Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе «Узоры, которые придумали люди. Импровизация на тему Дымковской игрушки».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Иванова Мария Алексеевна

Знакомство с историей возникновения и собенностями росписи  дымковской игрушки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_dymkovskaya_igrushka.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 1 классе

Работу выполнила: Иванова Мария Алексеевна

Тема урока: «Узоры, которые придумали люди.

Импровизация на тему Дымковской игрушки».

Тип урока: изучение нового материала

Образовательные ресурсы:

1)Художественные материалы: гуашь, кисти.

2)Зрительный ряд: анимация «Элементы узоров дымковской игрушки», презентация материалов к уроку (образцы изделий, орнаментов), фонограмма отрывков  из народных напевов. 

Цель урока.

Продолжить знакомство с народными промыслами, познакомить детей с новым промыслом – дымковская игрушка.

Задачи:

- познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки;

-развивать самостоятельность в выборе композиционных решений;

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;

-воспитывать аккуратность и творческое воображение;

- воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование для учителя:

-проекционный аппарат для показа слайдов;

-программа со слайдами.

Оборудование для учеников:

-кисточка, краски, трафареты барыни.

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические приёмы и педагогическая деятельность

Умения, формируемые у учащихся

1.Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Организация внимания.

-Дорогие дети, я рада видеть вас в творческой мастерской. Посмотрите друг на друга, на меня. Улыбнитесь!

Приветствуют учителя.

Создание эмоционального настроения. Проверка готовности к занятию.

Умение организовывать своё рабочее место.

Самоконтроль своих действий.

2. Введение в тему. Создание проблемной ситуации.

Постановка и формулирование учебной задачи.

От вашей улыбки стало светлее, а может от того, что к нам в гости пришли эти удивительные игрушки.                                                                                       Показ слайда.

-Давайте поиграем в игру «Третий лишний» и найдём среди этих игрушек одну лишнюю (на слайде филимоновская и дымковские игрушки).

-Почему исключили эту игрушку? В чём различие?

-Это филимоновская игрушка и мы к ней ещё вернёмся, а две другие дымковские. Именно они нас сегодня интересуют.                                          -Сегодня на уроке вы узнаете о различных узорах, которые создали люди, сами придумаете и создадите свой журнал мод для дымковской барышни.

Внимательно слушают учителя.

(в росписи, во внешнем виде)

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

3. Введение в тему урока.

Эвристическая беседа.

-Показ  слайда

-Как вы думаете, почему они получили такое название? (От того места, где их делают.)

-Опишите эти игрушки.

(Яркие, красочные, необычной формы.)

Объяснение нового материала. Рассказ учителя.

Дымковская игрушка так называется, потому что родилась в слободе Дымково недалеко от города Вятки, что находится на реке Вятка.

Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, с этим связано название слободы, а может, оно возникло оттого, что вился над каждым домом дым из русской печки, когда мастера обжигали игрушки.

Разными ремёслами здесь занимались её жители, но дымковское дело привилось здесь лучше всего. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушке.

 Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой происходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием «Свистунья».

-А почему так назывался праздник?

- Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик.

Показ слайда, на котором написано стихотворение.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

Дети описывают игрушки по плану, предлагаемому учителем (план записан на доске):

1) Название игрушек.

2)Какой узор преобладает.

3) Цвет росписи.

(предположения детей)

Беседа.

 Показ анимации: орнаменты разных народов.

4. Первичное закрепление.

-Тише! Тише! Игрушки рассказывают мне одну историю.

В некотором царстве, в волшебном государстве есть игрушечный город, в котором жили-были весёлые, яркие, нарядные игрушки. Каждый, кто не взглянет на них, невольно улыбнётся. Как много в них света, словно солнышко играет, словно весёлая песня звучит. Все они жили в своей стране свободно и весело. Но однажды случилось вот что. К ним в город прилетела злая старая колдунья. Она похитила самую красивую игрушку и заточила её в темнице своего мрачного подземелья. Все жители игрушечного города стали грустными и унылыми. На помощь к ним пришла добрая волшебница. Она рассказала, что злые чары колдуньи сможет разрушить волшебное слово, но чтобы его узнать, надо ответить на вопросы. Игрушки обращаются к вам за помощью.

