Открытый урок по изобразительному искусству
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 3 класс) по теме
Открытый урок по изобразительному искусству на тему "Декоративные узоры в татарском национальном костюме"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk.urok_tat._ornament.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 4.12.2009
Урок: Изобразительное искусство
Тема: Декоративные узоры в татарском национальном костюме.
Тип урока: Комбинированный
Вид деятельности: Декоративное рисование
Цель:
1. Познакомить учащихся с историей татарского национального
костюма.
2. Развивать творческие способности учащихся, глазомер,воображение,
художественный вкус, осуществлять межпредметные связи
( история, искусство).
3. Воспитывать любовь к народному искусству, пробуждать чувство
добра и бережного отношения к историческим ценностям нашего
народа.
Задачи:
1.Закрепить знания ранее полученного материала: основные составля-
ющие национального костюма.
2. Создание декоративных узоров в народных костюмах, использование
музейных экспонатов и исследовательских материалов краеведчес-
ких экспедиций.
3. Научить последовательно выполнять задания учителя.
Оборудование:
для учителя – пособия, музейные экспонаты, сундук, стенд
виды узоров, экран для мульти- медийной презентации;
для учащихся- художественные принадлежности для рисования
красками.
Зрительный ряд: стенд виды орнаментов.
Музыкальный ряд: народны мелодии- плясовые.
Ход урока
1. Орг.момент. Эмоциональный настрой.
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня гости. Давайте улыбкой поприветствуем наших гостей. Улыбнитесь друг- другу. Подумайте о чем нибудь хорошем. Пусть от этой улыбки вам всем станет хорошо. И пусть это настроение будет с вами на протяжении всего дня. Давайте, настроимся на урок, будьте внимательны, сегодня мы узнаем много интересного.
2. Постановка темы и целей урока.
- Как вы думаете, что это такое? ( коробка, ящик)
- Сейчас я скажу волшебное слово и мы узнаем что это такое. Рэкс- пэкс- фэкс.
- Ну и что же это такое? ( это сундук) Сундук
- А вы где нибудь видели эту вещь? ( в деревне, на рисунках, у нас в кабинете, музее)
- Правильно ребята, при посещении музея мы видели настоящий старинный сундук, который привезли из Агрызкого района.
- Нет ли у кого нибудь сундука дома? ( нет)
- А раньше он был в каждом доме.
- Как вы думаете, для чего он был нужен? ( на него садились, складывали вещи, а во внутрь можно было что- нибудь положить.
- В нынешней жизни сундук заменили шифонеры, шкафы. Этот предмет уходит из нашей жизни в историю. Вы знаете много сказок где используется сундук. Во всех сказках с сундуком связана какая нибудь тайна. Давайте, посмотрим, а какая тайна лежит в нашем сундуке.
3. Объяснение нового материала.
- Я вижу здесь много красивых вещей, помогите мне в них разобраться.
- Что вы видите у меня в руке? ( это калфак, женский головной убор, который носили наши бабушки) Калфак
- Правильно, калфак- это женский головной убор. Его шили и вышивали вручную. Обратите внимание на вышивки.
- Что они напоминают? ( они напоминают букеты цветов, изображения птиц, звезды, полумесяц. Калфак вышивали бисером или золотой нитью.
Платье Женское платье- күлмәк шили из однотонных тканей – атласа, тафты, парчи, шелка, сатина со стоящим воротом и вырезом на груди. Сельский женский костюм, который шили из более дешевого материала, украшали вышивкой.
Нагрудник Нагрудник – изү япмасы женщины одевали, чтобы прикрыть вырез женского платья на груди. Шили его на матерчатой основе. Богатые женщины украшали нагрудник дорогими камнями.
Фартук Фартук – алъяпкыч
- Что вы знаете о фартуке, зачем его одевают? ( мамы дома одевают, в школах дети одевали)
- Правильно, фартук одевали чтобы не заморать платье. Но так – как он закрывал большую часть платья женщины украшали их вышивкой. Красивая вышивка, говорила о женщине как о мастерице.
