.

-построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент;

-работа с акварелью и гуашью

Регулятивные:

 проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности

5

5

23.09

Обои и шторы  у тебя дома. Рисование с помощью трафарета.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы( постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев и штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет... Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент).

Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты , имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа.

Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань.

-построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент;

-работа с акварелью и гуашью

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

учиться согласованно работать в группе:

учиться планировать работу в группе;

учиться распределять работу между участниками.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников;умение радоваться успехам одноклассников

6

6

30.09

Твои книжки. Иллюстрация своей книжки (русских народных потешек).

Понимать роль художника и Братьев- Мастеров в создании книги.

Знать и называть отдельные элементы оформления книги.

Узнавать и называть произведения нескольких художников иллюстраторов детской книги.

Создавать проект детской книжки.

Овладевать навыками коллективной работы.

Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль обложки в раскрытие содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров над созданием книги.

Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями.

Материалы: гуашь или мелки, белая или цветная бумага, ножницы, степлер.

-работа с акварелью и гуашью;

-художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой

7

7

14.10

Поздрави-тельная открытка (декоративная закладка).

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображение на них.

Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.

Создание художником поздравительных открыток. Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания.

Роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики.

Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки.

Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя.

-конструирование из цветной и белой бумаги;

- построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

- умение видеть красоту труда и творчества.

формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности

8

8

21.10

Труд художника для твоего дома. Обобщение темы. Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме.

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров.

Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.

Эстетически оценивать работы сверстников.

Роль художника в создании всех предметов в доме. Роль каждого из братьев- Мастеров в создании форм предмета и его украшения.

Выставка творческих работ. Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских работ (дети ведут беседу от лица Братьев-Мастеров, выявляя работу каждого). Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника.

Задание: проблемная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ.

-работа с акварелью и гуашью;

-художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент

Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности

Искусство на улицах твоего города (8 часов)

9

1

28.10

Памятники архитектуры. Изображение на листе бумаги проекта красивого здания.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города.

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Понимать, что памятники архитектуры- это достояние народы, которое необходимо беречь.

Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.

Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города.

Какой облик будут иметь дома, придумывает художник- архитектор.

Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры- каменной летописью истории человечества. Памятники архитектуры – достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.

Бережное и отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством.

Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.

Материалы: восковые мелки или гуашь, тонированная или белая бумага.

-построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент;

-работа с акварелью и гуашью

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: учиться согласованно работать в группе:

учиться планировать работу в группе;

учиться распределять работу между участниками проекта;

 понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

- формирование положительного отношения к учению

10

2

11.11

Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера.

Сравнивать и анализировать парки, скверы бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения.

Эстетически восприниматьпарк как единый, целостный художественный ансамбль.

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.

Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов- важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой.

Традиция создания парков в нашей стране.

Разновидность парков и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках - мемориалах воинской славы.

Задание: изображение парка, сквера.

Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.

-конструирование из цветной и белой бумаги;

-выбор изобразительных мотивов

Регулятивные:

 проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников;умение радоваться успехам одноклассников

11

3

25.11

Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города.

Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты, выявляя в них общее и особенное.

Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград.

Фантазировать, создавать проект ажурной решетки.

Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в других городах.

Назначение и роль ажурных оград в украшении города.

Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе.

Связь творчества художника с реальной жизнью.

Роль природных аналогов в создании ажурного узорочья оград.

Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот - вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

-построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент;

-работа с акварелью и гуашью

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности

12

4

2.12

Волшебные фонари. Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки.

Воспринимать, сравнивать ,анализировать старинные  фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений.

Различать фонари разного эмоционального звучания.

Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных фонарей.

Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой.

Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари - украшение города.

Старинные фонари Москвы, Сантк-Пе5тербурга и других городов.

Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фонарей.

Фонари праздничные, торжественные, лирические.

Связь образного строя фонаря с природным аналогами.

Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Материалы: тушь, палочка или белая и цветная бумага, ножницы, клей.

-выполнение эскизов;

-работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование)

Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

учиться согласованно работать в группе:

учиться планировать работу в группе;

учиться распределять работу между участниками проекта;

 понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности

13-14

5-6

09.12

16.12

Витрины.

Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации.

Понимать работу художника и братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.

Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.

Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.

Роль  художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Связь оформления витрины с назначением магазина, с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города. Праздничность и яркость оформления витрины, общий цветовой строй и композиция. Реклама на улице.

Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина. При дополнительном времени дети могут сделать объемные макеты.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.

-конструирование из цветной и белой бумаги;

-построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент

Регулятивные:

 проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников;умение радоваться успехам одноклассников

15

7

23.12

Удивительный транспорт. Изготовление проекта фантастической машины, используя восковые мелки.

Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерным конструкциями и образным решением различных видов транспорта.

Фантазировать, создавать образы фантастических машин.

Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.

Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник.

Природа- неисчерпаемый источник вдохновения для художника- конструктора. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой.

Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин.

Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.

-выполнение эскизов;

-работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование)

Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: учиться согласованно работать в группе:

учиться планировать работу в группе;

учиться распределять работу между участниками проекта;

 понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

- умение видеть красоту труда и творчества.

формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности

16

8

30.12

Труд художника на улицах твоего города. Изготовление проекта улицы города. Обобщение темы.

Осознавать и уметь объяснять важную  и всем очень и нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика  города.

Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию.

Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.

Участвовать в занимательной образованной игре в качестве экскурсоводов.

Обобщение представления о роли и значении художника в создании облика современного города.

Создание коллективного панно.

Задание: создание коллективного панно «Наш город» в технике коллажа, аппликации.

-конструирование из цветной и белой бумаги;

- выбор изобразительного мотива

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные: учиться согласованно работать в группе:

учиться планировать работу в группе;

учиться распределять работу между участниками проекта;

 понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

- осмысление своего поведения в школьном коллективе

Художник и зрелище (10 часов)

17-18

1-2

13.02

20.01

Художник в цирке. Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.

Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.

Цирк – образ, радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие. Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены.

Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления. Материалы:мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.

-построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент;

-работа с акварелью и гуашью

Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности

19-20

3-4

27.01

3.02

Художник в театре. Образ театрального героя. Изготовление эскиза куклы. Изготовление костюма куклы.

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.

Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции.

Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актёрского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) – основа любого действия. Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобразительным искусством. Художник – создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Участие трёх Братьев-Мастеров в создании художественного образа спектакля.

Задание:театр на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.

Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.

-построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент;

-работа с акварелью и гуашью

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

учиться согласованно работать в группе:

учиться планировать работу в группе.

понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности

21

5

10.02

Театр кукол. Изготовление головы куклы.

Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы , характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы , куски ткани.

Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

Истоки развития кукольного театра. Петрушка - герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Театр кукол. Куклы из коллекции С. Образцова.  Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм.

Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы. Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрированные черты лица.

Задание: создание куклы к кукольному спектаклю. Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, куски ткани, нитки, мелкие пуговицы.

-конструирование и лепка;

-конструирование из цветной и белой бумаги;

-

художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент

Регулятивные:

 проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников;умение радоваться успехам одноклассников

22

6

17.02

Маски. Изготовление эскиза маски.

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.

Объяснять роль маски в театре и на празднике.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Лицедейство и маски. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Маски характеры, маски-настроения. Античные маски - маски смеха и печали -символы комедии и трагедии. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим.

Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

-построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент;

 -работа с акварелью и гуашью

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

донести свою позицию до собеседника;

оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- умение видеть красоту труда и творчества.

формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности

23-24

7-8

3.03

10.03

Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю.

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.

Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).

Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Особенности языка плаката, афиши: броскость.яркость, ясность, условность, лаконизм.

Материалы: альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

-построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент;

 -работа с акварелью и гуашью

Регулятивные:

 проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

донести свою позицию до собеседника;

оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности

25

9

17.03

Праздник в городе. Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица.

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.

Создавать в рисунке проект оформления праздника.

Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др. Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление.

Задание: выполнение рисунка проекта оформления праздника.

Варианты заданий: выполнение рисунка «Праздник в городе (селе)». Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага.

