рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"1-4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа составлена на основе :
-Сборника программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы (под редакцией КПН, профессора И.М. Бгажноковой);
-ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ;
- АООП 1- 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_1-4_klassy_.izobrazitelnoe_iskusstvo.docx | 51.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №9»
Рабочая программа по предмету
«Изобразительное искусство»
1-4 класс
2017
Предметная область «ИСКУССТВО»
Учебный предмет «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1-4 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Устава КГКОУ ШИ 9 р.п. Переяславка
- Сборника программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы (под редакцией КПН, профессора И.М. Бгажноковой)
- ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (для 1-4 классов)
- АООП 1- 4 классов (5-9 классов)
- Учебного плана КГКОУ ШИ 9 на 2019/2020 учебный год
- Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9
- Положения о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Цель: всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве.
Задачи:
- воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);
- воспитание интереса и любви к искусству, развитие стремления к познанию действительности посредством искусства;
- развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
- развитие познавательной активности, формирования у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
- формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности( в рисовании, лепке, аппликации);
- воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами и самостоятельно;
- формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения общей деятельности.
В образовательную программу по предмету «Изобразительное искусство» включены элементы проекта «Школа агротехнологического профиля». В содержании предмета включается материал, который знакомит обучающихся с жизнью села, сельскохозяйственными работами, профессиями сельских жителей. Беседы по картинам, рисование по темам «Овощи и фрукты», «Наш сад», «Деревенский пейзаж» и т.д. воспитывают любовь к малой Родине, видение своего места в будущей жизни.
Планируемые личностные результаты
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом программа рассчитана:
33 часа в год (1 час в неделю) -1 класс;
68 часов (1 час в неделю +1 час из формируемой части) – 2-4 классы
1 класс
Содержание учебного предмета
Рисование с натуры и по образцу (готовому изображению) (Н); рисование по памяти, представлению (П) и воображению (В); рисование на свободную тему и заданную тему (Т); декоративное рисование (Д).
Лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу (Н), по памяти (П), воображению (В); лепка на тему (Т); лепка декоративной композиции (Д).
Выполнение плоскостной и полу-объемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры (Н), по образцу (О), представлению (П), воображению (В), выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации (Д).
Проведение беседы (Б) о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Подготовительный период обучения. Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и использовать инструменты (карандаши, кисти, краски), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное восприятие: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании)
Приемы лепки:
- отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
- размазывание по картону;
- скатывание, раскатывание, сплющивание;
- примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
- складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
- расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;
- составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
- приемы работы ножницами;
- раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, вверху, над, под, справа от…, слева от…, посередине;
- приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина;
- приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, ручкой):
- рисование с использованием точки (рисование точкой, рисование по заранее расставленным точкам предметов не сложной формы по образцу);
- рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых, вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линий; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу);
- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш.
Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
- штрихование внутри контурного изображения; правила штриховки; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
- рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
- приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
- приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
- правила применения шаблонов;
- обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности. Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции.
Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое).
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Формирование понятий «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.;
Разнообразие форм предметного мира, сходство и контраст форм, геометрические фигуры, природные формы, трансформация форм, передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п..
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок. Понятия «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета.
Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков, путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо – примакивание кистью, рисование сухой кистью, рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства. Примерные темы бесед: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и т.д.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и др.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и др.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Произведения мастеров расписных промыслов (хохлома, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.)
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень:
-умение организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
-выполняя рисунки, использование только одной стороны листа бумаги;
-обведение карандашом шаблонов несложной формы, узнавание и различение в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнение их между собой;
-различение и называние цвета;
-умение ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме с помощью учителя рисовать от руки предметы округлой, треугольной и прямоугольной формы;
-узнавание в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявление эмоционально-эстетического отношения к ним.
Достаточный уровень:
-соединение точек, проведение от руки вертикальных, горизонтальных, наклонных, округлых (замкнутых) линий;
-использование данных учителем ориентиров (опорных точек) и в соответствии с ними размещение изображения на листе бумаги;
-умение ориентироваться на плоскости листа бумаги;
-умение закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
-умение узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
-умение передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
-понимание принципа повторения или чередования элементов в узоре (по форме, по цвету);
2 класс
Содержание учебного предмета
Обучение композиционной деятельности. Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2-3 готовых вырезанных изображения или силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятиями "середина листа", "край листа" (верхний, нижний, левый, правый).
Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное или вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; 2) размеры рисунка в зависимости от величины листа (Учитель использует в этой работе правильные и ошибочные варианты изображений - страые детские работы); наряду со словесной речью учитель использует жесты, характеризующие направление, протяженность, подчеркивающие размер предметов.
Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение). Обращение внимания детей на смысловые связи в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в группы по смыслу.
Обучение детей приемам вырезания силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Обучение способам достижения ритма в узоре в полосе повторением и чередованием формы и цвета элементов узора.
Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над аппликацией, при рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение этапов очередности.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Формирование у детей умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях; прямые линии - в вертикальном,-горизонтальном и наклонном направлении (возможно использование приема дорисовывания).
Обучение приемам изображения сначала с помощью опорных точек, затем без них от руки - геометрических форм - эталонов: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Использование приема "дорисовывание изображения" в формировании этих умений.
Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и способов изображения различных деревьев (береза, ель, сосна).
Формирование представления и развитие умения изображать человека в одежде в статической позе (человек стоит).
Развитие умения рисовать жилые постройки: разные дома городского типа (с использованием приема сравнения).
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. Обучение приемам получения составных цветов в работе с акварелью (зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого). Совершенствование умений узнавать и называть локальный цвет предмета.
Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение приемам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре, покрывать поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, кончиком и корпусом и т.д.). Закрепление приема работы красками "примакивание" (акварелью).
Обучение восприятию произведений искусства. Беседа по плану: Кто написал картину. Чем написал художник картину, на чем. Что художник изобразил на картине. Как нужно смотреть и понимать картину.
Материал к уроку. Произведения живописи и книжной графики: И. Левитан "Золотая осень"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Шишкин "Лес зимой", иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева или др. - по выбору учителя, доступные пониманию учащихся.
Речевой материал. Во втором классе закрепляется речевой материал I класса. Новые слова, словосочетания, фразы: гуашь, фон, акварель; береза, ель, сосна; одежда; кончик кисти; смешивать краски; круглый, квадратный, треугольный.
Смешай краски. Примакивай кистью вот так... Я смешиваю краски.
Картину нарисовал художник. Что он нарисовал? Что это? Что делает? Какое время года? Почему?
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень:
-рисование простым карандашом волнистых, ломаных, прямых линий в разных направлениях (вертикальные, горизонтальные, наклонные) с помощью учителя;
-рисование предметов простой формы (с помощью опорных точек, по шаблону);
-изображение фигуры человека в лепке и в рисунке (под руководством учителя);
-рисование деревьев сразу кистью или фломастером, передавая отличительные признаки, учитывая строение;
-умение передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на тему;
-следование предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании.
Достаточный уровень:
-рисование простым карандашом волнистых, ломаных, прямых линий в разных направлениях (вертикальные, горизонтальные, наклонные);
-рисование предметов простой формы (с помощью опорных точек, по шаблону);
-изображение фигуры человека в лепке и в рисунке (под руководством учителя);
-изображение домов городского и деревенского типа;
-уметь передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на тему;
-выполнение в технике аппликации узора в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета (с помощью учителя);
-следование предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании.
-знание элементарных сведений о работе художника, её особенностях;
-знание основных требований к композиции изображения на листе бумаги (с подсказкой учителя);
-знание некоторых характерных признаков деревьев разных пород (берёзы, ели, сосны);
-знание речевого материала, изучавшегося в 1 и 2 классах.
3 класс
Содержание учебного предмета
«Обучение композиционной деятельности». Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости, учитывать протяженность листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; закрепление умения учитывать необходимость соответствия размера рисунка и величины листа бумаги.
Развитие пространственных представлении. Работа над понятиями "перед...", "за...", "около...", "рядом...", "с...", "далеко от...", "посередине", "справа от...", "слева от...".
формирование умения изображать предметы в рисунке при передаче глубины пространства: ближние - ниже, дальние - выше на листе бумаги; использовать прием загораживания одних предметов другими, уменьшения величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя.
