Открытый урок по изобразительному искусству
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 3 класс) по теме

Гильфанова Гульнара Фирдависовна

Открытый урок по изобразительному искусству на тему "Декоративные узоры в татарском национальном костюме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk.urok_tat._ornament.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 4.12.2009

Урок: Изобразительное искусство

Тема: Декоративные узоры в татарском национальном костюме.

Тип урока: Комбинированный

Вид деятельности: Декоративное рисование

Цель:

          1. Познакомить учащихся с историей татарского национального      

        костюма.

2. Развивать творческие способности учащихся, глазомер,воображение,    

        художественный вкус, осуществлять межпредметные связи

        ( история, искусство).

3. Воспитывать любовь к народному искусству, пробуждать чувство

        добра и бережного отношения к историческим ценностям нашего

        народа.

Задачи:

          1.Закрепить знания ранее полученного материала: основные составля-

        ющие национального костюма.

2. Создание декоративных узоров в народных костюмах, использование

        музейных экспонатов и исследовательских материалов краеведчес-

        ких экспедиций.

3. Научить последовательно выполнять задания учителя.

Оборудование:

               для учителя – пособия, музейные экспонаты, сундук, стенд

        виды узоров, экран для мульти- медийной презентации;

        для учащихся- художественные принадлежности для рисования

        красками.

Зрительный ряд: стенд виды орнаментов.

Музыкальный ряд: народны мелодии- плясовые.

        

Ход урока

1. Орг.момент. Эмоциональный настрой.

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня гости. Давайте улыбкой поприветствуем наших гостей. Улыбнитесь друг- другу. Подумайте о чем нибудь хорошем. Пусть от этой улыбки вам всем станет хорошо. И пусть это настроение будет с вами на протяжении всего дня. Давайте, настроимся на урок, будьте внимательны, сегодня мы узнаем много интересного.

2. Постановка темы и целей урока.

- Как вы думаете, что это такое? ( коробка, ящик)

- Сейчас я скажу волшебное слово и мы узнаем что это такое. Рэкс- пэкс- фэкс.

- Ну и что же это такое?  ( это сундук)    Сундук

- А вы где нибудь видели эту вещь? ( в деревне, на рисунках, у нас в кабинете, музее)

- Правильно ребята, при посещении музея мы видели настоящий старинный сундук, который привезли из Агрызкого района.

- Нет ли у кого нибудь сундука дома? ( нет)

- А раньше он был в каждом доме.

- Как вы думаете, для чего он был нужен? ( на него садились, складывали вещи, а во внутрь можно было что- нибудь положить.

- В нынешней жизни сундук заменили шифонеры, шкафы. Этот предмет уходит из нашей жизни в историю. Вы знаете много сказок где используется сундук. Во всех сказках с сундуком связана какая нибудь тайна. Давайте, посмотрим, а какая тайна лежит в нашем сундуке.

3. Объяснение нового материала.

- Я вижу здесь много красивых вещей, помогите мне в них разобраться.

- Что вы видите у меня в руке? ( это калфак, женский головной убор, который  носили наши бабушки)     Калфак

- Правильно,      калфак- это женский головной убор. Его шили и вышивали вручную. Обратите внимание на вышивки.

- Что они напоминают? ( они напоминают букеты цветов, изображения птиц, звезды, полумесяц. Калфак вышивали бисером или золотой нитью.

Платье         Женское платье- күлмәк шили из однотонных тканей – атласа, тафты, парчи, шелка, сатина со стоящим воротом и вырезом на груди. Сельский женский костюм, который шили из более дешевого материала, украшали вышивкой.

Нагрудник      Нагрудник – изү япмасы женщины одевали, чтобы прикрыть вырез женского платья на груди. Шили его на матерчатой основе. Богатые женщины украшали нагрудник дорогими камнями.

Фартук      Фартук – алъяпкыч

- Что вы знаете о фартуке, зачем его одевают? ( мамы дома одевают, в школах дети одевали)

- Правильно, фартук одевали чтобы не заморать платье. Но так – как он закрывал большую часть платья женщины украшали их вышивкой. Красивая вышивка, говорила о женщине как о мастерице.

