Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс. УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_3_klass_2019-2020.docx | 41.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа учителя по курсу «Изобразительное искусство» для учащихся 3-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с базисным учебным планом;
- с положениями Основной образовательной программой начального общего образования данной школы;
- с учебным планом школы;
- с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство»« Начальная школа XXI века»под редакцией Н.Ф. Виноградовой,
- с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы ипредпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, восприятия разных видов искусства, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника.
На третьем году обучения учащиеся осваивают общие для различных искусств художественно-выразительные особенности образного языка: ритм и настроение, движение, композицию, пространство; раскрывают взаимосвязь элементов композиции (музыкальной, изобразительной, архитектурной, декоративной и др.), получают представление о композиционном центре.
У детей формируется понятие культуры как целостного явления: человек - природа - среда (взаимодействие человека и природы, человека и предметной среды); развиваются представления об особенностях родной культуры (региональный компонент), ее роли в мировой культуре (город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит).
Третьеклассники знакомятся с темами «Человек, природа, социальная среда. Мир природы и мир человека». Материал вводит ученика в разнообразие природных объектов, являющихся основой творчества любого художника: воздушное пространство, водный мир, земная поверхность и подземные недра. Они многообразно, последовательно и логично раскрываются перед учащимися через художественные, профессиональные понятия, через их отображение как в живописи, так и в произведениях других видов искусства. Раскрывается идея влияния природного окружения на творчество художника. Идет формирование представлений об особенностях родной культуры: город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит. Основным направлением работы с детьми в этом возрасте является развитие подвижности (продуктивности) воображения и фантазии, композиционного мышления, активизация форм и способов порождения замысла.
Планируемые результаты освоения предмета:
Личностные результаты:
Целостное, гармоничное восприятие мира.
Интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.
Умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.
Способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы.
Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.
Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.
Умение доводить работу до конца.
Способность предвидеть результат своей деятельности.
Способность работать в коллективе.
Умение работать индивидуально и в малых группах.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
Постановка учебной задачи и контроль её выполнения ( умение доводить дело до конца).
Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.
Самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса.
Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.
Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.
Умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.
Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение.
Уметь слушать и понимать высказывания собеседника.
Учиться согласованно работать в группах, разрешать конфликты.
Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение, договариваться, приходить к общему решению.
Учиться планировать, распределять работу между участниками проекта, выполнять различные роли в группе.
Задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.
Умение проводить самостоятельные исследования.
Умение находить нужную информацию в Интернете.
Умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием.
Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними.
Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
Сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне.
Умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания.
Умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему.
Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.
Умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге.
Умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.
Сформированность представлений о природном пространстве и архитектуры разных народов.
Сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знании архитектурных памятников своего региона, их истории.
Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.
Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.
Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном.
Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них.
Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
По окончании третьего класса ученик должен:
Научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цвето - ведения, усвоенные способы действия.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства.
Содержание программы по изобразительному искусству
Название темы | Количество часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму | 17 | - наблюдение - конкурс - самостоятельная работа - творческая работа - практическая работа - исследовательская работа - выставки | Парный, групповой, коллективный, индивидуальный, фронтальный |
Развитие фантазии и воображения | 11 | - самостоятельная работа - конкурс - творческая работа - наблюдение - исследовательская работа - практическая работа -выставки | Парный, групповой, коллективный, индивидуальный, фронтальный |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства | 6 | - самостоятельная работа - творческая работа - конкурс - наблюдение - практическая работа - исследовательская работа -выставки | Парный, групповой, коллективный, индивидуальный, фронтальный |
ИТОГО | 34 |
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству
3 класс
Количество часов по учебному плану:
Всего __34__ часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ __-____.
Планирование составлено на основе: авторской программы по изобразительному искусству: Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, М.: Вентана-Граф, 2018
Учебник: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. :Вентана-Граф, 2018.