-выполнение эскизов;

-работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование);

- художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент

Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

- осмысление своего поведения в школьном коллективе

26

10

24.03

Школьный карнавал. Обобщение темы. Место художника в зрелищных искусствах.

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.

Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Организация театрализованного представления или спектакля с использованием сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т.д.

Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках.

Материалы: бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.

-конструктивное строение: объемное изображение фигур;

-выполнение эскизов

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные: учиться согласованно работать в группе:

учиться планировать работу в группе;

учиться распределять работу между участниками проекта;

 понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

- представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

Художник и музей (8 часов)

27

1

31.03

Музеи в жизни города. Изготовление проекта интерьера  музея.

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобрази- тельных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов - хранители великих произведений мирового и русского искусства. Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса и т.д.). Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея).

Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Музеи (выставочные залы ) родного города. Особые музеи: домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи игрушек, музеи марок, музеи личных памятных вещей и т.д. Рассказ учителя и беседа.

Материалы:альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти,изображения музеев  искусств.

-выполнение эскизов;

-работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование)

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

- формирование социальной роли ученика

28

2

07.04

Картина – особый мир. Картина-пейзаж. Рисование пейзажа.

Иметь представление, что картина, это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и г. д.).

Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Выражать настроение в пейзаже цветом.

Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Как воспитывать в себе зрительские умения.

Мир в картине. Роль рамы для картины.

Пейзаж - изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Ф. Васильева, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакшеева, В. Ван Гога, К. Коро и т. д. Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже.

Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением (радостный  или грустный, мрачный или нежный, певучий). Материалы: тушь, кисти или пастель, белая бумага.

-работа с акварелью и гуашью

смешанной технике (фон – пейзаж

Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

донести свою позицию до собеседника;

оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников

29

3

21.04

Картина-портрет. Рисование портрета.

Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.

Знакомство с жанром портрета.  3наменитые художники-портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.

Задание: создание портрета кого - либо из дорогих, хорошо знакомых людей (одного из родителей, друга, подруги) или автопортрета (по представлению.

Материалы: гуашь, кисти или пастель, акварель по рисунку восковыми мелками, бумага.

-работа с акварелью и гуашью;

-рисование с натуры и представлению

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

донести свою позицию до собеседника;

- умение видеть красоту труда и творчества.

формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности

30

4

28.04

Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Изображение предметов объемной формы.

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.

Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом.

Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное,  праздничное, грустное и т.д.).

Развивать живописные и композиционные навыки.

Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта

Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западно- европейские художники, работающие в жанре натюрморта (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.).

Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине-натюрморте.

Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения).

Вариант задания: в изображении натюрморта рассказать о конкретном человеке, его характере, его профессии и состоянии души.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

-работа с акварелью и гуашью;

-конструктивное: объемное изображение фигур

Регулятивные:

 проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные:

уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

донести свою позицию до собеседника;

оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности

31-32

5-6

5.05

12.05

Картины исторические и бытовые.

Рисование на тему ”Мы играем”.

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.

Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.

Развивать композиционные навыки.

Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра: изображение обычных жизненных сценок из домашней жизни, историй, событий. Учимся смотреть картины.

Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события.

Материалы: акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти, бумага.

-работа с акварелью и гуашью;

-рисование с натуры и представлению

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности

33

7

19.05

Скульптура в музее и на улице. Изготовление проекта скульптуры из пластилина.

Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Назвать виды скульптуры

 ( скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное - главные темы в искусстве скульптуры. Передача выразительной пластики движений в скульптуре. Скульптура и окружающее её пространство. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина). Учимся смотреть скульптуру.

Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Материалы:пластилин, стеки, подставка из картона.

-конструирование и лепка

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: учиться распределять работу между участниками проекта;

уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников

34

8

26.05

Художественная выставка. Обобщение темы. Музеи народного декоративно-прикладного искусства. Эскиз образца ДПИ.

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.

Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»). Выставка как событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей. Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос: какова роль художника в жизни каждого человека?»

Материалы: детские работы.

-выполнение эскизов;

-работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование);

-декоративно-прикладное творчество.

Регулятивные: учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

- формирование социальной роли ученика

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....