Вы готовы помочь? Тогда давайте быстрее разгадаем и узнаем: какую игрушку похитила и заточила в своём подземелье колдунья. Для этого надо вспомнить всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке.

Показ  слайда. Кроссворд.

1.На какой фон наносятся яркие узоры?

2.Из чего лепят игрушки?

3.Каким узором украшали  мастера игрушки?

4.Как называется старинная слобода, из которой пришли эти удивительные игрушки?

-Как называется праздник, который проходит на берегу реки Вятка?

-Как называется город, рядом с которым находится Дымково?

На слайде высвечивается слово барыня.

Показ слайда. Барыня.

Разгадывание кроссворда:

-белый

-глина

-геометрический

-Дымково

-Свистунья

-Вятка

Сказочный рассказ.

Разгадывание кроссворда.

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать товарищей и учителя. Регулятивные: Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

5. Педагогический рисунок.

-Расположу лист по вертикали. Сначала обведу по шаблону барыню (приложе-ние 2). Дальше буду создавать для неё наряд. Как правило, роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь, кормилиц, кавалеров головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом (приложение 1). На белом лице с чуть выступающим курносым носом рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками-глазками. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом.

При рисовании использую приём прикладывания кисти, наношу точки, завитки, клетки, круги краской.

Учащиеся внимательно слушают учителя, следят за работой.

Показ, рассказ.

Умение составлять план выполнения задания.

6.Творческая самостоятельная работа детей.

Классу предлагается задание порадовать барыню. На альбомном листе расписать её костюм. Из получившихся работ создать «Журнал мод для барыни».

Во время работы учитель включает музыку и поясняет ученикам о том, что не следует копировать образцы дымковских игрушек, предлагая им импровизировать, опираясь на стиль формы и декора известной игрушки, расписывая по законам красоты.

Приступают к практической работе. Выполняют творческое задание.

Самостоятельная практическая работа (под русскую народную музыку, фонограмма).

Регулятивные: Создание орнамента, используя гуашь, самостоятельный выбор цвета и фона для работы, оценивает результат своей работы. Личностные: Формирование навыков работы красками, умение использовать цвет и элементы узоров для достижения своего замысла.

6. Итог урока. Рефлексия.

1) Выставка работ учащихся и их обсуждение.

-Чей орнамент вам понравился больше всего? Почему?

-Кто не успел дорисовать, можете сделать это дома.

Принимают участие в организации выставки работ.

Оценивают правильность выполненного задания. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Выставка работ.

Личностные: повышение культуры речевого общения, развитие способностей к творческому самовыражению. Умение действовать по плану, формулировать своё мнение, адекватно оценивать свою работу и работы друзей.

2) Обобщение.

-Что нового узнали на уроке?

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Умение обобщать

-Чему научились на уроке?

-Придумывать и рисовать свои узоры.

3) Уборка рабочего места.

Личностные: Умение привести в порядок своё рабочее место.

Приложение 1

http://uzluga.ru/potre/%D0%94%D1%8B%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0e/img7.jpg

Приложение 2

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska-dimkovskaya-igrushka31.jpg            http://www.playing-field.ru/img/2015/052104/4343031


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

Импровизация на тему Дымковской игрушки

На уроке рисования дети попадают в творческую мастерскую, где узнают об истории происхождения и особенности росписи дымковской игрушки и соблюдая законы красоты распишут игрушки....

урок изобразительного искусства 1 класс "Узоры на крыльях"

Данный урок соответствует  ФГОС.  К уроку прилагается презентация...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:"«Плывет птицей белый лайнер, а создал его дизайнер». Эскиз игрушки"

ДИЗАЙН – это творческая работа, проектирование удобных и красивых вещей. «Дизайн» в переводе с английского – «проект, эскиз, рисунок, замысел». Игрушка придумывалась, придумывается и будет придумывать...

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс " Узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник- готовая форма)"

Данная разработка содержит презентацию и поэтапное выполнение работы. Коспект будет полезен учителям школ VIII вида....