Знакомство с различными вариантами построения композиции в декоративной работе (в вертикальном и горизонтальном формате), обучение способам достижения ритма в узоре повторением и чередованием формы и цвета его элементов.
Формирование умения самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность (лепка, работу над аппликацией, рисование).
Примерные задания. Рисование на темы: "Осень. Птицы улетают"; "Дети лепят снеговика"; "Скворечник на березе. Весна"; "Деревня. Дома и деревья в деревне летом". Иллюстрирование сказки "Колобок": "Колобок лежит на окне", "Колобок катится по дорожке".
Выполнение аппликаций. "Закладка для книг" (узор из растительных форм). "Разная посуда" (коллективная работа: на цветной фон наклеиваются чашки, кружки, кринки, которые дети вырезают из полосок сложенной вдвое бумаги).
Выполнение узора с помощью картофельного штампа (элементы узора - растительные формы, снежинки и т.п. - выполняются с помощью учителя).
«Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию». Формирование навыков обследования предметов с целью их изображения; использование метода сравнения в этой работе, определенной последовательности в видах работ: сначала лепка, затем составление аппликации и рисование.
Формирование умения соотносить форму предмета с эталонными геометрическими фигурами {кругом, овалом, квадратом и др.).
Формирование представлений о строении тела животных и способах изображения некоторых животных в лепке и аппликации (с опорой на образы дымковских игрушек: "Лошадка", "Гусь" или др.).
Формирование умения передавать движение формы (человек идет, бежит: дерево на ветру, развивающийся на ветру флаг).
Формирование элементарных представлении о явлениях симметрии и асимметрии в природе. Знакомство с осевой симметрией на примере строения насекомых (бабочка, стрекоза, жук), конструктивных особенностей посуды (кринка, стакан, кастрюля).
Обучение приемам изображения элементов декора Городецких игрушек (листья, цветы, бутоны). Выполнение узора в квадрате с использованием элементов Городецкой росписи. Обучению приему составления узора в квадрате с учетом центральной симметрии в аппликации.
Примерные задания. Лепка; "Зайчик", "Гусь" по мотивам дымковской игрушки; пирамида из шаров, круглых лепешек, вылепленных в сериации по величине из пластилина; "Человек стоит - идет - бежит" (преобразование вылепленной из пластилина фигурки человека).
Аппликация. "Бабочка" (вырезание из цветной бумаги, сложенной вдвое; дорисовывание фломастером); "Узор в квадрате из листьев".
Рисование с натуры вылепленных игрушек: "Лошадка" или "Гусь" по выбору учителя; рисование с натуры разной посуды: чашки, кружки, кринки и т.п.
Рисование по образцу и наблюдению: "Деревья зимой" (черная гуашь, кисть, шариковая ручка). "Деревья осенью. Дует ветер".
Рисование с натуры вылепленного человечка в положении статики и динамики (стоит, идет, бежит).
Рисование элементов Городецкой росписи (листья, бутоны, цветы). Составление узора в квадрате: "Коробочка".
«Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи». Расширение представлений учащихся о цвете и красках: работа над понятиями "основные" ("главные") цвета - красный, синий, желтый и "составные цвета" (как цвета, которые можно составить из основных, главных цветов - зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый).
Развитие технических навыков работы красками. Закрепление приемов получения смешанных цветов на палитре.
Обучение приемам посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил). Получение голубой, розовой, светло-зеленой, серой, светло-коричневой краски. Использование полученных осветленных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.
Примерные задания. Рисование с натуры трех пиров, окрашенных в главные цвета. Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить составными цветами (например, лист тополя, апельсин, цветок и т.п.)
Упражнение. Получение на палитре оттенков черного цвета (темно-серый, серый, светло-серчй), зеленого цвета (светло-зеленый), и окраска изображений (например, лист сирени, монеты и т.п.).
Раскрашивание нарисованных с натуры предметов (посуда, игрушки самой простой формы, например, мяч, кубики и т.п.).
Рисование элементов Городецкой или Косовской росписи (листья, бутоны, цветы). Работа в цвете на темы: "Осень. Птицы улетают", "Дети лепят снеговика", "Скворечник на березе. Весна", "Деревня. Дома и деревья в деревне летом". (Использование расширенных знаний учащихся о цвете, закрепление приемов получения светлых оттенков цвета при изображении кеба, земли, стволов деревьев).