Ичиги         Ичиги – читек это женская обувь. Что вы о ней знаете? ( её шили из кожи и узоры вышивали)

- Правильно, как по материалу изготовления, так и по форме ичиги имеют много общего с мужской обувью. Их шили с твердой и мягкой подошвой. Мужская обувь шилась из черной кожи. А женская обувь была многоцветной и узорной. В этих узорах использовалось много ярких цветов, три основных орнамента двулистник, пальметки, розетки обязательно украшали ичиги. Каждый мастер выбирал свои цвета для узоров.

Тюбетейка     Тюбетейка- түбәтәй ( это мужской головной убор).

-Также его вышивали золотом и биссером. Вышивка распологалась по плоскому верху тюбетейки в шахматном порядке, а по их жесткому краю была волнообразная цветочно растительная композиция.

Мужская рубаха     Мужская рубаха – ирләр күлмәге  шилась из однотонного материала, прямого покроя до колен с широкими и длинными рукавами.

 Пояс  - Как вы думаете для чего нужен был пояс? ( чтобы завязывать одежду)

Пояс – билбау являлся обязательным атрибутом одежды. В длину он был до 5 метров, а в ширину 60-70 см. Их обычно шили из яркого однотонного ситца. Им подпоясывали верхнюю одежду.

 Штаны    Штаны – ыштан относится к мужской одежде. Они были длиной до щиколоток, без карманов.

Камзол      Камзол – камзул ( одевали и женщины и мужчины. Женский костюм был приталиным,а мужской прямого покроя.

4. Закрепление изученного материала.

- Ребята, помогите мне разделить эту одежду на две группы. Кто догадолся какие это двегруппы будут. ( одежда для мальчиков и девочек).

( к доске выходят два ученика и приклеивают надписи с названием одежды к доске.)

- А сейчас, я накрою наш сундук волшебным платком, и должнно призойти чудо. ( в дверь заходит девочка в народном костюме).

- Где вы видели людей в такой красивой одежде? ( на концерте, на городских праздниках) .

- чтобы и у нас было праздничное настроение давайте попросим Алину станцевать для нас. Мы тоже вместе с ней потанцуем. Старайтесь успевать в такт музыки.

- Спасибо вам большое, садитесь ребята.

В нац. одежде В нынешней жизни людей в национальной одежде можно увидеть в фольклорно- музыкальных ансамблях. А ещё на картинах художников.

В старину в таких нарядах ходили все. Женский костюм, который шили из более дешевого материала украшали вышивкой.

- Как вы дамаете, зачем это делали? ( чтобы одежда была красивой и нарядной. И привлекала к себе внимание. Не была скучной.)

- Что изображали на этих узорах? ( цветы, пшеничные колосья, звезды, и полумесяц, изображения птиц и цветов в виде маленьких букетов.)

- Все эти национальные декоративные узоры называются орнаментом

Виды орнамента

5. Творческая практическая работа.

- Сегодня в нашей мастерской каждая группа самостоятельно будет расписывть одежду для кукол, понравившимся орнаментом.

- А прежде чем вы принятись за работу, вспомним правила рисования.

- При рисовании эскиза нельзя сильно нажимать на карандаш.

- Соблюдайте пропорции.

- сначала разукрашиваем мелкие узоры, а потом крупные.

- Не мешай своему соседу.

( звучит медленная музыка)

6. Итог урока.

- О чём мы сегодня с вами говорили на уроке.

- Что делали?

- Давайте посмотрим, у всех ли работы получились? ( куклы выставляютсяна подиум).

( детям на память об уроке раздаются шаблоны с национальным узором)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по изобразительному искусству

Декоративное рисование. Городецкие узоры. Роспись разделочной доски.Знакомство с произведениями народного декоративно - прикладного искусства....

Конспект открытого урока по изобразительному искусству

«Декоративная сказка. Рисование кистью декоративных элементов павловопосадской росписи. Самостоятельное составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев. Ознакомление с росписью мастеров из Па...

Открытый урок по изобразительному искусству

Урок был проведён в 5 классе. Тема урока: Искусство Жостова. Истоки и современное развитие  промысла....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»

Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...

Открытый урок по изобразительному искусству 1 б класс Тема: Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве.

Урок был представлен в рамках методического семинара. Цель: создать условия для знакомства с основными и составными цветами и научить получать цветовые смеси с помощью трех красок  чере...