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству
3 класс
№ п/п | Наименование раздела и тема урока | Количество часов | Дата проведения | ||
План. | Факт | ||||
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч) | |||||
1 | Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. «Букет из осенних листьев». | 1 | 05.09 | ||
2 | Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. Работы на пленэре — этюды. | 1 | 12.09 | ||
3 | Открытое и закрытое пространство. «Облака и птицы в небе». | 1 | 19.09 | ||
4 | Ритм и орнамент в жизни и в искусстве. Природный ландшафт: горы, реки, леса, поля. ИКТ | 1 | 26.09 | ||
5 | Создание композиции. «Закат солнца, сумерки». ИКТ | 1 | 03.10 | ||
6 | Перспектива. Воздушная перспектива. Композиция «Журавлиная стая на восходе солнца». ИКТ | 1 | 10.10 | ||
7 | Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. «Яхты в море». | 1 | 17.10 | ||
8 | Тематический натюрморт. «Морской натюрморт с ракушкой» | 1 | 24.10 | ||
9 | Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями. | 1 | 07.11 | ||
10 | Передача объёма в живописи и графике. Рисунок с натуры одного предмета округлой формы - чашки. | 1 | 14.11 | ||
12 | Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах. Композиция: «Хоккеист и балерина» | 1 | 21.11 | ||
11 | Создание композиции по сказке Н.Н. Носова «Цветочный город». | 1 | 28.11 | ||
13 | Понятие стилизации. Выполнение набросков с насекомого, создание эскиза летательного аппарата. | 1 | 05.12 | ||
14 | Передача динамики в объёмном изображении. «Артисты на арене цирка». | 1 | 12.12 | ||
15 | Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина. Коллективная работа «Детский городок». | 1 | 19.12 | ||
16 | Создание вазы из «камня». Лепка из цветного пластилина. ИКТ | 1 | 26.12 | ||
17 | «Коралловый остров с растениями и животными». ИКТ | 1 | 16.01 | ||
Развитие фантазии и воображения (11 часов) | |||||
18 | Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. | 1 | 23.01 | ||
19 | Композиции на передачу контраста в рисунке. «Дюймовочка в жилище полевой мыши». ИКТ | 1 | 30.01 | ||
20 | Образное определение звуков в цвете и форме. | 1 | 06.02 | ||
21 | Взаимосвязь содержания художественного произведения с иллюстрациями. | 1 | 13.02 | ||
22 | Коллективная работа «Алфавит из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете». ИКТ | 1 | 20.02 | ||
23 | Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок. | 1 | 27.02 | ||
24 | Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения. «Архитектура в стране снов — домик, в котором живёт твой сон». | 1 | 05.03 | ||
25 | Декоративная лепка «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной». | 1 | 12.03 | ||
26 | Народные художественные промыслы России в области игрушки. Изготовление игрушек | 1 | 19.03 | ||
27 | Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома | 1 | 02.04 | ||
28 | Изготовление бус в подарок Василисе Премудрой на основе ритма (чередования форм бусин). | 1 | 09.04 | ||
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов) | |||||
29 | Виды изобразительного искусства. | 1 | 16.04 | ||
30 | Произведения разных видов искусств. | 1 | 23.04 | ||
31 | Выполнение этюдов, набросков после беседы. | 1 | 30.04 | ||
32 | Заочная экскурсия в Музей изобразительного искусства. Пейзаж «Дом на горе». | 1 | 07.05 | ||
33 | Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. | 1 | 14.05 | ||
34 | Виртуальная экскурсия по архитектурным достопримечательностям города. Зарисовки. | 1 | 21.05 |
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству
3 класс
№ урока | Тема урока | Домашнее задание |
1 | Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. «Букет из осенних листьев». | |
2 | Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. Работы на пленэре — этюды. | |
3 | Открытое и закрытое пространство. «Облака и птицы в небе». | |
4 | Ритм и орнамент в жизни и в искусстве. Природный ландшафт: горы, реки, леса, поля. ИКТ | |
5 | Создание композиции. «Закат солнца, сумерки». ИКТ | |
6 | Перспектива. Воздушная перспектива. Композиция «Журавлиная стая на восходе солнца». ИКТ | |
7 | Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. «Яхты в море». | |
8 | Тематический натюрморт. «Морской натюрморт с ракушкой» | |
9 | Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями. | |
10 | Передача объёма в живописи и графике. Рисунок с натуры одного предмета округлой формы - чашки. | |
12 | Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах. Композиция: «Хоккеист и балерина» | |
11 | Создание композиции по сказке Н.Н. Носова «Цветочный город». | |
13 | Понятие стилизации. Выполнение набросков с насекомого, создание эскиза летательного аппарата. | |
14 | Передача динамики в объёмном изображении. «Артисты на арене цирка». | |
15 | Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина. Коллективная работа «Детский городок». | |
16 | Создание вазы из «камня». Лепка из цветного пластилина. ИКТ | |
17 | «Коралловый остров с растениями и животными». ИКТ | |
18 | Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. | |
19 | Композиции на передачу контраста в рисунке. «Дюймовочка в жилище полевой мыши». ИКТ | |
20 | Образное определение звуков в цвете и форме. | |
21 | Взаимосвязь содержания художественного произведения с иллюстрациями. | |
22 | Коллективная работа «Алфавит из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете». ИКТ | |
23 | Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок. | |
24 | Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения. «Архитектура в стране снов — домик, в котором живёт твой сон». | |
25 | Декоративная лепка «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной». | |
26 | Народные художественные промыслы России в области игрушки. Изготовление игрушек | |
27 | Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома | |
28 | Изготовление бус в подарок Василисе Премудрой на основе ритма (чередования форм бусин). | |
29 | Виды изобразительного искусства. | |
30 | Произведения разных видов искусств. | |
31 | Выполнение этюдов, набросков после беседы. | |
32 | Заочная экскурсия в Музей изобразительного искусства. Пейзаж «Дом на горе». | |
33 | Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. | |
34 | Виртуальная экскурсия по архитектурным достопримечательностям города. Зарисовки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...