«Обучение восприятию произведений искусства». Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного искусства.
Беседа по плану. Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать. Как он рассматривает предметы, чтобы их нарисовать, придумать
другие. Как художник изображает деревья в разные времена года. Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др.
Примерный материал к урокам. Произведения живописи: И.Левитан "Золотая осень", "Весна. Большая вода", "Березовая роща", И. Шишкин "Лес зимой", "Рожь", "Дубы"; Куинджи "Березовая роща"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Бродский "Опавшие листья"; А. Пластов "Колокольчики и ромашки", "Первый снег"; К. Коровин "Зимой"; Ф. Толстой "Ветка липы".
Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенце, платки с узорами, изделия Городца, Косова, Дымково, Хохломы, Каргополя.
Речевой материал. Закрепление речевого материала I и II класса. Новые слова, словосочетания, фразы: художник, природа, красота; белила, палитра; ритм (в узоре); фон; украшение, движение; загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать; уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать; идет, бежит, стоит; развевается (флаг на ветру); примакивать, высыхать (о краске); светлый (светло-синий) и т.д; голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко, далеко; форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, (картофельный) штамп, русский узор, народный узор; Россия, Русь, народ, русский и другие народности. Приготовь рабочее место; рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй, как запомнил (по памяти); работай кончиком кисти, вот так; помой кисточку в воде; в узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре желтый; форма предмета похожа на овал; сначала нарисую ствол, потом ветки. Машина загораживает дом.
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень:
-сравнение своего рисунка с изображаемым предметом;
-нахождение правильного изображения предмета среди выполненных ошибочно;
-умение достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;
-соотнесение формы предметов с геометрическими талонами (На что похожа форма?);
-владение приёмами осветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил);
-умение рассказывать, что изображено на картинке, перечислять характерные признаки изображённого времени года)
Достаточный уровень:
-умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
-умение находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;
-умение достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;
-изображение элементов городецкой росписи (с помощью учителя);
-соотнесение формы предметов с геометрическими талонами (На что похожа форма?);
-владение приёмами осветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил);
-умение рассказывать, что изображено на картинке, перечислять характерные признаки изображённого времени года (с помощью учителя)
-знание частей конструкции изображаемого предмета (строение объектов): части дерева, дома, тела человека;
-знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Городец и др.
-знание приёмов передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с расположенными вблизи;
-знание о существующем в природе явлении осевой симметрии;
-умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом.
Содержание программы
4 класс
«Обучение композиционной деятельности» Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).
Примерные задания
«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор".
Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).
Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".
Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".
«Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию» Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по выбору учащихся;
Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием.
Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);
передавать глубину пространства, используя загораживание одних
предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя; работать акварелью "по-мокрому".
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя;
рациональная организация своей изобразительной деятельности;
планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- рисование с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
- применение приемов работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
-ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
- знание выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др;
- знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
- применение разных способов лепки;
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Учебно-методическое обеспечение
Изобразительное искусство. 1, 2, 3, 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ М. Ю. Рау, Зыкова М. А. – М.: Просвещение, 2017-2020.
Материально – техническое обеспечение
- Объекты для рисования с натуры (игрушки, посуда, муляжи овощей и фруктов).
- Компьютер.
- Копилка электронных презентаций по темам программы.
В начальной школе происходит знакомство с денежными знаками, мерами стоимости, ценой и стоимостью товаров. Младшие школьники учатся пользоваться карманными деньгами: оплачивать обеды в школе, рассчитывать сдачу. Дети знакомятся с товарами. Обязательными становятся задачи на расчет стоимости; пользуясь таблицами с данными, ученик будет совершать покупки: например, будучи ограниченным конкретной суммой, он должен принять решение, какие билеты в театр он может себе позволить купить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по авторской программе С.Г.Ашиковой
Рабочая программа по изобразительному искусству расчитана на духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта и эмоционал...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017
Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (на основе авторской программы Б.М.Неменского)
Рабочая программа по изобразительному искусству ( на основе авторской программы "Изобразительное искусство" Б.М. Неменского)...