Ичиги Ичиги – читек это женская обувь. Что вы о ней знаете? ( её шили из кожи и узоры вышивали)
- Правильно, как по материалу изготовления, так и по форме ичиги имеют много общего с мужской обувью. Их шили с твердой и мягкой подошвой. Мужская обувь шилась из черной кожи. А женская обувь была многоцветной и узорной. В этих узорах использовалось много ярких цветов, три основных орнамента двулистник, пальметки, розетки обязательно украшали ичиги. Каждый мастер выбирал свои цвета для узоров.
Тюбетейка Тюбетейка- түбәтәй ( это мужской головной убор).
-Также его вышивали золотом и биссером. Вышивка распологалась по плоскому верху тюбетейки в шахматном порядке, а по их жесткому краю была волнообразная цветочно растительная композиция.
Мужская рубаха Мужская рубаха – ирләр күлмәге шилась из однотонного материала, прямого покроя до колен с широкими и длинными рукавами.
Пояс - Как вы думаете для чего нужен был пояс? ( чтобы завязывать одежду)
Пояс – билбау являлся обязательным атрибутом одежды. В длину он был до 5 метров, а в ширину 60-70 см. Их обычно шили из яркого однотонного ситца. Им подпоясывали верхнюю одежду.
Штаны Штаны – ыштан относится к мужской одежде. Они были длиной до щиколоток, без карманов.
Камзол Камзол – камзул ( одевали и женщины и мужчины. Женский костюм был приталиным,а мужской прямого покроя.
4. Закрепление изученного материала.
- Ребята, помогите мне разделить эту одежду на две группы. Кто догадолся какие это двегруппы будут. ( одежда для мальчиков и девочек).
( к доске выходят два ученика и приклеивают надписи с названием одежды к доске.)
- А сейчас, я накрою наш сундук волшебным платком, и должнно призойти чудо. ( в дверь заходит девочка в народном костюме).
- Где вы видели людей в такой красивой одежде? ( на концерте, на городских праздниках) .
- чтобы и у нас было праздничное настроение давайте попросим Алину станцевать для нас. Мы тоже вместе с ней потанцуем. Старайтесь успевать в такт музыки.
- Спасибо вам большое, садитесь ребята.
В нац. одежде В нынешней жизни людей в национальной одежде можно увидеть в фольклорно- музыкальных ансамблях. А ещё на картинах художников.
В старину в таких нарядах ходили все. Женский костюм, который шили из более дешевого материала украшали вышивкой.
- Как вы дамаете, зачем это делали? ( чтобы одежда была красивой и нарядной. И привлекала к себе внимание. Не была скучной.)
- Что изображали на этих узорах? ( цветы, пшеничные колосья, звезды, и полумесяц, изображения птиц и цветов в виде маленьких букетов.)
- Все эти национальные декоративные узоры называются орнаментом
Виды орнамента
5. Творческая практическая работа.
- Сегодня в нашей мастерской каждая группа самостоятельно будет расписывть одежду для кукол, понравившимся орнаментом.
- А прежде чем вы принятись за работу, вспомним правила рисования.
- При рисовании эскиза нельзя сильно нажимать на карандаш.
- Соблюдайте пропорции.
- сначала разукрашиваем мелкие узоры, а потом крупные.
- Не мешай своему соседу.
( звучит медленная музыка)
6. Итог урока.
- О чём мы сегодня с вами говорили на уроке.
- Что делали?
- Давайте посмотрим, у всех ли работы получились? ( куклы выставляютсяна подиум).
( детям на память об уроке раздаются шаблоны с национальным узором)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по изобразительному искусству
Тема: " Портрет моего друга. "...
Конспект открытого урока по изобразительному искусству
Декоративное рисование. Городецкие узоры. Роспись разделочной доски.Знакомство с произведениями народного декоративно - прикладного искусства....
Конспект открытого урока по изобразительному искусству
«Декоративная сказка. Рисование кистью декоративных элементов павловопосадской росписи. Самостоятельное составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев. Ознакомление с росписью мастеров из Па...
Разработка открытого урока по изобразительному искусству во 2 классе по теме Весёлые матрёшки"
В разработку входит план - конспект урока с презентацией...
Открытый урок по изобразительному искусству
Урок был проведён в 5 классе. Тема урока: Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»
Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...
Открытый урок по изобразительному искусству 1 б класс Тема: Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве.
Урок был представлен в рамках методического семинара. Цель: создать условия для знакомства с основными и составными цветами и научить получать цветовые смеси с помощью трех красок чере...